Пока мы обсуждали тему школы-учебы-уроков-мотивации-наказаний и т.д,, я сумела ...
Пока мы обсуждали тему школы-учебы-уроков-мотивации-наказаний и т.д,, я сумела сформулировать свое отношение к вопросу. Признаюсь сразу, что я "тепленькая", я никак не готовила котьку к школе, ничего не прорабатывала и даже не планировала, я изначально знала, что первый класс не должен ничего менять в нашей жизни - это именно установка, позиция, и теперь я могу облечь ее в слова.
В нашей семье никогда не обсуждалась тема школы, как более важная, чем тема дождя или смены дня и ночи. Такова жизнь - весна сменяет зиму, в жизни есть определенные этапы, в мире не все подчиняется "хочу", многое относится к "надо", мама и папа любят свое Дело, дети, чтобы в дальнейшем обрести эту любовь, ходят в школу... Школа - не священная корова, не нравится - можно в любой момент поменять, учитель - умный человек, который должен передавать детям знания, но не обязан любить каждого, учитель может ошибаться, и его тоже можно поменять. Школьные правила надо выполнять потому, что от невыполнения могут быть неприятности. Я не требую от котьки, чтобы она делала уроки идеально или еще как-то, но донесла до нее, что делать их необходимо потому, что если она не будет их делать, у нее начнутся неприятности в школе. Исключить ее, конечно, нельзя по закону, но она будет "в черном списке", к ней будут плохо относиться, ее будут пытаться воспитывать посторонние люди, а постепенно и дети усвоят это отношение и сделаю ее изгоем. Она начнет школу прогуливать, болтаться по улицам - и тут ее подстерегают уже серьезные опасности, в том числе и смертельные. Значит, надо выполнять, но, если выполнение правил неразумно - следует сказать родителям, и мы так или иначе вопрос решим. Если школьная система вообще не нравится, можно сказать родителям, и мы так или иначе решим вопрос о возможности обучения без всякой школы.
У меня нет священного восторга перед школьными знаниями, программой и некой "необходимостью" посещения школы, поэтому я и от котьки не скрываю, что ходить в школу да, хорошо, всем удобно, разумно, несложно, но не более. Отметки как игра, будут высокие - хорошо, не будут - никто не облысеет, и бывают несправедливые отметки, и ничего страшного, главное - что в голове и что в душе. Я не делаю с котькой уроки, не проверяю ее уроки, не заставляю ее делать уроки, не напоминаю ей про уроки, не смотрю ее дневник, если сама не покажет, не спрашиваю об оценках и так далее .
При этом по отношению к выполнению уроков и соблюдению школьных правил действует четкое НАДО. Это, естественно, МОЕ, а не ее.
Это МНЕ надо, чтобы у котьки была устаканена тема школы в ОДНОЙ форме - согласие ли, отказ ли, согласие с условием замены и т.д, и чтобы это было ее дело, которое не требует от меня никаких затрат сверх мною запланированных - ни финансовых, ни временных, ни душевных. А запланирован у меня минимум: оплата школы (сейчас в бесплатной только покупка всего школьного-обеды-подарки и т.д)-интересные разговоры о школьной жизни-краткий просмотр избранных котькой и чем-то ей нравящихся "хвастушек" в виде отметок-заданий-работ и посещение школьных мероприятий, где котька проявляет творческие способности, типа концертов. В обязанности Ивана входит еще посещение собраний по мере возможностей и телефонное общение с учителем в минимальном объеме (при непосещении собраний). На бОльшее я не готова, это не мой образ жизни. И это доведено до котьки без всякого ханжества и лицемерия. Я считаю это справедливым, когда ты предлагаешь ребенку не превращать твою жизнь в непрерывное разгребание неинтересных тебе вещей в ущерб интересным, в концентрации на не важных для тебя вещах в ущерб важным и не позволяешь тратить твое время на никому не нужные действия. К таковым я как раз отношу совместное изготовление уроков, поскольку я все свои уроки давно сделала.
Тема "ради тебя" присутствует только в той форме, в которой является правдой - что котьке самой будет проще и удобнее выполнять школьные правила и принять стандартное образование, поскольку поиск других путей связан с определенными потерями - в том числе временными и финансовыми. Время же, отнятое на эти маловажные вещи, к нам с ней не вернется для более интересных занятий, и деньги, потраченные на ерунду, мы не сможем потратить с удовольствием. А если в процессе еще меня "укатаем", то ничего не сможем.
Котька - барышня умная, я за ней это рано заметила, она умеет рационально взвешивать и просчитывать. Ей, как и мне, очевидно, что проще потратить полчаса на уроки и рассчитывать после этого на мое время-мои силы-мое хорошее настроение-мое желание общаться, нежели пытаться сделать "подкоп" под семейный режим, устроить мне неприятности и пожинать плоды еще долго
Соответственно, за 3 класса начальной школы никаких проблем с кошачьей учебой у меня не было. В основном, у нее девятки-десятки (две высшие отметки в белорусской школе), отдельные более низкие она сама как-то поправляет без моего участия. На контроль и помощь в ее уроках я не потратила пока ни минуты (и дальше не планирую).