«И спросил Яаков, и сказал он: Поведай же имя твое! И сказал он: Для чего это ты спрашиваешь о моем имени?» (Берейшит 32:30)
В святом языке название каждой вещи обозначает её сущность. Подобно этому и имя каждого ангела обозначает его сущность и его особенную функцию. Наши мудрецы говорят, что существует бессметное количество ангелов, которые делятся на множество различных групп и ступеней.
И так образно описывает Даниэль бесчисленность ангелов (7:10): «тысячи тысяч служат Ему, и десять тысяч десятков тысяч стоят перед Ним». У каждого ангела, утверждают мудрецы, своя задача, своя функция. Если так, то, казалось бы, просьба Яакова к «побеждённому» им ангелу открыть его имя была весьма правомерной: он хотел знать, какого ангела он смог победить и какой ангел дал ему чудесное благословение. Если так, неясно, почему ангел отказался сообщить Якову своё имя. Также непонятен аргумент ангела: «Для чего это ты спрашиваешь о моём имени?».
Рамбан объясняет, что ангел намеревался своим аргументом сказать следующее: «Тебе нет никакой пользы от знания моего имени, поскольку сила и возможность (как-либо влиять на происходящее в этом мире) принадлежат только Б-гу. Если ты будешь взывать ко мне, я не отвечу, и от беды тебя не избавлю. Однако на этот раз благословлю тебя, поскольку такое приказание я получил (от Творца)».
Рамхаль в книге «Путь Творца» пишет, что проведение Творца происходит следующим образом: «Творец воздействует на ангела, а ангел — на ангела низшей ступени, и так, ступень за ступенью, пока последний ангел не произведет действие в материальном: поддержит или обновит существование чего-либо согласно постановлению Творца». «Однако, — подчёркивает Рамхаль, — осуществление всего Бытия на всех ступенях — только от Б-га. Ибо Он Своей силой осуществляет творения и их развитие одно из другого, каждое — по-своему».
И так пишет Рамхаль в книге Даат Твунот: «Он Сам непосредственно управляет всеми созданиями, всё, происходящее в мире, происходит по воле Его и делается Им Самим… Он Сам судит всю землю и всё, находящееся на ней, и решает всё, что происходит в верхних и нижних мирах, до самой нижней ступени Творения». Рамхаль утверждает, что, осознавая этот принцип, еврей выполняет заповедь (Дварим 4:39): «Знай же ныне и возложи на сердце твое, что Г-сподь есть Б-г на небесах, вверху, и на земле, внизу; нет более».
Одним из 13 постулатов веры Рамбам определяет «Запрет молиться ангелам». Ведь, обращаясь с молитвой к ангелу, человек показывает тем самым, что у ангела есть самостоятельная сила; в его силе помочь ему и спасти его. И так сказано в Иерусалимском Талмуде (9:1): «Если пришло к человеку несчастье, пусть не взывает ни к Михаэлю, ни к Гавриэлю, но лишь к Всевышнему». А если взывает человек к ангелу, то нарушает этим запрет идолопоклонства, и началом и основой всего идолопоклонства было именно воззвание к ангелам.
Любомудр: сахасрара 7 чакра - юлог о саморазвитии и различных духовных направлениях * * * «И сказал Яаков: Г-сподь, Б-г отца моего Авраама и Б-г деда моего Ицхака… Спаси меня от руки брата моего, от руки Эйсава». (Берейшит 32:10, 12).
Поскольку Эйсав был единственным братом Яакова, на первый взгляд, было достаточно сказать «от руки брата моего». Почему же, если так, Яаков счёл необходимым добавить лишние, казалось бы, слова: «от рук Эйсава»?
Объясняет рав Йосеф Дов Бер Соловейчик (Бриске Ров) в книге «Бейт Леви»: когда Яаков узнал, что Эйсав идёт ему навстречу, он понял, что неизбежна одна из двух опций: либо Эйсав захочет воевать с ним и убить его; либо смирится с ним, остыв от ярости своей, и захочет жить с ним в мире и братстве. Яаков опасался варианта братства и дружбы с Эйсавом не меньше, чем варианта войны с ним, ведь духовная опасность дружбы с грешником очевидна: она имеет отрицательное влияние на всю сущность человека – как на его поступки, так и на его взгляды, и может, не дай Б-г, испортить его. Этот вариант в глазах праведника хуже смерти. Пишет рав Соловейчик, что именно поэтому страх Яакова описывается в стихе двумя глаголами: «испугался» и «устрашился» («И испугался Яаков, и устрашился он»). Испугался Яаков – как бы не был убит в войне, устрашился же он возможности приблизиться к грешнику.
