75 лет назад, 16 ноября 1941 года произошел самый знаменитый бой Панфиловской дивизии – у подмосковного разъезда Дубосеково. До сих пор историки и любители военной истории спорят о том, 28 ли было панфиловцев или больше. Одно, несомненно: 8-я гвардейская была одним из активных соединений, защищавших Москву.
 
Утром 15 ноября 1941 года войска группы армий "Центр", завершив перегруппировку, перешли в решительное наступление против частей Западного и Калининского фронтов. Главной ударной силой последнего броска немцев на Москву были 3-я и 4-я танковые группы.
Стратегическое Волоколамское шоссе обороняла 16-я армия Константина Рокоссовского, в составе которой была и приданная ей ранее 316-я стрелковая дивизия под командованием генерал-майора Ивана Панфилова. Соединение Панфилова было сильно ослаблено в предыдущих, октябрьских боях, когда была остановлено немецкое наступление в первой фазе операции "Тайфун".
16 ноября позиции 316-й были атакованы силами двух немецких танковых и одной пехотной дивизий. В районе разъезда Дубосеково, расположенного в 9 километрах на юго-восток от Волоколамска, оборону держала 4-я рота 1075-го полка под командованием капитана Павла Гундиловича.
Завязался жестокий бой с подразделениями 2-й танковой дивизии вермахта под командованием генерала Рудольфа Файеля. Остановить врага – не удалось. Силы были неравны, и через некоторое время немцы прорвали позиции полка, который вынужден был отойти. Из роты Гундиловича осталось в живых не более 25 человек.
Рядовой бой, каких в истории дивизии были десятки, так и остался бы незнаменитым, если бы не военные газетчики "Известий" и "Красной звезды". Особенно постарались последние. В частности, 28 ноября 1941 года в главном печатном органе РККА была напечатана передовая статья «Завещание 28 павших героев» за подписью литературного секретаря
Александра Кривицкого.
 
Его бойкое перо рассказало о том, что "рубежи, занимаемые двадцатью девятью советскими гвардейцами из дивизии имени Панфилова" атаковали сразу свыше 50 немецких танков. Итог боя по Кривицкому был такой: все 28 героев (кроме одного предателя, поднявшего руки) погибли в четырехчасовом бою, подбив гранатами и бронебойными ружьями 18 вражеских бронемашин и не пропустив противника через обороняемый ими рубеж.
В очерке от 22 января 1942 года "О 28 павших героях" Кривицкий более подробно рассказал об их подвиге, впервые назвав их по фамилиям. В частности, организатором боя он назвал политрука
Василия Клочкова.
 
По его словам тот "первый заметил направление движения танков противника и поспешил в окоп. — Ну, что, друзья, — сказал политрук бойцам. — Двадцать танков. Меньше чем по одному на брата. Это не так много!" В статье вновь утверждалось, что общее число немецких танков составило 50, из которых, как минимум, 14 были подбиты, а все герои – погибли.
21 июля 1942 года всем 28 бойцам, упомянутым в статье Кривицкого, было присвоено звание Героя Советского Союза. Как предполагалось, посмертно. Кроме того они были увековечены во множестве статей и стихов. Например, в известной песне "Дорогая моя столица" говорилось: "И в веках будут жить двадцать восемь//Самых храбрых твоих сынов".
После войны в 1947 году Главная военная прокуратура провела детальное расследование боя у разъезда Дубосеково. Дело в том, что один из 28 героев, Иван Добробабин оказался жив и после легендарного боя попал в плен к немцам, а затем служил на оккупированной территории начальником местной полиции.
Выводы военных прокуроров поставили под сомнение статьи Кривицкого, однако их расследование было положено под сукно – демифологизация героев была признана нецелесообразной.
Мнение коллег подтвердило новое расследование Главной военной прокуратуры СССР – в 1988 году. Глава ведомства Александр Катусев пришел к выводу, что "массовый подвиг всей роты, всего полка, всей дивизии безответственностью не совсем добросовестных журналистов преуменьшили до масштаба мифического взвода".
В свою очередь, военный историк
Георгий Куманев не согласился с резюме военных прокуроров. На основании своих бесед с Добробабиным и несколькими выжившими участниками того боя, он заявил, что подвиг 28 панфиловцев – был.
 
 
(с) warsh"Подвиг заключался в том, что им надо было обязательно, любой ценой задержать 53 танка и роту автоматчиков", - считает Куманев. По его словам, к концу более чем четырехчасового боя подошли резервы и закрыли брешь в обороне. Он подчеркнул что, несмотря на то, что враг захватил Дубосеково, 28 бойцов все же спасли Москву. Что касается Добробабина, то он, по мнению историка, присягу немцам не давал, форму полицая не носил и предупреждал людей об облавах.
 
