«Приклоните ухо, небеса, и буду говорить, и (тогда) услышит земля мягкие речи моих уст», – ...
«Приклоните ухо, небеса, и буду говорить, и (тогда) услышит земля мягкие речи моих уст», – начинается последняя песнь пророка Моше в предпоследнем разделе Торы. Традиция считает эту фразу не просто красивым поэтическим повтором, а ищет смысл в использовании разных слов «аазину ашамаим веадабера ветишма аараец имрей пи». Но мнения комментаторов расходятся до противоложности, хотя замечание Раши: «буду говорить» (ваадабера) – это тяжелые, сильные выражения, а «речи» (имрей), наоборот, мягкие слова – не вызывает возражний.
Мне кажется, для понимания важно иметь в виду и следующую фразу: «Будет мое учение капать как дождь, и прольется мое речение как роса, будто вихрь с дождем на растения, будто ливень на траву».
Но начнем с первой. Две ее части, по-моему, отражают условие, причинно-следственную связь: если Небеса ответят на просьбу пророка – Творец прислушается к его словам, «тогда» земля услышит его мягкие (тихие) речи.
Как человеку докричаться до современников – гласу, вопиющему в пустыне, как добиться, чтобы множество его услышало – если нет пророка в своем отечестве, если голос естественно теряется, гаснет неслышен в шуме толпы?
Надо обратиться к Всевышнему и говорить Ему. Прямо, взывая от всего сердца, кричать и повторять. И, если соблаговолит и приклонит Свое ухо, обратит благосклонно Свое внимание, Он усилит слабый голос человека и донесет до земли и сделает его слышным.
А вторая фраза приводит наглядный образ, как воплощаются просьбы человека, чтобы его учение было услышано.
Как еврейский народ узнает на святой земле, на которую они переходят, что они слушают Учение Б-га, правильно слышат его и послушны Ему (тишма)? Каков зеак веных свидетелй неба и земли для человека и человечества?
Здесь, возможно, есть и горькое воспоминание и исправление промаха Моше, который не приказал скале дать воду, а извлек ударами посоха, за что лишился радости и заповеди ступать по обетованной земле. Теперь он говорит народу: просите Его, молите Небеса - и вы, и земля получите воду.
Как сказано: «праведник постановляет, и Святой, благословен Он, исполняет». В точности как было впоследствии с Хони амеагелем, когда вначале в ответ на его молитву с неба только закапало, а затем на его усиление молитвы и заклятие Небес разразилась буря с дождем. (Что я наблюдал своими глазами в конце восьмидесятых в Иерусалиме, как и весь Израиль, при втором дне общих молитв о дожде на третий год засухи).
В песне Аазину сказано: «Когда давал Творец народам наследие, разделил сынов человеческих, Он ...
В песне Аазину сказано: «Когда давал Творец народам наследие, разделил сынов человеческих, Он поставил народам границы по числу потомков Израиля. Но остался Его народ – долей Б-га, Яков – уделом (хевель) Его наследия» (Дварим, 32:8-9).
Есть несколько толкований слова хевель, которое также значит веревка, канат. При переводе «удел», вторая часть второй фразы повторяет первую и не несет дополнительного смысла. И не понятно еще, почему в первой фразе сказано Израиля, а во второй Яков, хотя в Торе сказано именно «Семьюдесятью душами Яков спустился в Енипет», причем Яков (слабое состояние), а не Израиль (состояние победы и мощи). И нередко домом Якова называются женщины-еврейки, может, потому, что прежде они больше сохраняли верность Ему, чем мужчины.
Итак, Яков здесь, возможно – канат, который соединяет и ограничивает все народы, даже находясь в изгнании, рассеянии, соединяя их с Б-гом, оставляя Его наследием и влияя на них, приводя к Нему!
в окно ...
ночная бабочка устав от жизни
лежала мертвой на полу
но утром дети бросили ее
в окно «гулять»
и полетела
* * *
© Все права принадлежат Ам Асефер, Г. Спинадель
052-890-8899
gedaliasp@gmail.com; gedalia.spinadel
...
Коэны давали эту браху нам в Храме и продолжают благословлять ей сейчас, спустя три тысячи лет, теми ...
Коэны давали эту браху нам в Храме и продолжают благословлять ей сейчас, спустя три тысячи лет, теми же тремя фразами и пятнадцатью словами. Я писал недавно об этом, а сейчас, в Йом Кипур, услышал по-новому.
Первая фраза Благословит тебя Б-г и сохранит. «Благословит» (браха) – умножит (распространит то, что есть, прежде всего, материально). И «сохранит», потому что излишества опасны, как говорят: «Добавляющий убавляет». И потому что это множество может исчезнуть вмиг, как говорят «Богат не тот, кто много получает, а тот, кто умеет хранить».
Вторая фраза: Осветит Б-г к тебе Свое лицо и помилует тебя. Осветит тебя – как это прекрасно! Но на свету видны все пятна и изъяны – однако увидев, все-таки помилует. Потому что любит.
Третья фраза: Поднимет Б-г к тебе свое Лицо и даст тебе шалом. Уже не только свет, который распространяется вокруг, но личное обращение! И еще большая опасность перехода на личности. Но даст тебе «шалом».
Шалом – гармонию двух аспектов Всевышнего, Меры Суда и Закона и Милости, где правая сильная рука дает и привлекает, а левая ограничивает и удерживает.