В своей молитве Яаков просил спасти его от этих двух опасностей. Молясь о спасении от «брата», Яаков просил у Творца избавить его от угрозы приближения к нечестивцу и от братства с ним. А, молясь о спасении от Эйсава, Яаков просил избавить его от опасности быть убитым на войне с ним.
Рав Соловейчик пишет, что молитва Яакова была принята: Эйсав, изначально желающий убить Яакова, увидев брата, «подбежал навстречу ему и обнял его и бросился на шею ему и целовал его» (Берейшит 33:4). А потом, несмотря на желание дружески продолжить путь вместе с Яаковом, вернулся домой один, как сказано: «И возвратился в тот день Эйсав своим путем в Сеир» (Берейшит 33:14).
Этот материал был опубликован на сайте «Беерот Ицхак».
И увидел Эсав, что благословил Ицхак Йаакова и отпустил его в Падан-Арам, чтобы взять ему оттуда жену, (и) благословляя его, повелел ему так: Не бери жены из дочерей Кенаана;
И (что) послушал Йааков отца своего и матери своей и пошел в Падан-Арам.
И увидел Эсав, что плохи дочери Кенаана в глазах Ицхака, его отца.
И пошел Эсав к Ишмаэлю и взял Махалат, дочь Ишмаэля, сына Авраама сестру Невайота, сверх жен своих себе в жены.
В жизни детей Исаака происходит ряд удивительных событий. Отец хотел благословить первенца Исава, но, вместо этого, был благословлён Иаков, который обманом взял благословение. Казалось, Исаак должен исправить недоразумение, поступив справедливо, наказав лжеца, передать благословение законному претенденту. Но вместо этого происходит нечто особенное: Исаак еще раз благословляет Иакова, посылая его взять себе жену у Лавана арамеянина, брата Ривки. Иаков в послушании отцу покидает родительский дом, ничего не взяв с собой из имущества. Стоит отметить, что Исав и Иаков были уже взрослыми мужчинами - лет так под сорок. Почему же Исаак благословил Иакова? Этот вопрос наверняка интересует каждого, кто размышлял над этой историей. К сожалению, некоторые люди думали, что, используя хитрость и ложь, можно добиться Божьего благословения. Такой вывод не соответствует истине, поскольку рав. Шауль показывает мотивацию и стремление души Исава, объясняющие причину потери им благословения Авраама.
15 Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие;
16 чтобы не было [между вами] какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства.
17 Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей [отца], хотя и просил о том со слезами. (Евр.12:15-17)
Лишение благодати – нежелание переменить мысли.
Первородство (первенство) давало возможность участвовать в призвании Божьем, став участником в служении. Исав был рожден в семье верующих и имел призвание совершать служение, но пренебрегает благодатью, дарованной от Господа. Наше покаяние и возможность служить в Божьем Царстве – это дарованная Всевышним благодать. Исав не хотел переменить своих мыслей, чтобы стремиться вникнуть и исполнить Б-е задание. Авраам был избран, чтобы заповедать сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд; (Быт.18:19,20)
Призвание – изменить мысли.
Исав пренебрегал этим призванием. Он поспешил обзавестись хананейскими женами, игнорируя свое призвание и желание родителей – это, в свою очередь, ведет к тому, что родители уже не радуются жизни. Стоит вспомнить, что у Лавана было две дочери. Некоторые комментаторы считают, что, поскольку Исав не пошел Божьим путем, то Иаков должен был взять двух жен вместо одной. Верующий все свои поступки и действия сверяет с Божьим предназначением. Исав не стремился вернуть свое сердце к помышлениям о Божьем, чтобы стремиться к небесному. Ведь Тшува (покаяние) означает изменение образа мыслей. Каждый из нас имеет природу Исава, которая желает ходить своими путями, но если мы желаем вернуться к Господу, то мы будем смирять свои мысли. Истинное покаяние (тшува) означает изменение мышления из нечестивого (эгоистичного) состояния в праведное. Служение Йоханнана, призывавшего к покаянию (тшуве), непосредственно связано с изменением мышления.
17 и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный. (Лук.1:17)
Исав не готовил свое сердце для Господа и потому не мог воспринять ценность первородства и благословения. Благословение он больше расценивал как возможность земного процветания и первенства. Он был похож на человека, который никогда серьезно не воспринимал Божий путь. Можно ли такому человеку доверить дело Божье? Будет ли он трепетно относиться к призванию и святыням Божьим?
Исав вполне мог услышать от своего отца Исаака такие слова: «Сын, я не могу переменить свои мысли и благословить тебя, поскольку ты не желаешь переменить свои».
Кто для себя жить поспешит – благодати себя лишит.
