При съемках фильмов про великого сыщика, необходимо учесть одну особенность – сюжет рассказов известен большинству зрителей и задача режиссёра, несмотря на это, сохранить интригу. Когда ты знаешь в целом «что будет», но не предполагаешь «как». Сериал «Шерлок» с этой задачей справился отменно – повествование там настолько лихо интерпретировано, что держит у экрана до последнего [...]
Так как я питаю неодолимую склонность к римской литературе (особенно периода империи), то стараюсь её читать достаточно регулярно, - и вот в последнее время дотянулись мои руки до Гая Саллюстия Криспа, конкретно - "О заговоре Катилины". И буквально первые строки следующие:
"Всем людям, стремящимся отличаться от остальных, следует всячески стараться не прожить жизнь безвестно, подобно скотине, которую природа создала склоненной к земле и покорной чреву. Вся наша сила ведь — в духе и теле: дух большей частью повелитель, тело — раб; первый у нас — общий с богами, второе — с животными. Поэтому мне кажется более разумным искать славы с помощью ума, а не тела, и, так как сама жизнь, которой мы радуемся, коротка, оставлять по себе как можно более долгую память. Потому что слава, какую дают богатство и красота, скоротечна и непрочна, доблесть же — достояние блистательное и вечное."
Далее автор развивает ту мысль, что для уважающего себя человека естественно ориентироваться на высокие образцы доблести и добродетели, равняться на них и стремиться добиться не меньшей славы, нежели они; только в этом случае можно будет сказать, что жизнь прожита не зря, и ты оставишь по себе добрую память. Вообще эта логика была свойственна Риму, да и не только ему - стремиться к высотам и сверять свою жизнь с какими-то высокими образцами.
После этого лезу я в интернет, и обнаруживаю одну из классических рассылок, которых нынче развелось видимо-невидимо, всяческие полезные советы на все случаи жизни, решения всех проблем сразу и так далее. На этот раз сборник мудростей назывался "14 вещей, которые мне следовало бы узнать ещё в школе"; в нём одним из пунктов содержалась следующая мысль:
"Если вы сравниваете себя с другими, вы позволяете внешнему миру контролировать свое самоощущение. Перепады настроения вам обеспечены. Гораздо более продуктивно сравнивать себя с собой же. Чтобы увидеть, насколько вы продвинулись вперед, каких целей вы достигли и как вы выросли над собой. Возможно, это звучит не так уж и замечательно, но в конце концов это принесет внутренний покой, укрепит силу воли и наполнит вас положительными эмоциями."
Разница в восприятии заметна невооружённым глазом. Римляне стремились к тому, чтобы действительно остаться в веках, ставили перед собой высокие цели и минимумом их требований было остаться в памяти поколений. Мы не желаем ставить перед собой заведомо невыполнимых целей, мы хотим получать удовлетворение от того, что чуть-чуть приподнялись над собственным уровнем.
Мы слишком заботимся о том, чтобы избегать "перепадов настроения", "получать внутренний покой" и "наполняться положительными эмоциями". Мы так боимся стрессов, что стараемся отсечь всякую возможность их получения. Римляне тоже частенько проповедовали стоицизм - но на совершенно другом уровне. Они-то говорили, что надо себя воспитывать в строгости, не позволять эмоциям брать над собой верх не для того, чтобы жить в благостном покое, а потому что поддаваться эмоциям - значит проявлять духовную незрелость, невоспитанность. А мы просто себя оберегаем, чтобы не дай бог не перенапрячь нервную систему. С точки зрения римлян, духовно зрелый человек - тот, кто ко всему относится философски и сохраняет внутреннее благородство; об этом много писал Марк Аврелий Антонин в своих "Размышлениях". Мы же сохраняем инфантильный взгляд, просто отворачиваясь от проблем, делая вид, что не замечаем их - мы не хотим понимать собственное ничтожество, сравнивая себя с кем-то подлинно великим; мы хотим радоваться, добившись крошечного собственного достижения. Для маленького ребёнка - это да, это подходит; он делает первые шаги, и для него, в его личном восприятии это целая революция. Но ребёнок растёт, и пора выходить на другой уровень - теперь уже недостаточно ограничиваться собственными подвигами, надо смотреть, а что же происходит во внешнем мире, и ориентироваться на то, что делают другие. Но современная философия считает, что надо всё время только радоваться исключительно своим достижениям, и всю жизнь проводить в вечном самодовольстве - ах, какой я умница! я сделал вот это, какая я прелесть! Лишь бы не допустить огорчений, лишь бы не позволить подкрасться отрицательным эмоциям... нет, надо всё время быть довольным собой...
Может быть, это и правильно с точки зрения сохранения душевного спокойствия - но кто сказал, что это так важно? Мне как-то ближе люди с беспокойным духом, которым хочется развиваться и дальше, которые ориентируются на настоящие вершины. Может быть, они этих вершин никогда не достигнут - но они всю жизнь будут стремиться выше и выше.
Воровать - так миллион. Целовать - так королеву. Мечтать - так о чём-то крупном, значимом, большом. Римляне своего добились - мы их помним до сих пор, и люди того времени до сего дня оказывают влияние на нас. А вот кого из нашего времени вспомнят через 2.000 лет? Кого - утешающего себя мыслями, что сегодня он сделал что-то чуть лучше, чем вчера? Опять же, это тоже метод, тоже путь, - но люди с таким взглядом на жизнь никогда не оставят память по себе.
Ну вот, получилось, что я опять ругаю ругмя нынешнее время... на самом деле это не совсем так. Я понимаю, что нынешняя философия способна сделать конкретного человека более счастливым и приспособленным к жизни. Но ведь каждый вправе выбирать, что ближе лично ему, так? Так вот мне ближе римская философия. На мой взгляд, лучше ставить перед собой супер-цель, - даже если ничего не удастся, всё равно приятно вспомнить: я не к чему-нибудь стремился, а вот к экому!
Пуская я умру под забором, как пёс,
пусть жизнь меня в землю втоптала -
я верю: то бог меня снегом занёс,
то буря меня целовала!
А.А. Блок.
Настроение сейчас - думательскоеВ колонках играет - разнообразные шумы