Каталоги Сервисы Блограйдеры Обратная связь Блогосфера
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Всплывающая Империя I.2015-10-08 15:43:15... таких подходов в геополитике (Хаусхофер) и геоэкономике ... + развернуть текст сохранённая копия Всплывающая Империя Доклад Изборскому клубу под редакцией В.В.Аверьянова Россия управляется непосредственно Господом Богом. Об «имперском переломе» и запросе на империю 2. Неуловимая сущность 3. Мутация империи 4. Сакральная вертикаль или перевернутая теургия? 5. Футурология Пятой империи Заключение. Империя Халкидонского типа Коллектив авторов: В.В.Аверьянов, А.В.Елисеев, В.И.Карпец, А.Ю.Комогорцев, В.М.Коровин, М.В.Медоваров, А.С.Тургиев, К.А.Черемных. 1. ОБ «ИМПЕРСКОМ ПЕРЕЛОМЕ» И ЗАПРОСЕ НА ИМПЕРИЮ Разрушение Советского Союза прошло под аккомпанемент публицистических заклинаний о временности любой империи, о том, что все империи рано или поздно разрушаются. Происхождение этого мотива у идеологов и обслуги перестройки не так легко объяснить. В самом деле, что они хотели этим сказать? Ведь факт разрушения империй не опровергает ни того, что они востребованы человеческой историей, ни того легко доказуемого факта, что они являются более долговечными, чем другие политические формы. Если бы разрушители СССР взаправду захотели учредить на большей части его территории стабильное и жизнеспособное политическое устройство, то следовало бы вновь выбрать именно имперскую форму. Может быть, конструкторы антисоветской идеологии почерпнули этот мотив у одного из главных гуру англосаксонской историософии Арнольда Тойнби? Тойнби в «Постижении истории» поражался необыкновенному упорству, с которым «универсальные государства» борются за свою жизнь, как будто они и есть «конечная цель существования», действительно Вечный Город, Бессмертная Империя. Тойнби признавал, что труднообъяснимая вера людей в бессмертие их держав, которая проявлялась даже после крушения империй, порой позволяла возрождать эти империи в новой форме, как будто «мертвая цивилизация и живая связаны между собой сыновне-отеческим родством»[1]. Эта вера сродни той, что, по евангельскому слову, движет горами. Не значит ли это, что заклинания о смертности империй в конце 80-х годов были призваны внушить позднесоветскому, а затем и постсоветскому обществу обратные убеждения, так сказать, вакцинировать его от «имперского синдрома»? Другой мотив, связанный с предыдущим, и имеющий хотя бы какую-то внутреннюю логику, заключался в том, что империя как политическая форма в принципе уходит в прошлое, то есть попросту устарела. Действительно, XX век стал веком небывалых антиколониальных и национально-освободительных движений, в результате которых пали ведущие державы-метрополии от империи Габсбургов на Западе до царства династии Цин на Востоке, а затем с мировой карты исчезли колонии Великобритании, Франции и Португалии. В этой оптике СССР мог показаться последним образованием имперского характера, чем-то вроде реликта русского имперского проекта, получившего за счет левой революции отсрочку собственной гибели. Такую трактовку нередко можно встретить у неолиберальных публицистов – и теперь уже не только в отношении СССР, но и современной, путинской России, новый консервативный курс которой, как говорят некоторые, призван вновь отсрочить неизбежный и окончательный развал нашего государства, столь для них желанный. Не в последнюю очередь разрушение СССР рассматривалось политическими элитами британского мира как своего рода «месть» за освободительное движение, которое было спровоцировано социалистическим блоком в его противостоянии с миром капитализма. В настоящем докладе мы приходим к выводу, что тезис о «конце всех империй» был справедлив по отношению к западным колониальным империям Нового времени, а потому западные идеологи и ученые спроецировали его и на «восточные» державы. Это была «месть» не только политическая, но и, в некотором роде, методологическая, поскольку западный человек разочаровался в своих империях, убедительно продемонстрировав себе и всему миру свою «имперскую несостоятельность». Так называемый «викторианский синдром», который крайне болезненно переживала британская элита в 60-е – 70-е годы XX века, до сих пор не изжит. К примеру, воссоединение России с Крымом отзывается имперскими фантомными болями (принц Чарльз, встречаясь с меджлисом крымских татар, декларировал собственное родство с крымскими ханами). Дополнительная фантомная боль провоцируется тем фактом, что Крым не стал-таки яблоком раздора между Россией и Турцией. Антиимперский и антиимпериалистический пафос коммунистов и социалистов первой половины века был взят на вооружение неолибералами. До сих пор в представлении западной политологии, во многом наследующей штампы «революции 1968 года», империя сводится к захвату ресурсов, подчинению слабых государств и ограблению населения. Но на практике «молодежный класс» мобилизуется часто против правительств, старательно внедряющих демократическую модель с разделением властей, в то время как реальные вассальные диктатуры (напр., монархии Персидского залива) получают «иммунитет». Вместе с тем гипотеза о смерти всех империй, этот своеобразный аналог мифа о «конце истории», будучи удачно примененной как инструмент демонтажа восточного блока и СССР, оказалась сама по себе мимолетной. Лишь в 90-е годы идея освобождения от бремени и наследия империи лежала в основе целой волны внешне объективных академических исследований, проводившихся в основном при поддержке западных фондов. Правительствам «переходных экономик» внушалась модель национального государства как естественного воплощения демократии. При этом параллельно происходило конструирование Евросоюза и разворачивались программы партнерства с НАТО в Восточной Европе, что означало реальное имперостроительство и учреждение «вассалитетов» на освободившихся от советского влияния территориях. Тем не менее, в те годы встречались и откровенные признания со стороны ведущих западных ученых. Так, например, Хью Тревор-Ропер уже в 1993 году, отбрасывая камуфляж, утверждал, что малые нации не могут обладать полным суверенитетом, поскольку так или иначе являются частями имперских систем[2]. Тогда это был один из немногих голосов, затерявшихся в хоре политкорректности и эйфории «конца истории». В течение одного десятилетия ситуация с трактовками империи сильно изменилась и наметился так называемый «имперский перелом»[3]. Размытость понимания