stoletie.ru/print.php?ID=169279
В ближайшие годы России необходимо ужесточение миграционной политики
На днях тема нелегальной миграции вновь оказалась в фокусе внимания российских СМИ. Причиной этого стали два события. 10 декабря руководитель кадрового портала Superjob.ru Алексей Захаров опубликовал открытое письмо президенту России, в котором пишет об угрозах, создаваемых массовой миграцией из Средней Азии экономической, политической и культурной безопасности России. Спустя два дня В. Путин в послании Федеральному собранию заявил о необходимости существенного ужесточения миграционной политики в ближайшие годы.
Открытое письмо Алексея Захарова без преувеличения можно назвать криком души. Его основная мысль – неконтролируемая миграция на территорию России из государств Центральной Азии и Южного Кавказа представляет собой главную угрозу национальной безопасности, с которой РФ может столкнуться в ближайшие годы. Причем значение этой угрозы в средне- и долгосрочной перспективе при сохранении существующей ситуации будет только возрастать. Неконтролируемый приток дешевой рабочей силы из южных стран СНГ может привести к тому, что задача создания к 2020 г. 25 млн. высокооплачиваемых рабочих мест, которую президент поставил в своей предвыборной программе, может оказаться невыполнимой. Вместо них вдобавок к уже существующим 10-15 млн. рабочим местам для низкоквалифицированных мигрантов будет создано еще 25 млн. таких рабочих мест. В результате такой политики трудовые мигранты составят более половины экономически активного населения России.
Курс на инновационное развитие России в таких условиях просто не имеет смысла, поскольку вместо внедрения передовых методов управления производством, снижения издержек и других мер повышения эффективности гораздо проще привлечь дешевую и малоквалифицированную рабочую силу, не обладающую к тому же никакими правами. Такой способ извлечения прибыли делает неконкурентоспособными на рынке труда десятки миллионов граждан России, которые не способны конкурировать с приезжими из Средней Азии, поскольку «не готовы и не должны… жить в скотских условиях по 20 человек в комнате, получая за свою работу мизерную зарплату». По данным исследований Superjob.ru реальную конкуренцию на рынке руда мигрантами из Средней Азии уже сегодня ощущают 18% граждан России.
Причем среди низкоквалифицированной молодежи и людей старшего возраста о наличии конкуренции с гастарбайтерами заявляют уже почти 25%. Цифры, отражающие сложившуюся на рынке труда ситуацию, А. Захаров называет страшными.
Культурные последствия наплыва гастарбайтеров из Средней Азии не менее значительны. Неконтролируемая миграция размывает российскую культуру, создавая проблемы не только в традиционно русских, но и «мусульманских» регионах России. В Москве уже есть классы, где дети плохо говорят по-русски или вообще не владеют государственным языком. Через непродолжительное время это приведет к формированию замкнутых этнических анклавов, «где будет сложно услышать русскую речь». Падение уровня образования и культуры, в результате которого «среднестатистический человек, проживающий на территории России, через двадцать лет будет с трудом читать и говорить по-русски», сделает невозможными никакие прорывы в экономике. При всем этом министерство труда в ближайшие годы планирует потратить «сотни миллиардов рублей на привлечение и адаптацию мигрантов», которые лишают бизнес всяких стимулов к модернизации производства и инновациям.
Единственным возможным выходом из этой ситуации А. Захаров считает полное закрытие российского рынка труда для неквалифицированной миграции из-за рубежа, включая запрет любых миграционных квот. Такие меры заставят бизнес вкладываться в инновации, повышать зарплаты и создавать «хорошие» рабочие места. В противном случае, Россию ждет системная деградация, которая сделает ненужными все геополитические усилия последних лет, включая экономическую и военную интеграцию. Через 20-30 лет все эти усилия попросту окажутся никому не нужны.
Письмо, ставшее выражением чаяний большей части коренного населения России, получило огромный общественный резонанс.
