2016-11-07 17:46:29
Вопрос: Что означает: "Сколько угодно душе твоей можешь резать и есть мясо; нечистый и чистый могут ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Вопрос: Что означает: "Сколько угодно душе твоей можешь резать и есть мясо; нечистый и чистый могут есть это, как оленя и как барана"? Ответ: Мясо символизирует получение света Хохма в настоящее желание получать – то, что человек поглощает своими самыми эгоистическими желаниями, но ради отдачи. Олень и баран – это животные, которых можно убивать не […]
2016-11-07 17:45:22
Вопрос: Насколько я понимаю, есть желание, и есть наслаждение, и само наслаждение гасит желание. ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Вопрос: Насколько я понимаю, есть желание, и есть наслаждение, и само наслаждение гасит желание. Каббала – это методика, которая предлагает поставить между наслаждением и желанием какой-то резистор (сопротивление), чтобы одно не гасило другое. Что является этим резистором? Ответ: Намерение действовать на отдачу, а не ради себя. Когда я наслаждаюсь тем, что наслаждаю других. А другие […]
2016-11-07 17:44:43
Конгресс в Праге. Урок №1 Каббала дала начало множеству теорий, ведь еще древние философы Парацельс, ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Конгресс в Праге. Урок №1 Каббала дала начало множеству теорий, ведь еще древние философы Парацельс, Аристотель, Платон и другие писали, что взяли из нее истоки своих знаний. Об этом есть множество сведений. Каббала идет дальше философии, не останавливаясь на чисто теоретическом изучении происходящего. По мере того, как мы продвигаемся вперед и начинаем осознавать, что каббала […]
В статье «Что определяет наш духовный уровень?» мы писали о том, что линия духовного фронта не находится в застывшем состоянии, она постоянно изменяется.
Три основных фактора определяют, где проходит линия фронта:
1) сознание;
2) привычка;
3) окружение.
Постараемся прояснить каждый из них.
Сознание подобно фонарям, которые освещают нам путь
Постараемся объяснить этот фактор на основе следующей выдуманной истории.
Один деревенский парень, ни разу в жизни не покидавший своей родной деревни, страстно мечтал побывать в городе. Он слышал множество рассказов о небывалых чудесах и удовольствиях городской жизни, которые нельзя даже вообразить в деревне. И еще он слышал, что в городе ничего не бывает бесплатно, за все удовольствия надо платить, поэтому он решил год экономить на всем, чем можно, скопить деньжат и выбраться в город, посмотреть чудеса.
Вот, наконец, он накопил приличную сумму и отправился в город. Поразмышляв, он решил захватить с собой фонарь, чтобы как можно лучше разглядеть чудеса и рассказать о них «бедной деревенщине» – односельчанам, у которых нет шанса выбраться в город.
Сказано – сделано, и вот наш герой уже в городе. Он идет по улице и смотрит по сторонам в поисках чудес. Конечно, всё совсем не так как в деревне, но пока еще на настоящие чудеса не похоже. И тут он видит очередь. О! Очередь – значит, что-то интересное. Он подходит к очереди и расспрашивает, за каким таким удовольствием выстроился такой длинный хвост. Оказалось, это очередь в кинотеатр. Наш молодой человек никогда не слышал такого слова и понял – вот оно, чудо! Он купил билет, прошел в зал и устроился поудобнее на своем месте в ожидании чуда. Тут в зале погас свет, а на стене появились дома, машины, люди, всё это двигались, издавало звуки, люди разговаривали. Молодой человек включил фонарь и направил его на экран. Изображение на экране исчезло, а зрители зашикали на него, требуя выключить фонарь. «Ну уж нет, вы меня не проведете, я хочу получше рассмотреть эти чудесные картинки», – отвечал молодой человек публике. «Глупец, эти чудесные картинки видимы только в темноте, чем меньше света в зале, тем лучше они видны!» – отвечали ему из зала.
Эта история демонстрирует силу ецер ѓа ра – его сила действует в духовной темноте и отсутствии знаний. Подобно тому как при свете нет места для иллюзий и невозможно «обмануть» человека, также у дурного начала нет возможности соблазнить человека, когда он явно понимает и осознает истинную сущность мира.
И так пишет Рамхаль («Дерех Эц Хаим»): «Если бы знание об истине было бы просторно и прочно бы крепилось в сердце людей, они не только не грешили бы, но ецер ѓа-ра даже не приближался к ним».
