«И сказал Яаков отцу своему: Я – Эйсав, первенец твой…» (Берешит 27:19)
Честность
Честность — одно из самых ценных человеческих качеств. Сказали мудрецы (Талмуд, Шабат 55 а): «Печать Всевышнего — истина». Мудрецы прилагали огромные усилия, чтобы не отступить ни на миллиметр от истины. Если так, нам следует понять, почему же праведники иногда прибегали к обману, понять поведение праотца Яакова, которому не раз приходилось лгать.
«Наш» вопрос о лжи задала Яакову его жена, Рахель. Приводится в Талмуде (Мегила 13 б): Яаков спросил Рахель: «Ты хочешь выйти за меня?». Ответила ему: «Да, но отец мой мошенник, и тебе не удастся добиться своего». Сказал ей Яаков: «Брат я его в мошенничестве». Спросила его Рахель: «Разве праведники могут лгать?».Ответил Яков: «Да, как сказано (Шмуэль II 22, 27): “С чистым поступаешь Ты чисто, а со строптивым — строптиво”». Т. е. с честным и чистым человеком следует вести себя честно, а с хитрецом — по-хитрому. Здесь имеется в виду, что с обманщиком запрещено вести себя доверчиво, говорить ему всю правду: ведь кривое не выпрямится, если не перегнуть его в другую сторону, — так и обман останется обманом, если вести себя с обманщиком доверчиво и открыто.
Но даже тогда, когда человеку необходимо сказать неправду, следует приложить усилия, чтобы ложь была минимальной. Это мы видим из комментария Раши на недельную главу. Раши поясняет, что Яаков, отвечая отцу, выбрал именно такие слова(«Я – твой первенец Эйсав»), которые возможно было также понять и следующим образом: «Я (- Яаков), (а) Эйсав — твой первенец», и они не были полной ложью.
Это предписание мы видим в словах великого еврейского мудреца рабби Йеуды а-Хасида. Он пишет в своей знаменитой книге «Сефер а-Хасидим», что для того, чтобы не обидеть ближнего, разрешается при необходимости сказать и неправду. Однако, пишет рабби Йеуда, даже в этом случае следует стараться сказать таким образом, чтобы его слова был двусмысленными и была возможность вложить в них дополнительное понимание, которое не шло бы в разрез с истиной. Таким образом, человек связан с истиной и никогда с ней не расстаётся.
Этот материал был опубликован на сайте»Беерот Ицхак».
Когда Авраам бежал за теленком для гостей, теленок убежал в эту пещеру, и Авраам зашел за ним. Тогда увидел Араам духовное величие пещеры и возжелал, чтобы место его захоронения и захоронения его жены были в этой пещере.
Зоар, Берешит, 127 – 128
Праотцы встают
Три раза в день праотцы, захороненные в Меарат а-Махпела, встают и молятся за своих детей.
Зоар, Берешит, 225 б
Все души усопших
После смерти все души идут прежде в Меарат а-Махпела. Тому, кто достоин того, открывают вход в нее, а того, кто этого не достоин, прогоняют оттуда.
Зоар, Берешит, 71 а-б
Вход в рай
В Меарат а-Махпела есть вход в ган эден (рай).
Зоар, Берешит, 21 а
Никогда не будет захоронен другой человек
В Меарат а-Махпела никогда не будет захоронен никто другой.