В 1964 году Артур Кестлер написал книгу о происхождении инноваций "Акт созидания" (The Act of creation). В первой части он много пишет о юморе, которой, в принципе, очень похож на придумывание чего-то нового в науке и технике (немного на русском).
Вообще, было множество попыток классифицировать юмор. Этим занимались Цицерон и Квинтилиан.
Томас Витч (Thomas C. Veatch) в своей "Теории юмора" приводит следующий список видов смешного:
Доведение до абсурда.
Сатира.
Буквальное понимание метафор.
Ирония.
Двусмысленность.
Игра слов.
Противоречие.
Несовпадение.
Уход от опасности.
Обозначение превосходства.
Излишняя рациональность.
Отклонение от обычного. (подробнее)
Все это действительно напоминает правила создания нового. Но связано это, прежде всего, не со сходством теории юмора и теории изобретений, а с тем, что у человека есть очень ограниченный инструментарий. Всего несколько простейших микроскопов, которыми человек пытается забивать все попадающиеся ему гвозди.
Ради интереса прошел по всем обувным торгового центра. Из семи магазинов шнурки были только в одном (черного цвета и одной длины). Вывод: или хозяева магазинов клинические идиоты (на расходниках зарабатываются самые большие деньги) или эта обувь живет меньше, чем шнурки. Максимум – один сезон.
Для сравнения: свои первые salamander я носил семь лет.
© Ralph Eugene Meatyard Я писал уже о таком действенном приеме в семейных отношениях – успеть ...
© Ralph Eugene Meatyard
Я писал уже о таком действенном приеме в семейных отношениях – успеть обидеться первым. Кто первый привьет партнеру комплекс вины, тот и победит. Если это, конечно, можно назвать победой.
Интересно, что точно также часто действуют и родители. Прививка ребенку комплекса вины – да я тебя кормила, одевала, обувала, ночей над тобой не спала, от себя кусок отрывала, лучшие годы тебе отдала – очень упрощает управление ребенком. Иногда это называется воспитанием.
Точно также в советских школах пытались манипулировать учениками – да государство вас бесплатно обучает, а вы, тунеядцы... Взрослых попрекали бесплатным жильем и здравоохранением. И особенной войной – сколько людей погибло, чтобы ты мог жить. "Я полжизни отдал за тебя подлеца, а ты жизнь прожигаешь, Иуда".
В Германии немцам долго прививали комплекс вины за две развязанные мировые войны и за миллионы погибших. Французов попрекали колониальным прошлым – вы теперь должны арабам, американцев попрекали рабством – вы теперь должны неграм.
Традиция прививать людям комплекс вины очень старая. Спасибо христианству с его концепцией первородного греха и семи смертных грехов. Ты смотришь на красивую женщину с вожделением – ты виноват, мечтаешь о вкусном обеде – виноват, воспарил в мечтах – виноват. радуешься жизни – виноват. За самый крохотный кусочек удовольствия ты должен будешь расплачиваться. Бо живут не для радости, а для совести!
Между тем, например, в Японии совершенно отсутствует комплекс вины за Вторую мировую. Как будто не было Нанкинский резни, отряда 731 и издевательств над пленными. Может быть, атомная бомбардировка стерла этот комплекс – и страна из агрессора превратилась в жертву. А может быть все проще – сын за отца не отвечает. И еще японцы не считают постыдными самые естественные желания. Есть вещи гораздо важнее – самурай может спать хоть с женщиной, хоть с мужчиной, хоть с овцой – лишь бы он не перестал быть самураем.
Нет никакой вашей вины в том, что делали ваши предки.
Вы отвечаете только за себя.
Помню как в детстве меня удивляло, что иногда в "Хоббите" Гэндальф действует как могучий волшебник, ...