![]() Каталоги Сервисы Блограйдеры Обратная связь Блогосфера
![]() ![]()
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
![]() Война на Украине: чью сторону занимают правые и левые в мире2014-06-05 23:36:58![]() Прежде всего ...
![]() Прежде всего обратим внимание на отсутствие однозначных трактовок украинских событий мировой политической общественностью. Относительно Украины позиции партий и движений во всем мире разделились отнюдь не на основе идеологических разночтений. Так, и среди правых, и среди левых можно встретить как горячих сторонников Майдана и (косвенно) утвердившейся в Киеве власти, так и не менее активных ее противников, которые поддерживают и возвращение Крыма России, и «русскую весну» Донбасса и Луганщины. Для целого ряда европейских национал-радикальных организаций понятие «единый фронт идентичностей» против неолиберализма и мультикультурализма — новый тренд. Суть его сводится к тому, что империи в современном мире не должны существовать, каждая нация имеет свою уникальность и, соответственно, следует стремиться к дружественному взаимодействию национальных общностей в борьбе против общего врага — неолиберального мирового порядка с одной стороны и «империалистических» замыслов государств вроде России — с другой стороны. Такой точки зрения, в частности, придерживается итальянская организация Casa Pound, названная так в честь знаменитого писателя Эзры Паунда. Идеология Casa Pound — вариация «третьего пути» европейских «новых правых», с определенной долей «левизны», но также и без явных симпатий к расизму и нацизму. «Правый сектор», если можно говорить о нем как об едином политическом феномене, как раз придерживается подобной идеологии. Это сочетание националистических и социалистических идей с очевидной тенденцией к «антиимпериализму», который на практике легко трансформируется в обычную русофобию. С разговорами о борьбе идентичностей против мирового порядка или современных империй эта часть европейских правых, однако, оказалась инструментом в руках тех же самых американских политиков. Последние давно уяснили, что дестабилизировать ситуацию в других государствах следует не путём использования собственных граждан в качестве «пушечного мяса» (Вьетнам стал хорошим уроком!), а посредством опоры на радикалов всех мастей. В Сирии и Египте ими оказались местные исламские фундаменталисты. На Украине же роль «антиавторитарной оппозиции» прекрасно играет «Правый сектор» — последователи Бандеры и Шухевича. Кстати, о «фронте идентичностей». Идентичность жителей Крыма или Донбасса почему-то не заботит прокиевски настроенных европейских или российских правых. Таким образом, «единый фронт идентичностей» в действительности оказывается типичным американским двойным стандартом. В Крыму и Донбассе — «сепаратисты» и «террористы», против которых стоит поддерживать Киев. В Косово или Сирии — «герои» и «революционеры». Почему же косовары имеют право на самоопределение, а крымчане — нет? Ответить на этот вопрос сторонники «фронта идентичностей» не в состоянии. Они могут лишь разглагольствовать о происках российского империализма и ссылаться на то, что весь протест в Донецке или Луганске инспирирован извне российской властью. С другой стороны, среди вменяемой части европейских правых, напротив, нарастают симпатии к российской позиции по Украине. В частности, лидер Национального фронта Франции Марин Ле Пен выступила в поддержку федерализации Украины, категорически раскритиковала введение санкций против России. А ведь Национальный фронт — самая влиятельная во Франции правоконсервативная политическая сила. Со схожих позиций выступают и греческие националисты из «Золотой зари» («Хриси авги») — крупнейшей в стране праворадикальной организации. Что касается венгерской праворадикальной партии «Йоббик», то ее лидер Габор Вона не только раскритиковал киевский режим, но и солидаризовался с народно-освободительной борьбой Юго-востока, поддержав референдумы в Донецке и Луганске. Конечно, в поддержке «Йоббиком» самоопределения Юго-востока играет роль и венгерский фактор на Западной Украине: в Закарпатской области проживает до 200 тысяч этнических венгров, которые также рассчитывают на получение широкой автономии. Таким образом, мы видим, что среди европейских правых нет единства мнений по событиям на Украине. И радует то, что более респектабельные и действительно признанные в политике своих стран силы вроде Национального фронта или «Йоббика» солидаризуются с позицией Юго-востока. Особую специфику имеет логика крайне левых — троцкистов и анархистов, которые выступают в поддержку Майдана, невзирая на то, что ключевую «скрипку» там играют их исторические противники — ультраправые. Давно известно, что многие левацкие группировки Европы, да и России, по сути являются лишь авангардной частью неолиберального мирового порядка. Наглядной демонстрацией этого стал недавний прием американскими конгрессменами «Пусси Райт». «Бешеные писи» вроде как панки и леваки, тогда зачем же им ездить на поклон к американскому истеблишменту, к той самой буржуазии, которую они должны ненавидеть и отрицать? Впрочем, не все леваки приняли сторону «мирового зла» в украинских событиях. Так, в ополчении Юго-востока, по сведениям автора, принимают участие активисты РКАС — Революционной конфедерации анархо-синдикалистов. Это крупнейшая на территории Восточной Украины анархо-синдикалистская организация, которая отличается от прочих анархистов тем, что делает упор не на субкультурную молодежь, а на рабочих, прежде всего на донецких шахтеров и работников промышленных предприятий. Конечно, численность левых, участвующих в антибандеровском сопротивлении на Украине, не столь велика, но те, кто принимает участие, заслуживают уважения. Это и Алексей Албу, депутат Одесского областного совета, и погибший в Доме профсоюзов активист «Боротьбы» Андрей Бражевский. Из леворадикальных фигур мирового значения борьбу народа Юго-востока поддержал всемирно известный боец Джефф Монсон — тот самый, который не только спортсмен, но еще и философ-анархист. В любом случае, мы видим, что позиции политических сил по событиям в Украине разделились полярно, и не всегда точка зрения конкретных политических активистов или организаций совпадает с общей линией, которой придерживаются сторонники той или иной политической идеологии. Основное разделение проходит по реальному, а не декларативному отношению к американской модели «нового мирового порядка» и навязываемой странам и народам мира системе ценностей. Илья Полонский Тэги: бедствия, борьба, война, войны, гражданская, гражданские, днр, евромайдан, идентичносте, киевская, левые, ликбез, лнр, мультикультурализм, науки,историогрфия, ннг, политика,геополитика(видео, политические, политический, политология, портреты, правые, происшествия,мятежи,скандалы,стихийные, россия,ссср,русский, силы, социо-гуманитарные, ссылка, тексты), украина,белоруссия,другие, украине, хунта, язык