империи привела и к размытости ее критики. Одновременно произошла деконструкция понятия «нации» и производного от него «национального государства». Национальное государство как ориентир 90-х годов, по выражению К. Кейдера, все больше утрачивало «очарование». Попытки представить понятие империи в виде «воображаемого сообщества» в целом оказались безуспешными. Ученые заговорили о «когнитивном расстройстве» имперских исследований. По выражению Марка Бейссингера, «денатурализация» нации привела к опасности романтизации былого имперского разнообразия, и теперь империя – о, ужас! – может занять ставшее вакантным место основополагающего элемента истории[4]. Объявление о «конце империй» оказалось ничтожным перед лицом истории, и от разговоров об имперском реваншизме все чаще стали переходить к констатации неустранимости имперского начала в российской политике[5]. С другой стороны, американская имперская традиция также возрождается, и все отчетливее звучат голоса о строительстве всеобъемлющей империи как однополярного мира, а не просто абстрактного global state. Об этом пишут и противники американской империи, такие как Энтони Негри и Майкл Хардт, и её апологеты, вроде неоконсерваторов Роберта Кейгана и Уильяма Кристола или менее идеологизированный Параг Ханна. В России, наряду с неолиберальной и нигилистической волной, существовала и развивалась собственная традиция описания империи. Суть ее может быть охарактеризована словами В.П. Булдакова об отказе воспринимать империю как исключение, а не правило всемирной истории или тем более как «дурное прошлое», от которого необходимо открещиваться[6]. К заметным проектам апологетического по отношению к имперскому опыту России характера можно отнести дискуссии в журналах «Родина» (1995-1997 гг.) и «Философия хозяйства» (1999 – 2005 гг.). Идеологами империи в этом ключе выступили митрополит Иоанн (Снычев), В.Л. Махнач, Ю.М. Осипов, А.Г. Дугин, A.C. Панарин и др. В наиболее зрелом виде неоимперский подход проявился в работах второй половины нулевых и последующих годов[7]. Один из пороков постмодернистских подходов к истории заключался в том, что историки этой генерации зачастую игнорировали глубинные, свойственные коренному большинству населения той или иной страны установки и предпочтения и сосредотачивали свои исследования на наиболее заметных «пограничных» меньшинствах. Такой подход был выгоден для тех сил, которые рассматривали научный и концептуальный анализ не как средство подлинного понимания объекта, а как поиск и конструирование наиболее эффективных способов манипуляции объектом, в том числе его разрушение. Именно стремлением найти идеальный способ манипуляции и разрушения объясняются многие структурные исследования империй, в том числе Российской империи и СССР. Вычленение слабых мест, уязвимых сообществ, тех меньшинств, которые склонны к поддержке процессов политического разложения и распада, конструирование протестной субъектности даже тогда, когда она носит явно искусственный характер – вот фирменный стиль этой манипулятивной империологии[8]. Сработав в 80-е годы в восточном блоке, метод разжигания межнациональных конфликтов был спроецирован и в прошлое (историю Российской империи), и в будущее (современная РФ). Видные теоретики ослабления империй через рост национализмов (Д.Ливен, Р.Суни и др.) заложили неплохой фундамент для этого подхода. В национализме видели главный «мотор развития» (читай: дезинтеграции империи), а в качестве аксиомы насаждался тезис об «искусственном сдерживании национального развития» в империи. Тем не менее, золотой век идеализации «национальных государств» – в прошлом. Те, кто связал себя с таким ложно понятым национализмом, игнорировали существовавший всегда опыт постижения империи, который отражен, к примеру, в высказывании Поля Мари Вейна: «Политический порядок парил над этническим разделением, подобно тому как у нас цивилизация парит над национальными границами и не является поводом для шовинизма»[9]. Несмотря на то, что метод один раз сработал, он не может считаться совершенным – напротив, в новых исторических условиях он выдает регулярно повторяющийся порок западных обобщений – упрощение и недооценку незападных культур. В целом на сегодня на Западе пытаются построить подход, связанный с членением имперских пространств не на народы в чистом виде, а на «регионы», абстрактные территориальные единицы, в которых аналитик наблюдает уникальное сочетание различных компонентов: этносов, национальностей, политических традиций, религий, имущественных и потребительских особенностей и т.д. Соответственно, в современной практике манипуляции каждый регион рассматривается как объект, для которого создается неповторимая, специально под него рассчитанная манипулятивная стратегия. В этом подходе как в искривленном зеркале отражается традиционная имперская стратегия, где в каждом элементе титула императора символизируется своеобразный тип правления империи в конкретном регионе. Логика собирания земель в империи у современных глобальных субъектов превращается в логику «рассыпания» земель – с тем чтобы затем унифицировать и нивелировать их уже в новой, глобальной системе. Стратегически речь идет о строительстве мировой гиперимперии, которое осуществляется через расчистку поля, через «игру на понижение» в отношении религиозных, этнокультурных, государственных традиций. Возникающая гиперимперия вынуждена критиковать все бывшие до нее империи, поскольку они были не чем иным как вариантами «альтернативной глобализации» на своих локальных участках, то есть фактически ее конкурентами, почему и добрая память о них или попытки их возрождения совершенно неприемлемы. С другой стороны, она вынуждена критиковать и традиционную культуру, мораль и религиозные убеждения как недостаточно соответствующие ценностям индивидуальной «свободы». Ставка на меньшинства при этом сохраняется, и, несмотря на ее неосновательность, в настоящее время оказывается оправданной исходя из опыта так называемых революций-2.0. Режиссеры этих революций, похоже, полагают, что чаяния обществ и элит заведомо существуют в непересекающихся измерениях, и если большинство еще не противопоставлено власти усилиями активного меньшинства, значит, это большинство пассивно (равнодушно, пребывает в «темном», «рабском» состоянии и т.