Заместитель директора Департамента ветеринарного контроля Минсельхозпрода Беларуси Александр Куцко ...
25 октября первый авианесущий крейсер принят на вооружение ВМС ...
Деньги лучше шпионов
25 октября первый авианесущий крейсер принят на вооружение ВМС Народно-освободительной армии Китая, сообщает сайт Министерства обороны КНР. Торжественное мероприятие прошло на базе ВМС в порту Далянь. Пекин считает это весомым аргументом в резко обострившихся спорах в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. Корабль назвали Liaoning – хотя еще полтора десятилетия назад он носил гордое имя “Варяг” и стоял на верфи Черноморского судостроительного завода в Николаеве.
Недостроенный черноморский “Варяг” китайцы купили у самостийной Украины за смешные 20 млн долларов. И поначалу с честным выражением раскосых глаз твердили, что сделают из советского военно-морского монстра вполне мирное плавучее казино в Макао. Это легенда для простаков.
Авианесущий крейсер Liaoning нужен Поднебесной как образец для создания собственного полноценного авианосца, который может появиться уже к 2015 году. А главное, он используется в качестве базы для подготовки летчиков палубной авиации.
Взлет-посадка на корабельную палубу, известно, требуют высочайшего летного мастерства и постоянной отработки практического навыка. Например, ВМФ России не может позволить себе такие тренировки на единственном авианесущем крейсере “Адмирал Кузнецов”. Хотя бы потому, что в случае аварии (а кто от них застрахован?) есть угроза последнему авианосцу России.
До сих пор пилоты российской военно-морской авиации тренировались в Крыму. Под курортным городком Саки есть уникальный сухопутный полигон НИТКА (Наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный). Стальное летное поле в виде корабельной палубы, оборудованной авиационным трамплином и аэрофинишерами. Габариты эквивалентны палубе крейсера “Адмирал Кузнецов”. Главное предназначение комплекса – отработка техники взлета и посадки самолета на авианосец.
Построенный в начале 1980‑х, НИТКА достался Украине в наследство от СССР. Уникальный комплекс возвели с учетом перспективных проектов авианосцев нового поколения. Отечественный военно-промышленный комплекс работал на будущее, и сюда были вложены ноу-хау десятков советских оборонных НИИ.
До сих пор российские летчики считали крымские тренировки своей монополией. Украинцы палубной авиации не имеют, а других сюда не пускали. Базовое межправительственное соглашение о том, что Россия – единственный арендатор НИТКА, было подписано еще в 1997-м.
С украинской стороной расплачивалась запчастями для истребителей марки “Су” на сумму, эквивалентную 700 тысячам долларов в год. Но вот нынешней весной сообщили, что ставка арендной платы за крымский аэродром повышена до 2 млн. А в конце августа министры обороны России и Украины Анатолий Сердюков и Дмитрий Саламатин подписали новый протокол, по которому стороны смогут перейти на денежный расчет за аренду тренажера.
Впрочем, суть нынешнего соглашения даже не в переходе на деньги и отмене ограничений в использовании марок самолетов. Как радостно отметил глава украинского военного ведомства, новый протокол позволяет Украине сдавать крымский тренажер в аренду третьим странам.
Нетрудно догадаться, кто здесь первый на очереди. Центральный военный совет Китая поручил своим ученым спроектировать объект, аналогичный украинскому НИТКА. Но те с заданием не справились. И до недавнего времени у китайцев оставался только один выход – украсть секретные бумаги. Как утверждают в Службе безопасности Украины, только за 2008–2009 годы по заданию китайских спецслужб две группы шпионов пытались добыть технологии полигона в Саках. Но украинским контрразведчикам удалось сорвать эти замыслы, задержать злоумышленников и сохранить секреты “сухопутного авианосца”.
Причем самую крупную шпионскую группу, работавшую на интересы Поднебесной, якобы возглавлял 60-летний военспец из Москвы. По просьбе китайских “друзей” он подбирал кандидатуры для проведения совместных научных семинаров. А затем вместе со своим 35-летним партнером создал в российской столице фирму, которая, по официальной версии, торговала оружием на международных рынках. А на самом деле собирала разноплановую военно-техническую информацию для спецслужб Китая, в том числе действуя в Крыму.
Москвичу удалось вовремя скрыться, зато украинские участники шпионских исследований приговорены к тюремным срокам от 7 до 11 лет. По сути, люди сидят за попытку передать техническую информацию, которую теперь Пекин получит на блюдце с голубой каемочкой, явившемся на свет после подписанного министром обороны РФ Анатолием Сердюковым и его украинским коллегой соглашения. Вопрос лишь в плате за использование полигона. Да, еще интересное совпадение: тем временем Киев готов получить гигантский кредит, предоставляемый Банком развития Китая. Его предварительная часть в сумме 3,65 млрд долларов пойдет на некие энергетические проекты, суть которых не уточняется.
“Китай наряду со странами Запада входит в число партнеров Украины, позволяющих нам добиться независимости от России во внутренней и внешней политике”, – заявил на днях глава украинского МИДа Константин Грищенко. Да, жаль, что сама Россия в это число не входит…
Лишь за два последних месяца китайцы успели наведаться в Крым за технологиями дальней космической связи, а в Черное море по приглашению Украины вошли боевые корабли КНР. Из осведомленных источников стало известно, что НИТКА будет передан им уже следующей весной.
Голоса
Сергей Ищенко, военный обозреватель, капитан 1 ранга запаса:
– В последние годы Киев слишком часто делал НИТКА разменной картой в политических играх. Поэтому Москва и Пекин пытаются подобные сложнейшие комплексы построить на своих национальных территориях. Правда, пока не получается.
Для российских летчиков комплекс решено возводить на обрывистом берегу под Ейском. Сдача аэродрома планировалась на 2012 год, полигона в целом – на 2013‑й. Но судя по тому, что Сердюкову снова пришлось садиться за стол переговоров с украинцами, стройка идет туго. Тем более что летать под Ейском предстоит не на старых палубных истребителях Су-33, производство которых свернуто, а на более легких МиГ-29К. Их мы поставили для “Адмирала Кузнецова” и сегодня строим для Индии. Естественно, конструкцию нового тренировочного комплекса приходится приспосабливать под МиГи.
Еще сложнее китайцам. Привыкшие, скажем так, заимствовать чужие технологии, они еще два года назад вроде бы построили НИТКА под Уханью. Ни одного полета пока не состоялось. Российские специалисты считают: максимум, что соседи смогут делать на новом тренажере, – проводить габаритные испытания макетов, отрабатывать рулежку и работу палубных команд.
А все почему? Тут история почти детективная. Еще когда китайцы только намеревались увести почти готовый “Варяг” из Николаева, в Москве догадывались – для чего. И по инициативе тогдашнего командующего авиацией ВМФ генерал-лейтенанта Рогова были демонтированы все три аэрофинишера “Светлана-2Н”, уже установленных на палубе. Официальный мотив – они пригодятся для замены старых на НИТКА под Саками.
Китайцы открыто возражать не могли – иначе пришлось бы объяснять, зачем эти штуковины на плавучем казино. Именно аэрофинишеры стали для них камнем преткновения – и на авианосце, и на тренажере под Уханью. Вот и приходится кланяться Киеву.
А нам украинский НИТКА нужен, пока остаются в строю полтора десятка палубных истребителей Су-33. Как только они выработают моторесурс, летать в Саки станет не на чем и ни к чему.
Сергей Ильченко, спецкор “Труда”
Источник статьи