Какая печаль,6-й флот США больше не подплывет к берегам Белоруссии...2014-06-05 22:12:20http://www.vestifinance.ru/articles/43627 ... + развернуть текст сохранённая копия http://www.vestifinance.ru/articles/43627 Допсакились? - http://www.segodnia.ru/content/140638 Похоже на то, что граждане во многих странах мира, интересующиеся международной политикой, теперь лишатся идиотских перлов Джен Псаки. Видимо, даже американцы наконец поняли, что дальше эти «байки из дурки» слушать больше немыслимо. Во всяком случае, именно в четверг появились упорные слухи о том, что в команде госдепа США замена. И что г-жу Псаки, которая не знает, что такое предвыборная «карусель», заменит ее заместитель Мари Харф. Трудно сказать, отправит ли новый пресс-секретарь госдепа США американский флот к «берегам» Белоруссии, но все уже обратили внимание на то, что массивные жемчужные бусы как по наследству перешли к Харф. Видимо, это у них такой дресс-код. Тэги: бедствия, белоруссия, видео, видео(разное),аудио, гогота..., госдеп, джейн, лучшие, мари, новость, политика,геополитика(видео, пресс-конференции, происшествия,мятежи,скандалы,стихийные, псаки, россия, россия,ссср,русский, с.лавров, сша, тексты), украина, улыбки, фото, харф, цитаты, язык «Он здесь белый человек, а мы – негры»2014-06-05 20:42:57![]() В Варшаве Барак Обама угрожал России новыми санкциями, говорил о наращивании присутствия США в Восточной Европе, одобрял действия Киева по «ослаблению напряженности» и пообещал местным союзникам миллиард долларов. Как это выглядело с польской стороны и какие выводы нужно сделать стороне российской, разбиралась газета ВЗГЛЯД. Конвой из американских лимузинов (включая две бронированные «Бестии», способные выдержать ядерную атаку с воздуха), сотни сотрудников польского Бюро охраны правительства (BOR) и американского Secret Service, закрытые для транспорта главные аллеи и магистрали, заклеенные специальными марками урны и пожарные гидранты – все это сопровождает «исторический» визит Барака Обамы в Варшаву. Как сообщил главный комендант полиции Марек Дзялошиньский, накануне прибытия президента США в столицу Польши дополнительно прислали 1400 полицейских, в том числе из антитеррористических подразделений, которые будут работать в тесном контакте с агентами BOR при проверке всех маршрутов передвижения и мест проживания высоких иностранных гостей. Всего в операции под кодовым названием «Юбилей» задействовано несколько тысяч человек. На двое суток закрыто воздушное пространство для всех типов гражданских летательных аппаратов, а над городом зависли несколько вертолетов, передающих видеосигнал непосредственно в главный штаб. О конце коммунизма Американский «борт номер один» приземлился в аэропорту Окенче в 9.50 утра. В находящемся поблизости ангаре, где стоят два американских и два польских истребителя F-16, Барака Обаму приветствовал президент Польши Бронислав Коморовский. Обращаясь к коллеге, Коморовский напомнил о польско-американском братстве по оружию, символом которого раньше был участник американской войны за независимость Тадеуш Костюшко, а нынче стало боевое сотрудничество военно-воздушных сил. В ответ президент США, вставляя польские слова в английскую речь, напомнил о 15-летнем опыте членства Варшавы в НАТО и заверил, что вопросы безопасности Польши имеют для Америки «весьма важное значение». Одновременно Обама заявил о планах США по расширению присутствия НАТО в Центральной и Восточной Европе. «Наше участие в обеспечении безопасности Польши и союзников в регионе – это краеугольный камень также и нашей безопасности», – подчеркнул он, добавив, что, «принимая во внимание ситуацию на Украине, США увеличивают свое присутствие – и начали размещение дополнительных самолетов F-16 и военнослужащих, что должно помочь нашим силам поддерживать миссию по обеспечению безопасности». Хозяин Белого дома уже попросил у Конгресса дополнительно выделить один миллиард долларов как раз на эти цели. Далее Обама заявил, что в Варшаве он намерен представить «новые меры», направленные на укрепление безопасности в регионе. Также обсуждению подлежат «поддержка народа и правительства Украины», «усилия по укреплению и модернизации НАТО», «вопросы трансатлантического торгового партнерства» и проблемы энергобезопасности, то есть диверсификация поставок энергоресурсов в Европу. Хотя главной целью европейского турне Обамы является укрепление трансатлантических связей с союзниками, в том числе применительно к украинскому кризису, официально считается, что президент США прибыл в Польшу исключительно для участия в торжественных мероприятиях по случаю 25-летия первых «частично свободных» выборов в польский сейм 4 июня 1989 года (по условиям, согласованным властями и оппозицией, 65% мест в нижней палате парламента тогда закреплялось за представителями Польской объединенной рабочей партии и ее сателлитов), что стало «началом демократических перемен» и «концом коммунизма». В эти дни в Польше проходит большое количество официальных мероприятий, участие в которых, помимо президента США, принимают главы Франции, Германии, Чехии, Словакии, Венгрии, Литвы, Латвии, Украины и других стран (свои делегации в Польшу направили около 40 государств). Не обошлось без казусов – специально для обслуживания приемов президентская канцелярия заказала партию «юбилейных» бутылочек с кока-колой, украшенных стилизованным под логотип профобъединения «Солидарность» лозунгом «Smak wolności» («Вкус свободы»). Тем не менее, старшее поколение хорошо помнит, что кока-колу производили в ПНР «еще при Гереке», то есть с 1972 года. «Может быть, у меня что-то не так с чувством юмора, но для меня лично вкус свободы ассоциируется с чем-то другим, нежели кока-кола», – заявил по этому поводу газете ВЗГЛЯД ксендз Казимеж Сова. Кроме того, многих поляков волнует, заплатит ли польское отделение компании Coca-Cola «Солидарности» за использование ее логотипа в коммерческих целях. На это руководство компании уже ответило, что ни одна из нескольких тысяч выпущенных по спецзаказу бутылочек не попадет в продажу и, следовательно, о коммерческом использовании логотипа не может идти и речи. После встречи обоих президентов во дворце Бельведер прошла пресс-конференция, в ходе которой много говорилось о пресловутом «пятом пункте» устава НАТО, согласно которому нападение на любую страну, являющуюся членом Североатлантического блока, автоматически считается агрессией против всего блока НАТО. Вечер же Обама проведет на закрытом для прессы обеде в Королевском замке, где Бронислав Коморовский вручит бывшему председателю Меджлиса крымско-татарского народа Мустафе