Восьмиколесные МАЗы
2011-08-04 09:49:42
... >
авточтиво, досье «За рулем»
+ развернуть текст сохранённая копия
Для доставки тяжелых неделимых грузов по дорогам разных категорий, в том числе и грунтовым, наша промышленность на протяжении ряда лет выпускает грузовые автомобили повышенной проходимости МАЗ—535 и МАЗ—537. Машины эти существенно отличаются от распространенных грузовых моделей повышенной проходимости по конструкции. Они сложнее по устройству, а управление ими и обслуживание требуют специальной подготовки.
Автомобили семейства МАЗ—535 — это тягач модели «535А» с металлической платформой и тентом и седельный тягач «535В» для буксировки полуприцепов. Другое семейство включает базовую модель — седельный тягач МАЗ—537, а также тягач «537А» с металлической платформой и модификации седельных тягачей МАЗ—537Г, МАЗ—537Д, МАЗ—537Е. Оба семейства объединяет общность компоновочных и конструктивных решений: установленный между кабиной и платформой силовой агрегат, гидротрансформатор и планетарная коробка передач, постоянный привод на все восемь колес, блокируемые межосевые и межколесные дифференциалы.
МАЗ-535А.
У МАЗ—535 и МАЗ—537 во всех модификациях двенадцатицилиндровый дизель Д12А рабочим объемом 38880 см3. Он ведет прямое происхождение от танкового двигателя В—2 периода Великой Отечественной войны. Модификации этого дизеля применялись на карьерных самосвалах МАЗ—525, МАЗ—530, БелАЗ—540. Особенности конструкции — алюминиевый картер, азотированный коленчатый вал, четыре клапана на цилиндр, расположенные в головке блока два распределительных вала, система смазки с «сухим» картером — роднят его с гоночными автомобильными двигателями и авиамоторами. Картину дополняют предпусковой подогреватель, двухступенчатая фильтрация воздуха и две автономные системы пуска — посредством электростартера и сжатого воздуха.
МАЗ-537.
В гидромеханическую трансмиссию входит гидротрансформатор, без вмешательства водителя плавно изменяющий крутящий момент в зависимости от дорожных условий. Правда, диапазон его изменения не очень широк, поэтому в трансмиссию включены трехступенчатая планетарная коробка передач и двухступенчатая раздаточная. Таким образом, у машины шесть передач. Кроме того, когда действуют вторая или третья ступени коробки, гидротрансформатор можно блокировать специальным устройством. В этом случае узел работает в режиме гидромуфты, внутренние потери в нем уменьшаются и возрастает скорость движения. Если на пути встречается незатяжной подъем или какое-либо препятствие, водитель может нажатием кнопки на панели приборов разблокировать гидротрансформатор, который сразу же увеличит передаваемый им крутящий момент на нужную величину.
В интересах повышения проходимости межколесные дифференциалы первой и второй пар колес сделаны как механизмы повышенного трения, межколесные же третьей и четвертой пар — самоблокирующиеся. Привод на все колеса — неотключаемый.
МАЗ-537А.
Способствуют повышению проходимости шины размером 18,00—24 дюйма (их диаметр около 1,7 метра), большой дорожный просвет, а также лебедка для самовытаскивания. У МАЗ—535А централизованная система регулирования (от 2,0 до 0,7 кгс/см2) давления воздуха в шинах, также улучшающая проходимость.
Тот же МАЗ—535А снабжен независимой торсионной подвеской всех колес, у остальных машин ее имеют только две передние пары колес. Задние две пары у МАЗ—535В, МАЗ—537А, МАЗ—537Г и других модификаций — с безрессорной балансирной подвеской.
Управление восьмиколесными МАЗами облегчено благодаря гидроусилителю руля, пневмогидравлическому приводу тормозов, дистанционному приводу переключения передач, кнопочному контролю блокировки гидротрансформаторов. Четырехместная кабина оснащена двумя отопителями: один связан с системой охлаждения двигателя, другой — автономен. Стеклоочистители имеют высокоэффективный пневматический привод, так же как и один из звуковых сигналов.
