Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная / Главные темы / Тэг «гуманитарного»
В РАССТРОЕННЫХ ЧУВСТВАХ:Религиозные организации используют борьбу с арт-провокациями для демонстрации своего влияния на общество 2012-03-28 01:55:35
Роман ЛУНКИН
+ развернуть текст сохранённая копия
Роман ЛУНКИН Протесты российской православной общественности против панк-акции в храме Христа Спасителя и обвинения хулиганок из группы Pussy Riot в богохульстве вполне похожи на аналогичные протесты, которые проводят традиционалисты-христиане, в основном католики, в странах Евросоюза. В отличие от американцев, воспевающих свободу слова, европейцы акцентируют внимание на защите традиции, а исторические Церкви апеллируют к государству, требуя наказания для богохульников. Однако решение суда зависит от каждого конкретного случая, от тяжести нанесенного оскорбления и в каком контексте оно было высказано, нарисовано, снято в кино или пропето в песне. В 2009 году в рекомендациях Комиссии за демократию через право (Венецианская комиссия) для Парламентской ассамблеи Совета Европы было указано, что «демократические общества не должны становиться заложниками чрезмерной чувствительности отдельных лиц: должна существовать возможность критиковать религиозные идеи, даже если такая критика может восприниматься некоторыми как оскорбление их религиозных чувств». При этом комиссия призвала не квалифицировать богохульство в качестве уголовного преступления и не наказывать за оскорбление религиозных чувств верующих, а наказывать оскорбление на основании принадлежности к определенной религиозной группе. В соответствии с этим подходом в 2011 году голландский суд оправдал ультраправого политика Герта Вилдерса, который обвинялся в оскорблении религиозных чувств мусульман за фильм «Фитна». Суд отметил, что антиисламские заявления депутата парламента Вилдерса должны рассматриваться как «приемлемые в более широком контексте полемики в вопросах иммиграционной политики и не могут быть непосредственно связаны с возрастающей дискриминацией голландских мусульман». Вместе с тем премьер-министру Нидерландов пришлось извиняться за Вилдерса. В 2006 году Европу потряс скандал с публикацией газетами карикатур на Пророка Мухаммеда, вслед за датскими газетами их напечатали во Франции и Германии (именно тогда в России впервые заговорили о необходимости ввести уголовное наказание за оскорбление религиозных чувств). Газета France Soir заявила, что тем самым желала продемонстрировать, что в светском демократическом обществе нет места «религиозным догмам». Заголовок во французской газете гласил: «У нас есть право изображать богов в карикатурном виде». Чуть ниже помещен рисунок: Будда, Христос, Бог Отец, Магомет и индуистские боги вместе сидят на облаке. До суда дело не дошло, владелец уволил главного редактора газеты. В случае столкновения поп-культуры и веры Церковь стремится продемонстрировать свой авторитет и именно таким образом повлиять на сограждан. Это ярко проявилось в реакции на концертную программу певицы Мадонны в 2006 году, в рамках которой она представала перед публикой распятой на кресте и с терновым венцом на голове. Ватикан обвинил певицу в богохульстве и кощунстве, некоторые кардиналы требовали отлучить ее от Церкви, в Польше прошли акции протеста против концерта певицы. Католики были возмущены поведением поп-певицы не меньше православных верующих, которые также устраивали демонстрации по этому поводу. Можно сказать, что образы в шоу Мадонны не сильно отличались от образов на выставке «Осторожно, религия!» в Центре Сахарова, организаторы которой были приговорены к штрафу, но против певицы процесс инициирован не был. Протесты против «богохульных» режиссеров и пьес проходили не только в России (в Сыктывкарской епархии РПЦ против рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» и постановки по мотивам сказок Пушкина «Поп и работник его Балда»). В ноябре 2011 года более тысячи католиков-традиционалистов провели акцию протеста в Париже. «Возмутительными» были признаны пьеса итальянского автора Ромео Кастелуччи «О концепции лица Сына Божия» и «Пикник на Голгофе» аргентинца Родриго Гарсии. Единственной страной Европы, где богохульство должно строго караться, согласно тексту Конституции, является Ирландия. В 2010 году вступил в силу ирландский закон – он установил максимальное наказание в 25 