24 сентября 1863 года - начался первый дружественный визит российских кораблей в Северо-Американские Соединенные Штаты (ныне США). Несколько поколений советских людей привыкли считать США только потенциальным противником. Однако так было далеко не всегда. Более 150 лет Россия и США считались самыми дружественными государствами в мире. До 1917 года их постоянно связывали отношения не просто дружбы и доверия, но и неизменной взаимной поддержки и помощи. Важную роль в формировании таких отношений сыграли флоты обоих государств.
Самым ярким примером таких отношений стал дружественный визит российских кораблей в 1863-1864 годах. Сейчас в средствах массовой информации США суть этого визита иногда сводится к чисто прагматическим интересам сторон. Действительно, этот визит отвечал интересам и насущным потребностям обеих стран, но свидетельства очевидцев и печатные источники тех лет убедительно говорят об огромной эмоциональной составляющей этого визита. Просматривая эти источники, невозможно усомниться в искренности чувств американцев, в их исходящем от чистого сердца радушии и гостеприимстве.
Установившееся после Крымской войны военно-политическое равновесие в мире, было нарушено гражданской войной в Северо-Американских Соединенных Штатах (САСШ, ныне США). В результате президентских выборов главой государства стал убежденный противник рабства А. Линкольн. Рабовладельцы Южной Каролины 20 декабря 1860 года приняли решение о выходе штата из САСШ. Вскоре к ним присоединились еще десять штатов. Их представители заявили об образовании нового государства - Конфедерации американских штатов и начали войну против Соединенных Штатов (северян).
Гражданская война в Америке Отношение других стран к этой войне было неоднозначным. Рост промышленного производства САСШ создавал серьезную конкуренцию английскому капиталу, а торговый флот молодого североамериканского государства подрывал монополию английского флота в морской торговле. Поэтому Англия была заинтересована в поражении северян. Франция, стремившаяся иметь колонии на Американском континенте, тоже желала ослабления САСШ. Признав Конфедерацию, Англия и Франция оказывали ей помощь, в том числе, передавали корабли для морской блокады и пиратских набегов на прибрежные территории северян.
Россия, напротив, выступила в поддержку правительства А. Линкольна. Англия и Франция воспользовались начавшимся в 1862 году восстанием поляков, боровшихся за выход Польши из состава России, создали антирусскую коалицию, к которой примкнула Австрия. Над Россией нависла реальная угроза новой войны.
В этой исключительно опасной ситуации управляющий Морским министерством вице-адмирал Н. К. Краббе предложил Александру II провести операцию, направленную на предотвращение войны и развал антирусской коалиции. Ее замысел предусматривал отправку двух эскадр в порты западного и восточного побережья Северной Америки. В случае войны, этим эскадрам предстояло действовать на морских коммуникациях и против колоний противника на просторах трех океанов - Атлантического, Тихого и Индийского. Одновременно, эта акция означала значительную военную и моральную поддержку правительству Линкольна.
Успех операции зависел от обеспечения скрытности действий. Утечка информации могла вызвать вооруженное столкновение русских кораблей с морскими силами Англии и Франции уже на выходе из Балтийского моря. Поэтому о задуманной акции знали только высшие руководители государства.
Начальником Атлантической эскадры назначили контр-адмирала С. С. Лесовского. В ее состав включили винтовые фрегаты "Александр Невский", "Пересвет" и "Ослябя", корветы "Варяг", "Витязь" и клипер "Алмаз". Для дезинформации распространялись слухи, что эскадру снаряжают в двухлетнее заграничное плавание в Средиземное море и на Тихий океан. На подготовку ушло меньше месяца. В дальнее плавание уходила первая эскадра Российского флота, полностью состоящая из парусно-винтовых кораблей. Для сокращения времени развертывания Балтийское море решили пройти под парами. Запасы топлива корабли пополнили на выходе из Балтики - с заранее посланных туда двух транспортов. Впервые в истории отечественного флота заправку боевых кораблей осуществляли на ходу.
