Любимыми темами Огюста Ренуара были женщины, цветы и дети. К ним он возвращался многократно и всегда с большой любовью. Образы детей особенно гармоничны с радостным и жизнелюбивым искусством художника. Представляя детские портреты я не случайно поместила первым "Портрет госпожи Шарпантье с детьми", именно эта картина принесла ему общественный успех, материальный достаток, новые знакомства и новые заказы. Но обо всем по порядку...
Портрет госпожи Шарпантье с детьми, 1878
Вальс из м/ф Анастасия
Зачем,
Когда придёт пора,
Мы гоним детство со двора?
Зачем стараемся скорей
Перешагнуть ступени дней?
Спешим расти.
И годы все
Мы пробегаем,
Как во сне.
Остановись на миг!
Смотри,
Забыли мы поднять
С земли
Мечты об алых парусах,
О сказках,
Ждущих нас впотьмах.
Я по ступенькам,
Как по дням,
Сбегу к потерянным годам.
Я детство на руки возьму
И жизнь свою верну ему.
Ника Турбина, 1983
Белый Пьеро (Жан Ренуар), 1901-1902
В 1875 году Ренуар знакомится с крупнейшим издателем современной французской литературы Жоржем Шарпантье и его женой, которые вводят Ренуара в свой салон. Здесь собирались Золя, Доде, Гонкуры, Мопассан и даже бывал наш Тургенев. Встреча Ренуара с Жоржем Шарпантье и его супругой открыла художнику двери в высший интеллектуальный свет Парижа. Жорж Шарпантье унаследовал издательское дело своего отца и успешно его продолжил и расширил. Он стал издавать произведения молодых в то время Золя, Доде и Мопассана, которые с каждой новой вышедшей в свет книгой приобретали не только французскую, но и всеевропейскую славу.
Марго Берард, 1879
Мадам Шарпантье, зная склонность своего мужа к парижской богеме, сосредоточила в своем доме цвет парижского общества. Ее салон собирал многих выдающихся деятелей французской культуры: к уже названным писателям постоянными ее гостями и друзьями были композиторы Сен-Санс и Массне, политик Гамбетта, Дега, Моне и многие другие. Среди них Ренуар нашел блестящее общество, в котором он был принят и обласкан, в первую очередь самой хозяйкой.
Девочка в голубой шляпе, 1881
Ренуар, как истинный художник, мало говорил, еще меньше философствовал среди посетителей салона мадам Шарпантье, а больше приглядывался, насыщая свою зрительную память и выражая свое отношение к происходящему, к окружающему его миру в красках, в картинах и, в первую очередь, в портретах. Он принимал заказы и сам выражал желание писать портреты полюбившихся ему или поддерживающих его людей. Получив приглашение в загородный дом семейства Доде, он пишет портрет жены писателя и прекрасный пейзаж Сены в Шамрозе, где они жили. Он создает портрет сидящей на стуле девочки Жоржетты Шарпантье и в этом же время пишет погрудный портрет самой мадам Шарпантье.
Девочка с лейкой, 1876
На третьей выставке импрессионистов Ренуар выставил эти портреты, а также "Качели", "Бал в Мулен де ла Галетт" и другие работы - всего двадцать одно полотно. Публики на этой выставке было много, но критика была по-прежнему, в основной своей массе, настроена отрицательно и саркастически. На четвертой выставке импрессионистов Ренуар уже не выставляется, а сосредоточивает все силы, чтобы добиться участия в Салоне 1879 года. И здесь ему всестороннюю помощь оказывает мадам Шарпантье.
Жак Драку, младенец, 1904
После работ над самостоятельными портретами мадам Шарпантье и ее дочери Ренуар пишет большой портрет "Мадам Шарпантье со своими детьми" и портрет в рост Жанны Самари в фойе театра Комеди Франсез. Обе работы он предложил жюри Салона, и, когда они были закончены, жюри приняло их в экспозицию выставки. Портрет Самари повесили где-то в третьем ряду в одном из залов, а групповой портрет был помещен в центральном зале Салона на одном из видных и выигрышных мест. Мадам Шарпантье приложила для этого свои старания и использовала свое влияние и связи.
