Однажды Гершеле заехал в городишко, где проживал некий богатый скаред, скупости своей нисколько не стеснявшийся.
Она же была такова, что в его дом гостей по субботам никогда не приглашали, а это, как известно, грех. Гершеле, поимев на своем веку дело с самыми разными людьми, поспорил, что прогостит у богача не только субботу, но и пару дней до нее.
— Не выйдет! — смеялись знавшие богача.
— Однако попробовать не мешает! — ответил Гершеле. — Достаньте-ка мне приличный кафтан, пару новых сапог и хороший чемодан, и я его проучу. Придете на готовое.
Ему всё принесли, а Гершеле между тем разведал, что богач по нескольку дней в неделю бывает в отлучке, но на субботу обязательно возвращается. В среду, узнав, что богач уехал, Гершеле явился к его жене. Та приветливостью тоже не отличалась и даже разговаривать с гостем не захотела. Однако Гершеле не отступался, так что ей пришлось его выслушать.
— Я купец. Еду из дальних мест, — сказал Гершеле. — Хочу повыгодней обделать одно дельце, разбогатеть на котором можно за день.
Хозяйка сразу — что за дельце и что значит за день разбогатеть? Нельзя ли подробнее? Как же! Купцы народ скрытный. С первым встречным о делах говорить не станут. Каждый же, не про вас будет сказано, только и ждет обмануть солидного человека! Нет-нет, при всем моем уважении…
Видя такую неуступчивость, женщина совсем потеряла голову. То на порог не пускала, а теперь чуть ли не тащит в дом, усаживает за стол, ставит разную еду, наливает рюмочку…
А Гершеле — как камень. Однако, подобрев от вина, как бы между прочим спрашивает:
— Не знаете ли вы случаем, сколько, к примеру, может стоить бриллиант величиной с этот вот стаканчик? — И сразу спохватывается: — Ладно! Забудем. Просто в городе мне сказали, что ваш муж — порядочный человек и в этом разбирается… Вот я и подумал…
Больше ничего можно было не говорить. Женщина уже не отходила ни на шаг. Гершеле стал собираться, а она его не отпускает. Не хватает еще, чтобы бриллиант попал в чужие руки!
А Гершеле объясняет:
— Мне же еще гостиницу искать…
— Какая гостиница? Оставайтесь у нас! Вы себя будете чувствовать как дома.
Еле уговорила.
До субботы Гершеле прожил на всем готовом. В пятницу вернулся хозяин, и жена сразу шепнула ему о госте и о деле, которое можно бы с приезжим сладить. Богач сразу стал его расспрашивать, но уже наступил вечер и Гершеле заметил: «Кто в субботу говорит о делах?» Против этого возразить было нечего, так что вечер субботы прошел за обильным столом и на следующий день все были тоже-в отменном настроении. После же вечерней молитвы хозяин тотчас обратился к Гершеле:
— Жена сказала, что вы интересовались ценой какого-то бриллианта. Нельзя ли взглянуть!
Гершеле пожал плечами:
— Она не поняла. Бриллианта у меня пока нет. Но подвернуться он может в любой день! Так что неплохо бы заранее знать цену. А поскольку вы специалист и порядочный человек, я к вам и пришел. В свою очередь обещаю: когда что-то этакое мне попадется, я сразу же дам вам знать…
Как-то великий композитор Джакомо Мейербер сказал обучавшейся у него молоденькой пианистке:
– ...
– Таки да. И ни капли не ...
общине Шром-Хадас ...
... прославился в
традиции созданием ... христианство отсоединилось от
корней. Можно ...
Выражение о евреях, которые несут свет народам в Хануку, имеет также и буквальный смысл. Мы выставляем в окна ханукальные светильники, и не только евреи, но и люди разных народов видят ханукальный свет, обращенный к миру.Тема евреев и диаспоры многозначна. Иногда вместо термина «диаспора» мы используем слова «галут» или «изгнание», и тогда это воспринимается как наказание. Но, с другой стороны, живя среди народов мира, евреи выполняют особую миссию.
В Торе есть сюжет, в котором Яаков во сне увидел лестницу, по которой движутся ангелы. В одном из мидрашей эти ангелы конкретизируются как четыре ангела империй, среди которых евреи жили в эпоху рассеяния. Эти империи — Вавилон, Персия, Грецияи Рим.
Есть разные толкования этого сюжета о видении Яакову четырех ангелов. Очень продуктивным является понимание того, что в каждой из империй у евреев были свои особые миссии и задачи. И на каждом этапе евреи создавали нечто важное.
Вавилон прославился в еврейской традиции созданием Вавилонского Талмуда. Это уникальный труд, содержащий не только великую мудрость, но и методику ее постижения с помощью особого стиля в виде споров мудрецов. Персия дала евреям праздник Пурим. Греция — праздник Хануку. С римским галутом процесс достижений не столь очевиден. Кстати, четвертый галут еще продолжается. Западный мир представляется, с еврейской точки зрения, наследником Рима, и евреи, живущие в странах Запада (в странах с преобладающей христианской доминантой), считаются живущими в римском галуте.
Можно ли сформировать список достижений евреев на четвертом этапе? Конечно, можно, но это требует аккуратности и большей тонкости в подходах.
Первый вариант ответа: ашкеназская культура дала еврейству огромное количество мудрецов во главе с Раши и книг. В эту эпоху в Европе возникли хасидизм и движение мусара, а также подход рава Гирша (Франкфурт, Германия), соединяющий иудаизм и научный взгляд на мир.
Второй вариант ответа: в последние двести лет евреи вносили вклад во многие научные, культурные, социальные и другие светские движения.
Третий вариант ответа: можно говорить о вкладе еврейства в духовное развитие западного мира. С большой аккуратностью мы можем сказать, что еврейство дало западному миру христианство (и сам Иисус был евреем). В дальнейшем (примерно при Павле) христианство отсоединилось от еврейских корней. Можно даже назвать христианскую религию «внебрачным детищем иудаизма». Но для мира это был бесценный вклад (при всех его побочных эффектах).
Есть мнение, что обе религии должны официально объявить о «семейном» — «родительско-дочернем» — статусе и сменить «мечи на орала», то есть вражду на мирное сотрудничество, особенно в свете исламской экспансии.
Четвертый вариант ответа: «еще не вечер», эпоха римско-христианской диаспоры еще не завершилась. Мы можем и даже должны создать еще нечто очень важное и для еврейства, и для человечества. Более того, есть интересный фактор: сейчас мы имеем и рассеяние евреев в западном мире, и уже возродившееся израильское присутствие евреев, то есть еврейство стало, условно говоря, двухполюсным — с центром и с периферией.
И Вавилонский Талмуд, и Пурим, и Ханука связаны и с Израилем тоже (христианство тоже родилось в Израиле). Поэтому возможно, что новым достижением будет нечто, что сможет включить в себя и Израиль, и западный мир, и евреев, и все человечество. И, зажигая ханукальные светильники, мы можем иметь в виду еврейский свет в мир и в мире.