Сегодня выиграл весьма значимое дело, с точки зрения порочной практики "кооперативов-достройщиков", которая меня всегда возмущала с юридической точки зрения.
В 2004 году один из новосибирских ВУЗов решил построить дом для своих сотрудников на принадлежащем ему на праве постоянного бессрочного пользования земельном участке. ВУЗ получает разрешение на строительство, но, поскольку привлечение денежных средств бюджетным учреждением - дело юридически весьма непростое, ВУЗ создал некое ООО, с которым заключил агентский договор, поручив привлекать средства для строительства и выполнять функции заказчика строительства.
На этом этапе моя клиентка и заключила с ООО инвестиционный договор и в 2004-2008 году оплатила стоимость четырехкомнатной квартиры в строящемся доме. Дом строился не слишком резво до 2008 года, когда в связи с кризисом строительство было заморожено. Успели снести и расселить дома на месте стройки, подвести коммуникации и построить 4 этажа из 17.
В 2011 году создается ЖСК, который становится новым заказчиком строительства. В ЖСК вступает 90% инвесторов, вступает под серьезным давлением и постоянными угрозами, что без участия в ЖСК квартиры им не получить. Несколько человек, в том числе моя клиентка, от вступления в ЖСК отказывается - квартира ею полностью оплачена и чего-то платить ЖСК, имеющему весьма сомнительные права достраивать дом, она не пожелала.
В 2012 году руководство ЖСК решает сделать "ход конем" - принимает в кооператив новых людей, у которых принимает уже полную оплату за строящиеся квартиры и заключает с новыми пайщиками договоры на предоставление им квартир, которые оплатили инвесторы, отказавшиеся вступать в ЖСК. При этом, договор между ЖСК, ВУЗом и генподрядчиком не предусматривает права ЖСК распоряжаться квартирами в доме.
В 2013 году моя клиентка узнает, что ее квартира уже "продана" одному из таких пайщиков. Сдача дома предполагается в начале 2014 года.
На этой стадии мы обращаемся в суд с иском к ВУЗу, ООО, ЖСК и пайщику о признании права собственности на объект незавершенного строительства.
Поскольку суд по нашему заявлению немедленно запрещает ЖСК передавать спорную квартиру пайщику, "возникает" акт приема-передачи, датированный ранее даты определения суда об обеспечении иска. После этого пайщик обращается со встречным иском о признании за ним права собственности, ссылаясь на то, что пай им полностью выплачен, квартира предоставлена.
После довольно тяжелого процесса сегодня наш первоначальный иск был судом удовлетворен, в удовлетворении встречного было отказано.
Дело это интересно прежде всего оценкой более чем сомнительной практики создания подобных коооперативов для достройки замороженных домов. С одной стороны, другого способа завершения многих замороженных строек, наверное, нет. С другой стороны, практически все такие кооперативы во-первых, активно "прессуют" уже оплативших постройку инвесторов, без всяких законных оснований требуя доплаты от полностью оплативших квартиру людей, а во-вторых, стабильно "балуются" подобными двойными продажами - особенно если отсутствуют нормальные зарегистрированные в Росреестре договоры долевого участия.
Теперь мы ждем апелляции, но верим, что правда на стороне моей клиентки.
С другой стороны, пайщика нам, безусловно, по человечески жалко - он-то действительно купил "кота в мешке", однако мне непонятна позиция людей, готовых отдать почти 8 миллионов сомнительному ЖСК, не являющемуся застройщиков и не имеющим никаких полномочий распоряжаться квартирами в доме.