... и кавалера княгини
... княгини Е.Р.
по управлению Академией ...
... деятельность Академии.
добилась, чтобы ... «президентская» звезда
, тем печальнее ...
В 1744 году в старинной боярской семье Воронцовых родилась дочь, которую назвали Катенькой. В царствование государыни-матушки Елизаветы Петровны члены рода Воронцовых имели при дворе большое влияние, поэтому ничего удивительного нет в том, что крестным новорожденной девочки стал сам наследник престола, будущий Петр III.
Ее мать умерла, когда Кате едва исполнился год, и девочку забрал к себе дядя -влиятельнейшая при дворе фигура, канцлер России.
Маленькую племянницу всесильного царедворца окружали роскошь и угодничество, но она росла неизбалованным и любопытным ребенком.
Страсть к умным книгам у Кати проснулась рано. Девочка еще подростком перечитала обширную дядину библиотеку и стала составлять свою, тратя на это хобби все карманные деньги. Кстати, к моменту замужества ее личная библиотека насчитывала 900 томов.
К моменту «выхода в свет» Екатерина Воронцова не превратилась в «прекрасного лебедя», но была умна, изящна, остроумна, знала четыре языка, умела танцевать и музицировать.
На 15-летнюю девушку стали заглядываться кавалеры, и однажды она без памяти влюбилась в поручика Преображенского полка Михаила Дашкова. Недолго думая, Катя сама окрутила молодого и красивого офицера. Когда Дашков неосторожно рассыпался в комплиментах перед молоденькой графиней, Катя не растерялась, позвала дядюшку-канцлера и сказала: «Дядюшка, князь Дашков делает мне честь, просит моей руки».
Дела семейные и дворцовые Екатерина любила мужа безумно, страстно, до полного самоотречения.
Был случай, когда слегка приболевший Михаил не поехал домой, где его жена вот-вот должна была разрешиться от бремени, а остался ночевать у тетки. Узнав об этом, Екатерина, забыв о своих страданиях, поехала к нему и даже смогла самостоятельно подняться по лестнице. Через час после встречи с Михаилом она уже стала матерью.
В это время в жизни Дашковой появляется новая подруга - великая княгиня Екатерина Алексеевна, будущая царица всея Руси.
Познакомились они на светском рауте в доме канцлера Воронцова. Современники вспоминали, что будущая императрица уронила веер, а Дашкова его подняла. Молодые девушки разговорились и спустя время стали «не разлей вода».
Подруги делились секретами, обсуждали мужчин и строили планы на будущее. Может быть, в этих юных головках уже тогда вызревали коварные планы дворцового переворота. Елизавета Петровна дряхлела на глазах, а законный наследник был глуп, неуравновешен. ненавидел рус-кие обычаи и преклонялся перед прусским королем.
Дашкову крайне беспокоило и будущее ее кумира - великой княгини, над которой нависла серьезная угроза оказаться в заточении в каком-либо отдаленном монастыре: Петр Федорович не скрывал своего намерения жениться на своей фаворитке, родной сестре Дашковой, графине Елизавете Романовне Воронцовой.
Поэтому Екатерина деятельно вербовала сторонников для своей подруги среди сановников и аристократов. Привлекла на сторону великой княгини своего мужа и его дядю - графа Панина, а также офицеров Измайловского полка.
Фаворитка в опале Размолвка между двумя подругами произошла сразу же после исторического переворота 1762 года. Еще вчера две Екатерины упивались победой, а сегодня между ними пробежала черная кошка. А все потому, что каждый пытался преувеличить свою роль в эпохальных событиях.
Дашкова искренне считала, что именно она, Екатерина Романовна, была главным действующим лицом, обеспечившим Екатерине Алексеевне трон. Екатерине Алексеевне не нравилось утверждение, что она получила корону благодаря усилиям восемнадцатилетней дамы, решительность и распорядительность которой обеспечили успех перевороту.
Дворцовый переворот. Гвардейцы присягают будущей императрице Екатерине II Сохранилось письмо Екатерины II, написанное Станиславу Понятовскому. Там есть следующее замечание: «Княгиня Дашкова, младшая сестра Елизаветы Воронцовой, хотя и желает приписать себе всю честь, так как была знакома с некоторыми из главарей, не была в чести по причине своего родства и своего девятнадцатилетнего возраста и не внушала никому доверия. Хотя она уверяет, что все ко мне проходило через ее руки, однако все лица (бывшие в заговоре) имели сношения со мной в течение шести месяцев прежде, чем она узнала только их имена».
