Сегодня в Государственной Думе обсуждались в первом чтении два правительственных законопроекта. «О накопительных пенсиях» и «О страховых пенсиях». Оба этих документа являют собой новую попытку запустить пенсионную реформу.
Честно говоря, я не вижу ничего принципиально нового в обоих законопроектах. Страховая часть пенсии теперь определяется в основном по стажу работы и становится как бы базовой государственной пенсией. При этом права многих граждан оказались в этом законе не учтены. Например, многодетных матерей, поскольку в страховой период включается только стаж до 4.5 лет, то есть если мать сидела с детьми более полутора лет, или детей больше трех, то время по уходу за четвертых, пятым и другими детьми в страховой период не включается. Это не только несправедливо, но и некрасиво просто по отношению многодетным семьям, которые вроде бы стараются всячески поддерживать.
А как быть с усыновителями и патронатными семьями? - В общем, представитель правительства заявил, о готовности диалога по этому вопросу, но его слова никак не обнадеживают, особенно если это останется ко второму чтению.
Что касается законопроекта «О накопительных пенсиях» то здесь вообще много вопросов. Сами пенсии образуются путем соответствующих отчислений работодателей. Пенсионный фонд определяется по выбору, насколько я понял, но независимо от этого спрогнозировать, какой будет эта накопительная пенсия, весьма непросто. Например, размеры накопительных пенсии будут ежегодно пересчитываться с учетом нескольких параметров. Одним из этих параметров являются результаты инвестирования пенсионных средств. Интересно, а если такое инвестирование окажется убыточным, это будет означать, что размер пенсии сократится? Видимо да, поскольку иное в законопроекте не определено. И потом, если пенсионный период наступит лет черед двадцать, двадцать пять, то за эти десятилетия с инвестициями, особенно в наших условиях может произойти что угодно. Изменится курс рубля и его покупательная способность. (инфляцию еще никто не отменил) обанкротятся или потерпят убытки компании-инвесторы пенсионных денег. Что останется от накопительной пенсии в таком случае?
Даже ЦБ РФ заявил о высоких рисках пенсионного инвестирования. Но, похоже, желание подзаработать на пенсионных деньгах выше, чем социальная ответственность. Тем более, что минимальным сроком для тех, кто обратится позднее своего выхода на пенсию за ее накопительной частью будет всего 168 месяцев (14 лет) И если пенсионер вздумает прожить больше этого срока, то как я понимаю накопительную пенсию после этого периода он получать уже не будет.
На мой взгляд, если бы правительство действительно было заинтересовано в создании прозрачной и справедливой пенсионной системы, то первое, что нужно было бы сделать, - это упразднить Пенсионный фонд России со всеми его отделениями,, как неэффективную и затратную структуру.
Все пенсионные обязательства при таком подходе становятся бюджетными обязательствами. Сама пенсия определяется, как единая, в соответствии со стажем работы и уровнем заработной платы.(по формуле, более понятной, чем сейчас)
При этом пенсионные деньги находятся на особом бюджетном пенсионном счету, который расходуется исключительно по своему прямому назначению. Ежегодно правительство определяет общие параметры пенсионных счетов в привязке к размерам бюджетных расходов. Конечно, при такой систему заработать на пенсионных деньгах не получится, но не на всем и не на всех нужно и можно зарабатывать, тем более в нашей стране, где пожилые люди не живут, а скорее выживают, особенно на периферии.
p.s.
В работе Государственной Думы принимали участие представители непарламентских партий. Партию Духовного Преображения России представляла Председатель Центрального Совета ПДПР Инна Божко