По словам А. Захарова, к нему на почту поступили тысячи писем, в интернете появились десятки публикаций, о нем сообщили большинство радиостанций, телеканалов и большое количество печатных изданий. Острота и характер общественной реакции показывают, что за последние годы миграция в России стала одной из ключевых общественно-политических проблем.
Тот факт, что эта тема оказалась затронутой в очередном послании президента Федеральному собранию, озвученном 12 декабря, выглядит закономерным. Неожиданными, однако, оказались выдвинутые им предложения по совершенствованию миграционной политики. Таких предложений оказалось два: ввести ускоренный порядок предоставления российского гражданства «соотечественникам, носителям русского языка и русской культуры, прямым потомкам тех, кто родился и в Российской империи, и в Советском Союзе», которые захотят переехать на постоянное жительство в Россию и отказаться от прежнего гражданства, а также отменить с 2015 г. возможность въезда на территорию России по внутренним паспортам для граждан всех иностранных государств, включая страны СНГ. До сих пор к любым предложениям об ограничении въезда на территорию РФ для жителей СНГ российские власти относились крайне настороженно, предпочитая сохранять прежний льготный миграционный режим.
Миграционной тематике в послании президента вообще было уделено довольно много внимания. Заявив, что «мы не допустим появления в России замкнутых этнических анклавов со своей неформальной юрисдикцией, живущих вне единого правового и культурного поля страны, с вызовом игнорирующих общепринятые нормы, законы и правила», президент фактически признал, что такая угроза существует.
Более того, проблемы, годами копившиеся в этой сфере, достигли критической черты.
Говоря о необходимости запретить с 2015 г. въезд в Россию по внутренним паспортам, В. Путин подчеркнул, что «прошло уже достаточно много времени для того, чтобы все государства СНГ сформировались как таковые. Ведь в таких условиях, когда въезжают граждане других стран по внутренним паспортам, обеспечить эффективный миграционный контроль практически невозможно». При этом в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства будут действовать прежние максимально упрощённые правила пересечения границы и пребывания на их территории, что должно повысить привлекательность этих объединений для потенциальных участников.
Ужесточение миграционного режима Россией способно породить крупные социальные, экономические и политические проблемы в большинстве стран СНГ. Причем если для Таджикистана и Киргизии, которые без трудовой миграции в Россию существовать вообще не могут, встанет вопрос о том, как быстрее войти в состав Таможенного союза, то Узбекистану и Украине еще предстоит определиться с принципами своего участия в интеграционных проектах на территории СНГ.
О степени зависимости стран Центральной Азии от денежных переводов трудовых мигрантов говорят последние данные Всемирного банка, опубликованные в ноябре. Первое место в мире по этому показателю занимает Таджикистан, 47% ВВП которого формируется за счет гастарбайтеров. В абсолютном выражении таджикские трудовые мигранты в 2011 году перевели на родину более 3 млрд. долл. Причем с течением времени этот показатель растет. Так, в 2008 г. объем денежных переводов из России в Таджикистан составлял 2,5 млрд. долл., а его удельный вес в ВВП - 45%. Одна из самых бедных республик бывшего СССР может существовать только в миграционном симбиозе с Российской Федерацией. Полное или частичное прекращение поступления денежных переводов из РФ в этой перенаселенной стране, неспособной прокормить свое население, приведет к экономическому краху и политическим потрясениям.
Киргизии денежные переводы трудовых мигрантов обеспечивают не половину, а немногим менее трети (29%) ВВП. В отличие от Таджикистана она не пережила кровопролитной гражданской войны, повального бегства европейского населения, разрушения экономики и социальной инфраструктуры. Хотя сокращение денежных переводов гастарбайтеров, несомненно, также будет иметь для Киргизии крайне неприятные последствия. На последнем месте в этом списке находится Узбекистан, который в десятке лидеров по соотношению объема денежных переводов и ВВП вообще отсутствует. По сравнению с Киргизией и Таджикистаном Узбекистан располагает гораздо более значительной территорией, населением, природными ресурсами, включая нефть и газ, а также сравнительно развитой экономикой. В докризисный период доля денежных переводов трудовых мигрантов обеспечивала около 1/5 его ВВП.