п.). Таким образом, разложение незападных обществ выдают за своего рода «просвещение». В других докладах Изборского клуба уже неоднократно проводилась мысль о том, что в реальности новейшие массовые движения базируются на новом поколении технологий, предполагающих более низкий уровень образования, психологической самодостаточности, целостности ментальной «картины мира» и меньшей индивидуальной зрелости агентов этих движений, чем ранее (например, в той же революции 1968 года, не говоря уже о классических революциях)[10]. В информационных войнах ключевым зажигательным элементом эпохи технологий 2.0 была признана «картинка», а не вербальное сообщение. К примеру, в российских политических новостях знаковой картинкой был пожар в московском Манеже в день инаугурации Путина, с Раушской набережной выглядевший как зрелище горящего Кремля; другой знаковой картинкой – панк-молебен в главном соборе Москвы, участницам которого были в деталях знакомы египетские прецеденты создания революционных «картинок». Однако, все это вмиг померкло перед кадрами ликующей человеческой массы у здания Верховного совета Крыма, а следом, вскорости – километровой очереди на референдуме донетчан и луганцев в Москве. Обе эти незапрограммированные картинки и были основанием для термина «информационные войска Путина» – поскольку иначе как прямым производным от государственной пропаганды стандартная западная аналитика этот феномен рассматривать не могла. Прошло некоторое время, прежде чем Москве была предъявлена претензия в имперском реваншизме, с соответствующими заявлениями на саммите НАТО и после него. Пропагандистское усилие со стороны РФ сыграло вспомогательную роль: оно само по себе не генерировало запроса на империю, а лишь открыло шлюзы для выхода в публичное пространство этого накопленного под спудом общественного запроса. Когда этот факт стал уже неопровержимо очевиден для глобальных экспертных кругов, последовали глобальные оргвыводы. Последовательность этих оргвыводов обернулась еще одним просчетом: так называемый «ближний круг» российского лидера сплотился, не смутившись как экономическим, так и статусным ущербом. Более того, обнаружилось, что критерий личного статуса для сообщества-мишени не тождественен допуску в наднациональные клубы; более того, глобальный корпоративный мир не проявил ожидавшейся решимости к отторжению российских участников: пришлось прибегать к персональному давлению и даже точечным ликвидациям (Кристофа де Маржори). Как итоги референдума в Крыму, так и (в еще большей степени) опросы граждан России об отношении к присоединению Крыма, или замеры рейтинга президента России – недвусмысленно свидетельствовали о том, что колоссальные средства, вложенные в «ломку русского менталитета» через государственные (связанные с USAID), квазинезависимые (многочисленные НКО – иностранные агенты) и частные каналы, были потрачены во многом впустую. Общество, от которого ожидалось «несогласие» с властью, ответило «несогласием» с манипуляторами. Несмотря на то, что сети публично интерпретировались в период «арабской весны» лишь как технический инструмент, как «модератор коммуникации», энтузиасты «технологий 2.0» исходили из аксиомы о том, что степень интернетизации пропорциональна степени «правильной» трансформации обществ-мишеней. В то же время сеть, транслирующая не либеральные, не радикально-националистические, а имперские смыслы, в представлении экспериментаторов – просто нонсенс: ее «не может быть, потому что не может быть никогда». Ведь имперское мышление – возврат в XIX век (как и говорилось с высоких трибун), а в XIX веке сетевых сообществ не было. Симптомы возрождения имперского сознания на уровне элит целого ряда государств с имперских прошлым лежали на поверхности – от посещений первыми лицами Японии храма Ясукуни до присвоения новому мосту через Босфор в Стамбуле имени султана, не говоря уже о том, что китайцы даже в государственной прессе стали именовать свою страну не только народной республикой, но и Поднебесной (империей). Если эта тенденция отметалась как некая случайная аномалия, обусловленная причудами или «заскоками» отдельных амбициозных лидеров, то этот факт можно объяснить исключительно идеологической установкой, стереотипом, исходящим из «желаемого» (wishful thinking). Поэтому, когда западная публицистика рассчитывает на действие антироссийских санкций как на «победу (пустого) холодильника над телевизором», эта вульгарно-материалистическая метафора неточна: чтобы превратить русских людей в животных, их, кроме телевизора, нужно лишить по крайней мере еще и компьютера. Того самого средства, которое задумывалось как инструмент деидентификации, а стало в России рупором имперских смыслов. 2. НЕУЛОВИМАЯ СУЩНОСТЬ Самоназывание того или иного государства империей зачастую является весьма условным. Имперские самоидентификации нередко несопоставимы и неоправданны (например, империя Гаити в 1804 – 1806 гг.), нередко они мало соотносятся с реальным политическим и правовым устройством государств. Существуют и обратные случаи, когда имперские государства не склонны себя так называть. Применительно к России, официально назвавшейся империей в 1721 году, следует сказать, что до этого термины «царь», «цесарь», «император» рассматривались как синонимы. С этим были связаны возражения Петра I на поднесение ему нового титула, а также стремление современников подчеркнуть, что императорский титул не является чем-то новым для России. Иностранным послам в Петербурге, например, сообщалось, что титул «император всея России» и прежде носили предки Петра, «что это не есть нововведение». Тот же довод прозвучал и в проповеди Феофана Прокоповича «Слово на похвалу памяти Петра Великого», где отмечалось касательно звания «великий император», что титул этот «и прежде был и от всех нарицался». Безусловно, становление имперской системы в России началось не в XVIII, а по крайней мере в XV веке[11]. Прежде чем перейти к попыткам выявить сущность империи, необходимо отмести ряд предрассудков, которые до сих пор преследуют это понятие не только в обиходе, но и среди ученых. Во-первых, империи могут выступать по форме как национальное государство (Иран, Япония), как союзное государство (федерация североамериканских штатов) или конституционная федерация (Индия). Империи вовсе не тождественны колониализму, который родился в рамках совсем другой формации (торговые колониальные государства древности – с «молохоподобными» культами, в которых поклонялись золоту, золотым идолам и приносили в жертву младенцев)[12]. Имперский характер колониальных держав не был