В. ИВАНОВСКИЙ («За Рулем», №6, 1982)
| МАЗ—535А
| МАЗ—537
| МАЗ—537А
|
---|
Грузоподъемность, т
| 7,0
| 50,0
| 15,0
|
Снаряженная масса, т
| 18,97
| 21,6
| 22,5
|
Масса буксируемого прицепа, т
| 15
| 65
| 75
|
Длина, мм
| 8780
| 8960
| 9130
|
Ширина, мм
| 2805
| 2885
| 2885
|
Высота, мм
| 2915
| 3100
| 2880
|
База по крайним осям, мм
| 5750
| 6050
| 6050
|
Колея, мм
| 2150
| 2200
| 2200
|
Дорожный просвет, мм
| 475
| 500
| 500
|
Наибольший угол подъема, град
| 30
| 15
| 23
|
Преодолеваемый брод, м
| 1,3
| 1,0
| 1,0
|
Скорость, км/ч
| 60
| 55
| 60
|
Контрольный расход топлива, л/100 км
| 75
| 125
| 125
|
Запас топлива, л
| 700
| 840
| 840
|
Мощность двигателя: л. с.
| 375
| 525
| 525
|
кВт
| 276
| 386
| 386
|
Число об/мин
| 1650
| 2100
| 2100
|
Примечание. Масса буксируемого прицепа дана для дорог с твердым покрытием. Для седельного тягача указана полная масса буксируемого им полуприцепа.
авточтиво, досье «За рулем»
Тэги:
<<за,
авточтиво,
досье,
рулем>>
Четырехосные вездеходы
2011-07-14 08:57:13
... )
Снежная целина и глубокий песок, жидкая грязь и болотистая почва — то, что входит в понятие — «бездорожье», не страшно гусеничным машинам, танкам, бронетранспортерам и тягачам. Их сильной стороной является большая площадь опоры, а значит, и малое удельное давление на грунт, хорошая приспособленность к движению по сильно пересеченной местности. И все же для марш-бросков на несколько сотен километров, для перевозок личного состава и боевой техники на дальние расстояния предпочтительнее колесные машины. Они обладают большой скоростью, их ходовая часть менее подвержена износу, однако недостаточно высокая проходимость из-за высокого удельного давления на почву долго оставалась слабым местом колесных машин.
В начале тридцатых годов в армиях многих стран получили широкое распространение трехосные грузовики (у нас, например, ГАЗ-ААА и ЗИС-6), у которых нагрузка на все колеса уже была примерно одинаковой. Следующим шагом в повышении проходимости колесных машин явилось применение привода на все оси. В частности, такую конструкцию имели грузовики «Студебекер». Но им был свойствен недостаток — двускатные задние колеса, двигаясь по следу передних (односкатных) и прокладывая в глубоком песке или снегу уширенную колею, создавали дополнительное сопротивление движению. Правда, в то время уже появились и первые грузовики («Додж», «Бедфорд») с одинаковой шириной колеи всех колес и односкатными шинами. Эта конструкция в 50-х годах получила широкое распространение (ГАЗ-63, ЗИЛ-157К).
Тем не менее, чтобы расширить диапазон применения автомобилей такого типа, пришлось пойти на дальнейшие конструктивные усовершенствования. Централизованная система изменения давления воздуха в шинах («Урал-375», ЗИЛ-131) позволяет двигаться по топкому или рыхлому грунту и сохранять возможность следовать на высокой скорости по шоссейным дорогам.
Много помогло повышению проходимости колесных машин внедрение широкопрофильных шин, независимой подвески колес, самоблокирующих дифференциалов, колесных редукторов для повышения дорожного просвета.
Сегодня армии нужны мощные тягачи и транспортные машины, способные буксировать тяжелые артиллерийские системы, специальные прицепы с боевой техникой. На марше, двигаясь в колонне более быстроходных и легких машин, обладающих высокой проходимостью, они не должны сдерживать общего темпа.