Глядя на Иакова, можно увидеть человека, который родился вторым, но всегда стремился знать Господа и исполнить Его волю. Об этом свидетельствует Господь, встретивший его в Вефиле. Иаков был покорен родителям, ожидая правильного времени для женитьбы. Он не спешит жить для себя, а стремится жить для Господа. И потому, подобно Иешуа Мессии, он был в послушании у родителей. Всеми своими действиями он стремился утвердить Божье призвание. Рав. Кефа говорит о важности верного мышления и поступков в контексте служения в общине, которые утверждают наше призвание и избрание.
3. Божья сила предоставила нам всё необходимое для жизни и благочестия, благодаря познанию нами Того, Кто призвал нас в Свою славу и добродетель, 4. посредством которых Он дал нам драгоценные и величайшие обещания, чтобы благодаря им вы смогли стать сопричастными сущности Бога и избежать разложения, внесённого в мир нечестивыми желаниями. 5. По этой причине, прилагайте все силы к тому, чтобы наполнить свою веру добродетелью, добродетель - знаниями, 6. знания - воздержанностью, воздержанность - стойкостью, стойкость - благочестием, 7. благочестие - братской привязанностью, братскую привязанность - любовью. 8. Так как если вы в избытке обладаете этими качествами, они не позволят вам остаться безуспешными и бесплодными в познании нашего Господа Мессии Йешуа. 9. Действительно, не обладающий ими слеп, столь близорук, что забывает о том, что его прежние грехи омыты. 10. Поэтому, братья, прилагайте ещё больше усилий к тому, чтобы ваше призвание и избрание стали очевидными. И если вы будете поступать так, то никогда не споткнётесь.
11. И, таким образом, вы будете в избытке обеспечены всем необходимым для вхождения в вечное Царство нашего Господа и Избавителя, Мессии Йешуа. (2Пет.1:10,11)
Исав и Иаков были воспитаны в общине верующих, рождены от замечательных родителей, но пути братьев кардинально отличаются. Исав пренебрег призвание Божье, хотя был рожден первым, а Иаков ценил его больше своей жизни. В чем же была разница? Иаков посвящал себя тому, что Господь дал ему. Подобно своему отцу Исааку, он ждет правильного времени для женитьбы, хотя ему уже под сорок лет. Он жаждет первородства – возможности служить и нести ответственность перед Господом. Будем ценить возможности посвящать себя Божьему призванию. Каждая из таких возможностей исцеляет наше мышление и спасительна для души. Иешуа для того умер и воскрес, чтобы пригласить нас в Его труд, в Его общину, для совершения Его дел.
Вопросы для размышления:
Почему Исаак повторно благословил Иакова?
В чем выразилось посвящение Иакова Б-ему призванию?
Недельная глава «Ваеце» «И вышел Яаков из Беэр-Шевы и пошел в Харан» (28:10). На пути к Лавану он останавливается переночевать. Ему снится сон, в котором видит небесную лестницу и ангелов, поднимающихся и спускающихся по ней. К Яакову является Вс-вышний: «Я Б-г – Вс-сильный Авраама, отца твоего, и Вс-сильный Ицхака. Землю, на которой ты лежишь, тебе отдам ее и потомству твоему» (28:13). Вс-вышний благословляет Яакова, обещает ему большое потомство, которое везде будет охранять. Проснувшись, Яаков возводит жертвенник, и это место называет «Бэт Эль» - «Б-жий дом». Придя в Харан, около колодца Яаков встречает Рахель, дочь Лавана. Лаван соглашается отдать ее в жены Яакову за семь лет работы. Однако, Лаван обманывает его, дав ему в жены старшую дочь Лею. Через неделю Яаков женится и на Рахель, за которую ему пришлось пасти овец еще семь лет. Лея рожает шестеро сыновей: Реувена, Шимона, Леви, Йеуду, Иссахара и Звулуна, и дочь – Дину. Рахель же была бесплодна, и поэтому решает отдать свою служанку Бильгу в жены Яакову, чтобы родила ей сыновей. У нее рождаются Дан и Нафтали. Лея делает тоже самое со своей служанкой Зилпой, у которой рождается Гад и Ашер. После долгих молитв у Рахель рождается Йосеф. Яаков решает со всей своей семьей вернуться домой, но Лаван уговаривает его остаться, заключив договор о плате за его (Якова) труд. Яаков богатеет и спустя шесть лет тайно покидает Харан. Лаван отправляется в погоню. Однако Б-г является во сне к Лавнану и предостерегает его не причинять Яакову никакого вреда. Лаван и Яаков заключают соглашение о примирении на холме Галь-Яд, после чего Яаков отправляется в Святую землю, где его встречают ангелы.