чем-то обязательным. По признанию Дж. Бурбанк и Ф. Купера, самыми жестокими колониалистами в истории были не империи, а демократии[13]. «Начиная с Римской республики III века до н. э. и заканчивая Францией XX века, – пишут эти же авторы, – мы встречаем империи без императоров, управляемые разными способами, называемые разными именами. Империями управляли диктаторы, монархи, президенты, парламенты и центральные комитеты. Тирания была и остается возможной как в империях, так и в национально гомогенных государствах»[14]. Имперские реалии на Западе издавна описывают в категориях «большого пространства» (гроссраум) или «большой формы жизни» (гросслебенформен), имеющих свои истоки в старой немецкой философии, в частности, в экономической теории Фридриха Листа с его учением об автаркии и др. Несмотря на плодотворность таких подходов в геополитике (Хаусхофер) и геоэкономике (Бродель), в природе самих империй они мало что объяснили, кроме констатации иррационального стремления к расширению. Так, по мысли В. Вогеля, отнюдь не оригинальной, империя стремится заполнить собою часть света. Русский правовед Николай Алексеев справедливо отмечал, что западные трактовки культурных миросозерцаний «двигаются по линии чисто пространственных определений. Это свидетельствует, что их сделал западный человек, который сам погружен в созерцание пространства и всю культуру свою понимает как овладение пространством»[15]. Некоторые современные западные авторы доходят даже до того, что определяют империю как большое государство, склонное к распаду (А.Мотыль, Р.Таагапера и др.). Смехотворность этого определения очевидна, если вспомнить про двухтысячелетние Ассирию, Персию и Китай. И даже если эти авторы имели в виду только современные процессы, им бы следовало в качестве обоснования своих тезисов сосредоточиться на другом предмете: исключительности и необратимости на фоне всеобщей истории тенденций формирования нового глобального мира, – не выдавая этот предмет за некую политкорректную аксиому, которая, дескать, уже не обсуждается. Более обоснованной идея экспансионизма выглядела у тех, кто вместо империи как таковой избрал в качестве анализа империализм капиталистической эпохи. Карл Маркс первым ухватил эту мысль о «потребности в постоянно увеличивающемся сбыте продуктов» как двигателе капиталистического расширения колониальных империй. Вслед за ним Шумпетер, Ленин и Бродель описывают современный капитализм как империализм, испытывающий потребность во всем мире. Однако, здесь скорее сказывается природный порок капитализма, чем проявляется его сознательная воля. Самым образным на сей счет было высказывание Сесиля Родса, сказавшего: «Империя – это вопрос желудка». Однако отождествление империи и капиталистического империализма несправедливо и способно привести к совершенно ложным выводам. В наиболее последовательном виде тезис о том, что в основе империи всегда лежит инстинкт экспансии, представлен в работах С.И. Каспэ, различающего физическую экспансию (приобретение империями новых территорий) и символьную экспансию (воздействие империй на представление людей о себе). Такой подход не учитывает, что история знает весьма продолжительные периоды существования «воздержанных» империй, не видевших самоцель в своем расширении, нацеленных на сохранение внешнеполитического гомеостаза, региональной гармонии, и строящих свою политику на учении об исторических циклах (вдоха – выдоха, свертывания – развертывания), а не линейном движении к захвату пространств и душ. Таковым долгое время был имперский Китай. Что касается России, то в ней, безусловно, сочетались ритмы циклического развития и поступательного продвижения империи. Если предположить, что экспансия определяет природу империи, тогда получится, что носителем имперского «гештальта» России в первую очередь был народ, а уже в гораздо меньшей степени – царь и политическая элита. Государство, начиная с XVI века, с трудом поспевало за своим народом. В освоении просторов северной Евразии впереди шли вольные люди, а уже потом приходили воеводы, губернаторы с войсками, строили остроги. Субъектом распространения русской цивилизации был вольный русский народ, первопроходцы, казаки, переселенцы, охотники и торговцы, добытчики пушнины и других благ, а уже во вторую очередь солдаты и освобожденные каторжане. С другой стороны, вольный народ охотно шел в «пустующие» земли, не занятые другими державами. Там, где возникали трения с иными геополитическими субъектами, уже требовалось вмешательство государства. Русские люди, как правило, по своей воле не селились на территориях компактного проживания тех племен и народов, которые воинственно отстаивали свое право на эти земли. Так русские селились на Северном Кавказе, в Диком поле, в Средней Азии только при условии основательного присутствия там русской армии, наличия крепостей и государственных структур. Еще одним предрассудком следует считать характеристику империи как явления азиатского, деспотии восточного типа. Этот взгляд, широко известный благодаря Монтескье, странен хотя бы уже потому, что сам Монтескье был современником Священной Римской империи (существовавшей на тот момент 7 веков). Первоначально в латинском языке Imperium, Imperatum – приказание, повеление, власть; властные полномочия. Обычно подчеркивают именно данный набор значений. Тем не менее, слово «империя» в его современном смысле произошло не от старинного «империума» республиканской эпохи, а от позднеримского понимания слов «император» и, соответственно, «империум» верховной, то есть императорской власти. При этом часто упускают из виду, что для верного толкования термина «император» важно еще и слово Imperativus – чрезвычайный, устраиваемый по особому приказу, в обход заведенного порядка. Именно чрезвычайный характер власти императора (полководца, военного диктатора) является неотъемлемым свойством происхождения данного понятия в латинском языке и древнеримской жизни. Римское имперское начало зародилось еще в республиканскую эпоху из института диктатуры[16], и этот процесс окончательно завершился в тот момент, когда император превратился из военного вождя, временно назначаемого диктатора во всенародного политического «повелителя». Однако, ранее Римской империи существовали державы, которые имеют право первородства в имперской родословной. Почему-то не пользуется популярностью точка зрения, что одной из первых империй в мире был классический Древний Египет, между