 
(с) warshУ военного историка
Алексея Исаева – иной взгляд на события. По его словам, немецкие документы не отразили потерю 18 танков у разъезда Дубосеково 16 ноября 1941 года. Он подчеркнул, что реально остановили к концу дня вражеское наступление расчеты противотанковой артиллерии и подтянутые командованием резервы.
Он считает, что Панфиловская дивизия действительно легендарная, и ей совершенно заслуженно присвоили звание гвардейской. "Но не за подвиг, описанный в статьях Кривицкого, а за действия под Волоколамском еще в октябре 1941 года", - рассказал
Исаев, подчеркнув, что это документально подтвержденный обоими сторонами эпизод войны.
316-я стрелковая дивизия была сформирована генерал-майором
Иваном Панфиловым за месяц в Алма-Ате вскоре после начала войны. В ее состав вошли, в подавляющем своем большинстве люди, которые не имели боевой подготовки и не служили раньше в армии.
 
Зато немалый опыт имелся у самого Ивана Васильевича. За плечами осталась Первая мировая, гражданская война, где он сражался в прославленной Чапаевской дивизии и бои с басмачами. Будучи до войны военным комиссаром Киргизской ССР, он хорошо знал традиции и языки своих подчиненных, немалую часть из которых составляли бойцы из Казахстана и Средней Азии.
В ответ солдаты уважительно называли его "Батя", "Аксакал", ценя его заботу. Дошедшие до Берлина написали на рейхстаге "Спасибо, Батя, за валенки! Панфиловцы". Но вместе с тем, 48-летний генерал был строгим командиром, не терпевшим разгильдяйства и нарушения дисциплины.
Свежесколоченной дивизии повезло – ее не бросили сразу в бой. В сентябре 1941 года она занимала позиции во втором эшелоне 52-й армии в Новгородской области, оборудуя позиции. Комдив воспользовался этим для отработки у бойцов навыков борьбы с танками противника, роль которых выполняли трактора.
Поощрял Панфилов и диверсионные рейды своих подчиненных в тыл немцев, считая, что его бойцы не должны бояться врага, которого можно и нужно бить везде. В частности, в одном из них отличился политрук 4-й роты Василий Клочков, который разгромил целое подразделение немцев, потеряв в бою своих двух бойцов.
Учеба длилась недолго. В связи с наступление немцев на Москву, 316-ю спешно перебросили на центральное направление закрывать бреши, образовавшиеся на Западном фронте после окружения ряда советских армий. 12 октября 1941 года бойцы дивизии окапывались под Волоколамском, где проходила линия Можайской обороны.
Необстрелянное соединение, состоящее из новобранцев, поставленное на направление главного удара врага, занимало полосу обороны, в пять раз превышающую довоенные представления о тактике – 41 километр вместо 12. Вся надежда была на артиллерию, а ее в артполку дивизии и отдельном зенитном дивизионе насчитывалось всего 54 орудия.
Командование усилило панфиловцев рядом артиллерийских частей, добавив еще 141 пушку и придав в помощь танковую роту. Но боеприпасов не хватало и от пушкарей требовалось повышенное мастерство при отражении атак неприятеля.
15 октября на позиции советской дивизии обрушились две танковых (2-я и 11-я) и одна пехотная (35-я) дивизии немцев, которые имели большой боевой опыт, были прекрасно вооружены и полны решимости с ходу прорвать очередной рубеж, занимаемый красноармейцами, на пути к заветной цели – столице СССР.
В ходе ожесточенных боев вермахту, которого поддерживало люфтваффе, удалось потеснить панфиловцев на несколько километров, но не прорвать их позиции. 316-я стояла насмерть, несмотря на тяжелые потери.
 