25 июля, находясь в полной боевой готовности, эскадра вышла в Северное море. Главное, о чем теперь заботились - это не встретиться с английскими или французскими силами. Поэтому решено было выходить в Атлантику не через Ла-Манш, а севернее Британских островов. С. С. Лесовский был настроен решительно. "Если начальник встретившейся иностранной эскадры сделает какие-либо оскорбительные для чести нашего флага предложения, то адмирал намерен вступить в бой" - писал он в инструкции командирам кораблей. Учитывая сложные погодные условия и различные мореходные качества кораблей, С. С. Лесовский после выхода эскадры в Атлантический океан отдал команду: идти в Нью-Йорк самостоятельно.
Тыловое и техническое обеспечение кораблей поручили агенту (атташе) Морского министерства капитану 2 ранга А. Кроуну. В случае возникновения войны он должен был организовывать снабжение кораблей с территории САСШ в портах Северной Бразилии, на западном побережье Африки и на юге Аргентины.
В состав эскадры Тихого океана под командованием контр-адмирала А. А. Попова вошли винтовые корветы "Богатырь", "Калевала", "Рында" и "Новик", винтовые клиперы "Гайдамак" и "Абрек". Их переход по времени совпал с периодом максимальной интенсивности туманов в северо-восточной части Тихого океана. Из-за этого 14 сентября на подходе к Сан-Франциско корвет "Новик" при очень плохой видимости сел на мель и был разбит волнами. Первые русские корабли прибыли в Нью-Йорк 24 сентября. Этот день и стал первым днем визита, а 1 октября обе эскадры в полном составе находились на рейдах Нью-Йорка и Сан-Франциско. Русские моряки были восторженно встречены населением и властями этих городов.
Тем временем международная обстановка все более накалялась. В августе правительства Англии и Франции направили Александру II новые угрожающие послания. Наступал кризис. Судьба России была доверена флоту. И вдруг из американских газет Европа узнала о появлении русских кораблей на рейдах Нью-Йорка и Сан-Франциско. Это явилось полной неожиданностью. Вся антироссийская коалиция была повергнута в полный шок.
Упредив противников в развертывании флота, Россия нависла над торговыми коммуникациями Англии и Франции, что привело к развалу коалиции. Первой из нее вышла Австрия, которая не только пошла на соглашение с нашей страной, но и выразила готовность содействовать подавлению восстания в Польше. Англия полностью отказалась от вмешательства во внутренние дела России. Оказавшись в одиночестве, вынуждена была отступить и Франция. Угроза войны была ликвидирована решительным и умелым использованием морских сил. Одновременно было предотвращено вмешательство Англии и Франции в гражданскую войну на стороне Конфедерации.
В ответ на искреннее и радушное гостеприимство американцев русские вели себя весьма достойно. Характерен в этом смысле приказ А. А. Попова командирам российских кораблей, находившихся в Сан-Франциско. "В случае появления в порте какого-либо корсара, снаряженного возмутившимися штатами (южанами), потребовать от него немедленного и безусловного ухода из порта, а в случае получения отказа в этом требовании атаковать его". Таким образом, эскадра встала на защиту мирных жителей от пиратских действий кораблей южан. Русские моряки помогали горожанам тушить частые тогда пожары. Они настолько самоотверженно боролись с огнем, спасая от гибели детей, женщин, стариков, что заслужили искреннюю благодарность муниципалитета Сан-Франциско.
Визит российсих кораблей содействовал установлению прочных дружественных отношений между США и Россией. Впервые Морское министерство России разработало операцию по нарушению океанских перевозок противника в удаленных районах. Ее проведение решило стратегическую задачу, сорвав вооруженное выступление коалиции государств против России.
Достигнуто это было без единого выстрела - за исключением залпов приветственных салютов. Владимир Додонов
ertata