Изучая Тору и задумываясь над жизнью, мы сможем озарить свою жизнь светом мудрости и тем самым исправиться к лучшему. Привычка
Стих в книге Йешаяу (49, 9) гласит: «Сказать узникам: «Выходите!» и тем, кто во тьме: «Появитесь!»». Пишет Виленский Гаон, что тут есть намек на две тактики йецер ара: «тьма» (когда человек совершенно не знает, где истина) и «тюрьма» (человек знает, где истина, но ему тяжело не прислушиваться к соблазнам дурного начала, особенно если речь идет о страсти, к которой он очень привык). привычки - духовная тюрьма «Сказать узникам: выходите»
Зачастую, даже если человек знает, где истина, ему тяжело поменять свои привычки. И это по причине того, привычки считаются второй натурой; для многих поменять привычку подобно смерти.
Каким же образом возможно «выйти из заключения» злых привычек?
Это возможно посредством добрых привычек. Если человек приучит себя делать добрые дела и вести себя мудро, он тем самым отдалится от злых привычек и, соответственно, изменится к лучшему.
Дополнительный совет, как избавиться от дурных привычек, мы находим в словах Рамбама (Законы образа жизни), который пишет:
«Как лечат (дурные привычки)? Тому, кто вспыльчив, говорят вести себя так, чтобы, даже если его бьют и проклинают, ничего не чувствовал; и должен вести себя так долгое время, пока не исчезнет вспыльчивость из его сердца. А если был гордецом — пусть ведет себя униженно, и держится ниже всех, и носит старые тряпки, унижающие надевающего их, и тому подобное, пока не уничтожит свою гордыню; затем пусть вернется к среднему пути, который является правильным — и когда вернется к среднему пути, пусть идет по нему все дни свои. И так же пусть поступает со всеми остальными качествами: если был удален до одной крайности — удалит себя до другой крайности, и ведет себя в соответствии с ней долгое время, пока не вернется к правильному пути, который является средним уровнем в каждом качестве».
Из этих слов мы учим, что, для того чтобы побороть дурные привычки, следует на некоторое время вдаться в противоположность, только после того, как тем самым мы освободимся от них, следует вернуться к «золотой середине». Окружение
ОкружениеСказал царь Соломон: «Идущий с мудрецами наберется мудрости, а дружащий с глупцами – ухудшится». Этими словами мудрейший из всех людей определил третий важный фактор, который оказывает на нас подавляющее влияние, и это – окружение. Окружение, в котором мы находимся, оказывает на нас, на наши мысли и поступки настолько сильное влияние, что практически нет возможности его окончательно избежать.
Рамбам (Законы об образе жизни, 6, 1) определяет этот фактор следующими словами: «В природе человека — подражать в образе жизни и действиях близким людям и друзьям и следовать обычаям своих соотечественников».
Каким образом мы сможем воспользоваться этим фактором, чтобы измениться к лучшему?
Ответ на этот вопрос мы также находим в словах Рамбама. В продолжении он пишет: «Поэтому обязан человек выбирать в друзья праведников и всегда быть среди мудрецов, чтобы учиться от их поступков, и отдаляться от грешащих, блуждающих во тьме, чтобы не научиться от них».
Находясь среди праведных людей, мы сможем стать лучше и праведнее.
Интересно привести мнение Рамбама, что стремиться к общению с мудрецами является повелительной заповедью Торы, ведь тем самым мы научимся их добрым делам. Рамбам пишет: «(Поскольку общаться с мудрецами является заповедь Торы), каждый человек должен стараться жениться на дочери знатока Торы, выдать свою дочь за знатока Торы, участвовать в трапезах со знатоками Торы, помогать им материально и всячески стараться с ними объединяться». Заключение
Теперь, когда мы знаем эти три фактора, которые оказывают на человека решающее влияние, мы сможем воспользоваться ими, чтобы постоянно улучаться только в лучшую строну.
2016-11-06 17:58:14
Вопрос: Почему женщина всегда всем недовольна? Что сделать, чтобы женщина была довольна и спокойна? ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Вопрос: Почему женщина всегда всем недовольна? Что сделать, чтобы женщина была довольна и спокойна? Ответ: У женщины в нашем мире есть очень мало объектов наполнения – в основном, это муж, семья, дети, внимание к ней. А есть ли у нее от этого какое-то удовлетворение? От мужа – бывает. От детей – до тех пор, пока […]