При этом по абсолютной численности работающих в России гастарбайтеров Узбекистан уверенно занимает в Центральной Азии первое место, что также ставит его в экономическую зависимость от России и государств Таможенного союза.
На заработки в Россию коренное население Центральной Азии едет не от хорошей жизни. В условиях аграрного перенаселения и дефицита земельно-водных ресурсов прокормить свое население государства Центральной Азии просто не в состоянии. Такая ситуация сложилась еще в советский период, а с распадом СССР она лишь усугубилась. В последние годы дефицит земельно-водных и продовольственных ресурсов усугубляется прогрессирующим ростом цен. По информации «Ферганы.ру», в июле-сентябре этого года средний рост розничных цен на муку в сельской местности Киргизии составил 47%,а в городах – 36%. Обеспечить себя зерном республика в этом году смогла только на 40%. Но если в прошлом году его закупали в Казахстане по 150 дол. за тонну, то в этом году – по 340 дол. При этом мука – основной продукт питания малообеспеченных семей, которые и составляют большую часть населения Киргизии. В отдаленных регионах, таких как Нарынская область, люди нередко живут в нищете, не имея нормальной работы, а в связи с климатическими особенностями – и возможностей обеспечить семью продуктами за счет личного подсобного хозяйства.
Условия рынка труда в России гораздо более привлекательны для трудовых мигрантов, чем на родине.
Средняя зарплата в Киргизии составляет около 140 долл., тогда как в РФ неквалифицированные рабочие-киргизы могут зарабатывать 300-400 долл., а квалифицированные – до 1 тыс. долл. в месяц.
Внутренние социально-экономические проблемы Киргизии, создающие высокую напряженность на рынке труда, во многом решаются путем экспорта рабочей силы в РФ, причем условий для изменения этой ситуации пока не видно. Схожая ситуация складывается в Таджикистане. Ежегодный прирост рабочей силы в республике составляет около 100 тыс. чел. На заработках за рубежом находятся около миллиона граждан республики, причем 97% из них работают в Российской Федерации. По данным Международной организации труда, 3/4 таджикских мигрантов работают в строительстве, более 100 тысяч - в промышленности и сельском хозяйстве, около 70 тысяч - в сфере торговли и почти столько же в жилищно-коммунальном хозяйстве. Около половины всех мигрантов не имеют никакой специальности. Попытки диверсифицировать этот миграционный поток до сих пор успеха не имели.
Для самой России тесные миграционные связи с Центральной Азией имеют целый ряд негативных последствий. Уже сегодня трудовая миграция контролируется российскими властями с большим трудом. Массовый же наплыв иноэтничного, инокультурного и иноконфессионального населения является главной причиной обострения межэтнических отношений, а также роста националистических настроений среди коренного населения России. Ситуация может еще более обостриться в случае дестабилизации военно- или внутриполитической обстановки в одной или нескольких странах региона. Отсутствие миграционных барьеров на границе с азиатскими республиками СНГ приведет к массовому наплыву беженцев. Причем это будет не славянское и другое «русскоязычное» население, массово покидавшее республики бывшего СССР в 1990-е гг., а представители коренных этносов, кардинально отличающиеся от основной массы населения России по расово-этническом характеристикам, этнокультурному и конфессиональному облику.
Главный вопрос заключается в том, насколько жестко и последовательно будут реализованы поручения президента.
Ограниченное ужесточение миграционного законодательства, включая введение обязательного знания русского языка для мигрантов, занятых в сфере розничной торговли, ЖКХ и бытового обслуживания населения, проблему нелегальной миграции не решит.
В этом отношении для России более предпочтительным является «малый» вариант Таможенного союза без участия Узбекистана, на территории которого проживает более половины (более 30 млн.) всего населения Центральной Азии.
Основными поставщиками мигрантов в этом случае будут Киргизия и Таджикистан, располагающие гораздо менее значительным населением.
Александр Шустов
20.12.2012 | 12:26
Специально для Столетия