Джемилеву «Премию солидарности» (один миллион евро) за его роль «в защите демократии и прав человека». Ожидается, что в ответном выступлении «предводитель крымских татар» попросит президента Обаму активизировать санкции против РФ, «пока не будет освобожден последний квадратный метр оккупированного Россией Крыма». Уже в среду утром Обама встретится с президентом Украины Петром Порошенко, после чего в компании польского коллеги выступит на Замковой площади по случаю 25-летнего юбилея «начала конца коммунизма в Польше». Американский президент произнесет большую речь, главная цель которой, как сообщил его советник Бен Родес, – успокоить союзников и сплотить Запад перед лицом российского вызова. В частности, Обама будет говорить о «необходимости для Соединенных Штатов и Европы идти рука об руку ради безопасности Восточной Европы». Кроме того, он сообщит полякам о «незыблемой приверженности Америки делу сохранения демократии и обеспечению безопасности союзников США в Восточной Европе». При этом, по утверждению бывшего президента Польши Александра Квасьневского, полякам больше всего хотелось бы услышать от Обамы, что он собирается делать с Украиной и что он собирается делать с Россией. «Мы не заинтересованы в конфронтации с русскими, мы не заинтересованы во второй мировой – «холодной» – войне, но нам трудно будет прожить ближайшие несколько месяцев без вполне ясного и решительного американского руководства», – отметил политик. С другой стороны, по мнению большинства польских политологов, сегодня, через 10 лет после вступления Польши в ЕС, национальные интересы Варшавы переместились с внешней политики и международной безопасности на экономику. Да и новое поколение поляков, выросшее уже после «конца коммунизма» и живущее в совершенно ином мире, волнуют совсем другие проблемы. К тому же, право свободного перемещения и работы во всем Евросоюзе делает Америку (для посещения которой полякам до сих пор требуется виза) все менее привлекательной. А чрезмерный пафос мероприятия многим мозолит глаза. Как заметил в «Твиттере» публицист Рафал Земкевич: «В Польшу прилетел Обама. Как ни смотри, он здесь белый человек, а мы – негры». Словом и делом Восточная Европа – это главный стратегический рубеж США, занятый ими по итогам холодной войны. И когда Обама говорит, что защита этих рубежей – «священный долг США», он вряд ли лукавит. И да – это действительно «краеугольный камень безопасности» Вашингтона, если понимать под безопасностью удержание текущей планки влияния (в том числе через запугивание всех Россией). Надо признать: слова американского президента попали в цель, по крайней мере, пресса (в первую очередь украинская) уже взорвалась комментариями типа «Обама решил взяться за Москву всерьез» (того же от него требует республиканская оппозиция, часть которой еще живет рефлексами холодной войны, и – в меньшей степени – собственная Демократическая партия, ибо имидж «слабого президента» может помешать демократам остаться в Белом доме после следующих выборов). Не отстают и поляки. Так, главный редактор международного отдела польской версии журнала Newsweek Яцек Павлицкий заявил по случаю следующее: «У президента Обамы не было симпатий к Европе, он видел будущее Америки над Тихим океаном. Он похоронил идею противоракетного щита, он пытался договориться с Путиным, он всячески избегал выполнять традиционные обязанности США – роль гаранта безопасности в Европе. События на Украине его разбудили. Аннексия Крыма заставила его заново пересмотреть геополитические приоритеты. Обама пытается найти свое место в этой новой реальности, смириться с мыслью, что Америка должна вернуться в Европу, потому что российские планы возрождения былой империи угрожают безопасности свободного мира, на страже которого, как утверждает сам Обама, он стоит». В общем, восточные европейцы впечатлены. Отдельные реплики Обамы и впрямь настолько красивы и символичны, что к ним даже не тянет присматриваться внимательнее. А стоило бы. Возьмем, к примеру, ключевую фразу о дополнительном миллиарде долларов, который будет выделен на помощь союзникам. Звучит вроде бы весомо, а ведь на самом деле миллиард – это очень мало. К примеру, Россия сейчас планирует продать новому правительству Египта партию оружия на общую сумму около трех миллиардов. 60 миллиардов – это объем оборонного бюджета России в 2013 году. А в течение ближайших десяти лет Пентагон должен будет сократить свои расходы не менее чем на 500 миллиардов. Так что миллиард, потраченный на «усиленную подготовку и ротацию войск, дислоцированных в Европе», и увеличение присутствия ВСМ в Черном и Балтийском морях, – это немного. Этот миллиард символично размазывается по союзникам тонким слоем. В теории его вообще могут не дать, республиканцы продолжают настаивать на жесткой экономии. На практике, конечно, дадут, ибо нельзя одновременно упрекать президента в «нерешительной защите союзников» – и отрубать финансовую подпитку защиты. Кроме того, ряд влиятельных республиканцев являются лоббистами Пентагона, а экономить предпочитают на социальных программах. Другой пример – награждение советского диссидента и депутата Верховной рады Джемилева, которому было отказано во въезде в Крым за призыв к Турции закрыть Босфор для российских военных кораблей и направить турецкий флот к берегам полуострова. Почему первую «Премию солидарности» вручают именно ему – понятно: Джемилев теперь символ «оккупации Крыма», и его очень хотят раскрутить до символа «сопротивления оккупации». И это правда: Джемилев – символ, но не более, даже пост главы меджлиса он оставил около года назад. Его влияние на крымско-татарскую общину вообще сильно преувеличено, напротив, многие крымские татары были недовольны Джемилевым, который, будучи частью украинской власти, как минимум при Ющенко, недалеко продвинулся в деле удовлетворения требований общины (часть из них сейчас пытается удовлетворить Москва, а некоторые – вроде языкового – уже удовлетворила одним махом). Нет, Джемилева уважают (и, честно говоря, есть за что), но с политической точки зрения это фигура дутая. И предположение, что с помощью Джемилева Запад хочет расшатать обстановку в Крыму, лишено реальной подоплеки. Реплика Обамы о том, что США будут добиваться диверсификации поставок энергоносителей (понятно, что российских) в Европу, тоже примечательная и громкая. Однако США этим планомерно занимаются уже очень давно и беспрерывно, ввиду чего интересны такие заявления только применительно к конкретике, желательно – финансовой. Пока же даже маленькая Болгария находит в себе силы сопротивляться, что несколько нервирует американскую дипломатию. Ведь вопрос на самом деле не в экономическом удушении России (иначе санкции были бы гораздо жестче) или полной ее изоляции (это невозможно