тыс. евро штрафа за преднамеренное богохульство в отношении святынь, которое оскорбило значительное число последователей той или иной религии. Правда, в Уголовном кодексе Украины в ст. 161 также упоминается оскорбление религиозных чувств с наказанием до пяти лет лишения свободы, но по содержанию эта статья больше похожа на ст. 282 УК РФ, где говорится в том числе о разжигании межрелигиозной розни и вражды. Европейский суд по правам человека, который считается скорее защитником ценностей плюрализма и либерализма, в делах, которые касаются оскорбления религиозных чувств, во многих случаях встает, как ни странно, на сторону религиозных объединений. Одним из прецедентных является постановление ЕСПЧ по делу «Институт Отто-Премингер против Австрии» 1994 года. После обращения Инсбрукской епархии Римско-Католической Церкви прокурор возбудил уголовное дело против института по обвинению в покушении на совершение уголовно наказуемого деяния – «оскорбление религиозных верований» (ст. 188 Уголовного кодекса Австрии) за демонстрацию фильма Вернера Шретера «Любовный Собор». В постановлении Страсбургского суда отмечается, что суд не может игнорировать тот факт, что католическая вера является религией подавляющего большинства тирольцев. «Наложив арест на фильм, австрийские власти действовали в интересах обеспечения религиозного мира в этом регионе и для того, чтобы у отдельных людей не сложилось ощущение, что их религиозные представления стали объектом необоснованных и оскорбительных нападок». То есть в данном случае суд защищает терпимость как черту демократического общества, указывая, что санкции должны быть «соразмерны с преследуемой правомерной целью». В США своего рода традицией и основным принципом является свобода слова и сосуществования граждан с разными взглядами в штатах с различными законами. Проблемы богохульных акций или высказываний решаются скорее на общественном уровне, в общине, в городе, в церкви. В Техасе или Алабаме вряд ли кто-то осмелится провести кощунственную акцию против баптистов или методистов, а в Юте против мормонов. Однако пастор первой баптистской церкви в Далласе в октябре 2011 года позволил себе назвать политика Митта Ромни «сектантом», а веру мормонов «культом», что равнозначно нашему оскорбительному определению «деструктивная секта». Но тут же оппоненты Ромни по президентской гонке заявили, что они не считают Ромни «сектантом» и это было личное мнение пастора. К пародиям на религиозную тематику в США терпимость намного выше, чем у европейцев и россиян. В американских мультсериалах «Южный парк» и «Симпсоны» отмечен целый ряд социальных сатирических пародий, на грани кощунства, в отношении христианства, Христа, пасторов, образа членов Церкви «святош», мормонов, сайентологов. Более того, на Бродвее идут довольно фривольные мюзиклы «Действуй, сестра» и «Книга Мормона», но верующие не спешат посадить их авторов в тюрьму. Острые дискуссии, к примеру, после сожжения Корана пастором Терри Джонсом велись о необходимости пересмотра Первой поправки к Конституции США, гарантирующей свободу слова и самовыражения. Президент Обама и руководство НАТО осудили пастора, из-за которого начались протесты мусульман в Афганистане. Американская общественность также взялась за пастора-фундаменталиста: когда в апреле 2011 года Джонс решил сжечь Коран перед мечетью в Мичигане, его просто прогнали оттуда другие верующие – его оппоненты. То есть само общество довольно быстро погасило этот конфликт. И в Америке, и в Европе осознают, что наказание за оскорбление чувств может быть обоюдоострым инструментом – в 2006 году в этом обвинили Папу Римского Бенедикта XVI, который, выступая в Гетебургском университете, неосторожно высказался о Коране, а пасторов и священников часто обвиняют в оскорблении чувств представителей сексуальных меньшинств. Кроме того, позиция Церкви как гонителя «творческих» людей, какими бы сумасбродными те ни были, не приносит ей общественных симпатий. Источник: НГ-религии |
Тэги:
<<фитна>>,
pussy,
riot,
атеизм,религия,церковь,
биология,психология,социология,
богохульство,
вилдерс,
герт,
демократия,свобода,права,
католик,
любознательный,
наука,
общественность,
панк-акция,
православный,
правосудие,правонарушения,
преступление,
социо-гуманитарные,
спаситель,
ссылка,
страна,
традиционалист,
уголовный,
фильм,
храм,
христа,
человек,его
Как побеждать в спорах?
