Это грандиозное сооружение позволит убрать с автомобильных дорог в Альпах большегрузные автомобили, дав им возможность перемещаться кратчайшим путем под землей между двумя крупнейшими европейскими портами – итальянской Генуей и голландским Роттердамом.
Длина туннеля является не единственным его рекордным достижением – он также и самый глубокий из всех железнодорожных, поскольку максимальная толща горных пород над ним достигает 2300 метров. Если отключить мощнейшую систему вентиляции, то температура в нем поднимется до +40°.
Строительство туннеля обошлось в 12 млрд. $ и длилось почти 17 лет, а общее планирование велось на протяжении 50 лет. Железная дорога в Швейцарии не просто способ транспортного сообщения, а часть ее самобытности, поэтому население страны так гордится своим рекордным сооружением.
Швейцария страна многонациональная – только государственных языков здесь четыре: немецкий, итальянский, французский и реторманский (романшский), корни которого уходят к латыни времен еще Римской Империи.
Швейцарцы считают годом основания своей страны 1291, когда жители трех независимых кантонов (Швиц, Ури и Унтервальден) объединились в борьбе против Габсбургов, заключив историческое соглашение на лугу возле Фирвальдштетского озера. Теперь государство объединяет 26 территориальных единиц – кантонов и полукантонов.
Проживание в суровом климате Альпийских гор с непредсказуемой погодой и небогатыми природными ресурсами приучило местное население к сотрудничеству. А помимо взаимопомощи, ценится стали надежность, точность в работе и изобретательность. Сегодня это обеспечивает славу непревзойденного швейцарского инженерного искусства. И Готтардский тоннель очередное тому подтверждение.
Преодоление горных хребтов всегда было непростой задачей. Готтард пересекали через ущелье Шёленнен – отвесный глубокий каньон, по дну которого бурлят воды реки Ройс. С лошадьми и поклажей пройти сдесь можно было только в теплое время, когда утихали снежные бури и миновала опасность сходов лавин.
Реку пересекали по мосту, возведенному в месте, где каньон был настолько отвесным, что казался непреступным для простого смертного. Легенда гласила, что это гениальное творение средневекового инженерного искусства дело рук самого дьявола. Поэтому его так и именовали – Мост дьявола.
В 1882 году, уже без вмешательства потусторонних сил, через Сен-Готардский массив была проложена железная дорога. В 1980 году его толщу пробил автомобильный туннель. Но из-за возрастающего загрязнения воздуха в 1992 году был проведен референдум и принято решение о постройке нового железнодорожного туннеля. А еще через два года швейцарцы решили вообще осуществлять грузоперевозки через их страну только по железной дороге.
Готтардский тоннель одновременно прокладывали из разных мест четыре проходческие машины длинной каждая по 410 м (4 футбольных поля), перемалывающие скалы колесом диаметром 9.4 м. Было пройдено 73 вида различных очень твердых горных пород, образцы которых теперь выставлены в Швейцарском музее транспорта.
Одновременно с этим машины измельчали обломки для бетонной смеси и обшивали стальными листами стены туннеля. В день они проходили около 9 метров, пока со швейцарской точностью не встретились в запланированной проектом точке.
Пропускная способность туннеля рассчитана на 337 тысяч тонн грузов в сутки, а пассажирские поезда могут развивать в нем скорость до 250 км/ч.