в принципе), а в создании иллюзии, что весь (абсолютно весь) западный мир един в своей борьбе с Москвой. Это именно что иллюзия (к счастью, в ряде стран национальные интересы все-таки имеют приоритет над корпоративными), но важнейший элемент в деле психологического давления. А вот к заявлению о том, что против РФ могут быть введены очередные санкции, если она «помешает урегулированию ситуации на Украине», необходимо отнестись очень серьезно. Вашингтон последовательно поддерживает усилия Киева «по ослаблению напряженности, продвижению к диалогу и единству» и оправдывает его методику, меж тем усилия Киева сводятся в основном к борьбе с собственным народом с использованием военной авиации, а диалог идет через пули и бомбы. Таким образом, слова Обамы нужно понимать однозначно – «урегулирование» посредством бомбометания планируется провести до победного конца, и Россию заранее просят не вмешиваться. Условия для восстановления отношений с Москвой при этом названы такие, что пространства для иных трактовок вовсе не остается. От РФ требуют отвести свои войска от западных границ (видимо, чтобы не успели вмешаться в любом случае), признать Порошенко легитимным президентом (а значит, и его право «наводить порядок» в «своем доме») и «воспользоваться своим влиянием на Юго-Восток Украины». Наверное, для того, чтобы поменьше сопротивлялись: больше крови – хуже пиар. Владимир Водо (Варшава), Алексей Ельцов (Москва) ![]() ertata Тэги: агрессия, барак, геополитика, геополитика., европа, евросоюз, запад, запад., западная, зла, зла., империя, новости., обама, политика, политика,, польша, россия, события., сша, сша-империя, украина Русский гений. Главный для И.Р. Шафаревича вопрос - что будет с Россией в условиях глобальной трансформации мира?2014-06-05 09:42:54stoletie.ru/print.php?ID=286911 ... + развернуть текст сохранённая копия stoletie.ru/print.php?ID=286911 Э.В.: Несомненно - гений!!! В первую очередь - математический! Что же касается его социально-философских,социально-политических идей,то одни я разделяю(концепция русофобии),другие же - нет(в отношении социализма как такового,советского социализма, в частности, и атеизма).И если сравнивать А.И.Солженицына и И.Р.Шафаревича, то сопоставление по человеческим качествам не в пользу первого, к тому же И.Р. не клеветал,не лгал в своих сочинениях,как это делал А.И. И.наконец,как социальный мыслитель И.Р. более глубок,чем А.И. Главный для И.Р. Шафаревича вопрос - что будет с Россией в условиях глобальной трансформации мира? ХХ век – век катастроф и триумфов русской нации, стал и веком расцвета русской мысли. Он дал стране и миру целую плеяду выдающихся мыслителей, стремившихся раскрыть причины кризиса России, найти пути его преодоления. Особое место среди них принадлежит академику Игорю Ростиславовичу Шафаревичу, Собрание сочинений которого, самое полное на сегодняшний момент, Институт русской цивилизации издает к 91-му дню рождения ученого. Игорь Ростиславович Шафаревич родился 3 июня 1923 года на Украине. Еще в юности проявились его феноменальные способности: в 17 лет заканчивает мехмат МГУ, в 19 защищает кандидатскую диссертацию. В 23 года он уже доктор математических наук, а к 36 – член-корреспондент Академии наук СССР и лауреат Ленинской премии. С середины 50-х Шафаревич один из самых крупных математиков мира. Член академий наук Италии, Германии, США (вышел в знак протеста против агрессии в Ираке), Лондонского королевского общества. «Моцартом математики» называют его коллеги. Однако математика лишь одна из граней уникального таланта Шафаревича. «Двудюжий Шафаревич», по выражению Солженицына, не оставляя математики, вступил и на совершенно иной путь деятельности. В 1955 году он поддержал протест ученых-биологов и подписал знаменитое «Письмо трехсот» в ЦК КПСС против лысенковщины. В 60-е годы начинается активная правозащитная деятельность Шафаревича. Александр Солженицын: «Шафаревич вступил и в сахаровский Комитет Прав: не потому, что надеялся на его эффективность, но стыдясь, что никто больше не вступает, но не видя себе прощения, если не приложит сил к нему».
В те годы у диссидентского движения СССР было три признанных столпа – Сахаров, Солженицын и Шафаревич. Однако очень скоро между Шафаревичем и диссидентством образовалась пропасть. И причиной тому стал «русский вопрос». Принципиально отличие своей правозащитной деятельности от типично диссидентской Шафаревич очень точно раскрыл в статье «Феномен эмиграции»: «Был даже сформулирован тезис, что среди всех "прав человека" право на эмиграцию - "первое среди равных". <…> Когда бесправное положение колхозников, поездки на автобусах в Москву за продуктами, полное отсутствие врачебной помощи в деревне - все это признавалось второстепенным по сравнению с правом на отъезд тонкого слоя людей, то здесь было не только пренебрежение интересами народа в целом, здесь чувствовалось отношение к народу как чему-то мало значительному, почти не существующему» Начиная с 70-х годов, сначала в самиздате, а позже и в печати начинают появляться научные и публицистические работы Шафаревича, которые при всем разнообразии тем, были посвящены одной, главной для него проблеме – судьбе России и русской нации. Именно тогда мир узнал не только Шафаревича – математика, и Шафаревича – борца за права человека, но и Шафаревича – философа и историка. Большинство научных работ прибавляют знания читателей. Философские же и исторические труды И.Р. Шафаревича дают принципиально новую картину окружающего мира. Читатель не просто обогащает свой багаж некоторым (большим или меньшим) объемом новых знаний, он получает иную систему координат восприятия истории и современности. Книги и статьи И.Р. Шафаревича изменяют у читателей мировосприятие, а, следовательно – меняют и самого человека. Не случайно для многих, включая и автора этих строк, чтение его работ стало вехой в биографии. Отличительная особенность трудов Шафаревича – абсолютное отсутствие самоцензуры. Идти против государственной цензуры способны не все, но таких авторов немало. Идти против цензуры «общественного мнения» способны лишь единицы. Самые отважные и бескомпромиссные авторы вынуждены обходить табуированные на общественном уровне темы, касаться их намеками, давать понять свое отношение к ним между строк. Ничего подобного в работах Игоря Ростиславовича нет. За иллюстрациями далеко ходить не надо. Достаточно сравнить два лучших исследования «еврейского вопроса» в России: «Двести лет вместе» Солженицына и «Трехтысячелетнюю загадку» Шафаревича. Для Шафаревича в научном исследовании табу не существует. Свое кредо он сформулировал предельно четко:
«Cейчас один из важнейших для России конкретных вопросов: отстоять право на осмысление своей истории, без каких - либо табу и "запретных" тем».
