Антони Паламедес (1600 – 1673) – художник Золотого века голландской живописи. Пробовал себя в разных жанрах: писал портреты и натюрморты, но, в конечном счете, остановился на жанровой живописи.
Антони Паламедес – уроженец Дельфта. Его отец успешно работал в области декоративно-прикладного искусства, занимаясь изготовлением ваз и других предметов из полудрагоценных камней.
Одно время он работал при дворе короля Шотландии, Якова. С рождением Антони, которого нарекли Паламедесом, семья вернулась в Дельфт.
Антони Паламедес прошел обучение в мастерской Михеля Миревельта. В 1621 году был принят в гильдию Св. Луки, где играл не последнюю роль и четырежды избирался ее деканом. Поначалу, Антони Паламедес был очень состоятельным художником.
Цены на его полотна были достаточно высокими, позволившими семье купить дорогую недвижимость в престижной части Дельфта.
В дальнейшем, ситуация стала меняться, особенно со смертью его первой жены, Анны ван Хоорендейк в 1651 г., в худшую сторону, семье пришлось переезжать во все более дешевые дома.
Повторная женитьба не стала счастливой и сопровождалась скандалами и финансовыми затруднениями. Дело дошло до денежных займов в муниципалитете Дельфта для выплаты долгов кредиторам.
В 1673 году, стремясь избавиться от многочисленных проблем, художник буквально бежит в Амстердам, надеясь в столице поправить дела, но, не успев утвердиться на новом месте, умирает.
Выбор жанровой живописи, в качестве основной в своем творчестве, диктовался модой. Стремясь избавиться от денежных затруднений, Антони Паламедес нередко повторяется в композиционных решениях различных модных сюжетов.
Как правило, перед зрителем предстают веселые компании бюргерской молодежи в ультрамодных ярких костюмах, предающихся музицированию, играм в карты, веселым застольям, оживленным беседам.
Как правило, картины плотно заполнены фигурами, детали интерьера и мебель практически отсутствуют. Фигуры компонуются в левом углу полотна, тогда как правый угол остается относительно пустым.
Замкнутое пространство и контрасты света и тени, делают картины похожими на театральную сцену. Утрированное веселье и нарочитые жесты центральных персонажей еще более подчеркивают театральность, иногда даже гротескность происходящего действа.
Широко используется прием «картина в картине», позволяющий дать символические объяснения происходящего. Так, морской пейзаж говорил о любовных переживаниях, а горный – стойкость перед соблазнами и злоключениями.
Если в портретной живописи Антони Паламедес следовал традиции своего учителя Миревельта, то в жанровой живописи он шел по пути харлемских художников, с творчеством которых Паламедес познакомился в годы проживания в Харлеме (1623 – 1627).
От сцен в караульнях он постепенно переходит к изображению музицирующих групп в больших, наполненных ровным светом залах.
Тональные решения в его живописи преобладают, но появляется и редкий для того времени цветовой контраст, еще робкий и осторожный, но резко выделяющийся на фоне современников.
Атласный блеск голубого, золотистого и красного на его полотнах похож на сверкание драгоценных камней, открывающее новые перспективы для художников следующих поколений.