Интересно, что китч, как один из самых распространенных изобразительных приемов, с его постоянным перебором, яркостью, приторностью, слезливостью и избыточной красивостью, отметился практически во всех жанрах: в кинематографе, блатных песнях и татуировках, в живописи, в литературе, в предметах интерьера и роскоши... И практически везде китч занимал относительно небольшую нишу.
За исключением двух областей, где китч властвует практически безраздельно.
Это народное искусство и кладбища.
Один раз с трудом научившись что-то делать так, как это делают все, человек больше никогда не думает об этом.
Например, ходьба. Ходьба – это падение. Человек наклоняется, перемещает свой центр тяжести и, чтобы не упасть, выбрасывает вперед ногу. Если хочет бежать – начинает совершать небольшие прыжки.
И больше никогда не думает над этим способом перемещения в пространстве. Зачем? Ведь все вокруг ходят и бегают именно так.
Между тем, самое интересное всегда находится не только там, над чем никто никогда не думал, но и там, где казалось бы, думать нечего.
Существует, однако множество способов плавания – от плавания "по собачьи" до кроля с брассом и суйэйдзюцу (высшим мастерством в котором считается умение плавать, гребя одними ногами и стреляя в это же время из лука). Есть разные стили ходьбы на лыжах – классический и коньковый. Техника прыжков в высоту плавно эволюционировала от прыжков "ножницами" и переката до фосбери-флопа.
Попробуйте придумать новый, более быстрый, стиль бега. Без использования технических средств.
Немного про морально-этическую систему. Сразу хочу предупредить, что я не скажу ничего нового.
Это просто попытка поговорить на очень интересную тему. После принятия закона об оскорблении чувств верующих, в ответ на вопросы атеистов – можно ли оскорблять их чувства, кто-то из церковников ответил, что у атеистов нет веры, а значит и нет чувств, которые можно оскорбить. Мне кажется, что людям трудно объединяться на основе отрицании чего бы то ни было – например, на отрицании Бога. Зато они могут объединиться на согласии с некими моральными императивами.
Я буду использовать некоторые религиозные термины исключительно для простоты понимания.
Моральный кодекс – это операционная система человека. И от того, насколько эффективна эти система и как мало в ней ошибок, зависит как будет жить социум, который разделяет ценности системы. Вспомните "Протестантскую этику" Вебера.
Моральная система должна быть открытой. Как Линукс. Чтобы была возможность дописывать ее и исправлять ошибки. Никаких божественных откровений и сакральных текстов.
Прежде всего изменяется пирамида ценностей – есть Бог и есть Рабы Божьи. Мы не рабы. Мы – Боги.
Для того, чтобы мы сегодня существовали миллиарды лет назад взрывались звезды и миллионы лет назад рыбы выползали на сушу. Вероятность нашего появления на свет практически равна нулю. Попробуйте представить, какое невероятное количество случайностей и совпадений должно было произойти, чтобы родились именно вы. Пуля, пролетевшая чуть ниже или неслучившаяся встреча ваших предков – и вас бы не было. И таких случайностей немыслимое количество. Когда я говорю, что вы – Боги, то говорю это не для того, чтобы вам понравиться, а только чтобы вы подняли планку и держали ее как можно выше.
Не будет ничего после смерти. У нас есть очень мало времени, чтобы что-то успеть сделать. И это время нельзя бездарно потерять. Нельзя откладывать жизнь на потом. С Нового года. С понедельника. Если вы хотите что-то сделать – у вас никогда не будет времени лучше, чем сейчас. Не надо отговорок – вот если бы у меня было... то я конечно... Не ждите, когда у вас что-то будет. Действуйте прямо сейчас.
Томазо Кампанелла в конце XVI века организовал заговор с целью освободить юг Италии от испанского ига. Заговор раскрыли. От смертной казни его спасло только обилие грехов – его обвиняют не только в преступлении, но и в ереси и передают церковному трибуналу. Его долго пытали. Потом посадили на кол на сорок часов. Каким-то чудом Кампанелла выжил. Его приговорили к пожизненному заключению. И в тюрьме он написал свою утопию – "Город Солнца". Он не мог даже сидеть – писал лежа. Он не мог держать карандаш в изувеченной кисти – и привязывал его к руке.
Иоганн Кеплер всю жизнь прожил в беспросветной нужде. Его мать обвинили в колдовстве. Обвинение содержало 49 пунктов: от связи с дьяволом и богохульства до порчи и некромантии. Ее должны были сжечь. Следствие тянулось пять лет. Кеплер постоянно хлопотал за нее и давал святым отцам взятки из своего мизерного жалования. И все это время производил сложнейшие астрономические наблюдения и вычисления – составленными им таблицами моряки и астрономы пользовались вплоть до начала XIX века. При этом Кеплер страдал близорукостью и рассогласованием оптических осей зрения – в глазах у него постоянно двоилось.
