В конце 1977 года на строительных площадках и в карьерах в окрестностях Набережных Челнов можно было увидеть ярко-желтые самосвалы с маркой «КамАЗ». Машины модели «5511» начали сходить с конвейера 11 октября 1977 года. Шасси самосвала делали в Набережных Челнах на КамАЗе, в Нефтекамске на этом шасси монтировали кузов и опрокидывающий механизм. Конструкция этого самосвала была разработана на КамАЗе при участии конструкторов мытищинского машиностроительного завода.
Камский самосвал — трехосный автомобиль с колесной формулой 6X4, грузоподъемностью 10 тонн предназначен для перевозки различных сыпучих строительных и промышленных грузов по дорогам, рассчитанным на осевую нагрузку 8 тонн и более. Естественно, что по конструктивным решениям большей части основных узлов машина максимально унифицирована с другими моделями, выпускаемыми КамАЗом.
Как и его собратья по марке, самосвал характеризуют самые прогрессивные технические решения. В системе освещения — это фары с асимметричным лучом, уменьшающие возможность ослепления водителей встречных автомобилей. На случай вынужденной остановки предусмотрена система аварийной сигнализации, включающая одновременно все указатели поворота в мигающем режиме. В двухместной цельнометаллической кабине самосвала расположенной над двигателем (она откидывается вперед на 42° и 60°), трехслойное лобовое стекло. Сиденье водителя — отдельное подрессоренное и с регулировкой в зависимости от его веса и роста. Предусмотрено крепление ремней безопасности.
Главные конструктивные особенности КамАЗ-5511 связаны с ее назначением. Стальной сварной кузов ковшового типа с защитным козырьком несколько расширен к задней части для лучшего ссыпания груза и может обогреваться отработавшими газами. Для фиксации поднятого кузова предусмотрены стопорные пальцы во втулках кронштейнов опрокидывания. Есть и страховочный трос, который предохраняет кузов от запрокидывания. Длина троса регулируется, а пружина обеспечивает его укладку в транспортном положении. Надрамник — сварной из штампованных лонжеронов и поперечин — скреплен с рамой системой стяжек и кронштейнов. И наконец, гидравлический механизм, опрокидывающий кузов. Он включает коробку отбора мощности, масляный насос, масляный бак, кран управления, гидравлический цилиндр, клапан ограничения подъема кузова, три электропневмоклапана, систему масло- и пневмопроводов.
Коробка отбора мощности для привода гидроподъемника — одноступенчатая с электропневматическим управлением из кабины водителя. Отбор мощности производится от коробки передач автомобиля.
Гидравлический цилиндр подъемника кузова — телескопический трехступенчатый — шарнирно укреплен одним концом на передней части надрамника, другим — в верхней части переднего борта кузова. Подъем кузова ограничивается при достижении угла 60°, когда корпус гидроцилиндра нажимает на шток клапана ограничения. Время подъема груженого кузова при 2200 об/мин коленчатого вала двигателя — не более 19 секунд. Время опускания порожнего кузова — 18 секунд.
Техническая характеристика КамАЗ-5511
Общие данные: колесная формула — 6x4; грузоподъемность — 10 т; объем кузова 7.2 м3; скорость — 80 км/ч.
Размеры: полная длина — 7100 мм; ширина по шинам задних колес — 2500 мм; колея передних колес — 2010 мм: колея задних колес — 1850 мм; база от передней оси до оси среднего моста — 2840 мм; база задней тележки — 1320 мм; высота по козырьку кузова — 2700 мм.
Двигатель: дизель модели КамАЗ-740; число цилиндров — 8; рабочий объем — 10,85 л; мощность — 210 л. с.; число об/мин — 2600.
Трансмиссия: число передач — 5 или 10 (с делителем); главная передача — двухступенчатая; шины — 260-508Р модели ИН-142Б.
Управление: привод тормозов пневмогидравлический; рулевое управление с гидроусилителем.
Минский автомобильный завод в 1979 году выпустил первую промышленную партию трехосных седельных тягачей МАЗ-6422 для магистральных перевозок грузов. Эта машина — представитель нового семейства минских грузовиков МАЗ-5336. Среди ее конструктивных особенностей — новая кабина с гнутым лобовым стеклом, травмобезопасной рулевой колонкой, регулируемым по длине и наклону спинки сиденьем и двумя спальными местами. У автомобиля двигатель вынесен вперед на 390 мм относительно оси передних колес (больше, чем у моделей семейств МАЗ-500А и МАЗ-5335), применены гидроподъемник кабины водителя, новые узлы трансмиссии (коробка передач, ведущие мосты), тормозная система. Тягач оснащен дизелем ЯМЗ-238Ф с турбонаддувом.