2012-03-28 01:14:20
интеллекта. Спор позволяет почувствовать первобытный дух борьбы, наверное, самым безобидным, простым ...
+ развернуть текст сохранённая копия
интеллекта. Спор позволяет почувствовать первобытный дух борьбы, наверное, самым безобидным, простым и общедоступным из всех возможных способов. Однако часто при этом «упоении борьбой» забывается основной смысл любой дискуссии – склонить собеседника на свою сторону в обсуждаемом вопросе. Вот и получается, что вроде бы человек досконально разбирается в теме, фактически полностью обосновал свою позицию, а его визави всё равно остался при своём и вообще не хочет больше слушать доводы первого. На этой почве часто могут возникнуть серьёзные конфликты и ссоры.
Но как грамотно убедить человека таким образом, чтобы собеседник полностью принял излагаемые вами доводы и аргументы, сделав их своими? Этим вопросом с древнейших времён задавались различные мыслители и философы.
Ещё в Древней Греции умение побеждать в споре было возведено в ранг искусства. Там же существовала целая наука, именуемая софистикой, которая изучала способы грамотного изложения определённого материала в целях убеждения как одного оппонента, так и большого числа людей. Мудрецы-софисты обучали крупных государственных деятелей искусству красноречия и навыкам ведения политических дискуссий.
Несмотря на то, что прошла уже не одна тысяча лет, меньше спорить не стали (скорее наоборот) и эти навыки сохранили свою актуальность. В нашу эпоху «человек-машина», когда подавляющие число людей работают, развлекаются и даже принимают пищу и спят перед монитором компьютера, часто не находя времени на полноценное живое общение, искусство грамотного ведения диалога (и спора в частности) стало и вовсе на вес золота.
Вообще, наилучший вариант победить в споре – это его избежать. Эта мысль, при глубоком её рассмотрении, лишена видимого на первый взгляд излишнего пацифизма. Дело в том, что человеческая природа так устроена, что любой конфликт воспринимается нами как вызов, и чем безобидней этот конфликт, тем больше соблазна этот вызов принять, не опасаясь последствий. Если обсуждение проблемы перешло в спор, то стоит ожидать, что визави будет изо всех сил искать у себя в голове (а часто и придумывать) подтверждения своей точки зрения, стараясь во что бы то ни стало разрушить ваши доводы. Если же изначально постараться убедить собеседника в форме мягкой беседы, то в большинстве случаев можно избежать подобной конфронтации. При такой форме убеждения бывает полезно придерживаться метода индукции (от частного к общему), то есть сначала изложить все имеющиеся у вас аргументы в пользу данной точки зрения, а только потом высказать её саму. В этом случае собеседник или согласится с вашим мнением, или, вступая в спор, будет вынужден сначала опровергнуть сразу несколько ваших доводов, заявленных вначале, что гораздо сложнее, чем опровергать их по очереди (по мере поступления).
При данной тактике полезно использовать правило Сократа: «Сначала задай человеку два простых вопроса, на которые он вынужден будет ответить «да»; и лишь затем задай ему третий, важный для тебя, вопрос». Это правило подействует со значительно большей силой, если вопросы, предполагающие положительный ответ, будут являться вашими аргументами. Их количество не обязательно должно равняться двум – чем больше, тем лучше (в разумных пределах). Если вы будете следовать этому нехитрому правилу, то, когда вы выскажите свою основную мысль, собеседнику придётся согласиться, поскольку он сам только что аргументировал эту мысль своими положительными ответами на составляющие её вопросы.
При ведении диалога в форме спора (если он всё-таки случился) очень важно также и умение выслушать доводы визави. Если бесперебойно кричать, не слушая собеседника, то ваши мысли, какими бы верными они не были, будут восприниматься оппонентом как нечто чужеродное и навязываемое ему против воли и, как следствие, будут вызывать сознательный (а часто и подсознательный) протест. Но если вначале внимательно выслушать аргументы человека, то можно построить для них грамотное опровержение, тем самым обезоружив его. После этого следует высказать свои мысли и обосновать своё видение проблемы.
