«По деянию земли Египетской, на которой вы проживали, не совершайте, и по деянию земли Кенаан, куда Я веду вас, не совершайте, и по законам их не поступайте… Никакой человек ни к кому близкому по плоти не приближайтесь, чтобы открыть наготу. Я – Г-сподь» (Ваикра, 18:3,5).
Прелюбодеяние – один из самых суровых грехов в Торе. Оно относится к одному из тех запретов Торы, которые не позволяется нарушить даже в случае опасности для жизни.
Из комментария Маараля на Пиркей Авот (1:2) видно, что тяжесть преступления прелюбодеяния заключается в абсолютном погружении в материальное и в полном отдалении от разума. Показывая, что разврат считается действием скотским, а не человеческим (противоположностью разуму, духовности), Маараль цитирует слова Талмуда (Сота, 14а): женщина, которую муж заподозрил в измене, обязана принести минху (мучное жертвоприношение) из ячменя. Все же остальные виды мнахот (приношений) — из пшеницы: «Как дела её подобны делам скотским, так и приношение её — из корма скота». Маараль приводит дополнительную цитату из Талмуда (там же, 3а): «Развратники не развратничают, пока не войдёт в них дух безумия».
Причина того, что разврат считается абсолютно материальной «деятельностью», возможно, заключается в следующем. Человек состоит из двух основ — материальной (тело) и духовной (душа), и Всевышний вложил в мужчину «материальное» стремление к женщине (а в женщину — к мужчине), чтобы это помогло ему, в конечном счёте, соединиться с женой духовно (т.к. главное в браке — сближение душ). А тот, кто использует эту силу для соединения с человеком, с которым невозможно соединиться духовно, показывает, что все его стремления — только к материальному.
Изложенное выше поможет нам понять слова Рамбама (Исурэй Биа 22, 21): чтобы избавиться от мыслей о разврате, человек должен освободить себя «и свои мысли для слов Торы, и расширить своё сознание мудростью, потому что мысли о разврате одолевают только сердце, свободное от мудрости». Поскольку Тора — абсолютно духовна, она является противоположностью разврата, и поэтому только её изучение может уберечь человека от мыслей о разврате. автор текста: Михаэль Низовский
И говорил Господь Моше после гибели двух сынов Аарона, когда они, приблизившись пред Господом, погибли. И сказал Господь Моше: Говори Аарону, брату твоему, чтобы он не входил во всякое время в Святилище, за завесу, пред покрытие, которое на ковчеге, чтобы не умер… (ВаИкра, 16:1)
В прошлый раз мы писали о трудности человека выполнять волю Г-спода, когда он видит удачу грешников и о пути устоять перед этой трудностью. Есть ещё один важный путь устоять: задуматься о том, что только смотря поверхностно грешники выглядят счастливыми. Стоит посмотреть на вещи более глубоким взглядом, мы убедимся, что их счастье только внешнее и мнимое. Приведу на это следующий пример:
Приведу Вам вымышленный пример, чтобы схематично проиллюстрировать: не каждый человек с большими деньгами является богатым и счастливым.
Корреспондент некой газеты, решил сделать статью, в которую войдут интервью с очень счастливым человеком и с очень несчастным человеком. После небольшого раздумья о том, где их искать, корреспондент решил убить двух зайцев, взяв билет на любой рейс большого самолёта. Естественно, человек, который будет сидеть на самом лучшем месте в первом классе, будет счастливым, а на самом худшем в эконом-классе, — несчастным.
Корреспондент поднимается на борт самолёта, заходит в первый класс и видит: на лучшем месте сидит, несомненно, очень богатый человек. Вокруг него крутятся стюардессы, приносят лучшие блюда, напитки, у него лучший ноутбук и т.д. Корреспондент, вдохновлённый удачей, подходит к богачу, думая: «Какая замечательная идея меня посетила! С таким, действительно, было бы непросто встретиться где-либо в другом месте».
Он представляется и просит богача рассказать о своём счастье, своей удаче. «Моё счастье? — удивляется богач. — Никогда не думал, что у меня есть какая-то удача, какое-то счастье». Корреспондент понял, что некорректно поставил вопрос. «Расскажите мне тогда, что Вы делаете в самолёте, куда летите, конечно, если это не секрет».
