Из книги «Еврейский ответ» Фараон приказал 2 повивальным бабкам убивать всех младенцев мужского пола сынов Израилевых. Что, в народе было всего 2 повитухи?
Ибн-Эзра в своём комментарии на Пятикнижие (Шмот 1:15) пишет, что обе повитухи, Шифра и Пуа, «главными были над всеми повитухами, потому что, без сомнения, было [там] более пятисот повитух, но эти две начальницами были над ними». Т.е. Шифра и Пуа отвечали за работу многочисленных повитух. Поэтому фараон приказал всем повитухам — через Шифру и Пуа — убивать всех еврейских младенцев мужского пола.
Так же объясняет этот стих и рав Эзра Дангур (главный раввин Багдада около 70 лет назад) в своей книге «Эдэй Заав». И добавляет, что «сами Шифра и Пуа занимались родовспоможением лишь в редких случаях, и слова “Но повитухи боялись Б-га…” (Шмот 1:17) относятся к рядовым повитухам, а не к Шифре и Пуа. Но фараон вызвал к себе только этих двух женщин, начальниц. И поскольку приказ был негласным, был тайно отдан лишь этим повитухам-начальницам — чтобы матери не поняли, что младенцев убивают намеренно, — фараон и спросил Шифру и Пуа (Шмот 1:18): “Для чего вы сделали это и оставляли детей в живых?”, — т.е. “Почему вы не повелели повитухам убивать детей?” На это ответили Шифра и Пуа (Шмот 1:19): “Прежде, чем придёт к ним повитуха, они рожают”. Они не сказали “Прежде, чем придём к ним мы…”. Из этих слов ясно, что речь идёт о рядовых повитухах, подчинённых Шифры и Пуа». источник: www.imrey.org
2017-01-03 21:14:33
... br />Религиозные евреи настаивали в ... ответ, что евреи должны заниматься ... мир. Светские евреи и даже ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Мы только что прошли через букет из Хануки и светского Нового года. Это дает нам хороший повод обсудить тему, совмещающую еврейские и мировые грани бытия. Я иногда в своих статьях писал о том, что еврейская мудрость может спасти человечество. Это сильное утверждение часто вызывало возражение с двух сторон.
Религиозные евреи настаивали в ответ, что евреи должны заниматься своими (внутренними) проблемами и негоже им «лезть на рожон» и спасать весь мир. Светские евреи и даже неевреи раздражались по другому поводу. Им кажется, что иудаизм — это чересчур архаичное «предприятие» и нехорошо новейшие вызовы пытаться решить с помощью «старинных» (ветхих) инструментов. Но сама Тора явно имеет другое мнение. В текущих главах говорится про еврея Йосефа, который реорганизует и спасает от голода Египет. Причем в этом сценарии явно видна воля Б-га. Сам Йосеф не был субъектом этой истории. В ее начале братья продают его в египетское рабство помимо его воли, а в конце истории Йосефа вызывают к фараону, где он получает возможность продемонстрировать свои еврейские способности во спасение государства. Более гибко мыслящие комментаторы видят в этом сюжете из Торы прототип роли еврея как кризис-менеджера государственного масштаба. Но для продвижения такого подхода необходимо научиться извлекать из еврейских ресурсов универсальные приемы, помогающие человечеству. Одним из них является талмудическое мышление. Не зря в Южной Корее Талмуд массово преподают в школах. Также многие юридические школы используют Талмуд для подготовки судебных специалистов. Одним из ключевых качеств Талмуда является обучение человека умению правильно задавать вопросы. Ключевые вопросы дают возможность видеть ситуацию с разных сторон и находить нетривиальные ответы. Очень перспективным является освоение ключевых каббалистических схем, в частности модели древа сфирот, «поиска искр» и др. Сложные системы очень эффективно анализируются именно с помощью модели древа сфирот. Сейчас мир входит в зону конфликтов между цивилизациями или большими культурами. Это и вторжение исламских беженцев в европейский мир, и конфликт украинской и российской моделей, каждая из которых содержит нетривиальные ресурсы. Мы видим два уровня анализа подобных конфликтов. Обыденное сознание тяготеет к одной из позиций, что вынуждает человека демонизировать оппонирующую позицию. Этот подход принадлежит к устаревшему мышлению. Согласно каббалистической теории «искр», любая цивилизация базируется на наборе «искр» (ценностей, моделей, подходов и др.). И согласно мнению мистиков, Всевышний в сегодняшнем мире целенаправленно создает ситуации «стычки» разных цивилизаций, чтобы заставить элиту человечества начать учиться мыслить на другом уровне. Кстати, еще одной ценностью таких «стычек» является возможность лучше понять себя — по контрасту с оппонентом. Интересно, что евразийская площадка может быть условно представлена как квадра из четырех вызовов: север — Россия, восток — Украина, запад — Западная Европа, юг — исламский мир. Этот квартет может предоставить нам четыре набора «искр», обладающих ценностью. И можно увидеть два метацентра этой квадры. Это внутренний центр в виде Израиля, который находится вблизи этих конфликтов как географически, так и ценностно. И это внешняя точка наблюдения в виде Америки, которая может наблюдать ситуацию как бы со стороны (из-за океана). Этот подход раскрывает нам доступ к новым знаниям и возможностям.
Пусть израильтяне празднуют "Сильвестр". Мы Советские Евреи отмечаем лель ха-седер Нови Год. Беня читает агаду:.Жидами мы были в земле советской..." Перечисляем 10 казней Советского Союза: поправка Джексона-Вэника, война в Афганистане, бойкот Олимпиады, гибель генсеков, Чернобыль, сухой закон, гласность, перестройка, обмен 25 и 50-рублевых купюр и ГКЧП. Потом ахилат симаним(поедание специальной пищи): Оливье, селедка под шубой, сервилат...Выпиваем 4 бокала шампанского. Самый младший Йони задает вопросы: " Почему во все дни мы едим разные салаты, а в эту ночь салат Оливье..."
2016-12-30 15:17:59
«Русский» израильтянин! Помни, что во избежание возгорания расстояние между новогодней ёлкой и ...
+ развернуть текстсохранённая копия
«Русский» израильтянин! Помни, что во избежание возгорания расстояние между новогодней ёлкой и праздничной ханукией должно составлять не менее 5 метров.