Несомненно, именно такой бескомпромиссный подход сделал на долгие десятилетия табуированным само творчество Шафаревича. Да и сейчас его имя и труды - «персона нон грата» для «общественного мнения». Но тем ценнее они для русского читателя. Все эти свойства творчества И.Р. Шафаревича ярко проявились уже в первом крупном исследовании, посвященном не математическим проблемам, а судьбе России, - книге «Социализм как явление мировой истории» (1974 г.). В соответствии с логикой того времени автор подобной работы, тем более - всемирно известный ученый, друг Сахарова и Солженицына, просто обязан был превратиться в кумира демократической общественности и знамя «свободного мира». И это обязательно бы случилось, ограничь Шафаревич объект своего исследования марксизмом-ленинизмом и реальным социализмом. Но он пошел гораздо глубже. Шафаревич доказывает, что социализм не является порождением противоречий капиталистической формации, закономерным результатом развития производительных сил и производственных отношений, и уж тем более стремления к социальной справедливости. Комплекс идей, по которым через колено ломали Россию большевики, он прослеживает на протяжении тысячелетий. Шафаревич говорит даже о невероятном консерватизме социализма. «С тех пор, как в системе Платона были впервые сформулированы основные принципы социализма, религиозные представления человечества совершенно преобразились: общемировое значение приобрела идея монотеизма, возникла концепция единого Бога в трех ипостасях, богочеловечества, спасения верой и ряд других основоположных идей. В то же время основные принципы социализма не изменились вплоть до наших дней, меняя лишь свою форму и мотивировку». Более того, Шафаревич приходит к выводу о том, что марксизм является лишь формой проявления глобальной, но совершенно еще не изученной силы, главная цель которой - разрушение человеческого общества. «Марксизм сумел ответить на два вопроса, всегда встающие перед социалистическим движением: где искать "избранный народ", то есть чьи руки будут ломать старый мир? и - каков высший санкционирующий авторитет движения? Ответом на первый вопрос был - ПРОЛЕТАРИАТ, на второй – НАУКА» Другой важнейший вывод, сделанный Шафаревичем (напомню, задолго до краха социализма в СССР), заключался в том, что форма марксизма и советского реального социализма – уже отработанный материал(??? - Э.В.), и больше не отвечают целям этой глобальной силы, что она начинает искать новые формы и инструменты, способные разрушать общество «до основания». ххх Самая известная книга Игоря Ростиславовича Шафаревича – «Русофобия» (1982 г.). Даже появившись первоначально в самиздате, всего лишь в сотнях копий, она произвела эффект разорвавшейся бомбы. Сравнить его, наверное, можно только с эффектом от всего лишь одной фразы ребенка: «А король-то голый!».
Шафаревич ввел в научный и общественный оборот понятие «русофобия» - ненависть и одновременно страх перед всем русским.
Он доказал, что в последние полтора века не какие-либо «измы», а именно русофобия лежала и лежит в основе идеологии и деятельности влиятельного общественного слоя нашей страны. Россия дважды за ХХ век переживала катастрофу, причем оба раза в результате удара не извне, а изнутри: от внутреннего, а не внешнего врага. Книга «Русофобия» и посвящена изучению природы тех сил, которые борются не за преобладание в обществе, не за ту или иную линию развития страны, а ведут борьбу на уничтожение нации, ее культуры и государственности. В книге дано наиболее полное и целостное изложение теории «Малого народа», раскрывающей причины появления такого общественного слоя, его свойства и характер воздействия на окружающую жизнь. Созданная Шафаревичем теория «Малого народа» раскрывает, как, казалось бы, «сущая сентиментальщина» - чувство ненависти к окружающему миру - рождает мощные социальные силы разрушения, определяет неизменные черты их идеологии независимо от времени и места действия – утопический рационализм и комплекс избранности. «Малый народ» везде и всегда искренне убежден в необходимости переустройства жизни на никак не связанных с нею «единственно правильных началах». Духовные корни нации, традиционное государственное устройство и уклад ему враждебны и даже ненавистны. Народ - лишь «материал», причем всегда плохой «материал». Раз нечего и некого жалеть, то ради достижения светлого идеала все позволено. Отсюда - ложь как принцип, а при возможности и массовый террор. Поэтому появление «Малого народа» всегда означает вызов самому существованию нации, созданной ею культуре и государственности.
Открытие Шафаревичем родовых свойств «внутреннего врага» позволило ему доказать, что и большевики с коммунистическими лозунгами, и либералы с антикоммунистическими – две формы проявления «Малого народа».