тем институт фараонов с его сакрализацией власти, его миссией и функционалом лег в основу представлений об империи в качестве базового архетипа (также и неприязнь к власти фараонов в Ветхом Завете положила начало антиимперской традиции в мировой культуре). Имперскими считаются древнейшие государства Аккада, Вавилона и хеттов. Империей была и соперница Египта Ассирия, просуществовавшая почти 2 тысячи лет. По долговечности с нею могут конкурировать только Персидская держава и Китайская империя, каждая из которых, сменив множество династий и политических модификаций, тем не менее, сохраняла приверженность имперским принципам. Просуществовав более 14 веков, от Кира Великого до завоевания мусульманами, Персия и после, уже сквозь ислам, вновь возрождается в имперских формах и возвращается к имперской идее, которая демонстрировала жизнеспособность и в XX веке (вплоть до свержения шаха в 1979 году), и не умерла до сих пор. Исторически существовавшие империи чрезвычайно разнообразны, кроме того, они со временем сами создают новые особенности, которыми отличаются от себя же самих на более ранних этапах развития. В этом смысле империи убегают от определенности, ускользают от аналитического взгляда, стремящегося зафиксировать их сущность. Попытки дать исчерпывающее описание имперского кода, которое было бы применимо ко всем случаям имперотворчества, пока провалились. И объясняется это не в последнюю очередь тем, что в XIX – XX вв. имперские порядки мутировали и обрели такие черты, которые раньше никто не стал бы называть имперскими. Китай формально завершил свой имперский путь в 1912 году (империя просуществовала 21 век), однако, несмотря на смуту начала XX века, связанную с попытками сначала Запада, а затем Японии превратить его в колониальное образование, Китай нашел выход в том, что принял на вооружение антикапиталистическую идеологию и практику, позаимствованную у СССР – в результате мутировавший политический строй Китая сегодня вновь может рассматриваться как парадоксально возвращающаяся на круги своя империя. В этом смысле Российская и Китайская империи в XX веке, можно сказать, были принуждены внешними обстоятельствами к погружению «в волны небытия». Их отказ от имперских форм был скорее имитацией, временным – в крайне неблагоприятных обстоятельствах внешней среды – отступлением империи, а не ее настоящей смертью, как то хотелось бы западным наблюдателям[17]. Подробнее мы остановимся на этой теме в следующем разделе доклада. Одной из констант империологии является определение империи как соединения многообразия, основанного на искусстве управлять разными и многими. Карл Шмитт определял империю как «стратегическое единство многообразия». Профессором Джейн Бурбанк предложено технологическое прочтение империи как «дифференцированного управления дифференцированным населением». Не так давно Марк Бейссингер предложил определение «масштабная система гетерогенного господства»[18]. Символической формулой империи в этом смысле является формула «мир миров». Империя – это всегда построение мета-социума, суть которого отражена в разных аспектах в таких понятиях как культурно-исторический тип, самостоятельная цивилизация, высокая культура, сверхнарод, суперэтнос, политический субконтинент, «великая традиция», полная традиция-система, мир-экономика и «большая длительность», мир-система и т.д. При этом империя всегда субъектна и не просто олицетворяет свой мир, но и предлагает ему государственное самосознание. Империя может трактоваться как политический псевдоним самостоятельной цивилизации или быть неким уточняющим указанием на политический аспект самостоятельной цивилизации[19]. Иногда уместно говорить об империи как политическом лице цивилизации в стадии ее полноценного раскрытия (на ранних стадиях становления цивилизационного мира имперская идея может проявляться неотчетливо, а на поздних стадиях – затухать). Полифония народов и культур в империи является ее конститутивным свойством. Это значит, что сущность империи может быть выявлена лишь через принцип отражения политической и духовной культуры имперского народа в зеркале другой культуры. Имперская власть по своей природе требует субъект-объектных отношений не только по вертикали, но и по горизонтали: международные связи и отношения превращаются в имперском пространстве во внутренние. В наиболее заостренном виде имперский принцип выражен в древней формуле императора как «царя царей» (часть титулатуры иранского монарха – хшайатия хшайатиянам у Ахеменидов или шахиншах у Сасанидов). Интеграция царств вместе с их наследственными царями – высшая демонстрация мощи и жизнеспособности империи. Таким образом, подчеркивается, что империя собирает не просто народы и племена, но и сложившиеся, состоявшееся политические системы. Кроме того, у древних иранцев появляется и отчетливое представление о «царстве царств» как проекции небесного порядка, также понимаемого в духе империи (космоса как империи). С выходом из региональных рамок на глобальный простор империи вступают в диалог уже не с соседями, а с далекими культурными мирами. Определенный прорыв на этом направлении был достигнут Александром Македонским, империя которого была пусть и недолговечной, но смогла породить первый вариант государственно объединенного «Востоко-Запада». Результатом этой геополитической революции стало рождение эллинистического культурного мира, из которого позднее выросли первые протоевразийские империи – Византия и Халифат. Римская империя ментально сформировалась в процессе культурного оплодотворения от политически покоренной Греции. «Пиррова победа» Рима над Грецией заключалась в том, что покоренный народ покорил завоевателя своей культурой. Древнее латинское представление об империуме как «власти» расширяется под влиянием греческого представления об ойкумене, «вселенной». Так родилось классическое представление об империи как о политической вселенной, особом мире. В Священной Римской империи (германской нации) проявилось характерное для Западной Европы стремление воспринимать империю как союзное государство, отчего и лояльность к империи понималась в духе лояльности союзу и лояльности императору, как избранному союзом феодалов главе. Поэтому в их «имперском патриотизме» (рейхспатриотизме) не имела сколько-нибудь весомого значения лояльность династии. По мысли Д.