Даже в наградном списке лиц, отличившихся во время переворота, фамилия Дашковой стояла среди многочисленных рядовых, ничем не примечательных участников событий. Екатерина тем самым отвергла претензии Дашковой на особую роль в перевороте.
Северная медведица Вскоре после «дворцового предательства» на молодую княгиню обрушился новый удар - умер ее горячо любимый муж.
После смерти супруг оставил на память жене не только двоих детей, но и массу долгов, заплатив которые, молодая княгиня оказалась на грани нищеты. Пришлось ей бросить свет и уехать жить в деревню.
Через пять лет Дашкова с целью воспитания и образования сына Павла и дочери Анастасии отправляется за границу, где приобретает славу одной из самых просвещенных женщин Европы. «Северную медведицу» принимали Дидро, Адам Смит, Вольтер. Дашкова общалась с поэтами, художниками, музыкантами. В беседах с умными людьми она не забывала говорить комплименты в адрес Екатерины Великой.
Поэтому когда Дашкова вернулась в Петербург, она была принята царицей тепло. Екатерина не могла пренебречь мнением просвещенной Европы, да и былые обиды позабылись.
Надо полагать, именно вследствие этого как-то на балу Екатерина Великая предложила Дашковой возглавить Академию наук. Случай в истории России неслыханный! Никогда ни до, ни после женщина не занимала такой высокий государственный пост.
Хозяйство Дашковой досталось запущенное, но она со свойственной ей энергией начинает разгребать «авгиевы конюшни» Академии.
Почти за 12 лет своего президентства Екатерина Малая восстановила академическое хозяйство, построила новое здание, восстановила деятельность типографии.
Организаторских способностей Дашковой хватало не только на администраторские обязанности. Была налажена учебная и научно-просветительская деятельность Академии. Дашкова добилась, чтобы при Академии были открыты публичные чтения общедоступных курсов: видные ученые читали лекции по основным отраслям естественных и точных наук. Дашкова распорядилась, чтобы академики не сообщали, как раньше, за границу о своих новых открытиях и наблюдениях, пока Академия их не опубликует и тем самым не приобретет славу, а государство не использует эти открытия в практических целях.
По инициативе Дашковой Академия предпринимает первое издание сочинений Ломоносова.
За научным фасадом Чем выше всходила «президентская» звезда Дашковой, тем печальнее складывалась ее частная жизнь.
Сын, которого она обожала, вырос ленивым бездельником. Еле-еле тянул службу, к тому же женился на дочке приказчика. Об этом неравном браке судачил весь Петербург.
Еще большие проблемы создавала дочь Анастасия - девочка странная, ограниченная, да к тому же с физическим недостатком - горбом.
В 15 лет Екатерина Романовна поспешила выдать ее замуж за меланхоличного, безвольного алкоголика Щербинина, который «купился» на богатство и знатность Дашковых. После свадьбы муж поспешил удрать от нелюбимой жены за границу, а дочь
пустилась во все тяжкие.
Со смертью Екатерины II заканчивается и блистательная карьера Дашковой. Павел, ненавидевший мать, стал расправляться и с ее окружением. Как одну из соратниц царицы, Дашкову сослали в глухую деревеньку в село Троицкое, где в полном одиночестве ей надлежало доживать последние годы.
В 1807 году в Москве скончался ее сын, на похоронах которого разыгралась безобразная сцена между матерью и дочерью. Анастасия с истериками кидалась на мать, оттаскивала ее от гроба. Скандал был таким громким, что священнику даже пришлось приостановить отпевание в церкви. А поводом для истерики послужил меркантильный вопрос: дочь страшно боялась, что наследство Дашковой перейдет не ей, а воспитаннице Екатерины Романовны - мисс Вильмонт, которая приехала из Англии, чтобы скрасить старость княгини.
Поэтому последней волей Дашковой перед смертью была просьба не подпускать ее дочь к гробу.
Усадьба Е.Дашковой. Здесь прожила последние годы первая и единственная женщина,
занявшая пост президента Российской академии наук Ольга СЕДОВА
ertata