По образному выражению Шафаревича при этих переворотах менялся лишь солист, исполнявший одну и ту же партию. Неизменным оставалось одно – отрицательное мироощущение, проявлявшееся в ненависти к России и всему русскому, в русофобии. В области изучения «внутреннего врага» И.Р. Шафаревич был несомненным первопроходцем. Если и правомерно проводить какие-то параллели, то речь надо вести только о теории антисистем Льва Николаевича Гумилева. Случай уникальный в мировой научной практике. Два ученых, не знакомых друг с другом, оба вынужденных писать «в стол», без надежды на публикацию, обращаются к одной проблеме – проблеме «внутреннего врага», и создают даже не две близкие теории, а в сущности два варианта одной теории. Познакомившись с работами Шафаревича, Гумилев в последней книге («От Руси до России», 1992 г.) употреблял термин «малый народ», как синоним «антисистемы». Игорь Ростиславович использовал идеи Гумилева при дальнейшем развитии своей теории в 90-х и начале двухтысячных. Отталкиваясь от тезиса Гумилева - «отрицание давало им силы побеждать, но не позволяло победить», Шафаревич раскрыл «ахиллесову пяту» Малого народа, его могильщика. Механизм удара по Малому народу изнутри, наносимый его собственным, и им же порожденным, «внутренним врагом» Игорь Ростиславович проиллюстрировал примером из романа «Война миров» Герберта Уэллса. Марсиане легко сокрушили самые лучшие армии землян, но стали жертвой тривиального вируса гриппа. Подобно марсианам Малый народ, побеждая храбрых и искренних своих противников, всегда становится жертвой примыкающих к нему представителей Большого народа, без опоры на которых он не может разрушить мир «до основания». Шкурники и приспособленцы, а также романтики, искренне поверившие в декламируемые Малым народом светлые идеалы, постепенно национализируют новый правящий слой. В результате вместо тотального разрушения начинается процесс созидания. Однако для сохранения своего положения во власти они должны играть по правилам, установленным Малым народом, а значит отрицать свои национальные ценности и традиции, - созидать на песке, строить общество без корней. Соответственно, в таком обществе, отрезанном от духовных корней, при очередном кризисе Малый народ, оттесненный от власти, как всегда выступая за самые радикальные способы решения проблем, может вновь возглавить социальный протест, и под ликующие крики опять начать крушить все «до основания».
Наглядный тому пример - утрата позиций Малым народом в СССР, начиная с 30-х гг., кризис советской системы в 80-е и новое торжество Малого народа в 90-е.
Произошедшая при этом смена знамен и лозунгов на прямо противоположные для Малого народа была не принципиальна – разрушению ненавистной России и всего русского это не препятствовало. Для Большого же народа повторный приход во власть Малого народа обернулся второй за один век катастрофой. Поэтому, как показывает Шафаревич, вывод о том, что Малый народ после победы всегда приводит к власти и своего «могильщика», вовсе не повод для самоуспокоения. «Может ли такой процесс смены одного Малого народа другим повторяться несколько раз, это для нас вопрос не абстрактный, так как мы сейчас сталкиваемся с опасностью уже третьего подобного переворота» ххх Особое место среди работ И.Р. Шафаревича занимают исследования, которые условно можно назвать «цивилизационными». Первооткрывателем роли в истории культурно-исторических типов, позже названных «цивилизациями», был Н.Я. Данилевский. В дальнейшем его идеи получили развитие у Шпенглера, Тойнби и Хантингтона за рубежом, Л.Н. Гумилева в России. Однако именно в трудах И.Р. Шафаревича цивилизационный подход к постижению общественных процессов обрел необходимую законченность и стройность, сравнимую с математической формулой. Уже полтора века «западники» и «славянофилы» ведут бесконечный спор. Но книги и статьи И.Р. Шафаревича меняют саму систему координат восприятия проблемы. Подлинным переворотом, до сих пор в полной мере не осмысленным ни в России, ни за рубежом, стали «Две дороги к одному обрыву» (1989 г.).
И.Р. Шафаревич впервые высказывает мысль об абсолютной несостоятельности представлений о «социализме» и «капитализме», как двух непримиримых антагонистах, о ложности упорно навязываемого нам выбора одного из двух якобы диаметрально противоположных путей: назад в «социализм» или вперед в «капитализм». Социализм в СССР, показывает Шафаревич, - всего лишь одна из форм «технологической цивилизации», порожденной западным капитализмом. Воспроизводить здесь всю развернутую систему доказательств автора нет нужды, их читатель найдет в Собрании сочинений И.Р. Шафаревича. Обращу внимание лишь на еще один, казалось бы, парадоксальный вывод о результатах проникновения в Россию западной цивилизации.
«Если искать наиболее благоприятное (разумеется для России) истолкование переживаемого нами времени, то период последних 200–300 лет можно сравнить с кутузовским (или барклайевским?) отступлением в 1812 году»
В этом свете уже не кажется совсем парадоксальной мысль об одной из причин широкого распространения неприятия России на Западе. «Возникает проблема наследника, решение которой, вероятно, определит ход истории на ближайшие столетия. В этом, возможно, следует видеть причину многократно отмечавшейся <…>, антипатии в отношении западных людей к России. Запад видит в России возможного кандидата на место такого наследника, а наследник, согласно многим возникшим на Западе теориям, является и могильщиком» «Две дороги к одному обрыву» совершили переворот в восприятии общественных процессов не только потому, что впервые социализм и капитализм были рассмотрены как две формы одной цивилизации. И даже не потому, что впервые социалистический эксперимент предстал в качестве инструмента установления капитализма в России (независимо от субъективных устремлений советских вождей). Гораздо важнее другое: впервые было доказано, что оба эти пути ведут в никуда, к катастрофе. «Запад болен всего лишь другой формой болезни, от которой мы хотим излечиться» Современная фаза развития цивилизации Запада, по Шафаревичу, – это очередная попытка претворения в жизнь утопии, отличающейся, по форме, от большевистского варианта, но, по сути, такое же радикальное переустройство «несовершенного мира» в соответствии с «идеальной» схемой. В России духовные ценности разрушали «до основания» во имя торжества абстрактных идеалов социализма, на Западе это делают теперь во имя столь же умозрительных идеалов либерализма. Казалось бы, что может быть более далекого от утопии, чем прагматичный, всецело ориентированный на прибыль капитализм. Шафаревич выделяет два ключевых свойства цивилизации Запада. Во-первых, это страсть к властвованию - "libido dominandi" - и обусловленная ею уверенность в своем превосходстве – «Бремя белого человека». Второй принцип, базовый для цивилизации Запада – рационализм. Однако у каждой медали есть и оборотная сторона. Духовные свойства западного общества, с одной стороны, обеспечили ему возможность создать невиданную в истории по мощи цивилизацию. Одновременно рационализм и комплекс избранности стали питательной средой для развития в недрах этой цивилизации своего варианта Малого народа. Поэтому нет ничего удивительного в том, что прагматичный, исповедующий только прибыль, капитализм постепенно стал приобретать черты утопии. Суть западного варианта Утопии – через культивирование крайностей технологической цивилизации заменить живое искусственным. Для этой Утопии идеал – искусственная среда обитания, искусственный человек. Отсюда и радикальная борьба с традиционными ценностями, культ всего противоестественного. Без этого новый «идеальный» мир не построишь.
