Один из старейших автозаводов Венгрии «Раба» в г. Дьер выпускает широкий ассортимент грузовиков по лицензии фирмы МАН (ФРГ). Среди них 30-тонный седельный тягач «Раба-16.256». Он оснащен четырехтактным дизелем, коробкой передач с делителем и рычагом переключения на рулевой колонке. Оба задних моста — ведущие и имеют гипоидные шестерни главной передачи, блокируемые дифференциалы и планетарные редукторы в ступицах колес.5
Техническая характеристика. Двигатель: число цилиндров — 6; объем — 10344 см3, мощность — 230 л. с. при 2200 об/мин. Число передач — 12. Шины — 11,00—20. Длина — 7450 мм. Ширина — 2490 мм. Высота — 2957 мм. База (между крайними осями) — 4550 мм. Снаряженная масса — 8400 кг. Грузоподъемность — 30000 кг. Скорость — 100 км/ч.
машинки, из коллекции «За рулем»
Грузоперевозки продукции в составе одного сборного груза применяются при перевозках, когда каждый ...
... >
«Карманный» грузовик – так называют в ГДР «Мультикар-25», выпускаемый заводом в г. Вальтерхаузен. Длина этой машины, предназначенной для обслуживания городского хозяйства, — всего 3,8 м. На ее шасси монтируются самосвальные кузова, цистерны для поливки улиц, мусоровозы, лестницы.
Оснащенный дизелем грузовичок имеет очень малый радиус поворота (4,5 м), и на первой передаче может двигаться со скоростью от 2 до 4 км/ч. По сравнению с предыдущей моделью «Мультикар-24» современный «Мультикар-25» получил комфортабельную двухместную кабину и ряд других усовершенствований.
Техническая характеристика.
Грузоподъемность — 200 кг Число цилиндров — 4. Рабочий объем — 1696 см3. Мощность — 45 л. с. при 3200 об/мин. Число передач — 4. Размер шин — 5.00—13 База — 1950 мм. Длина шасси — 3660 мм. Ширина — 1545 мм. Высота — 2140 мм. Снаряженная масса (с самосвальным кузовом) — 1750 кг. Скорость — 50 км/ч.
машинки, из коллекции «За рулем»
... трехместная кабина и
платформа с металлическим ...
Новые трехосные модели (бортовой грузовик ЗИЛ-133ГЯ и седельный тягач ЗИЛ-133ВЯ) созданы на базе выпускаемого с 1975 года ЗИЛ-133Г1 и значительно превосходят его по многим технико-экономическим показателям. Они предназначены для эксплуатации на дорогах, допускающих осевые нагрузки до 10 тонн. Возможна кратковременная эксплуатация на грунтовых дорогах в любое время года, кроме периодов распутицы и снежных заносов.
У ЗИЛ-133ГЯ трехместная кабина и грузовая платформа с металлическим основанием и деревянными бортами, а также съемным металлическим каркасом и тентом. Машина рассчитана на эксплуатацию с прицепом, то есть уже по своему назначению является тягачом. Ее модификация, седельный тягач ЗИЛ-133ВЯ, предназначена для буксировки полуприцепа с бортовой платформой или полуприцепа-фургона. Обе машины пригодны для эксплуатации в любых климатических зонах при температурах окружающего воздуха от +40 до -40°.
Вкратце ЗИЛ-133ГЯ можно охарактеризовать как ЗИЛ-133Г1 с дизельным двигателем, сцеплением, коробкой передач и тормозной системой автомобилей КамАЗ и необходимыми для их монтажа дополнительными узлами и деталями. В частности, установка более длинного (чем двигатель ЗИЛ-130) дизеля КамАЗ потребовала изменения моторного отсека. В результате машина получила новую облицовку радиатора с выдвинутой вперед средней частью и более длинный капот.