МA3-6422 рассчитан на эксплуатацию в паре с трехосным полуприцепом МАЗ-9389 грузоподъемностью 26 тонн. Эта модель в производственной программе завода с 1981 года заменила МАЗ-515Б с двухосным полуприцепом МАЗ-941 грузоподъемностью 25 тонн.
Техническая характеристика
Общие данные. Полная масса: автопоезда — 42100 кг, буксируемого полуприцепа — 32850 кг. Допустимая нагрузка на седельное устройство — 14700 кг. Полезная нагрузка — 26000 кг. Масса снаряженного тягача — 9250 кг. Максимальная скорость автопоезда — 88 км/ч. Контрольный расход топлива — 48 л/100 км на скорости 40 км/ч. Тормозной путь со скорости 40 км/ч — 18,4 м.
Размеры тягача. Длина — 6500 мм. Ширина — 2500 мм. Высота — 2870 мм. База — 2900 мм (до центра балансира тележки) и 1400 мм (для задней тележки). Колея — 2050 мм (спереди) и 1800 мм (сзади). Дорожный просвет — 270 мм.
Двигатель. Модель — ЯМЗ-238Ф (с турбонаддувом). Число цилиндров — 8. Рабочий объем — 14860 см3. Мощность — 320 л. с. при 2100 об/мин.
Трансмиссия. Сцепление — двухдисковое с пневмоусилителем. Коробка передач — восьмиступенчатая с демультипликатором Главная передача с коническими шестернями и планетарными редукторами.
Управление. Рулевое — двухступенчатое (винт — шариковая гайка и рейка — зубчатый сектор) с гидроусилителем. Тормозное — с раздельным пневматическим приводом для рабочих барабанных тормозов (на всех колесах) механическим приводом для стояночного тормоза и моторным замедлителем.
Ходовая часть. Подвеска спереди — зависимая, сзади — зависимая, балансирная. Рессоры продольные, полуэллиптические. Колесная формула 6x4. Шины — размером 300—508 мм.
На базе узлов четырехосного грузовика Татра-813 специалисты национального предприятия Татра-Копрживнице» (Чехословакия) разработали конструкцию самосвала повышенной проходимости. Грузоподъемность машины 17-21 тонна, в зависимости от допускаемой нагрузки на дорожное покрытие. Новая модель «813-С1» имеет независимую подвеску всех восьми колес, которые являются ведущими, и хребтовую раму. Дизель мощностью 315 л. с. и трансмиссия с 20 передачами вперед и четырьмя назад позволяют машине работать в любых дорожных условиях в диапазоне скоростей от 3 до 64 км/ч. Масса «Татры-813-С1» в снаряженном состоянии составляет 15 тонн. Угол опрокидывания кузова — 50°, время опрокидывания — 35 с. Конструктивные качества самосвала позволяют успешно использовать его на крупных стройках, на карьерных работах.
Автомобильный завод ИФА в г. Люднигсфельде (ГДР) выпускал широкий ассортимент и дизельных грузовиков семейства W50, из которого у нас наиболее известны самосвалы и машины с бортовым кузовом.
Помимо основных модификаций с колесной формулой 4x2 ИФА производит и автомобили 4x4. Для повышения проходимости эти машины в дополнение к приводу на все колеса оснащены широкими шинами низкого давления задние колеса — односкатные), системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах, механизмами блокировки дифференциалов, лебедкой. Дорожный просвет этой разновидности ИФА составлял 300 мм.
Одна из модификаций полноприводных автомобилей завода — бортовой грузовик ИФА W50LA/A рассчитанный на перевозку 3 тонн груза и буксировку прицепа общей массой 5 тонн. Масса машины в снаряженном состоянии — 6,4 тонны. По габариту этот грузовик немногим больше нашего ГАЗ-66: длина — 16 мм, ширина — 2500 мм, высота — 2840 мм. Двигатель мощностью 125 л. с. позволяет развивать 85 км/час.
На том же шасси выпускается самосвал ИФА W50LA/K-3SK5 с трехсторонней разгрузкой (грузоподъемностью — 4,64 тонны), самосвал с двусторонней разгрузкой, самосвал с разбрасывателем удобрений, полевая ремонтная мастерская, тягач для буксировки поврежденных или аварийных машин.