«О-о-о, конечно, не секрет! Садитесь, я всё расскажу», — воскликнул богач с радостью человека, у которого появилась возможность рассказать о наболевшем. Корреспондент подсел к богачу, и тот начал рассказ: «Слушайте, у меня всё есть, я богатый человек. У меня несколько красивых домов. Казалось бы, должен быть счастливым, но есть одна проблема. Моя жена — страшный человек. Куда я от неё ни пытаюсь бежать — она за мной. По некоторым причинам не могу с ней развестись. Единственное место, где она меня не может достать, — на борту самолёта. Вот я и решил провести свою жизнь на борту самолёта. Лечу из одного места в другое, оттуда в третье. Так, по крайней мере, я свободен от супруги». Богач собирался продолжить рассказ, но корреспондент, будучи разочарован в неудачном выборе, не хотел слушать дальше его сетования.
Тогда корреспондент сказал себе: «Самого счастливого в этом самолёте не удалось найти, поищу хоть самого несчастного». И отправился в эконом-класс. Зашёл туда, присмотрелся к пассажирам и обрадовался удаче. Он заметил странного человека, у которого, по всей видимости, даже места не было. Тот всё время проводил в уборной. Когда кому-то надо было зайти, он выходил, а затем снова возвращался на своё место. Корреспондент набросился на бедолагу: «Уважаемый, не могли бы вы рассказать мне о своих несчастьях?» «Мои несчастья? О каких несчастьях вы говорите?» Корреспондент, вспомнив свою методику, переключился и спросил несчастного, какова цель его путешествия, если не секрет.
«Я с удовольствием вам расскажу, — ответил тот. — Я всегда хотел разбогатеть. Чем только ни занимался. Но ни разу не преуспел ни в чём серьёзном. И вдруг получаю сообщение, что если через 24 часа буду в Нью-Йорке, смогу заключить сделку на миллионы. Долго не раздумывая, остановил первое попавшееся такси и сказал водителю: “Гони! Я заплачу большие деньги, только езжай на самой большой скорости!” Мне повезло, попалась хорошая машина, и мы со скоростью 200 км/час помчались в направлении аэропорта. Мы добрались успешно, если не говорить о полицейской машине, которой пришлось гнаться за нами, чтобы нас остановить. Приехали в аэропорт, подхожу к кассе: “Мне надо билет вон на тот самолёт, который вылетает через час”. А кассирша: “Доброе утро, молодой человек, где вы были раньше? Все билеты закончились!” Я умоляю: “Я заплачу большие деньги, только продайте билет!” Она: “Что я могу сделать, они же закончились!” Я: “Мне неважно, где, хоть в туалете!” “Хорошо, — сказала кассирша. — Я Вам это устрою”. Я поднялся на борт, и самолёт тут же вылетел. Я просто счастлив. Какая разница, что у меня нет места, если я знаю, что через несколько часов буду миллионером и у меня, может быть, даже будет свой самолёт, на котором я вернусь?»
Сначала корреспондент был очень смущён: «Неужели такая неудача? Не только самого счастливого в самолёте, но и самого несчастного не нашёл». Но потом решил: «Напишу статью, только поменяю их местами. Самым счастливым будет тот, кто без места, а самым несчастным — тот, кто летит первым классом». автор текста: Михаэль Низовский
Можно ли, делать обрезание в шабат? Если да, то почему?
обрезаниеОбрезание (брит милу) в шаббат делают только новорожденному ребенку. При условии, что восьмой день от рождения младенца совпадает с субботой. Во всех других случаях брит милу в шаббат — не совершают.
Если, допустим, обнаруживается, что младенец к восьмому дню своей жизни — еще слаб или нездоров, процедуру обрезания по медицинским показаниям откладывают. И совершают — когда он выздоровеет и окрепнет. В любой день недели, но — не в субботу.
Мальчику или взрослому, которые, по тем или иным причинам, не прошли процедуру брит милы вовремя, делать обрезание в шаббат — запрещается.
Но почему же все-таки можно делать в субботу обрезание — новорожденному? Ведь эта процедура, как очевидно, связана с нарушением некоторых законов шаббата. В шаббат, например, нельзя «пускать кровь». А тут приходится осуществлять «операцию», которая, как все мы понимаем — не бескровна.
Дело в том, что Творец мира, который дал нам Тору и законы, обуславливающие еврейский образ жизни, в том числе — и законы субботы, дал нам и четкое повеление совершать обрезание именно на восьмой день.
В Торе читаем:
«А в возрасте восьми дней будет обрезан у вас каждый младенец мужского пола — во всех поколениях»
(Берешит, гл. 17, ст. 12).