Однако при такой тактике следует терпеливо выслушивать только один, максимум три довода (в зависимости от их объёма), после чего переходить в контрнаступление, опровергая их. В противном случае, вы можете оказаться в ситуации, когда собеседник просто закидает вас своими мыслями. Пытаясь разложить по полкам и опровергнуть сразу несколько высказываний, вы можете просто растеряться.
Для того чтобы последовательно опровергнуть высказывания визави, постарайтесь посмотреть на проблему его глазами. При этом вы сможете лучше понять все составляющие проблему элементы и, проанализировав чужую позицию, просто разобрать её по кирпичикам.
При построении собственной позиции старайтесь, чтобы сильные доводы были высказаны в самом начале и в самом конце диалога. Сознание устроено так, что человек хорошо запоминает в основном только те слова и высказывания, которые он услышал в начале и в конце беседы, то, что было посередине, часто отметается как мусор. Поэтому, если вы хотите надолго склонить человека на свою сторону в какой-либо проблеме, следует помнить об этой закономерности человеческой психики.
Помните также, что большее значение для собеседника имеет то, как мы говорим и как при этом выглядим, чем то, что мы говорим (это обусловлено работой нашего подсознания, которое на несколько миллионов лет старше нашего мышления). Активно пользуйтесь невербальными средствами ведения диалога (открытые жесты, дружелюбная мимика) и говорите спокойным и ровным голосом. Вообще грамотно использовать невербалику (игру голосом) умеет не так много людей. Для того чтобы научиться этому искусству, стоит понаблюдать, как ведут себя публичные деятели (звёзды кино и шоу-бизнеса, политики и т.д.). Для самостоятельного изучения невербальных элементов непосредственно при ведении спора полезно наблюдать за проведением политических дебатов.
И наконец, самое главное правило любой дискуссии – старайтесь относиться с искренним уважением как к самому оппоненту, так и к его точке зрения. Если вы будете слишком активно прессинговать и оказывать жёсткое психологическое давление, то собеседник даже может для виду (чтобы вы от него отстали) согласиться с вами, однако на самом деле не примет ваше мнение, оставшись при своём. Это может повлечь за собой отсутствие взаимопонимания в дальнейшем. Помните, что сколько людей – столько и мнений.
Тэги:
биология,психология,социология,
дискуссия,
жизнь,
логик,
любознательный,
наука,
общение,
победа,
полезный,
полемика,
правило,
психология,
совет,
совкты,
сократ,
софистика,
социо-гуманитарные,
спор,
ссылка,
человек,его
Лидеры антисемитизма в Европе: Венгрия - 63%, Испания - 53%, Польша - 48%
2012-03-26 04:28:09
Холокосте.
Во Франции, где в понедельник в еврейской школе в Тулузе были ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Холокосте.
Во Франции, где в понедельник в еврейской школе в Тулузе были расстреляны трое маленьких детей и учитель, общий уровень антисемитизма возрос до 24% среди населения страны, по сравнению с 20% в предыдущем опросе, проведенного АДЛ в 2009 году. Во Франции, 45% респондентов связали насилие против европейских евреев с анти-еврейскими настроениями, а не с анти-израильскими. В 2009 году таких взглядов придерживались 39% французов. Другие результаты во Франции: 45% населения ответили "скорее верно" на утверждение, что "евреи более лояльны к Израилю, чем к своей стране"; 35% согласились с тем, что "евреи имеют слишком большую власть в деловом мире"; 24% считают, что "евреи по-прежнему слишком много говорят о том, что случилось с ними во время Холокоста".
В Венгрии, Испании и Польше самый высокий процент граждан, придерживающихся антисемитских взглядов. Опрос показал - 73% венгров, 60% испанцев и 54% поляков считают "справедливым" утверждение о том, что "евреи имеют слишком большую власть в деловом мире".
С заявлением "вероятно, справедливо", что "евреи более лояльны к Израилю, чем к стране проживания", в Испании согласились 72% респондентов. Сравнивая результаты нынешнего опроса с полученными в 2009 году, выяснилось, что в большинстве стран антисемитские настроения среди граждан возросли незначительно. При этом в Венгрии произошел резкий всплеск антисемитизма - с 47% до 63%. В Соединенном Королевстве - с 10% до 17%.