Жан Ренуар, 1899
Что же понравилось критикам в новой работе Ренуара? Вот, например, критик Кастаньяри писал о Ренуаре: "Это многогранный мастер, который пишет историю и современные нравы, подчиняя предметы живым существам, сцену - актерам. Иногда он выступал вместе с импрессионистами, и это привело к некоторым недоразумениям в оценке его манеры, но это длилось недолго, и вот он предстал в Салоне, чтобы, вступив в состязание с основной массой художников, предъявить свои права на гласность. Критика, несомненно, отнесется к нему благосклонно. Его "Портрет мадам Шарпантье с детьми" - одно из интереснейших произведений. Быть может, фигуры коротковаты, как бы несколько сплюснуты, но палитра художника на редкость богата. Проворная одухотворенная кисть прошлась по всем предметам, составляющим этот очаровательный интерьер".
Жан. Рисование, 1901
Портрет имеет точную центрическую композицию, где главную роль играет фигура мадам Шарпантье, свободно расположившаяся в длинном платье на небольшом диване. Ее спокойный взгляд направлен не на своих детей, а поверх их голов в свободное пространство. Она величественно сидит, опершись рукой в золотых кольцах с крупным золотым браслетом на спинку дивана, в своей японской гостиной, как подлинная хозяйка дома и главная фигура известного в Париже салона.
Женевьев-де-Вилле Бернхайм, 1910
Ренуар польстил ей на этой картине, потому что на ее погрудном портрете он изобразил мадам Шарпантье с маленькими глазами и тонкими губами, двойным подбородком и пухлой шеей, наверное, более соответствующими оригиналу. Но заказ есть заказ, и в большом портрете для Салона Ренуар написал приятное лицо зрелой и уверенной в себе женщины, своей осанкой напоминающей некоторые женские портреты Энгра.
Сидящая Жоржетта Шарпантье, 1876
Наибольшее очарование вызывают двое маленьких детей супругов Шарпантье. Мальчик Поль с длинными белокурыми вьющимися волосами, очень похожий на девочку (долгое время критики, говоря об этой картине, считали Поля девочкой), сидит на диване рядом с матерью. Он смотрит на свою старшую сестру Жоржетту, которая расположилась на спине огромной собаки. Дети, похожие друг на друга, в одинаковых голубых с белыми кружевами платьицах, в белых носках и изящных туфельках, написаны Ренуаром с неподдельным восхищением их прелестью и чистотой. Так, соединяя строгую выверенность композиции, гладкое и тщательное живописное решение центральной фигуры мадам Шарпантье с легкостью и свободой письма двух очеровательных ребятишек
Из книги М.С.Лебедянский "Портреты Ренуара"
Клод Ренуар играет в домино, 1905
От себя лишь добавлю, что художник часто рисовал и своих детей, особенно Клода и Жана, а их у него было трое: Пьер, Жан и Клод (Коко), и вы увидите их симпатичные мордашки в этой подборке.
Коко. Чтение, 1905
Мадемуазель Легран, 1875
Маленькая девочка в белом фартуке (Портрет Люси Berard), 1884
Маленькая алжирская девочка 1881
Мария-Луиза Дюран Руэл, 1898
Молодые девушки-цыганки, 1902
Пол Хэвилэнд, 1884
Поль Менье, 1877
Портрет Жана Ренуара (Ребенок с обручем)
Портрет Клода Ренуара с картиной, 1907
Портрет Клода Ренуара, 1902-1903
Портрет Пьера Ренуара в матросском костюмчике, 1890
Портрет Клода, 1902
Портрет Люсьена Доде, 1875
Портрет мадемуазель Жюли Мане с кошкой. 1887
Портрет ребенка
Портрет Эдмона Ренуара, младшего брата художника 1888
Портрет двух детей, 1895
Ребенок с кнутом, 1885
Розовый и голубой, 1881
Сын художника Жан, 1900
Цыганка, 1879
Romaine Ласко, 1864
Жан Ренуар в кресле (Ребенок с печеньем), 1895
Портрет ребенка
Еще посты с работами Огюста Ренуара:
О, эти ренуаровские шляпки!
История любви Огюста Ренуара и Алины Шариго
Цветочная живопись
Мужские портреты