Сыграл свою роль в отражении вражеских атак и неожиданный удар по нацистским тылам батальона под командованием старшего лейтенанта
Бауржана Момышулы, вышедшего из окружения в образцовом порядке.
Волоколамск был оставлен лишь в конце октября 1941 года, когда противник прорвался на других участках фронта, и возникла опасность окружения дивизии. Но отступили панфиловцы недалеко, и поскольку и на других направлениях советские войска оказывали ожесточенное сопротивление, на этом немецкое наступление выдохлось окончательно. Войскам группы армий "Центр", в целом, потребовалось две недели на перегруппировку и подтягивание резервов.
18 ноября 1941 года дивизию удостоили звания 8-й гвардейской стрелковой. Иван Васильевич Панфилов успел порадоваться столь высокой оценке достижений своих бойцов – а вечером того же дня был убит осколком мины в подмосковной деревне Гусенево.
Ожесточенные бои на Волоколамском направлении во второй половине ноября 1941 года панфиловцы вели плечо к плечу вместе с конниками 2-го кавалерийского корпуса генерала Льва Доватора и экипажами 1-й гвардейской танковой бригады полковника Михаила Катукова. Они сдерживали натиск 46-го моторизованного и 5-го армейского корпусов немцев. 26 ноября все эти три гвардейских соединения были переброшены на Ленинградское шоссе, в район деревни Крюково, где сложилась очень опасная для Западного фронта ситуация.
Она 8 (!) раз переходила из рук в руки, пока не была окончательно освобождена от немецких войск 7 декабря 1941 года силами 8-й гвардейской стрелковой дивизии и 1-й гвардейской танковой бригады. Вот о чём надо было живописать кривицким и снимать фильмы шальопам.
 
 
(с) На Дону 12-летняя школьница спасла из огня четверых детей.
В Ростовской области готовят документы для представления 12-летней Кристины к ведомственной медали МЧС России "За отвагу на пожаре".
Пожар произошел в июле 2016 года, тогда загорелся один из жилых домов поселка Логвиновский Сальского района. Когда спасатели прибыли к месту ЧП огонь уже охватил кухню и бушевал на площади в 30 квадратных метров. До прибытия пожарных 12-летняя школьница Кристина Гришкова спасла из горящего дома четырех детей: 9-летнего Сергея, 7-летнюю Ксению, трехлетнего Ивана и годовалую Екатерину.
Дети находились дома одни, их мама ушла навестить родственницу. Кристина играла с детьми в доме. Неожиданно она почувствовала запах дыма. Открыв межкомнатную дверь, девочка увидела, что кухня и коридор окутаны дымом, путь на улицу отрезан.
Однако она не растерялась и попыталась открыть окно, но оно не поддавалось. Комната, в которой находились дети, быстро заполнялась едким дымом. Тогда Кристина, плотно закрыв дверь, открыла форточку, через которую и смогли выбраться дети и сама юная героиня. Все дети остались живы и здоровы. По данным Госпожнадзора, причиной пожара стало короткое замыкание.
 
«Если опросить морских летчиков — участников войны, какой вид боевых действий они считали самым сложным и опасным, то ответ будет один — торпедная атака.
Мне много раз приходилось участвовать в бомбоударах по войскам и технике противника в местах сосредоточения и на переходах, бомбить переправы, аэродромы, железнодорожные узлы, корабли в портах, ставить мины на фарватерах, вести воздушную разведку...
Но каждый торпедный удар памятен на всю жизнь.
Торпедоносец уходит от своих берегов на сотни и сотни километров, в продолжение многочасовой «охоты» под его крылом только вода. Но вот — цель! Летчик снижается до двадцати — тридцати метров и направляет свою машину в самый центр вражеского конвоя, на окруженный боевыми кораблями огромный транспорт. Навстречу — буря огня, водяные столбы, пулеметные трассы, разрывы... Секунды нечеловеческого напряжения, сближение с вооруженной до зубов целью на самолете, не имеющем броневой защиты, почти лишенном возможности маневрировать на предельно малой высоте...
Обнаружить цель — только часть дела. Для успеха атаки необходимы точные данные: курс корабля, скорость движения, расстояние до него, поправки на метеорологические условия... И это еще не все. Под огнем противника надо лечь на боевой курс, сбросить торпеду под определенным углом к поверхности воды, учесть ее инерцию при малейшем изменении курса самолета...
И все — за секунды. Успех решает внезапность удара! Высочайшая точность, моментальность расчетов...
Многое требовалось от экипажа торпедоносца: выдержка, мужество, мгновенная оценка обстановки, сообразительность, глазомер, искусный пилотаж... И самое главное — слаженность. Слаженность, доведенная до автоматизма! Когда весь экипаж — как один организм».
 
 
(с) spb.mediaИз мемуаров Героя Советского Союза морского лётчика Василия Ивановича Минакова.
Воевал на Ил-4. Сейчас ему 95 лет, живёт в Санкт-Петербурге.
Почитайте его воспоминания. Очень живо и увлекательно написаны.
 
 
(с) warshВ этот раз не смог пойти на их встречи в ЦПКиО. Покажу вам некоторых из ветеранов, с которыми я общался за эти годы. Я не знаю, живы ли они. Надеюсь, что да. Здоровья им и долгих лет жизни.
Владимир Владимирович Иванов успел повоевать до своего тяжёлого ранения (сквозное пулевое ранение) всего полтора месяца. Пулемётчиком в пехоте. Под Черниговом их часть форсировала осенью 1943-го Днепр и 16 дней вела бои за плацдарм. Награждён медалью "За отвагу!" После войны закончил институт, стал востоковедом, специалистом по Вьетнаму.
 