Применение дизеля вместо карбюраторного двигателя, как и использование 10-ступенчатой трансмиссии вместо прежней пятиступенчатой, позволило сделать машину более экономичной — контрольный расход топлива у ЗИЛ-133ГЯ составляет 30 л/100 км дизельного топлива против 36 л/100 км бензина А-76 у ЗИЛ-133Г1. Кроме того, благодаря более мощному (на 40%) двигателю новый грузовик способен буксировать прицеп грузоподъемностью 8 тонн. ЗИЛ-133Г1 на это не был рассчитан и не имел сцепного устройства. Кстати, по той же причине стало возможным создание на базе ЗИЛ-133ГЯ и седельного тягача. Таким образом, оба автомобиля, освоенные заводом, могут осуществлять перевозки грузов в составе автопоездов, что наиболее эффективно экономически.
Оценивая ЗИЛ-133ГЯ и ЗИЛ-133ВЯ с технической точки зрения, надо сказать, что это первые серийные модели завода, снабженные дизелем, пневматическим усилителем в приводе управления сцеплением, 10-ступенчатой коробкой передач, имеющей делитель и преселективное управление им, тормозное управление с четырьмя независимыми системами привода. Наряду с этими оригинальными узлами и агрегатами, отличающими новые машины от многих зарубежных моделей, отметим также задние ведущие мосты с гипоидной главной передачей и блокируемым межосевым дифференциалом.
Остановимся несколько подробнее на отдельных узлах.
Управление такими современными большегрузными автомобилями, как ЗИЛ-133ГЯ и ЗИЛ-133ВЯ, требует создания для водителя условий, максимально снижающих нервные и физические нагрузки. Органы управления, оставаясь традиционными, подверглись существенной модернизации. В первую очередь это относится к управлению сцеплением и коробкой передач.
Пневмоусилитель привода сцепления, питающийся сжатым воздухом от бортовой пневмосистемы, снижает усилие на педали сцепления до 20 кгс, то есть почти втрое. Гидропривод здесь играет роль звена, лишь передающего усилие от педали к рычагу выжима. При отсутствии воздуха в рабочем цилиндре усилителя (он связан в один узел с рабочим гидроцилиндром) выключение сцепления происходит только под действием давления жидкости на поршень рабочего цилиндра, а усилие на педали возрастает до 60 кгс.
Коробка передач состоит из основной пятиступенчатой коробки и переднего редуктора-делителя, который вдвое увеличивает количество передач, позволяет получить передаточные числа, близкие к среднему значению двух соседних ступеней основной коробки, благодаря чему на понижающей ступени скорость автомобиля возрастает, а крутящий момент уменьшается примерно в 1,22 раза. Любому положению рычага переключения передач в основной коробке соответствуют две передачи делителя, включать каждую из которых можно, передвинув расположенный в головке рычага переключатель. Смещая его в положение «В» (высшая передача), водитель получит повышение скорости автомобиля, но при этом соответственно уменьшит крутящий момент, подаваемый к ведущим колесам. Чтобы усилить момент, надо перевести переключатель в положение «Н» (низшая передача).
Для переключения передач в делителе служит пневмомеханический привод. Интересная его особенность: клапан включения исполнительного механизма связан с толкателем пневмоусилителя в системе привода сцепления. Водитель может, не пользуясь педалями сцепления и акселератора, предварительно селектировать (то есть выбрать) переключателем подходящую передачу в делителе и затем в нужный момент включить ее простым выжимом педали сцепления. Удобство такого устройства при езде по местности с часто меняющимися дорожными условиями трудно переоценить.
Ведущие мосты ЗИЛ-133ГЯ и ЗИЛ-133ВЯ аналогичны по устройству таким же узлам ЗИЛ-133Г1. Встроенный в картер среднего ведущего моста межосевой дифференциал распределяет крутящий момент поровну между обоими ведущими мостами и при движении по дорогам с твердым покрытием позволяет снизить расход топлива и износ шин.
Для улучшения тяговых качеств автомобиля при езде по грязным, мокрым, обледенелым и заснеженным дорогам предусмотрена возможность блокировки этого дифференциала. Блокировочным устройством управляет пневмокамера; для подачи в нее сжатого воздуха служит ручной кран в кабине автомобиля.
Тормозное управление аналогично применяемому на КамАЗах и состоит из четырех систем.
Рабочая система — основная. Привод ее тормозных механизмов сделан пневматическим, двухконтурным, с раздельным торможением колес переднего и двух задних мостов. Управление приводом — от педали в кабине водителя, связанной рычагами и тягами с двухсекционным тормозным краном.