Однако в Австрии антисемитские настроения снизились - с 30% до 28%. "В исследовании тревожит то, что антисемитизм остается на высоком уровне по всему континенту и заражает многих европейцев на гораздо более высоком уровне, чем мы видим это здесь, в Соединенных Штатах, - сказал Авраам Фоксман, национальный директор АДЛ. - В Венгрии, Испании и Польше показатели антисемитских настроений буквально выбиваются из диаграмм и требуют серьезного ответа от политических, гражданских и религиозных лидеров".
Далее приведены показатели по странам: - Австрия: небольшое снижение антисемитских настроений, до 28% с 30% в 2009 году. - Франция: общий уровень антисемитизма возрос до 24%, по сравнению с 20% в 2009 году. - Германия: антисемитизм возрос на один процентный пункт до 21%. - Венгрия: вырос до 63%, по сравнению с 47% в 2009 году. - Польша: число осталось неизменным, 48%. - Испания: 53%, по сравнению с 48% в 2009 году. - Великобритания: антисемитские настроения подскочили до 17%, по сравнению с 10% в 2009 году.
Далее идут ответы на утверждение, что "евреи более лояльны к Израилю", чем к их собственной стране", полученные в 2012 году. - Австрия: 47%, считают справедливым такое утверждение, без изменений с 2009 года. - Франция: 45%, по сравнению с 38% в 2009 году. - Германия: 52%, по сравнению с 53% в 2009 году. - Венгрия: 55%, по сравнению с 40% в 2009 году. - Италия: 61%, без изменений в 2012 году. - Нидерланды: 47% в 2012 году. - Норвегия: 58% в 2012 году. - Польша: 61%, по сравнению с 63% в 2009 году. - Испания: 72%, по сравнению с 64% в 2009 году. - Великобритания: 48%, по сравнению с 37% в 2009 году.
По поводу утверждения, что "евреи имеют слишком большую власть в деловом мире", опрос 2012 года показал: - Австрия: согласны 30%, по сравнению с 36% в 2009 году. - Франция: 35%, по сравнению с 33% в 2009 году. - Германия: 22%, по сравнению с 21% в 2009 году. - Венгрия: 73%, по сравнению с 67% в 2009 году. - Италия: 39% в 2012 году. - Нидерланды: 10% в 2012 году. - Норвегия: 21% в 2012 году. - Польша: 54%, по сравнению с 55% в 2009 году. - Испания: 60%, по сравнению с 56% в 2009 году. - Великобритания: 20%, по сравнению с 15% в 2009 году.
В ответ утверждение - "вероятно, справедливо", что "евреи имеют слишком большую власть на международных финансовых рынках", опрос 2012 года показал следующие результаты: - Австрия: 38%, по сравнению с 37% в 2009 году. - Франция: 29%, по сравнению с 27% в 2009 году - Германия: 24%, по сравнению с 22% в 2009 году. - Венгрия: 75%, по сравнению с 59% в 2009 году. - Италия: 43% в 2012 году. - Нидерланды: 17% в 2012 году. - Норвегия: 23% в 2012 году. - Польша: 54%, без изменений с 2009 года. - Испания: 67%, по сравнению с 74% в 2009 году. - Великобритания:22%, по сравнению с 15% в 2009 году.
В ответ утверждение - "вероятно, справедливо", что "евреи по-прежнему слишком много говорят о том, что случилось с ними во время Холокоста", в 2012 году опрос показал: - Австрия: 45%, по сравнению с 55% в 2009 году. - Франция: 35%, по сравнению с 33% в 2009 году. - Германия: 43%, по сравнению с 45% в 2009 году. - Венгрия: 63%, по сравнению с 56% в 2009 году. - Италия: 48% в 2012 году. - Нидерланды: 31% в 2012 году. - Норвегия: 25% в 2012 году. - Польша: 53%, по сравнению с 55% в 2009 году. - Испания: 47%, по сравнению с 42% в 2009 году. - Великобритания: 24%, по сравнению с 20% в 2009 году.
