Согласно Диане Роуленд, автору книги «Японский деловой этикет», когда вы приступаете к налаживанию какихто дел с японцем, чрезвычайно важное значение имеет процедура обмена визитными карточками. Роуленд, возглавляющая фирму «Rowland and Associates», запятую подготовкой желающих делать бизнес в странах тихоокеанского региона (Япония, Китай, Сингапур, Филиппины, Австралия, Новая Зеландия), так объясняет этот феномен:
Австралийцы, по утверждению Зллисої іа, «і іе чопорны, дружелюбны». Самая типичная ошибка, совершаемая в Австралии американцами, приехавшими по делам — «это неумение выслушать собеседника». «Не бойтесь признаться, что чего-то не знаете. Австралиец никогда не станет из-за этого хуже о вас думать. Скорее наоборот, он будет только больше доверять вам, видя, что у вас нет склонности к блефу».
Вы также сможете потратить часть времени между приходом па работу и моментом встречи со своим сотрапезником па то, чтобы подготовиться к ней, так что она пройдет наверняка с большей пользой, чем если бы вы примчались па встречу едва ли не из постели (а, скорее всего, так и было бы, если бы вы встречались за завтраком). Время междусемью и восемью часами утра покажется вам, наверное, более подходящим для спорта, например игры в теннис, тем более что вы можете сами четко определить время ее начала и окончания, чего не скажешь о деловом завтраке.
Известны случаи, когда внутренняя записка, по чистому недоразумению очутившаяся в посторонних руках, или случайно положенное не втот конверт деловое письмо многим стоили репутации, становились причиной разрыва деловых отношений, даже когда там не было ничего настолько сенсационного, чтобы попасть па первые полосы газет. Одному писателю пришлось уволить своего агента: эта дама представляла дело так, будто выражает его интересы, но нечаянно вложила не в тот конверт письмо к издателю, с которым пыталась заключить договор. Таким образом выяснилось, что она отстаивала не интересы клиента, а выгоду издательства.
Важно помнить, что, хотя этикет не разрешает использовать написанное вами без вашего согласия, некоторые могут нарушить это правило и использовать полученный от вас текст как им заблагорассудится. Чаще всего поднимать шум из-за этого не стоит, но все же это неприятно. Поэтому следуйте правилу: никогда и никому— ни в деловом письме, ни в записке впутреішего назначения, пи даже в приписке па поздравительной открытке — не пишите ничего такого, что вам не хотелось бы увидеть на газетной полосе. Однако соблюсти правило «никогда не доверяй бумаге негативную информацию не всегда удается, особенно если ваш начальник просит вас представить ему в записке ваши критические замечания о чем-то или о ком-то. Тем не менее, прежде чем вы изложите свои соображения па бумаге, постарайтесь поговорить по этому поводу с шефом с глазу па глаз или по телефону, — может статься, этого будет вполне достаточно, и тогда необходимость писать отрицательный отзыв отпадет.