Стояночная система обеспечивает автомобилю неподвижность на горизонтальной дороге или на уклоне. Привод тормозных механизмов механический — от тормозных камер с пружинными энергоаккумуляторами, установленными на задних мостах. При движении машины пружины энергоаккумуляторов сжаты давлением воздуха. С его падением пружины приводят в действие тормозные механизмы колес. Включают систему тормозным краном (справа от сиденья водителя).
Вспомогательная система служит для замедления движения на уклонах и горных дорогах и действует на принципе использования компрессии двигателя (торможение двигателем) созданием противодавления посредством заслонки в выпускной системе двигателя. Она значительно снижает нагрузку, испытываемую накладками и барабанами тормозов, и тем самым продляет срок их службы. Пневматический привод системы включается кнопочным краном на полу кабины.
Запасная система обеспечивает остановку в случае полного или частичного выхода из строя рабочей системы. При ее включении изменяется давление воздуха, сжимающего силовые пружины энергоаккумуляторов, и тем самым регулируется интенсивность торможения. Для управления служит кран стояночной тормозной системы. При аварийном падении давления в стояночной системе срабатывают пружины энергоаккумуляторов и автомобиль затормаживается.
Для контроля за состоянием всех тормозных систем предусмотрена световая и звуковая сигнализация.
Оснащение автомобилей ЗИЛ-133ГЯ, ЗИЛ-133ВЯ названными здесь агрегатами и системами, наряду с гидравлическим усилителем рулевого управления, электрофакельным подогревателем, современной звуковой и световой сигнализацией, многочисленными контрольно-измерительными приборами, значительно облегчает труд водителя, способствует повышению безопасности движения.
Техническая характеристика ЗИЛ-133ГЯ (в скобках отличающиеся данные по ЗИЛ-133ВЯ)
Общие данные. Снаряженная масса — 7790 (7100) кг. Грузоподъемность (нагрузка на седло) — 10000 (9500) кг. Грузоподъемность буксируемого прицепа (полуприцепа) — 8000 (18500) кг. Колесная формула — 6x4. Максимальная скорость одиночной машины — 85 км/ч, автопоезда — 80 км/ч. Контрольный расход топлива — 30 л/100 км. Запас топлива — 170 (340) л.
Размеры. Длина — 9250 (7075) мм. Ширина — 2500 (2435) мм. Высота — 2405 мм. Погрузочная высота (высота седла) — 1380 мм. База по переднему и среднему мостам 4610 (3700) мм и 1400 мм для задней тележки. Колея — 1835 мм для передних и 1850 для задних колес. Дорожный просвет — 235 мм.
Двигатель. Число цилиндров — 8. Степень сжатия — 17,0. Рабочий объем — 10850 смЗ. Мощность — 210 л. с. при 2600 об/мин. Максимальный крутящий момент — 65 кгс-м при 1400-1700 об/мин.
Трансмиссия. Сцепление — сухое, двухдисковое с гидравлическим приводом и пневмоусилителем в системе управления. Коробка передач — 10-ступенчатая с передним делителем и пневматическим преселективным переключением передач в делителе. Главная передача — гипоидная с передаточным числом 6,83. Межосевой дифференциал — блокируемый.
Управление. Рулевое — с гидравлическим усилителем. Тормозное — посредством четырех раздельных систем: рабочая — с раздельным пневматическим приводом барабанных тормозов на всех колесах, стояночная — с пружинными энергоаккумуляторами и механическим приводом тормозов на колесах задних осей, вспомогательная — с заслонкой в выпускной системе, запасная — с пружинными энергоаккумуляторами.
Ходовая часть. Подвеска передних колес — зависимая на продольных полуэллиптических рессорах и телескопических амортизаторах. Подвеска задних колес — зависимая, балансирная на продольных полуэллиптических рессорах с реактивными штангами. Шины — 260—508Р. Рама — лонжеронного типа, штампованная, сварная.
машинки, из коллекции «За рулем»
В 1979 году заводы Камского объединения по производству большегрузных автомобилей (КамАЗ) приступили к массовому выпуску нового длиннобазного автомобиля-тягача КамАЗ-53212 грузоподъемностью 10 тонн. Он предназначен для междугородных перевозок по дорогам с усовершенствованным покрытием и рассчитан на буксировку двухосного прицепа модели «8352» грузоподъемностью 10 тонн. Таким образом, новый автопоезд рассчитан в целом на 20 тонн.
