... - период, когда восстанавливали
после ВОв, поднимали ... самая высокая в
- достает до ...
В этот раз из периода интербеллум, т.е. временного промежутка между Первой и Второй мировыми войнами.
По хорошему, конечно, на моем месте надо было бы сделать подборку киевский строений с арками эпохи СССР, как вариант, рожденных в те же тридцатые прошлого века, между собой их одной идеей построения коммунизма объединить и мифом советской мечты подружить, а не ограничиваться выкладкой "одного эпизода". Потому, что один эпизод, отличающийся от привычных глазу строений, воспринимается, как экстрасистола, перебой, а, когда они идут слитно, в ряд - это ритм. Но давайте все-таки сделаем поправку на лето. Этим летом, вот правда, у меня такая насыщенная реальная жизнь (часто густо, чем пусто, и густо не значит, что в удовольствие, но, наконец-то, начали на новой квартире созидать, а не рушить - это три плюса, и не реакции Вассермана, а трижды ура!), что в Лиру получается только наскоками и набегами, но, поверьте, очень тянет. Опять же, мне нравится показывать мой Киев, рассказывать про него, делиться, ведь когда по-настоящему любишь, сердце щедро.
Так вот, если ближе к заявленной теме, то киевские арки эпохи СССР я лично для себя условно делю на четыре периода:
1) период тридцатых годов прошлого века с небольшим захватом начала сороковых, до фашисткой оккупации, довоенный период (отправная точка - 1934 г., когда столицу УССР из Харькова перенесли в Киев);
2) вторая половина сороковых- пятидесятые годы - период, когда восстанавливали Город после ВОв, поднимали его из руин;
3) шестидесятые - семидесятые - "расцвет соцреализма" (повторюсь, вся терминология условная, исключительно для личного пользования);
4) восьмидесятые тире бетон человека поглотил.
Т.е. реально есть о чем рассказывать и что арками показывать, но! Почему сегодня выбор пал именно на эту арку из множества, да потому, что она самая высокая в Городе - достает до четвертого этажа!
Образчик сталианса, расцвет начала, начало расцвета (от перемены слагаемых в этом случае, вот точно зуб даю, сумма не меняется), Жилищный дом сотрудников Наркомхоза.
Да-да, постройки такого типа у нас тут, в тот период, так и именовалась: Дом врача первый, Дом врача второй, Дом специалиста, Жилищный дом работников Наркомюста, Второй дом работников Совета народных комиссаров...
А где же у дома, стоящего на перекрестке нынешних улиц Пирогова и Хмельницкого, по адресу 2/37 в первом случае и 37/2 во втором, арка? Да вот же, вот она арка!
И вот она ближе.
А это - глаза вверх.
Детали "балкончастые". Вот они справа,
а вот и слева они, это право-лево исключительно, если к арке, которая на улицу Пирогова глядит, стоять лицом.
А если пройтись по улице Больничной-Пироговской-Пирогова чуток вдоль дома,
то попадешь на Фундуклеевскую-Хмельницкого, там на уровне второго и третьего этажей похожие угловые балконы. Да, бетонно, да, монументально, да, возможно, снуло, уныло, серо, но, прошу обратить внимание на "колониальный размах". В этом случае одно слово "Наркомхоз" всё про всех объясняет.
На доме, кстати, есть охранная табличка.
На ней немного информации, всего чего написано так это: "Памятка архитектуры. Жилой дом 1934-1936 гг.". Как будто турист или прохожий горожанин и так про все в курсе, а, если не в курсе, то ему не сильно и надо. Кстати, в том же провинциальном Елисаветграде-Кировограде-Кропивницком, о котором еще Дон Аминадо в начале прошлого века писал "есть блаженное слово - провинция, есть чудесное слово - уезд", на каждом (возле каждого) исторически или архитектурно значимого строения есть информационная табличка, где ясно и доступно даже для детей оленеводов написано что это, кто здесь это, как, когда и почему про что это и кого здесь этого помнят. Вот пример.
Ох, не зря, не просто так ВВЛ любил так часто в подобных случаях повторять: "Нам так не жить!"
Ну, и под конец детали. Как говорится, мифология советской мечты. Две последующие фотографии взяты из просторов Интернета, т.к. в своих архивах деталей комплекса торцевых башенок почему-то (это упущение, конечно, но слава богу пока что исправимое) не нашлось, а поделиться подробностями хотелось.
Ну, вот и все на сегодня, мои дорогие читатели и дружочки. Краткий выпуск рубрики "Он (Город) был старше её... они ходили вдвоём" закончен, но продолжение обязательно следует.
А напоследок вот вам белый рояль в кустах подле Дома сотрудников Наркомхоза со стороны ул. Фундуклеевской-Хмельницкого - наша не такая уж новая, как уже старая городская достопримечательность работы скульптора, художника-чудесника Кости Скретуцкого, не киевлянина по праву рождения, но горожанина по зову душу.
По роялю этот дом, кстати, и найдете, а мои ночные полеты руками по клавиатуре ноутбука - исключительно здесь. В других партиях социальных сетей никогда не состояла и не пойду (и прекратите, наконец-то, склонять!), буду умирать здесь вечно молодой и вечно влюблённой.)