«Президент Чехии Гавел сказал: "Мы создали первую атеистическую цивилизацию в истории человечества". Хотя нам-то известно, что таких "первых цивилизаций" было уже много. Но несомненно, что на Западе сейчас действительно сложилась антихристианская цивилизация».
Современная антихристианская Европа, которой так гордятся либеральные деятели, - это, в цивилизационном и культурном плане, уже – АнтиЕвропа, прямое следствие реализации либерально-техноцистской утопии, утвердившегося в последние десятилетия господства наднационального правящего слоя – Малого народа или антинарода. Насколько несомненно существующие, здоровые национальные силы на Западе способны переломить ситуацию – большой вопрос. Шафаревич полагает, что уже практически невозможно отделить либеральную техноцентристскую Утопию от породившей ее технологической цивилизации Запада. «Очень сложно себе представить, что эти трудности могут быть преодолены на том же пути, на котором они возникли» Отсюда и прогноз – мир вошел в эпоху глобальных, в прямом смысле этого слова, перемен. «Человечество переживает сейчас какой-то переломный момент истории, оно должно найти новую форму своего существования. Этот перелом по масштабу можно сравнить с переходом от охотничьего уклада к земледельчески-скотоводческому в начале неолита» ххх Все исследования И.Р. Шафаревича всегда были подчинены одной, центральной для него теме – поиску «ответов» на «вызовы», от которых зависит судьба России и русского народа. Поэтому главный для него вопрос - что будет с Россией в условиях глобальной трансформации мира? Поиск ответов на этот вопрос, как всегда у Шафаревича, приводит к рассмотрению проблемы в принципиально новой системе координат, совершенно несводимой к традиционным прозападным или антизападным парадигмам. Возможный крах Запада, утверждает Шафаревич – это один из самых серьезных «вызовов» будущему России. «Меньше всего мне хотелось бы, чтобы меня поняли так, что Запад, сейчас подавляющий нас, обречен, нам надо только дождаться его краха. Наоборот, наиболее вероятным последствием этого краха будет и окончательное падение России» Образно говоря, тонущий гигант способен утащить за собой в пучину и наш корабль. Не является спасением и попытка как можно быстрее механически разорвать с ним все связи. «Полное отрицание представляется невозможным: очевиднее всего, из соображений безопасности страны. Но есть и более глубокая причина: мы слишком многое приняли в себя от Запада — во всей культуре, в самом типе мышления». Однако кризис Запада, при всех связанных с ним угрозах, открывает перед Россией окно возможностей для восстановления духовной и политической самостоятельности.
«Распад Запада играет сейчас роль замятни в Орде. <…> По мере углубления этой замятни на Западе будут становиться более реальными, более видными возможности создания государства в России, которое защищало бы наш народ».
Крепкое и независимое государство Шафаревич считает одним из непременных условий выхода из глобального кризиса. «У русских есть одно средство, чтобы стать опять жизнеспособным народом <…> создание сильного русского государства. Его, конечно, опасаются все те, кто желал бы господствовать над русскими» Вместе с тем, Шафаревич очень точно определяет и современное состояние российской государственности. «Нынешняя власть создана уходящей цивилизацией «западного капитализма», а с другой, <…> Власть вынуждена обращаться к русским национальным чувствам, к пассионарности, заложенной в генах русского народа. Власть заинтересована в том, чтобы выглядеть русской, но чтобы это достигалось ценой минимального числа реальных действий и максимального числа красивых слов» Поэтому судьба России зависит не от придуманного кем-то гениального плана, не от власти, пока лишь становящейся русской, а от духовных процессов, идущих сейчас в народе. «Что же касается будущего именно русского народа, то оно <…> будет зависеть от решений, которые примет сам этот народ. Он может формировать на основе заложенного в его генах представления о «правильном» взаимодействии человека и космоса, новый тип общества, или участвовать в создании такого нового типа общества, или, как указывают некоторые авторы, стать материалом для исторического творчества других народов» Игорь Ростиславович Шафаревич в своих книгах, статьях сделал все, чтобы эти решения русский народ принимал, зная природу и сущность вызовов, с которыми сталкивается. Сможем ли мы применить открытое нам Шафаревичем знание, чтобы не превратиться в материал или подсобников чужого исторического творчества, будет зависеть от нас самих. Любой вызов, тем более глобальный, - это не только угроза, но и возможность. Игорь Шишкин 03.06.2014 | 10:27 Специально для Столетия
Тэги: "русский, <<двести, <<трехтысячелетняя, <<феномен, а.и.солженицын, вместе>>, вопрос", демократия,свобода,права, диссиденты, жзл, загадка>>, заметки, и.р.шафаревич, история, лет, мировая, народ, науки,историогрфия, неангажир., немного, отношения, политика,геополитика(видео, политолога, политология, права, россия, россия,ссср,русский, русские, русский, самиздат, социо-гуманитарные, ссылка, тексты), философии,этики, человека, этносы,межэтнические, язык Украина как зеркало мировой трансформации2014-06-05 08:16:08![]() Все-таки острый конфликт на Украине вызывает удивление. В конце концов, откровенных бандеровцев, даже с учетом оголтелой пропаганды, там не так много. Ну так, казалось бы, что мешает договориться, почему такое категорическое неприятие иных точек зрения? Чем и кому мешает русский язык? Зачем пропаганда русофобии, которая разрушает государство Украина у нас на глазах? У нормального человека это вызывает искреннее удивление, особенно в части массовых убийств, которые явно направлены на то, чтобы запугать большую часть населения. Откуда все это взялось? Ответ на этот вопрос, как это часто и бывает, лежит далеко за пределами Украины. И дело тут не в «руке Вашингтона» или «руке Москвы», как часто говорят записные пропагандисты с обеих сторон. Проблема куда интереснее и глубже. Дело в том, что мы в обыденной жизни сталкиваемся с двумя силами, двумя формами власти. Первая из них – это голая сила, сила оружия, прямого насилия. Вторая – это сила денег. Деньги обычно побеждают голую силу, точнее ставят ее себе на службу. Но есть еще и третья власть, концептуальная. С ней люди в обыденной жизни обычно не сталкиваются, но она побеждает власть денег. Это – власть, которая определяется неким общепризнанным правом и признается всеми, даже теми, которые с ней не согласны. Это может быть власть царя или короля (и тогда она базируется на божественном праве, монарх – помазанник божий), власть денег как сакрального принципа, наконец, власть справедливости. Сила СССР была как раз в том, что он предлагал миру