... жертвеннике. При потреблении
священнослужитель должен действовать ...
Во время чтения заамвонной молитвы диакон стоит, окончив ектению "Прости, приимше…". перед иконой Спасителя. По окончании этой молитвы, когда священник войдет в алтарь через царские двери, диакон следует туда же северными дверями и останавливается у левого (северо-западного) угла престола, наклонив голову перед престолом. Священник читает молитву на потребление Даров и благословляет на это диакона. Этот последний крестится, целует престол и отходит к жертвеннику для потребления. Если диакона нет, то иерей читает указанную молитву для себя перед самым потреблением. Текст этой молитвы различен для обеих литургий.
Обычай потреблять Дары древний. В литургии СА VIII диакон уносит остаток Святых Даров в пастофории, чтобы там их потребить. Есть, впрочем, основание предполагать, исходя из одного свидетельства V века (толкование Исихия на книгу Левит), что тогда остаток Святых Даров сжигался.
Потребляются Дары так. Священнослужитель, заложив утол утирального плата себе за ворот и держа в левой руке другой его конец, берет ею Чашу; правой рукой, при помощи лжицы, потребляет из Чаши частицы Тела Христова и остальные частицы, потом испивает все содержимое Чаши. Затем он ополаскивает несколько раз эту Чашу водой и испивает каждый раз эту воду, пока на стенках Чаши не останется ни малейшей частицы. Затем он вытирает Чашу изнутри губой досуха, вытирает платом и лжицу и ставит сосуды так, как им надлежит стоять в ризнице или на жертвеннике. При потреблении Даров священнослужитель должен действовать со всяким вниманием, чтобы нигде не оставить частиц Даров и не пролить содержимое святого Потира.
По окончании заамвонной молитвы певцы поют трижды: "Буди Имя Господне благословенно отныне и до века" (Пс. 112:2) — и затем псалом 33-й: "Благословлю Господа на всякое время …". Этот псалом почти нигде, кроме монастырей и церквей, в которых соблюдается устав, не стихословится. Между тем, обычай читать его весьма древний; псалом этот был положен, как уже было сказано, в литургии древних времен в качестве киноника.
По окончании псалма иерей произносит: "Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков".
Певцы: "Аминь".
Иерей: "Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе".
Певцы: "Слава и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови".
Иерей произносит отпуст, который согласно уставу варьируется по дням недели и по праздникам.
Народ подходит к иерею, чтобы целовать крест или получить из его рук (восточный обычай) антидор. Это частицы хлеба из агничной или иных просфор. Он, по словам Симеона Солунского, дается вместо причастия, т. к. не все достойны причащения. Антидор по-гречески значит "вместо Даров".
В моменте окончания Литургии можно указать на некоторое отличие восточной практики от нашей. После троекратного "Буди Имя Господне…". диакон в Греческой Церкви возглашает: "Господу помолимся". После ответа певцов: "Господи, помилуй" — священник благословляет народ словами: "Благословение Господне и милость да приидут на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков". Затем он произносит заключительный возглас: "Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе".
После отпуста при соборных служениях, архиерейских или архимандричьих, в некоторых областях Греции певцы поют: "Благословляющаго и освящающаго нас, Господи, сохрани на многая лета".
Источник: http://vsemolitva.ru
comments
... этим перенесения Святых
на жертвенник, ... на жертвенник Святые
, кадит диакона; ...
По причащении народа, которое, как указывалось выше, не должно откладываться после окончания Литургии, как в некоторых областях Востока, совершаются следующие действия.
1) Священник уносит святую Чашу в алтарь и ставит ее на престол.
2) Отирает платом лжицу.
3) Диакон (или за его отсутствием — сам иерей) всыпает в Чашу все оставшиеся на дискосе частицы: Божией Матери, девяти чинов и вынутые из просфор за живых и усопших. Если не бывает причастников мирян, это производится тотчас по причащении священнослужителей в алтаре до возгласа "со страхом Божиим и верою…". Это действие производится так: дискос берется обеими руками, и с него осторожно всыпаются частицы прямо в Чашу. Ладонями рук следует оградить дискос, чтобы не рассыпать частицы по антиминсу. Потом, держа дискос левой рукой, священнослужитель губой отирает дискос, следя, чтобы ничто не запало и не забылось в гравированных углублениях или чеканенных украшениях дискоса. В старинных ризницах редко встречались дискосы с особым желобком на краю, благодаря которому очень легко всыпать все его содержимое в святую Чашу. Священнослужитель должен внимательно осмотреть, не осталось ли крупиц Святого Хлеба на антиминсе, и собрать их перстом или при помощи лжицы и всыпать в Чашу.