У автомобиля увеличенная по вместимости бортовая платформа длиной 6,1 м с объемом под тентом 32 м3. Такая же платформа установлена на прицепе. Таким образом, автопоезд вмещает до 64 м3 различных затаренных грузов, которые «под пломбой» доставляются получателю.
С учетом специфики междугородных перевозок на КамАЗ-53212 установлены кабина со спальным местом, увеличенный до 250 л топливный бак и платформа, выполненная по нормам ТИР. У части автомобилей будет новый задний буксирный прибор типа «шкворень-петля», обеспечивающий беззазорную сцепку тягача с прицепом. Прибор такого типа ограничивает «виляние» прицепа, исключает рывки и динамические нагрузки в сцепке, позволяет повысить скорость и безопасность движения. Отдельные машины будут снабжены специальным брусом безопасности в задней части рамы. В дальнейшем, беззазорная сцепка и брус будут устанавливаться на большей части бортовых автомобилей КамАЗ.
Новая машина в значительной мере унифицирована с предыдущей моделью бортового грузовика КамАЗ-5320, но имеет, конечно, ряд конструктивных отличий, связанных с увеличением грузоподъемности (с 8 до 10 тонн) и базы (с 3850 до 4350 мм).
Лонжероны рамы КамАЗ-53212 — из новой высокопрочной стали, усилены основание и пол платформы, сделан более высоким передний борт, увеличено до 2,2 м расстояние от пола до тента. Кроме того, усилены задние рессоры и места их крепления, стали прочнее балки среднего и заднего ведущих мостов, повышена эффективность колесных тормозов, установлены тормозные колодки шириной 140 мм (у КамАЗ-5320 — 120 мм). Металлические борта платформы состоят не из двух, а из трех откидывающихся вбок секций.
На кабине КамАЗ-53212, как и у других модификаций камских автомобилей, установлены аэродинамические щитки-грязеотражатели, предохраняющие боковые стекла и двери кабины. Щитки направляют поток воздуха вдоль дверей и отсекают брызги грязной воды.
Длиннобазные шасси новых автомобилей, без платформы (они получили номер КамАЗ-53213) поставляются на специализированные заводы для оборудования цистернами, подъемными механизмами, бетононасосами и другими установками различного назначения, нужными в коммунальной и дорожной службе.
Краткая техническая характеристика автомобиля-тягача КамАЗ-53212
Общие данные. Снаряженная масса — 8200 кг. Грузоподъемность — 10000 кг. Грузоподъемность буксируемого прицепа — 10000 кг. Колесная формула — 6x4. Максимальная скорость — 80 км/ч. Контрольный расход топлива — 27 л/100 км (одиночного автомобиля) и 35 л/100 км (автопоезда). Запас топлива — 250 л.
Размеры. Длина — 8530 мм. Ширина — 2500 мм. Высота — 3650 мм. Погрузочная высота — 1370 мм. База — 4350 мм до центра балансира тележки и 1320 мм для задней тележки. Колея — 2026 мм для передних и 1850 мм для задних колес. Дорожный просвет — 285 мм.
Двигатель. Число цилиндров — 8. Рабочий объем — 10850 см3. Мощность — 210 л. с. при 2600 об/мин.
Трансмиссия. Сцепление — сухое двухдисковое. Коробка передач — 10-ступенчатая с передним делителем. Главная передача — двойная: с цилиндрическими и коническими шестернями и передаточным числом 7,22, или 6,53, или 5,94, или 5,43. Межосевой дифференциал — блокируемый.
Управление. Рулевое — с гидравлическим усилителем. Тормоза — на всех колесах, барабанного типа, с раздельным двухконтурным пневматическим приводом. Стояночный тормоз — с пневматическим приводом и пружинными энергоаккумуляторами.
Ходовая часть. Подвеска передних колес — зависимая, на продольных рессорах и телескопических амортизаторах. Подвеска задних — балансирная, зависимая, на продольных рессорах. Шины размером 260—508Р, норма слойности — 12.
машинки, из коллекции «За рулем»