А. Хомякова, в отличие от русской и других классических политических традиций с их органической связью народа с государем, Запад постоянно воспроизводит «механическую» модель власти: «Императорство – не Самодержавие, а его лжеподобие. (…) Из-за императорства всегда выглядывает республика, для которой оно временный, хотя бы и очень продолжительный, корректив. Оттого оно и абсолютно, ибо оно есть только антипод народовластию: власть во всем стесняемая – власть ничем не стесняемая. Когда же власть появляется извне, путем завоевания, она также является абсолютной – власть силы. На Западе мы имеем эти самые формы власти»[20]. В имперской системе собраны и примирены неравноценные коллективные субъекты: родовые идентичности, сообщества, корпорации и т.д. Империя является распахнутой дверью во внешний мир, она обращена вовне «открытым стыковочным модулем» – в этом смысле она настроена на собственное переосмысление и новые трансформации. Закостеневшая, статичная империя – это колосс на глиняных ногах, поскольку ее экспансия требует не голой физической силы, а мудрости и интеллектуально-волевого превосходства, обеспечивающего сложный политический порядок. В империи возникает равновесная диалектика между «почвой» и «универсальностью», родиной и вселенной. По существу Хантингтон воспроизводит традиционную логику, когда говорит о двух альтернативах в развитии США: космополитической, в которой мир пересоздает Америку и имперской, в которой Америка пересоздает мир[21]. Мысль о диалектике национального и универсального в империи повторяют многие и разные авторы. Оригинальную концепцию империи предложил историк В.Л. Махнач, последователь Л.Н. Гумилева, утверждавший, что империя всегда создается вокруг стержневого – имперского – этноса и имеет своей базой специфически организованный суперэтнос[22]. Принцип существования классических, континентальных империй Махнач описывает как союз имперского центра с «маленьким» народом против народа «среднего» – имеется в виду не геноцид либо притеснение «средних» народов, но обуздание агрессивных амбиций «средних» народов, стремящихся подмять под себя малые этносы и группы в своем регионе. Иными словами, империя сохраняет в регионах такой порядок, который консервирует отношения разнообразия, допускает цветение всех укладов и не поощряет смешение и растворение малых народов и групп внутри региональных идентичностей. Махнач приводит убедительные примеры, связанные с распадом СССР: в частности, взаимоотношений в 90-е годы Абхазии и Грузии либо Гагаузии и Молдавии. «Распад любой империи вызывал стон множества народов, прежде всего, потому, что, освободившиеся от опеки «большого» народа, «средние» тут же ухудшали положение «малых»[23]. В современной науке существуют два основных направления в изучении империй, одно из которых, по выражению Доминика Ливена, базируется на изучении европейских морских империй-эксплуататоров, строящихся по принципу «метрополия – колонии», а другое – на изучении великих военных и абсолютистских земельных империй, связанных с универсалистскими религиями. В этих более древних и традиционных по своему укладу империях определяющим является принцип периферии как продолжения центра, а не придатка к центр Тэги: бытие, бытие., власть, геополитика., госуларственный, запад, запад., империи, империя, история, история., культура, миропорядок, новости., общество, общество., политика, политика,, россии, россии., российская, россия, события., социология, ссср, строй СМИ Греции удивлены реакцией на инцидент с Су-30 в Турции.2015-10-07 19:57:17+ развернуть текст сохранённая копия Инцидент с нарушением российским истребителем Су-30 турецкого воздушного пространства оказался в центре внимания греческих СМИ. Страна стала первым транзитным пунктом на пути сотен тысяч беженцев из Сирии, и греки внимательно следят за операцией российских ВВС против так называемого "Исламского государства" — террористической организации, захватившей значительные территории государств Ближнего Востока. Греческие СМИ подробно и в основном нейтрально излагают инцидент с Су-30, который "на несколько секунд" зашел в воздушное пространство Турции из-за плохих погодных условий. Однако некоторые СМИ удивлены реакцией США и их союзников по НАТО. "Мир сошёл с ума — НАТО и Запад за Турцию и "Аль-Каиду"! Хорошо?" — озаглавил статью новостной сайт tribune.gr. Он излагает заявление генерала Игоря Конашенкова, что этот инцидент не следует рассматривать как какой-то заговор. "Белый дом, в свою очередь, заявил, что США и их союзники "особенно обеспокоены" инцидентом с нарушением воздушного пространства Турции российскими истребителями. Теперь вопрос, кто из союзников Белого дома обеспокоен. Потому что ни Ирак не высказал беспокойства, ни Египет, ни Греция, ни Израиль. Потому что это союзники США в регионе. Из союзников, которые обеспокоены, Белый дом насчитал только французов и англичан. Однако они обеспокоены уже несколько дней тем, чтобы им не испортили "бизнес", который они планируют сделать в Сирии и восточной части Средиземного моря после свержения Асада", — пишет издание. "Было бы хорошо и разумно, чтобы когда Белый дом говорил, что его союзники обеспокоены, он говорил и какие союзники. Разве что он считает за союзников Турцию и Саудовскую Аравию, два "джихадистских" государства, которые стоят за глобальным терроризмом джихада. Если у Белого дома такие союзники, пусть наслаждается ими", — говорится в статье. Автор приводит слова госсекретаря США Джона Керри о возможности сбивать российские самолеты, если нарушения продолжатся в будущем. "На ежедневные нарушения воздушного пространства Греции турками у вас есть какой-нибудь комментарий, наши дорогие союзники? Или это другое дело? А может на оккупацию Северного Кипра? Или на незаконную перевозку миллионов беженцев из Турции в Грецию и Европу? Или на поддержку "Аль-Каиды" со стороны Турции? Какой-нибудь комментарий на все это? Никакого", — пишет автор. "Мы очень обеспокоены, потому что это именно те вещи, в которых Турция защищает свои права, и это означает, что они могут сбивать (самолеты ВВС России)", — цитирует издание слова главы американской дипломатии, сказанные в Чили, где он участвует в международной встрече. "Так, хорошо, Джон Керри, если завтра Греция отправит на дно Эгейского моря первое звено турецких самолетов, которые нарушат наше национальное воздушное пространство, мы сделаем хорошо. Верно? Потому что мы так поняли то, что говорит господин Керри", — пишет автор статьи. Обозреватель отмечает, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган осуждает Москву за помощь Башару Асаду, которого он обвиняет в "государственном терроризме". "В то же время сам Эрдоган, поддерживая "Аль-Каиду" и "Исламское государство", является хорошим человеком, ведь он поддерживает "революционный" терроризм", — говорится в комментарии. И генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что "действия России" в Сирии, где Москва наносит удар по джихадистам, а по мнению Запада — по "повстанцам", "не способствуют безопасности и стабильности в регионе", говорится в статье. Такого саморазоблачения Запада, поддержавшего "Аль-Каиду", потому что это предполагаемые "повстанцы", никогда еще не было, заключает автор. © РИА Новости. Тэги: авиаудары, авиация, авиация., армия,, вкс, война, геополитика, геополитика., греция, запад, запад., игил, интервью, информационная, нато, новости., операция, политика, политика,, россия, сирии, сирия, сми, сми., события., сша, турция, флот, Минобороны РФ "наградило" советника главы МВД Украины "Орденом Иуды"2015-10-07 11:13:33+ развернуть текст сохранённая копия Советник министра внутренних дел Украины Антон Геращенко предложил опубликовать на сайте "Миротворец" любую информацию о военнослужащих ВКС России, борющихся в Сирии против боевиков запрещенного в России "Исламского государства". На своей странице в соцсети Facebook он написал, что фото и данные военнослужащих помогут террористам и их "собратьям" в России "отомстить по канонам шариата" за бомбардировки объектов ИГ в Сирии. "Приглашаю всех у кого есть информация о российских гражданах принимающих участие в необъявленной войне России против сирийского народа, сообщать все известные Вам данные на сайт "Миротворец", где для этого будет создан отдельный раздел "Преступления Путина в Сирии и на Ближнем Востоке", — написал он. В начале года Геращенко презентовал проект по сбору данных о "террористах и сепаратистах", созданный якобы группой единомышленников для помощи в работе МВД и Службы безопасности Украины — сайт "Миротворец", в котором, в частности, фигурировали данные на журналиста Олеся Бузину и экс-депутата Олега Калашникова, которые были убиты в Киеве в апреле. В Минобороны РФ прокомментировали призыв МВД Украины передавать ИГ фото российских пилотов В Минобороны РФ прокомментировали призыв советника министра внутренних дел Украины Антона Геращенко публиковать любую информацию с персональными данными российских военнослужащих в Сирии, чтобы «игиловцы и их собратья в России смогли потом найти их и отомстить по законам шариата». "О том, что советник главы МВД Украины Геращенко связан с фашиствующими молодчиками "Правого сектора", было известно давно. Но то, что это "сытое рыло революции достоинства" решило подрядиться в качестве "Мазепы 2.0" для международной террористической организации ИГИЛ, думаю, удивило многих. Не только на Украине и в Европе. Но и на Ближнем Востоке. Наконец-то, учрежденный Петром I пятикилограммовый Орден Иуды найдет своего достойного хозяина", — заявил журналистам в среду официальный представитель МО РФ генерал-майор Игорь Конашенков. РИА Новости Тэги: "миротворец", а.геращенко, авиация, авиация., армия,, вкс, власть, геополитика., игил, киевская, минобороны, новости., общество., операция, политика, политика,, российских, россия, сайт, сирия, события., украина, флот,, хунта ПУТИН – восторженный канатоходец!2015-10-07 01:42:10+ развернуть текст сохранённая копия Я вот все думала – в чем разница между Путиным и другими политиками того же ранга? Ум? Опыт? Масштаб личности? Сложность поставленных и выполненных задач? Кредит доверия народа? Нет, вряд ли. Фигуры, действующие сейчас на мировой политической арене, во многом из вышеназванного вполне сопоставимы с Путиным. Но ведь разница есть, и мы все ее интуитивно чувствуем. Просто лежит она не в политической плоскости, а в психологической. Присмотритесь к лицам тех политиков, которые сейчас в связи с событиями на Украине мелькают в СМИ. Все они похожи на задрюченных жизнью цирковых животных. Вроде и музыка, и блестки, и аплодисменты публики, и слава – но если внимательней вглядеться, то такая безнадега в лицах, усталость и ненависть к тому, что они вынуждены делать! Их выступления на манеже – на самом деле тяжкая повинность, а не звездный час. Они в центре внимания, но нравится ли им ходить по канату под барабанную дробь и ожидания толпы – когда ж наконец сорвутся вниз? А Обама – даже не цирковой. Он скорей похож на несчастную обезьянку с ялтинской набережной, которую жадный до денег фотограф дергает за ошейник, чтобы она кривлялась и зазывала отдыхающих делать с ней снимки. И от этого у обезьянки портится характер. А украинские политики? Порошенко, Яценюк, Турчинов, Аваков, Тимошенко? Такие же задрюченные жизнью обезьянки. Разве что Кличко еще пока держится молодцом, но исключительно из-за того, что он особенно тупой. Таким легче. Похожие лица я вижу каждый день – у кассирш в супермаркете, у продавцов всякой ненужной фигни, у работников ЖЭКа, у официантов в забегаловках… Это лица людей, которые не любят свою работу, но вынуждены ее делать. А теперь посмотрите на Путина. Да он же любит свою работу! Вот в чем главный секрет – ему его роль нравится! Он пышет полным удовольствием от своего бесконечного дебюта – вот что так бесит всех свидомых. Ловит кайф во всем – в пресс-конференциях, заседаниях, в полетах со стерхами, в поисках амфор, в спасении уссурийских тигров и так далее. Он каждую минуту своей жизни наслаждается тем, чем занимается. И его ближайшие сподвижники тоже наслаждаются – Лавров после каждой встречи с «американскими коллегами» закуривает, как после хорошего секса. У Чуркина всегда такой озорной блеск в глазах, как у мальчишки, подложившего жабу в карман злой соседке!.. Эти люди – «вечные мальчики», не вышедшие в остужающий нутро тираж, не потерявшие вкуса к жизни и к тому, чем занимаются. И именно потому, что им нравится их работа – все у них получится. Поскольку лишь те, кто занимаются любимым делом получают от него удовольствие – могут добиться успеха. И не вводом войск единым решится украинский вопрос. А всей совокупностью стараний и ходов, где победит тот, кто темпераментней и целеустремленней. Нестандартные решения – это козырь тех, кто любит свою работу. …А кто мнит, что Путин простит всяким свидомым нанесенные ему на личной почве оскорбления – просто ничего не понимает в больших мужчинах маленького роста. простая украинская женщина (Бэлла Розенфельд) ertata Тэги: в.