В этих условиях стали незаменимыми колесные машины большой грузоподъемности уже не с тремя, а с четырьмя осями. Это «высшая форма» автомобилей высокой проходимости, в которых нашли воплощение все испытанные конструктивные решения (о них сказано ранее). Современные восьмиколесные тягачи и грузовики по проходимости не уступают гусеничным машинам, обладают высокой надежностью, пригодны для эксплуатации в любое время года и суток, в различных климатических зонах.
МАЗ-543 - представитель восьмиколесных вездеходов.
Представителями этой группы автомобилей с колесной формулой 8x8 являются МАЗ-535А, МАЗ-543, ЗИЛ-135, БАЗ-135Л4 и «Татра-813».
Среди них можно выделить представителей двух компоновочных схем, каждая из которых имеет свои достоинства. Одни, как например, МАЗ-535A и «Татра-813», имеют классическую, центральную, схему размещения агрегатов трансмиссии. От двигателя через коробку передач и раздаточную коробку крутящий момент передается на центральный, или главный, дифференциал, который распределяет его между передней и задней парами осей (см. рисунок). Каждая из осей может попасть на участок грунта с низким сцеплением, в то время как другие будут уверенно «тянуть». Эта ось окажется нагруженной крутящим моментом, который практически не будет использоваться, но станет источником нежелательных механических потерь в трансмиссии. Вот почему в силовую передачу включены два межосевых дифференциала. Кроме того, каждая пара колес снабжена межколесным дифференциалом, так что общее число этих механизмов в машине составляет семь.
Однако, как известно, если одно из колес, связанных дифференциалом, потеряет оцепление с почвой и начнет буксовать, то передача крутящего момента на другое прекратится. Конструкторы поэтому позаботились, чтобы любой из межколесных дифференциалов можно было блокировать. На «Татре-813», например, это делает водитель при помощи дистанционной электро-пневматической системы. На МАЗ-535А шесть дифференциалов самоблокирующие и лишь главный блокируется водителем в зависимости от дорожных условий.
Компоновка и схема трансмиссии грузовика «Татра-813» типа 8x8.
Обе машины снабжены независимой (на торсионах у МАЗ-535А и на рессорах у «Татры-813») подвеской всех восьми колес с одинаковой колеей. Центральная система регулирования давления воздуха позволяет снижать давление в шинах с 4,0 до 0,8 кг/см2 у «Татра-813» или с 2,5 до 0,7 кг/см2 у МАЗ-535А.
Иная компоновочная (так называемая бортовая) схема применена в трансмиссии ЗИЛ-135. Здесь все колеса одного борта приводятся во вращение от самостоятельного двигателя (ЗИЛ-375) через отдельную коробку передач, раздаточные коробки и бортовые редукторы. Здесь нет нужды в межколесных дифференциалах, поскольку двигатель каждого борта независимо от «соседа» приспосабливается к изменению числа оборотов.
ЗИЛ-135, не уступающий по проходимости гусеничным машинам.
Сравнивая ЗИЛ-135 с другими машинами, видим, что у него независимо подвешены лишь первая и четвертая пары колес. Если на машинах МАЗ-535А и «Татра-813» поворотными являются две передние пары колес, то на ЗИЛ-135 управляемые — первая и последняя. Поскольку все эти машины отличаются значительным весом — они приспособлены для буксировки прицепов до 50 тонн — на них установлены гидравлические усилители руля, мощные тормоза. Нередко автомобили такого типа оборудуют самовытаскивателями, лебедками с тяговым усилием до 22 тонн («Татра-813»).
Предпусковые подогреватели, эффективная система отопления и вентиляции и другие устройства позволяют эксплуатировать машины в диапазоне температур от 40—50 градусов холода до 40—50 градусов жары. Мощные воздушные и масляные фильтры, раздельный привод тормозов, дублирующие и сигнальные устройства обеспечивают высокую надежность и живучесть их агрегатов.
По своему назначению сухопутные четырехосные автомобили типа 8x8 универсальны. Они приспособлены для выполнения широкого круга задач. Их можно использовать для самых различных нужд не только в армии, но и в народном хозяйстве.
Л. ШУГУРОВ, инженер («За рулем» №2, 1970)
авточтиво, досье «За рулем»