При всыпании частиц читаются следующие молитвенные песнопения:
а) "Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу…"
б) "Светися, светися, Новый Иерусалиме…"
в) "О Пасха велия, и священнейшая, Христе! О Мудросте, и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего".
г) "Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих".
В этих молитвах Церковь исповедует свое литургическое сознание того, что причастие и евхаристическая жизнь есть залог вечной жизни. Еще святой Игнатий Богоносец в начале II века писал Ефесской Церкви: "Евхаристия есть лекарство бессмертия, не только предохраняющее от смерти, но и дарующее вечную жизнь в Иисусе Христе". Мы причащаемся здесь, в этой земной жизни, Божественных Тела и Крови, чем совершаем свое обожение. Мы веруем, что это причастие не прекратится и в будущей жизни, "в невечернем дни Царствия" Христова. Причастие, кроме того, есть мистическое соединение не только тех, кто на этой именно Литургии приступил к Чаше, но и всех вообще живых и усопших. Это соединение частиц, над которыми прочитаны были имена их, с честною Кровию Агнца есть мистическое очищение грехов всех помянутых.
4) Священник после этого благословляет народ словами 27 псалма: "Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое".
5) Священник кадит трижды святой престол, говоря про себя: "Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя". В некоторых изданиях служебника эти слова псалма (107:6) изменены так: "Вознесыйся на небеса". Это, второе, чтение неправильно, т. к. лишено сказуемого. На это верующие отвечают стихирой (2 гласа) из службы Пятидесятницы: "Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную, Нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть". Т. к. в этом песнопении говорится о приятии Святого Духа, то в период от Пасхи до Троицы оно не поется, а заменяется: в дни Пасхи — гимном "Христос воскресе", а в праздник Вознесения со всем его попразднством — тропарем Вознесения. Что касается субботы перед Пятидесятницей, то практика не согласованна: одни поют уже "Видехом свет истинный", другие заупокойный тропарь — "Глубиною мудрости", т. к. это заупокойная суббота (так называемая "родительская"), третьи ничего не поют.
Из слов "Вознесися на небеса…". и последующего за этим перенесения Святых Даров на жертвенник, символизирующего Христово вознесение, явствует, что мы причащаемся прославленного, вознесенного Тела Господа, как залога нашего будущего прославления и обожения в "невечернем дни".
6) Само перенесение совершается так: диакон получает от священника дискос, ставит его на голову, придерживая левой рукой; правой он держит кадильницу. Булгаков советует обратный порядок. Диакон, произнося: "зря вне ко дверем, ничтоже глаголя", — отходит к жертвеннику. Идти ему надлежит не за престолом по горнему месту, а между престолом и царскими дверьми. Придя к жертвеннику, он ставит дискос на него и ожидает священника, который придет с Чашей, чтобы кадить переносимые Святые Дары.
Священник берет в правую руку Чашу, начертывает ею над антиминсом знак креста и говорит про себя: "Благословен Бог наш", поворачивается к народу, возгласно произносит: "Всегда, ныне и присно и во веки веков". При этом он поднимает в царских вратах Чашу (иные чертят в воздухе ею знак креста) и медленно уносит ее к жертвеннику, где и поставляет ее. Диакон кадит идущего с Чашей священника. Священник принимает кадильницу от диакона, кадит поставленные на жертвенник Святые Дары, кадит диакона; перекрестившись и поклонившись Святым Дарам, а потом и диакону, который в это время кадит его, отходит к престолу. Диакон же, поклонившись иерею, идет на солею говорить последнюю ектению. На ходу он обычно раскрывает сложенный у него на груди орарь и утверждает его на левом плече, как это имело место с начала Литургии до "Отче наш".
Поднятие Чаши священником перед народом знаменует то, что Спаситель, "егда благословляше их (учеников), отступи от них и возношашеся на Небо" (Лк. 24:51).
7) На слова священника "всегда, ныне и присно…". певцы отвечают: "аминь", — и потом поют: "Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися Святым Твоим, Божественным, Безсмертным и Животворящим Таинам: соблюди нас во Твоей святыни, весь день поучатися правде Твоей. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа". В этом песнопении выражается благодарность народа за то, что Господь удостоил верующих причаститься Святых Таин. Это песнопение должно служить народу побуждением к тому, чтобы не только присутствовать при Литургии, но и активно в ней участвовать, т. е. причащаться. Этот гимн введен в литургию в VII в. Патр. Сергием.
