Ходила позавчера в люди, гуляла по Городу чуточку, а там умирающий парализованный ноябрь во все пределы: низкое муторное небо, холодные, потерянные лица и привкус седых заморозков на губах. Все дукаты тепла и цвета растранжирены, с ловкостью распоследнего мота спущены на карнавальное: звонкое монпасье сентября, арбузную свежесть октябрьских закатов, сладкую вату рассветных туманов, китайский шелк и византийскую парчу с пурпуром. Ничего не осталось, развеялось, выветрилось, растеклось мутной лужицей.
Есть в ноябре такие дни: кроткое, тихое время между последним оборвавшимся листом и первым робким снегом - передышка, время, когда Город принадлежит только тебе. Все туристы разъехались - не сезон, горожане из дома по своим делам и обратно мелкими перебежками, очи долу. И все вокруг до замерзающих слез только твое - истонченный силуэт, завораживающая графика, проступившие в наготе все лакуны и трещинки, запавшие глазницы-окна...
Выполняю обещанное ранее.
ребро_Адама загадала окна.
Два соседа, бывшие доходные дома по ул. Большой Житомирской:
№ 38 - типичный представитель городской архитектуры рубежа веков - "киевского ренессанса", с характерными для него башенками.
№ 40/2 - неоклассицизм, в декоре символические листья и раковины.
Автор проектов - один из самых плодовитых городских зодчих - Владимир Николаев (1847 г., Царское Село -1911, Киев).
Среди его работ, дошедших до наших дней, значатся: Купеческое Собрание (Национальная филармония Украины), больница для чернорабочих ("Охматдет"), комплекс строений Покровского монастыря, Трапезная церковь Киево-Печерской Лавры, Купеческая синагога (ныне сильно видоизмененный после перестройки кинотеатр "Кинопанорама"), пъедестал памятника Богдану Хмельницкому, особняки для состоятельных жителей - сахарозаводчиков Симхи Либермана (http://www.liveinternet.ru/users/658348/post255278081/ - под № 1) и Федора Терещенко (Киевский национальный музей русского искусства)... и это малая толика.
Наверное, будет упущением не упомянуть еще несколько фактов, связанных с домом № 40/2, соседствующего с Львовской площадью (бывшая Сенная).
Здесь большую половину своей жизни жил и работал выдающийся нейрохирург, создатель первых в стране специализированных учреждений по комплексному лечению эпилепсии - академик Андрей Ромоданов. На первом этаже жилого здания вот уже целый век находится один из старейших киевских кинотеатров, в 1913 г. открыт под названием "Лира", с 1937 г. и до сегодняшних дней носит имя героя анекдотов моего детства - Чапаева.
С домом неразрывно связана история Владимирского собора. Не только именем вышеупомянутого архитектор Владимира Николаева, завершившего горемычное двадцатилетнее строительство храма (причина - ошибки в расчетах первичного проекта Ивана Штрома-Павла Спарро, строительный надзор Александра Беретти), но и супружеской четы Праховых. Отец семейства Андриан Прахов руководил росписями внутреннего пространства и алтаря Владимирского собора, под его эгидой работали Васнецов, Нестеров, Котарбинский и Врубель. Его жена, Эмилия Прахова, - одна из самых известных муз Врубеля, а некоторые считают, что и роковая любовь. Именно по этому адресу - Б.Житомирская, 40/2 неоднократно бывал, а порой и жил в свой киевский период (1882-1889 гг.) Михаил Александрович. Но, это уже совсем другая история былых лет.
Немного окон сумрачных ноябрей.
Одно из детищ ведущего архитектора киевского модерна Мартина Клуга по ул. Большой Житомирской, 23. Он в этой кухне знал толк.
Взять пару львов, приправить маскаронами, сдобрить цветами,
есть глазами, жмурясь от сказки.
А этот доходный дом Мартин Клуг построил по заказу полковника, коннозаводчика и просто мужчины Родзянко (ул. Ярославом вал, 14).
Строго'с, по-мужкис, без цветов'с, но с баб'с.
Для тех, кто любит чудищ, все находка,
Иной среди зверей всю жизнь провел,
И как для закоснелых пьяниц - водка,
В гармонии мне дорог произвол.(с)
А на завершение, кодой, пусть будет глоток заоконного тепла и цвета.