У Кеплера и Кампанеллы никогда не было идеальных условий. Они работали в тех, что были. Не думаю, что ваше положение хуже.
В христианстве считается, что страдания облагораживают человека. Живут не для радости, а для совести. Господь терпел и нам велел. В этом мире вы будете терпеть и страдать, зато потом вы будете вознаграждены.
Полная ерунда. Никому не нужны ваши страдания. Нельзя терпеть несправедливость в расчете на то, что потом, на том свете, мучителям зачтется. Кто-то из иностранцев, приезжавших в СССР, сказал о людях, которые ранним утром ехали в автобусе на работу: "у них такие лица, как будто их везут на кладбище". Постоянная скорбь не делает вас духовными и нравственными.
Оставаясь в рамках христианской парадигмы, задача человека состоит в том, чтобы создать рай на Земле, а не бежать с Земли на небо.
Христианское понятие греха провоцирует людей на грех. Не согрешишь – не покаешься. Господь милосерден – простит и твой грех. Кураев вчера рассказывал об одном из иерархов, склонявших юношу к прелюбодеянию – "Если я накануне служения Литургии не совершу этот грех, то я меня на службе не будет слезного дара и надлежащего сердечного сокрушения. Молитва будет сухой".
Именно поэтому так религиозны воры, бандиты и проворовавшиеся чиновники. Религия дает им моральное оправдание – да, я украл, ограбил, убил, зато потом молился и дал денег на Святой Храм.
Нет такой вещи, как покаяние. Единственное, что может сделать человек, совершивший зло – это постараться исправить его. Или минимизировать его последствия. И ни при каких обстоятельствах не повторять его.
И по отношению к злу – не работает ветхозаветный принцип "око за око" и новозаветный "подставь другую щеку". На зло нужно отвечать справедливостью.
В христианстве на первом месте стоит вера. По ней судят человека и по ней он спасается.
Совершенно неважно, в какие светлые идеалы верит Андерс Беринг Брейвик. Важно только одно – что он делает. А истинность любой идеи проверить довольно просто – она зависит от того, нужно ли вам для осуществления этой идеи убивать людей.
Есть два архетипа – Ищущий и Нашедший. Ищущий – прекрасен. Для достижения своей цели он способен преодолеть тысячи препятствий и совершить множество подвигов. Представьте на минуту, что ради сокровищ Гэндальф вызывает орлов, они вместе с гномами и Бильбо перелетают к пещере и там Гэндальф убивает дракона. Все счастливы. Что делать Нашедшему с Аркенстоном? Чахнуть над ним? Любоваться? Бояться, что его украдут? Охранять?
Идеал человека – именно Ищущий. А когда он достигает своей цели, он ставит перед собой новую. Еще более сложную.
Именно поиск и делает человека Богом. У Борхеса есть небольшой рассказ "Симург".
"Обитающий где-то далеко царь птиц Симург роняет в центре Китая великолепное перо; птицы, которым постыли раздоры, решают отыскать его. Они знают, что имя царя означает "тридцать птиц", знают, что его дворец находится на Кафе, горе, или горной кольцевидной гряде, окружающей землю. Вначале некоторые птицы выказывают малодушие: соловей ссылается на свою любовь к розе; попугай - на свою красоту, ради которой он должен жить в клетке; куропатка не может расстаться со своими холмами, цапля - с болотами и сова - с развалинами. В конце концов, они пускаются в дерзновенное это путешествие; преодолевают семь долин или морей; название предпоследнего из них "Головокружение", последнего - "Уничтожение". Многие паломники дезертируют, другие погибают при перелете. Тридцать же, достигших благодаря своим трудам очищения, опускаются на гору Симурга. Наконец они ее узрели, и тут они понимают, что они-то и есть "Симург" и что "Симург" - это каждая из них и все они вместе".
Человек должен постоянно учиться новому. По статистике девочка, которая родится сегодня в Норвегии, доживет до 90 лет. И за это время поменяет несколько профессий. Не существует такой вещи, как законченное высшее образование. Образование может быть только незаконченным. В мире есть не так много достойных занятий. Собственно говоря их всего два: совершенствоваться в том, чем вы занимаетесь и помогать другим. После вас мир должен стать лучше, чем он был до вас.
