Смесь традиционно-британского с генетически-японским иногда дает в результате нечто удивительное. Кадзуо Исигуро - лауреат Букеровской премии, его книги включены в разные "лучшие" списки - и он действительно блестящий стилист и прекрасный писатель, умеющий найти новое, донести это новое, заставить задуматься и обрести новое уже в себе. Если вам не повезло прочесть "Не отпускай меня" до просмотра соответствующего фильма - сочувствую. Если вы прочитали в интернете и аннотацию и кучу рецензий, т.е. уже знаете сюжет - сочувствую. И тем, и другим вы сильно испортили себе удовольствие, примерно, как "убийца - сосед". А вот если вы ничего о книге не знаете - срочно покупайте, пока кто-нибудь вас не просвятил.
Потрясающая вещь, которую называют антиутопией, социальная фантастика с единственным допущением, психологическая драма с аллюзиями на классику, роман про любовь - все сразу. Повествование от лица тридцатилетней женщины, вспоминающей о детстве и юности в некоем элитном интернате - сразу погружение в атмосферу британского полузакрытого заведения и много-много таинственных намеков, которые станут понятными по мере прочтения и героям, и читателю. Прорисовка характеров очень яркая, при том, что характеры весьма и весьма расплывчатые, колеблющиеся между буддистским просветлением и инфантильностью, незрелостью, взрослые люди мыслят, как святые и как подростки одновременно. Конфликты, поиски - и полная капитуляция перед жестокой реальностью, никакой борьбы, положенной героям антиутопии, никаких попыток изменить несправедливую общественную систему, никаких революций, полное принятие. Честно признаюсь, это раздражает и вызывает частое желание запустить книгой с такими героями в стенку, но это и "цепляет", это и притягивает, это и отличает от других антиутопий, это и добавляет ощущения полной правдивости, реальности происходящего. И пугает сильнее, чем тема постядерного человечества, прячущегося в пещерах.
Моя оценка: 5+ (высшая точка психологизма)
Аннотация: Тридцатилетняя Кэти вспоминает свое детство в привилегированной школе Хейлшем, полное странных недомолвок, половинчатых откровений и подспудной угрозы. Это роман-притча, это история любви, дружбы и памяти, это предельное овеществление метафоры «служить всей жизнью».