в.путин, власть, геополитика., мнения, новости., общество, общество., политика, политика,, россии., россия, сделано, события., харизма Операция ВКС в Сирии и бессонница в Брюсселе2015-10-07 01:00:54+ развернуть текст сохранённая копия Кто бы мог подумать еще неделю назад, что залетевший на одну минуту в турецкое воздушное пространство российский истребитель вызовет такую панику в Брюсселе! Случаи залета по ошибке в «чужое небо» случаются регулярно по всему миру и обычно не вызывают официальной реакции, потому что все понимают, что навигационные приборы, особенно в условиях плохой видимости или, как в данном случае, при расположении военного аэродрома рядом с границей могут подводить. Однако не успели турецкие «Фантомы» оторваться от взлетной полосы, чтобы тут же получить приказ на возвращение, а генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг уже в пожарном порядке собирал экстренное заседание Совета НАТО - того самого, который призван решать судьбы войны и мира, приводить в движение армии, распоряжаться действиями миллионов людей, одетых в военную форму. Сбежавшиеся с разных концов члены Совета поседели от ужаса, узнав о «беспрецедентной провокации России». Они ошеломили мир заявлением, в котором назвали ошибку российского пилота «крайне опасным и безответственным нарушением воздушного пространства Турции» и потребовали от Москвы «объяснить произошедшее, а также отказаться от таких вторжений в будущем». Очень разволновался и глава Госдепа США Джон Керри. «Мы серьезно обеспокоены этим, потому что речь идет о том, что, если бы Турция отреагировала, все могло кончиться тем, что самолет сбили бы». Западные СМИ, понятное дело, шуму добавили. Пилоту российского истребителя, сделавшему слишком широкий разворот при посадке на аэродром, остается только гордиться тем, что его техническая небрежность так переполошила руководящий состав могущественного блока НАТО. В чём всё-таки причины этой гипертрофированной реакции? Не в том ли дело, что политические руководители НАТО затосковали, наблюдая за успешными действиями российских ВКС, начавших успешно и в кратчайшие сроки решать задачу, которую объединенные силы странной коалиции, созданной американцами, не могут решить уже второй год? А что будет, если начатая русскими военная кампания приведет к перелому в войне? Каким пеплом придется посыпать голову руководителям НАТО перед лицом общественности? Ведь соотношение сил российской авиагруппировки, действующей в Сирии, и этой самой «коалиции» несопоставимо? Если Россия столь малыми силами достигнет быстрого военного успеха, а под завершение миссии еще издевательски предложит Североатлантическому альянсу поделиться опытом, чего будут стоить тогда все попытки «расширения» НАТО на восток? И как требовать от европейских союзников повышения расходов на оборону? Как, в конце концов, военно-промышленный комплекс за счёт налогоплательщиков содержать? Ведь этот самый налогоплательщик может сказать: господа, не лучше ли вам, полечившись от военного психоза, пойти на переговоры по снижению уровня противостояния? Все равно русские вам не по зубам. Только мир смешите. И дешевле, и безопасней будет. Вообразив такую перспективу, действительно, недолго и взбеситься. Хотя есть и другие, более рациональные соображения. В том же заявлении Совета НАТО говорится: «Наши союзники выразили глубокую озабоченность в связи с наращиванием военного присутствия России в Сирии и особенно ударами российских ВВС по Хаме, Хомсу и Идлибу, которые привели к жертвам среди мирного населения и не поразили позиции ИГ». Хотелось бы понять, кто эти таинственные союзники Брюсселя, обеспокоившиеся тем, что российская авиация гонит террористов с захваченных ими территорий? Правительство Сирии такую озабоченность не выражало. Саудовской Аравии и Катару до сих пор на судьбу населения в сирийских Хаме, Хомсе и Идлибе было глубоко наплевать. Так откуда взялась «глубокая озабоченность» загадочных союзников? Короче, затевается недостойный политический балаган, в котором все средства сгодятся, лишь бы предотвратить военную победу Дамаска и Москвы в войне с «Исламским государством». А самый восхитительный пассаж в заявлении Совета НАТО звучит так: «В НАТО считают, что Россия должна прекратить атаковать оппозицию, а также начать продвигать разрешение сирийского конфликта путем политического урегулирования». В Брюсселе уже забыли, что недавно представители сирийской «умеренной оппозиции» были в Москве, встречались с С.Лавровым и, казалось бы, о чём-то с ним договорились. Там ведь есть вполне вменяемые люди. Только вот после их возвращения в западные столицы, где они обосновались, кто-то наступил им на ногу, и они застопорили движение. А главное – ни звука о переговорах с Москвой. Даже не понятно, как теперь с ними разговаривать. Может быть, они теперь еще раз прилетят в Москву, если, конечно, там захотят с ними общаться? В общем, как говаривал Уинстон Черчилль, американцы всегда находят единственно верное решение - после того как перепробуют все остальные. Бессонница в Брюсселе и Вашингтоне так просто не пройдёт. Нам предстоит увидеть новые неожиданные повороты в политике Североатлантического блока. Дмитрий СЕДОВ ertata Тэги: авиация, авиация., армия,, вкс, война, геополитика, геополитика., запад, запад., интервью, информационная, нато, новости., политика, политика,, россия, сирии, сирия, сми, сми., события., сша, турция, флот,
Главная / Главные темы / Тэг «геополитике»
|
Категория «Поп звезды»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
300ye 500ye all believable blog bts cake cardboard charm coat cosmetic currency disclaimer energy finance furniture house imperial important love lucky made money mood myfxbook poetry potatoes publish rules salad seo size trance video vumbilding wardrobe weal zulutrade агрегаторы блог блоги богатство браузерные валюта видео вумбилдинг выводом гаджеты главная денег деньги звёзды игр. игры императорский календарь картинка картон картошка клиентские косметика летящий любить любовь магия мебель мир настроение невероятный новость обзор онлайн партнерские партнерских пирожный программ программы публикация размер реальных рубрика рука сайт салат своми событий стих страница талисман тонкий удача фен феншуй финансы форекс цитата шкаф шуба шуй энергия юмор 2009 |
Загрузка...
Copyright © 2007–2024 BlogRider.Ru | Главная | Новости | О проекте | Личный кабинет | Помощь | Контакты |
|