 
(с) warshАлексей Михайлович Чередеев (1928 года рождения) - сын полка, был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Саратов. 14-летним подростком делал снаряды для фронта. С 1944 года воевал на Ленинградском фронте в пехоте. Окончил войну в Восточной Пруссии.
 
 
(с) warshБорис Фёдорович Егоров (1924 года рождения) начал воевать на Курской Дуге. Был тяжело ранен - перелом лопатки. Рассказывает, что бои были очень тяжелые. Потом, по его словам, "прошёл всю Европу". 25 марта 1945 года при наступлении на Братиславу был вновь тяжело ранен.
 
 
(с) warshВячеслав Валентинович Демидов, 1924 года рождения, начал воевать с 1942 года, в 354-й стрелковой дивизии, четырежды ранен, командовал миномётным взводом, а затем, ротой. После войны стал известным ядерщиком, в частности, первая атомная отечественная субмарина оборудована его реактором. Был представлен к Герою Советского Союза за то, что подбил немецкую самоходку типа "Фердинанд", которая целый месяц обстреливала их позиции - постреляет и нырк обратно. Вначале решили, что её подбили артиллеристы, но потом нашли фрагменты от мины. "Мне повезло", - скромно сказал Вячеслав Валентинович. Правда, Героя он так и не получил.
 
 
(с) warshЭммануил Маркович Коган воевал фельдшером в штурмовой бригаде ранцевых огнемётов. Начинал войну под Ленинградом, закончил в Карпатах. Эммануил Маркович - доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, лауреат Государственной премии России, зам директора по научной работе НИИ физико-химической медицины МЗ России.
 
 
(с) warshЮрий Николаевич Колбанов (1926 года рождения) воевал кавалеристом на 1-м Белорусском. Закончил войну на Эльбе.
 
 
(с) warshКомандир танкового батальона. Константин Егорович Пронин. Воевал на Прохоровке. За всю войну его танк был трижды подбит ("один раз меня механик вытащил, я был без сознания"). По его словам тяжелые бои были с немцами под Балатоном (Венгрия). В частности, вспоминал немецкие 88-мм орудия: "Как даст - пробивает". Войну с Германией закончил в составе 2-го Украинского в Вене. Потом, в составе Забайкального фронта бил японцев и окончание Второй мировой встретил в Порт-Артуре.
 
 
(с) warshЛидия Андреевна Коноплянова, 1922 года рождения, начала воевать в 1941-м, под Киевом. Медсестра. Воевала вначале в пехоте, затем в 32-м дивизионе бронепоездов. Войну закончила в 1945-м в составе 262-й стрелковой дивизии, в Порт-Артуре. "Страшных моментов было много". Например, когда в белорусской деревне Сысоевка на неё пикировал немецкий самолет и она с трудом спаслась в сарае. Повредила позвоночник во время бомбёжки, когда ассистировала врачу во время операции. "Нас осталось немного, а раньше вся дивизия собиралась". На вопрос почему победили немцев, ответила, "раньше был дух другой, стержень был. До войны народ был веселее и дружнее".
 
 
(с) warshИван Ефимович Клюев. Воевал в Финскую, Великую Отечественную. В пехоте, затем, в десантных войсках, затем, вновь, в пехоте, во фронтовой разведке. После войны по ложному доносу отсидел 7 лет в лагерях, учился, а затем, работал инженером-строителем.
 
 
(с) warshСергей Дмитриевич Колганов, 1922 года рождения, начинал воевать в 1941-м. На Волховском фронте. Потом был Воронежский фронт, Донской, Сталинградский, 1-й Украинский... Воевал в составе гвардейских миномётов, в народе прозванных "катюшами" (одна из таковых у него за спиной). По его словам, тяжелые бои с потерями, были на Донском фронте, в апреле 1944-го и под конец войны, когда "латали" немецкий прорыв". Закончил войну в Праге.
 
 
(с) warshЕвгений Дмитриевич Патрин, 1923 года рождения, войну начал под Воронежом, а закончил в Австрии. Воевал в пехоте, был несколько раз ранен, в том числе, в ногу и в шею. После войны служил в милиции кинологом.
 
 
(с) warshВалерий Павлович Ильяков воевал в дивизионной разведке (комвзвода). Награждён орденом Славы посмертно. Так и написано в наградном удостоверении. Сам видел. Завалило его землёй, только через 6 часов откопали.
 
 
(с) warshОни и есть главные герои сегодняшнего праздника.
 
 
(с) warsh