Следует заметить, что при служении одного священника без диакона иерей переносит на жертвенник и Чашу, и дискос. При этом сначала он возглашает: "Всегда, ныне и присно…", — а потом берет дискос в левую руку и переносит оба священных сосуда на жертвенник.
8) Диакон говорит на солее последнюю ектению, в которой он выражает также благодарение Господу за удостоение причаститься Святых Таин. "Прости (т. е. прямо, с прямым взором, с добрыми делами, как говорит святой Герман Царьградский), приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих, Страшных Христовых Таин, достойно благодарим Господа", — "Заступи, спаси, помилуй…", — "День весь совершен, свят, мирен и безгрешен испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим". На Литургиях, начинающихся с вечерни (в навечерие Рождества Христова, Богоявления, Благовещения, Великого Четверга и Великой Субботы), надо это последнее прошение начинать словами: "Вечера всего совершенна, свята…".
9) Священник в это время, начертав антиминсной губой знак креста над антиминсом и положив ее в середину антиминса, складывает сам антиминс. При этом следует наблюдать такой порядок:
• сначала верхнюю часть антиминса
• нижнюю
• левую
• правую
10) Священник берет обеими руками Евангелие, стоящее за антиминсом, начертывает Евангелием над сложенным уже антиминсом знак креста и полагает Евангелие на антиминс так, как оно лежало до начала Литургии. Во время начертывания знака креста священник возглашает после окончания ектении: "Яко Ты еси Освящение наше, и Тебе славу возсылаем…". Этим еще раз исповедуется вера в освящающую силу Евхаристии.
11) Иерей: "С миром изыдем".
Певцы: "О Имени Господни".
Диакон: "Господу помолимся".
Иерей исходит со служебником читать заамвонную молитву.
Во всех только что указанных действиях священнослужителей наблюдаются следующие отличия в восточной практике по сравнению с русской.
После слов священника "Спаси, Боже, люди Твоя…". диакон, стоя рядом с ним перед престолом, произносит: "Вознеси, владыко" (ϋψωσον, Δέσποτα), — на что священник, кадя, и произносит трижды: "Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя".
После возгласа "Всегда, ныне и присно…". певцы поют только: "аминь", — а тропарь "Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи…". на Востоке не поют. Этот тропарь, введенный, как уже было сказано, в VII веке Патриархом Сергием Царьградским, перестали петь, как предполагают, в XV веке.
Ектения диакона после причащения Святых Таин очень древнего происхождения. Обычай произносить ектении в этом моменте богослужения находим в литургиях древнего времени: СА VIII, апостола Иакова, апостола Марка.
Возглас священника "с миром изыдем" — также очень древнего происхождения. Литургия СА VIII кончается словами диакона "идите в мире". В литургии апостола Иакова стоит: "В мире Христовом пойдем". В Византийской литургии времен святого Иоанна Златоуста этот возглас давался также диаконом: "Ступайте в мире". На Западе месса кончается возгласом "Ite, missa est!" ["Идите, месса окончена"] Этим давалось народу официальное благословение покинуть храм, что вполне согласуется со всем строем евхаристического богослужения — уходить каждому чину молящихся соответственно с их положением в Церкви и только после получения благословения предстоятеля. В самом деле, в древних литургиях (например, СА VIII, Евхологии Серапиона и др.) был такой порядок:
1. Ектении об оглашенных в конце литургии оглашенных, благословение их епископской молитвой с простиранием рук на них, возглас диакона: "Ступайте, оглашенные, в мире!" После этого момента они исходили из храма, т. к. дальнейшее пребывание их не было совместимо с институтом катихумената, запрещавшим им оставаться при совершении Таинства.
2. Ектении об одержимых, молитвенное их благословение епископом с простиранием рук и диаконское "Ступайте, одержимые!"
3. Ектении о просвещаемых, молитва, благословение и затем такое же — "Ступайте, просвещаемые!"
4. Ектения о кающихся, молитва, благословение и диаконское возглашение "Изыдите, кающиеся!"
Всем этим разрядам верующих не было дозволено причащаться, т. е. и присутствовать при Таинстве, т. к. они были еще не крещены или были под запрещением. Естественно, что по окончании всей Литургии читается благодарственная ектения о причастившихся, — ибо предполагается по духу Литургии, что все оставшиеся на Литургии обязательно и причащались, — возглас "с миром изыдем" и благословляющая (заамвонная) молитва епископа или иерея.
Источник: http://vsemolitva.ru
comments
Очень часто мужчины испытывают сложность и страх перед бритьем лица и шеи. Сложный рельеф, ...
... . В нём споют
Антонюк — ...