В опросе об отношении к евреям приняли участие 5.000 совершеннолетних респондентов из Австрии, Франции, Германии, Венгрии, Италии, Нидерландов, Норвегии, Польши, Испании и Соединенного Королевства, в период со 2 по 31 января 2012 года. Опрос проводился на государственном языке каждого государства. Статистическая погрешность составляет от +/- 4.43 до +/- 4,85, в зависимости от конкретной страны, при 95% уровне достоверности. (mignews.com)
Тэги:
австрия,
антидиффамационная,
антисемитизм,
биология,психология,социология,
венгрия,
демократия,свобода,права,
европе,
израиль,
испания,
лига,
любознательный,
наука,
опрос,
отношение,
польша,
социо-гуманитарные,
ссылка,
франций,
холокост,
человек,его,
этносы,межэтнические
Михаил Хазин:"Новая мораль" как бомба под Запад
2012-03-22 00:26:16
недавняя статья Ф.Фукуямы, смысл которой состоит в необходимости максимально усилить креативные ...
+ развернуть текст сохранённая копия
недавняя статья Ф.Фукуямы, смысл которой состоит в необходимости максимально усилить креативные способности «Западной» элиты, в связи с чем можно снять многие идеологические запреты, введенные в период противостояния двух систем (см. еще здесь). Или даже иначе, более сильно, - что кризис «Западного» проекта требует радикального пересмотра всей идеологической базы.
И если рассматривать данное письмо в контексте Фукуямы, то можно предположить, что речь идет о том, что в новых условиях инвестиционные банки и вообще Уолл-стрит больше не являются «священными коровами». Настолько, что в отношении их можно даже использовать такие странные для «западной» проектной идеологии термины, как «аморальный» и «разрушительный».
Сегодня, разумеется, мы не можем дать точный ответ, начало ли это большой кампании или что-то более мелкое. Однако наше понимание кризиса говорит о том, что количество банков, других финансовых институтов, а также людей, которые в них получают деньги, в разы (если не на порядки) превышающие средние зарплаты по стране, уже через несколько лет будет сильно меньшим, чем сейчас. Это значит, что, во-первых, все общество нужно к этому готовить, а, во-вторых, сформулировать хоть какие-то критерии «правильного» поведения со стороны этих самых институтов. То есть такого, которое уменьшает вероятность навсегда исчезнуть с экономической карты мира.
До сих пор такие правила были понятны и «ГолдманСакс», как показывает опыт, реализовывал их на практике чуть ли не лучше всех. А вот сегодня они, судя по всему, начинают меняться – настолько, что в них даже появилось слово «мораль», о котором финансисты не помнили много десятилетий. И если сейчас пришло время разрабатывать новые правила, то я не удивлюсь, если письмо в «Нью-Йорк таймс» появилось как раз в рамках этой работы. Обозначенной чуть ранее Фукуямой в своей программной статье.
И вот тут нужно напомнить одно крайне важное обстоятельство. Подробно я его разбираю в своей статье, посвященной тексту Фукуямы,но основной вывод можно и повторить. Фукуяма объясняет всем, что нужно придумывать новую идеологию капитализма, объясняет, что можно отбросить все старые стереотипы, за исключением четырех, которые должны остаться на своем месте: частная собственность, «свобода», «демократия», «средний» класс. Ничего не скажу про первое, второе и третье чисто идеологические понятия, а вот последнее ... А вот последнего в результате этого кризиса точно не будет – и это главная проблема предложений Фукуямы.
Разумеется, нашей теории кризиса на Западе не знают (точнее, знают, но не признают), поэтому реализовывать будут программу Фукуямы, но в результате попадут в серьезный тупик. Письмо Смита говорит о том, что «перестройка», то есть умышленное разрушение существующей системы, в США и во всем «Западном» мире, судя по всему, уже начинается, а вот альтернативная концепция, которая, по словам Фукуямы, будет готова очень скоро, на самом деле не появится. И это закладывает под «Западное» общество страшную бомбу, которая непременно рванет.
Автор - Михаил Хазин
Михаил Хазин - родился в 1962 г. В Москве. Окончил Механико-математический факультет МГУ. Экономист, публицист. Президент компании экспертного консультирования «Неокон». В 1997 – 2001 гг. совместно с Олегом Григорьевым и Андреем Кобяковым разработал теорию современного экономического кризиса.
Роман Аронов, передает корреспондент
ИА REGNUM.