И еще, в другой книге Торы:
«А на восьмой день (от рождения ребенка) обрежьте его крайнюю плоть»
(Ваикра, гл. 12, ст. 3).
Однако неправильно было бы полагать, что обрезание, которое делают маленькому ребенку в шаббат, отменяет все субботние запреты. Речь идет лишь о частных, необходимых действиях моэля (специалиста, который умеет делать обрезание по всем существующим в еврейской традиции правилам и хорошо знает законы Торы), обусловленных ходом «операции». Все остальные участники процедуры, включая, разумеется, приглашенных, должны в обычном порядке соблюдать законы субботы. Нельзя, например, в шаббат приезжать на церемонию на машине и т.п.
И в заключение еще раз подчеркну, что и моэль, осуществляя обрезание в шаббат, не свободен в своих действиях. Границы дозволенного в его поведении в такой ситуации детально обсуждаются в Талмуде.
Этот ответ рава Эссаса был опубликован на сайте Еврей.ком. автор текста: Рав Элиягу Эссас
Глава венгерской дипломатии выступил за нормализацию отношений с Россией. Об этом он сказал в интервью местному телеканалу. Петер Сийярто отметил, что Венгрия потеряла за последние [...]
Запись Глава венгерской дипломатии выступил за нормализацию отношений с Россией впервые появилась Все дворцы и замки Венгрии.
2017-04-27 17:30:16
... комментарии на недельную главу утверждает, что & ... том, что эта глава занимается правилами гигиены ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Это будет учением о прокаженном в день очищения его… (ВаИкра, 14:2)
Есть люди, которые привыкли давать «рациональное» объяснение заповедям. По их утверждению, все законы Торы не более, чем гигиенические и медицинские советы для здоровой жизни.
Также и законы о проказе они объясняют как медицинские советы и гигиенические установления для борьбы с заразными болезнями. Тора, по их мнению, повелевает поражённым проказой подвергнуться карантину, а коэны — это медики или врачи, которые призваны излечить эти недуги.
Однако же рав Рафаэль Шимшон Гирш в своём комментарии на недельную главу утверждает, что «ни одна часть Б-жественного Закона не может служить столь действенно для развенчания иллюзии относительно «гигиенических целей Моисеева законодательства», как эта глава, которая имеет дело с צרעת («признаками» проказы или «поражениями»)».
На это он приводит множество доводов. Так, к примеру, существует закон, что, если «проказа» покрыла все тело человека, «с головы до ног» (стихи 12 и 13), он становится чистым. Также Тора не требует рассмотрения тех частей тела, которые непосредственно видны глазу коэна. Какой смысл есть в этом законе с точке зрения санитарных правил? «Прокажённый» должен был изгоняться только из тех городов, которые были окружены стенами к тому времени, когда израэлиты впервые овладели страной (даже если эти стены были позднее разрушены). «Прокажённому» позволялось свободно передвигаться по открытой местности и во всех тех городках и городах, которые не имели стен или вокруг которых стены были возведены после пришествия евреев. Почему в этих местах не существовало карантина для защиты людей от инфекции, которая, как предполагается, распространяется «прокажёнными»?
Пишет рав Гирш: «Эти и подобные соображения делают совершенно невероятным предположение о том, что эта глава занимается правилами гигиены или профилактическими мерами против болезни или что мы должны рассматривать наших коэнов (которых, кстати говоря, мы нигде в этой главе не видим раздающими лекарства или производящими другие процедуры) как государственных служащих национального «министерства здравоохранения». Поэтому необходимо категорически отвергнуть как чистый и незатейливый миф любое толкование законов о признаках проказы в духе «санитарных правил»».
И он заключает: «Если мы взглянем на законы о признаках проказы в целом, мы увидим в них самый замечательный институт самого непосредственного Б-жественного Провидения, которое наблюдает за каждым и воспитывает каждого. Мы видим, как в еврейском государстве, основанном на Б-жественном Законе, антиобщественные проступки выявляются для того, чтобы быть наказанными и исправленными. В других (социальных) системах такие грехи, как высокомерие, фальшь, жадность и клевета неподсудны человеческому трибуналу, но в еврейском государстве, управляемом Б-жественным Законом, Сам Б-г выступает обвинителем и свидетелем обвинения. Так комментирует Торат коаним (Ваикра 14:35): «Придет владелец дома и известит коэна, сказав. (Что значит) сказав? Коэн скажет ему слова порицания: Сын мой, следы проказы появились лишь в результате таких грехов, как злые сплетни и т.д.» автор текста: Михаэль Низовский