Еще три важнейшие добродетели – держать слово, не воровать и не давать взятки. Обычно считается, что человек, который играет честно находится в заведомо проигрышной ситуации, чем шулер. Но это не так. Честное поведение может быть гораздо более выигрышным. Представьте, что вы бизнесмен. С каким человеком вы предпочтете иметь дело?
В Индии есть религия джайнизм. В числе ее постулатов – не красть и не стяжать. Ее адептов с удовольствием берут управляющими на высокие зарплаты – знают, что они не украдут ни копейки. И в России были староверы, которые отрицали бумажные договоры и всегда старались держать слово. Из них получались прекрасные предприниматели – с ними все хотели работать. Староверами были Мамонтовы, Морозовы, Щукины, Рябушинские, Гучковы, Кузнецовы...
Честным быть выгодно.
И еще.
Из морально-этической системы необходимо исключить деньги и обряды. Глупо за проповедь добродетели брать деньги. Очевидно как деградировала от этого церковь. А если вам жизненно необходимо соблюдать обряды и ритуалы, считайте ими зарядку, контрастный душ и чтение.
p.s.
Огромное спасибо всем пришедшим
как это было
© фото Кирилла Лебедева
Интересно посмотреть на поклонение Дарам Волхвов как на частный случай обрядового коллективного действия.
Если мы попробуем разобраться в глубинных мотивах поведения большого количества людей, то мы увидим, что точно такие же действия совершают, например, футбольные болельщики какого-нибудь "Зенита", фанаты на рок-концертах и эстеты, прилетающие в Париж, чтобы увидеть Мону Лизу.
Попробую объяснить, что объединяет всех этих людей.
1. Прежде всего – готовность терпеть неудобства ради своей Цели.
Паломники стоят по двенадцать часов, чтобы увидеть Святыню. Болельщики готовы ехать на другой конец города (а в тяжело запущенных случаях – и на другой конец страны), терпеть шмон на входе в стадион ради того, чтобы увидеть Игру Своей Команды, фанаты терпят давку на концертах ради Звезды, а эстет согласен на хлопоты с паспортами, визами, билетами, перелетами и толкотней с японскими туристами, чтобы увидеть Шедевр.
Более того, чем тяжелее препятствия, тем слаще Цель. Стигматы не нужны святой Терезе. Они ей желанны.
2. Крайне упрощенное черно-белое деление мира.
Есть Мы – хорошие. И есть Они – плохие. Этот фанатизм может доходить до любых крайностей. Особенно заметен он, конечно, у верующих и болельщиков. Но и у фанатов с эстетами тоже встречается. Все, кроме рока – попса. Плебс не понимает Шедевра.
3. Придание объекту своего поклонения дополнительных мистических свойств. Святость. Избранность. Харизма. Дух.
И это требует обязательного личного присутствия. Как будто для верующих Божественная благодать действует только на расстоянии нескольких сантиметров. Болельщики и фанаты жаждут прикоснуться к своим кумирам. Взять автограф. А их желание обладать частицей чего-то, принадлежащего ранее их кумиру – это совершенно религиозное качество. Он Бог – от него сияние исходит ©. И эстет желает лично почувствовать талант гения.
Очевидно, что по телевизору смотреть футбольный матч гораздо интереснее. Болельщик сможет рассмотреть все в мельчайших подробностях, с разных ракурсов и с повторами. Дома фанат сидя в удобном кресле может прослушать любимую песню в прекрасном исполнении любое количество раз. А на концерте он будет два часа переминаться с ноги на ногу, звук будет ужасным, а вид загородит какой-нибудь амбал. И эстет при желании может дома изучить свой Шедевр по сантиметру.
4. Тайная неуверенность в себе и своих силах.
Этим людям не хватает своих эмоций – им нужны коллективные. Посмотрите, как нас много. Значит все правильно. Столько людей не могут ведь ошибаться.
Отсюда же и страстное желание чуда. Это попытка решить внутренние проблемы внешними факторами. За этим же люди, стоящие к фальшивой святыне идут потом к фальшивому экстрасенсу. А вдруг поможет? Футбольный болельщик в глубине души знает, что его команда довольно посредственна и сольет матч какой-нибудь заштатной венской "Аустрии" с разгромным счетом. А вдруг случится чудо? Чуда жаждет и фанат на рок-концерте. Катарсиса. Экстаза, сродни религиозному. И даже эстет, гордящийся своей элитарностью, радуется, что в зале с Моной Лизой полно народу. Значит его тонкий вкус не подвел.
И последнее
5. Все обязательно расскажут о Событии максимальному количеству своих знакомых.
Без этого переживание будет неполным.