Часто мы слышим фразы о том, что «раньше люди лучше знали как ухаживать за детьми» или «раньше культура материнства была выше, чем сейчас» или «раньше матери были отзывчивее и опытнее». Эти утверждения обычно приводятся в укор современным матерям, которые растеряны и напуганы, получив своего малыша на руки. Они с трудом привыкают к нему, учатся распознавать его потребности и обеспечивать хороший уход.
Верно ли утверждение, что «раньше» было лучше? Какой конкретно промежуток времени имеется ввиду? В каких аспектах уход за ребенком был лучше?
Если посмотреть на историю детства, то подобные утверждения видятся мне ошибочными. Например, при высоком распространении грудного вскармливания, матери могли убивать, выбрасывать, продавать детей, умышленно или по незнанию, причинять тяжкий вред их здоровью. Примерно до двадцатого века детей было принято оставлять одних. Родителям даже не приходило в голову обезопасить детей от падений, ожогов и травм, поэтому несчастные случаи повторялись.
Примеры традиционных обществ, в которых матери носят детей на себе и кормят грудью, также не могут быть достоверным подтверждением высокой культуры материнства «раньше». Например, мать, нежно заботившаяся о ребенке, могла передумать и бросить его или отдать. Получается, что «хорошей матерью» она была только в аспекте физического ухода за ребенком. Эмоциональные связи же полностью отсутствовали.
В книге «Психоистория»Ллойд Демоз приводит следующие стили отношения к детству:
1. Инфантицидный (до 4 века н.э.)
Если родители опасались, что не смогут прокормить ребенка, то его просто убивали. В этот период применялось тугое пеленание, клизмирование вместо приучения к туалету, регулярное избиение, закаливание ледяной водой и снегом.
2. Оставляющий (4-13 вв н.э.)
В этот период родители, фактически, отказывались от воспитания детей. Дети передавались на воспитание в другую семью, в монастырь, кормилице, в услужение. Матери не вскармливали детей грудью, даже если не могли себе позволить нанять кормилицу. Этот период также характеризуется отсутствием ценности маленького ребенка. Детей продолжали бить, наказывать, отказывать в эмоциональном принятии, закаливать и пеленать.
3. Амбивалентный (14-17 вв н.э.)
Ребенок понемногу сближался с родителями в эмоциональном плане, впервые появился образ «заботливой матери», в том числе в искусстве. Считалось, что ребенок подобен глине, воску, которым необходимо придать форму, т.е. можно проследить первые формы воспитательного воздействия на ребенка. Уход за детьми оставался примерно на том же уровне: за ними не присматривали, часто оставляли одних, мало кормили и усердно били. Впервые появился страх избаловать детей, а с ним и необходимость держать их в строгости.
4. Навязывающий (18 век н.э.)
Родители уже стремились сблизиться с ребенком, но при этом, подчинив себе его ум, волю. Постепенно уходит тугое пеленание и клизмирование, детей меньше бьют и больше уговаривают. Матери начинают сами вскармливать детей грудью. Наказания становятся более безопасными. У детей появляется собственная территория, возникает прообраз детской литературы, в состоятельных семьях детям дают образование. Впервые можно говорить об эмпатии по отношению к детям. Становится возможна близость матери и ребенка, отец, при этом, по-прежнему далек от детей.
Этот период стал началом рассвета педагогических идей и концепций, положивших начало педагогике, а затем и детской психологии.
5. Социализирующий (19 в. – середина 20 в. н.э.)
Воспитание направлено уже не на подчинение воли ребенка, а на ее тренировку, направление на правильный путь. Возникает близость детей и родителей, осознание феномена детства.
Впервые обращается внимание на необходимость определенных умений для обращения с детьми. Появляются игры, игрушки, развивается детская литература, а также появляется воспитательная литература для родителей.
Возникает отдельное детское пространство в доме и социуме, детская индустрия, мультфильмы, игровые площадки.
Происходит постепенный уход от физических наказаний. Отцы начинают интересоваться детьми и принимать участие в воспитании.
6. Помогающий (середина 20 в. – настоящее время)
Детей не бьют, принимают, удовлетворяют их потребности. В воспитании ребенка участвуют оба родителя, они создают ребенку необходимые условия для развития. Ребенка не пытаются формировать, ему дают развиваться в своем темпе при постоянной поддержке. По сути, этот стиль только зарождается и еще не все родители его придерживаются.
На мой взгляд, мы обманываемся, когда считаем, что в настоящее время мы пытаемся вернуться в «хорошее прошлое», вернуть позиции естественного воспитания детей. Этого прошлого никогда не было! Мы только сейчас научились ценить детей, любить их и уважать их личность. Именно поэтому мы кормим их грудью, носим на руках и ограждаем от насилия.
Конечно, все стили никогда не были представлены в чистом виде. Всегда было преобладающее течение с вкраплением прошлых этапов и намеком на будущие. Нынешние родители только входят в помогающий стиль отношения к детству. Основным все же можно считать социализирующий с его формированием, целенаправленным обучением. В этот стиль примешивается новый – помогающий, который пока не оформился как ведущий стиль воспитания. Мы видим отголоски прошлых стилей в продолжающихся отказах от детей, убийствах, случаях насилия.
Нам не нужно возвращаться в прошлое, в наших силах перейти в новый стиль, черпая свои силы в том новом умении, которое только-только сформировалось – умении любить своих детей.
Наталья Листопадова.
Педагог-психолог, консультант
по грудному вскармливанию.