... , патронажу и основам
. На все про ...
На Ставрополье организовали курсы для социальных работников, которые ухаживают за пожилыми людьми. Идея принадлежит администрации Пятигорска, на сайте которой опубликована новость. Название придумали громкое: «Институт профессиональных сиделок».
Предполагается обучение курсисток основам ухода за больными, патронажу и основам деонтологии. На все про все запланировано две недели обучения. Сообщается, что заявления будут принимать, учитывая уровень образования, душевные качества и «уровень милосердия» (интересно, что это?). Обязательно собеседование с психологом. И все. Сиделка за две недели готова.
Дело пятигорцы затеяли нужное и благородное, но двух недель на обучение явно недостаточно. При уходе за тяжелобольными людьми, которые, возможно, прикованы к постели, приходится не только по аптекам бегать, стирать и убирать. Нужно уметь поставить горчичники, сделать легкий массаж, попарить ноги, поставить клизму, оказать неотложную помощь, сделать уколы по назначению врача и др. И если называть эти курсы «Институтом профессиональных сиделок», то и подготовка у них должна быть не ниже уровня младшей медицинской сестры.
В защиту Пятигорска можно сказать, что такие курсы – обычная практика. В интернете полно объявлений на 48-60 часовые занятия по цене от 3000руб с «выдачей сертификатов». Очередная выкачка денег из «желающих работать в Москве сиделками».
За рубежом (Канада, Америка) работать профессиональной сиделкой может только квалифицированная медсестра или медсестра на пенсии с соответствующим дипломом о медицинском образовании. Все остальные нанятые работники по присмотру за пожилыми людьми не являются сиделками, а лишь компаньенками или приживалками. Сиделка там – это должность для человека с дипломом медсестры.
Пора внести сиделок в перечень медицинских профессий и готовить их в медучилищах.
В сиделках нуждаются хосписы, инвалиды и одинокие нетрудоспособные люди по всей стране.
Психиатры и психологи сломали немало копий, чтобы выяснить, почему некоторые люди совершают бескорыстные действия, а другие пройдут мимо умирающего. Одни готовы рисковать жизнью для спасения незнакомых, а другие не переведут старика через дорогу. Можно ли найти фармацевтический способ сделать человека добрее?
Известно много препаратов, влияющих на поведение, но как сделать выбор? Сложность выбора связана со сложностью определения, что есть моральный поступок. Это легче объяснить на известной «проблеме вагонетки».
Вагонетка ускоряется по рельсам, а к ним далее привязаны пять человек. Человек находится на мосту выше рельсов. Есть возможность остановить ход вагонетки, бросив перед ней что-нибудь тяжёлое. Недалеко от человека находится второй толстый прохожий, и единственная возможность застопорить вагонетку — это столкнуть его с моста. Как поступит человек?
Деонтологисты: (Кант, Достоевский) никогда бы не пожертвовали жизнью одного ради пяти, поскольку считают, что аморальные поступки нельзя совершать в принципе и оправдать их ничем нельзя.
Консеквенциалисты: (Иеремия Бентам) выступают за рационализм и пожертвовали бы жизнью одно ради пяти.
Нейробиолог Моли Крокет (Университет Лондона) проверила влияние различных лекарств на выбор людей в проблеме с вагонеткой.
Серотонин - (нейромедиатор) делает из испытуемых поклонников Достоевского. Они не столкнут прохожего.
Лоразепам - (транквилизатор). Под его воздействием люди склонны совершать более рациональные поступки и пожертвуют прохожим.
Окситоцин - (гормон). После его применения люди охотно жертвовали жизнью одного или пятерых, если эти люди были другой национальности или расы.
Шаги в направлении создания таблетки от равнодушия сделаны.
Но оправдано ли такое вмешательство в психику с точки зрения морали и этики?