По словам Аронова, речь, в частности, идет о работах таких авторов, как Ион Негрей, Георгий Кожокару, Ион Варта, Демир Драгнев, Николай Енчу, Ион Шишкан и Анатол Петренко. В качестве примера адвокат привел из учебника "История румын. Современная эпоха. Учебник IX класса. Кишинев. 2002", где приводятся цитаты и мнения, возлагающие вину за социально-экономические проблемы на представителей отдельных национальностей и целые народы. "Вот цитируют, например, некоего И. Логинова, который говорит, что "эти поляки, греки, армяне, евреи - настоящие ничтожества, которые загрязнили Кишинев", - зачитал Аронов. По его словам, схожие обвинения и оскорбления в данных работах высказывают также в адрес русских, гагаузов, венгров и других национальных меньшинств.
По мнению обратившихся в Генпрокуратуру граждан, подобные учебники должны быть изъяты из школ, а их авторы - не только привлечены к уголовной ответственности, но и лишены научных званий.
Между тем, как сообщало ИА REGNUM, Минпросвещения Молдавии приняло решение с 1 сентября 2012 года переименовать изучаемый в школах Молдавии курс истории из "Истории" в "Историю румын и всемирную историю". Напомним, "история румын" преподавалась в Молдавии с 1990-го и до 2006-го года, когда курс "Истории румын" был заменен на "Интегрированную историю". В июне 2011 года в молдавских и румынских СМИ появилась информация о том, что предмет "История румын" будет возвращен в школьные программы, а Бухарест профинансирует издание соответствующих учебников. Тем не менее, из-за протестов представителей гражданского общества и ряда историков, по решению Минобразования, в текущем учебном году в школах страны преподается предмет "История", в рамках которого 50% составляет всемирная история, 45% - национальная история, и 5% - местная история соответствующих городов и сел.
Стоит отметить, что в 2002 году Комитет министров Совет Европы, проанализировав курс "Истории румын", выступил с рекомендациями исключить его из школьной программы, назвав его "ксенофобским", "разъединяющим общество" и "оскорбляющим национальные меньшинства". "Нынешние методы преподавания-изучения "Истории румын"... отражают националистское отношение, и тем самым неуважение к истории других этнических и религиозных групп Молдавии. Эти методы будут и впредь создавать проблемы, поскольку препятствуют пониманию и толерантности", - отмечалось в документе. Помимо этого эксперты СЕ также отмечали отсутствие объективности и научного подхода у авторов учебников "Истории румын". "Молдавские учащиеся... усваивая такой предлагаемый им материал, выходят из школы с необъективным восприятием прошлого своего народа. Они продвигают такое представление прошлого в свое будущее и неизбежно передают грядущим поколениям. Таким образом, у исторических мифов, необъективных и ложных, долгая жизнь", - отмечалось в рекомендациях Совета Европы.
Справка ИА REGNUM: Румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской. Понятия "румыны", "румынский народ" и "румынский язык", созданный трансильванскими лингвистами на латинице, были изобретены в конце XVIII века. Молдавская же письменность существует на кириллице с момента своего появления в XVI веке. В то же время, согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Республика Молдова является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики Молдавии, румынами себя назвали 2,2% жителей Молдавии, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. Молдавский и румынский языки, несмотря на ряд региональных отличий, выражающихся в том числе в использовании кириллицы либо латиницы, представляют один и тот же язык, а вопрос идентичности является политическим маркером для населения РМ. Между тем, сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.
Новости по теме «Кириллица или латиница: дискуссия о молдавской идентичности»:
Все новости в сюжете «Кириллица или латиница: дискуссия о молдавской идентичности»: http://www.regnum.ru/dossier/1446.html (328 новостей)
Новости по теме «Молдавско-румынские отношения»:
Все новости в сюжете «Молдавско-румынские отношения»: http://www.regnum.ru/dossier/1210.html (1000 новостей)
Новости по теме «Русофобия и ксенофобия в Молдавии»:
Все новости в сюжете «Русофобия и ксенофобия в Молдавии»: http://www.regnum.ru/dossier/1200.html (243 новости)
Новости по теме «Национализм, ксенофобия, религиозный экстремизм и борьба с ними»:
Все новости в сюжете «Национализм, ксенофобия, религиозный экстремизм и борьба с ними»: http://www.regnum.ru/dossier/28.html (9687