одну из форм справедливости – и до тех пор, пока в нее верили, сила СССР была непоколебима, хотя у него были очень серьезные враги. Если мы посмотрим на сегодняшний мир, то увидим, что еще совсем недавно практически всем миром правила всего одна концептуальная власть – основанная на «либеральных ценностях». Кавычки я поставил не зря: основная ценность либерализма – «свобода» – предполагает самостоятельный выбор адептами своей ценностной базы, а еще одна ценность, «толерантность», запрещает обществу эту систему ценностей исследовать. Отсюда, кстати, и дикие «наезды» на страны с традиционной ценностной моделью, которые, например, не поддерживают пропаганду гомосексуализма. Да, он не преследуется – но критикуется здесь само право общества выносить суждения по поводу поведения индивидуума. У либеральной концептуальной власти есть одно очень важное дополнение, без которого подобная модель просто не может существовать. Это – способ контроля социального поведения, который в отсутствие морали (то есть основанного на традиционных ценностях понимания того, что такое хорошо, а что такое плохо) заменяется государственным контролем (через закон) и правом сильного. То есть того, у кого больше денег. И в этом смысле наличие денег принципиально – любой вопрос в либеральном обществе решается через затрату денег (как у нас говорят, он монетизирован). Даже чисто общественные механизмы, вроде локальных референдумов и обсуждений, все равно монетизированы через механизм, который у нас называется «пиаром» (от английского public relations, общественные отношения). Проблема современного мира состоит в том, что механизм перераспределения денег в рамках либеральной концептуальности работать перестал. Я уж не будут говорить, почему, весь наш сайт этому посвящен, тут просто нужно сослаться на факт. Но это означает, что вся выстроенная десятилетиями система социального управления миром, построенная на банальной схеме: «мы вам даем денег за то, что вы признаете наше право писать законы и готовы их потом исполнять», начинает разрушаться. Если денег не даете – какое нам дело до ваших законов? Но без концептуальности вообще мир жить не может – и начинают поднимать головы представители старых концепций власти, а подчас и появляются новые. В случае Украины ситуация понятна – поскольку обещанного «счастья» от либералов не видно (кроме откровенного кидалова, вроде ассоциации с Евросоюзом), наиболее разумные люди стали вспоминать старые концепты, связанные со справедливостью в рамках русского мира (или даже больше, в рамках евразийского пространства, которое регулярно объединялось в рамках единой семьи народов, последний раз – в рамках социалистического Содружества наций). Разумеется, в России времен олигархата и прихватизаторов о справедливости и говорить не приходилось, но сегодня ситуация вроде бы, пусть очень медленно, но стала меняться, и именно Путин с этими изменениями ассоциируется. Я, кстати, не исключаю, что абсолютно оголтелая антипутинская пропаганда в либеральных СМИ как раз с этой ассоциацией и связана. Но в любом случае – народ стал в этом направлении подтягиваться. А с другой стороны – другая концептуальность, не объединительная, а разъединительная, жестко националистическая. С точки зрения США и либеральной Западной Европы (а там, как показывает опыт Франции, есть и другие силы), которые до дрожи боятся объединительных тенденций в Евразии (их, кстати, и Китай боится), фашисты много лучше любых пророссийских сил, поэтому сегодня в Киеве националисты работают с либералами (хотя последние и пытаются отправить первых на убой). Но в любом случае то, что происходит на Украине, – это следствие разрушения либеральной концептуальной власти и появления новых (точнее, возрождения старых) концептов. Отметим, что «арабская весна» из той же оперы – только процессы там идут немножко иначе, в связи с другой историей и другими участниками. Да и уровень агрессии там выше, поскольку политический ислам сегодня в принципе не признает право нынешней цивилизации на то, что она может нести какую-то справедливость (в этом смысле он является аналогом коммунистов конца XIX – начала ХХ века). Возвращаясь к Украине, можно отметить, что, судя по всему, договориться уже не получится. Либеральная империя уже не возродится (ну, то есть это мое личное мнение, но под ним есть экономическая теория. Альтернативные взгляды, пусть их и поддерживает большинство «экспертов», на самом деле серьезными аргументами не подтверждены, это, скорее, «хотелки», чем реальный анализ), а значит, победит та или иная альтернативная концепция. Я склонен считать, что Украина в результате распадется, но не путем выхода Юго-Востока, а путем выхода националистической Галиции из объединившегося русского мира. Именно потому, что речь идет о властных концептах, в которых обычно побеждает более конструктивная модель. А у национализма с конструктивизмом проблемы, Галиция – это все-таки не Германия 30-х годов. Правда, до этой победы либералы еще много крови прольют. Но в самом конце нужно отметить, что аналогичные Украине проблемы ждут и Западную Европу, и Азию, и Китай (в котором тоже, после постепенного отказа от социализма, есть концептуальные проблемы). И в этом смысле нам нужно максимально усиливать правильную концептуальность в управлении нашей собственной страной, то есть выстраивать семью народов, построенную на традиционных ценностях, отказываясь от либерализма, в первую очередь в экономической политике. Михаил Хазин ![]() ertata Тэги: власть, геополитика, геополитика., концептуальная, кризис, миропорядок, новости., общество, общество., политика, политика,, снг., события., украина, украинский
Главная / Главные темы / Тэг «геополитика»
|
![]() ![]()
Категория «Истории»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
![]()
Популярные за сутки
300ye 500ye all believable blog cake cardboard charm coat cosmetic currency disclaimer energy finance furniture hollywood house imperial important love lucky made money mood myfxbook new poetry potatoes publish rules salad sculpture seo size trance video vumbilding wardrobe weal zulutrade агрегаторы блог блоги богатство браузерные валюта видео вумбилдинг выводом гаджеты главная денег деньги звёзды игр. игры императорский картинка картон картошка клиентские косметика летящий любить любовь магия мебель мир настроение невероятный новость обзор онлайн партнерские партнерских пирожный программ программы публикация размер реальных рубрика рука сайт салат своми стих страница талисман тонкий удача фен феншуй финансы форекс цитата шкаф шуба шуй энергия юмор 2009 |
Загрузка...
![Загрузка... Загрузка...](/themes/1/i/loader/loader.gif)
Copyright © 2007–2025 BlogRider.Ru | Главная | Новости | О проекте | Личный кабинет | Помощь | Контакты |
|