СУККОТ - КЛЮЧИ К ВЗРОСЛОЙ РАДОСТИ (просто о сложном)
2015-09-24 19:36:39
... для газеты "
Еврейский Мир")
+ развернуть текст сохранённая копия
ПРОЕКТ "СВЕТ АВРААМА" ПРЕДСТАВЛЯЕТ:(статья для газеты "Еврейский Мир")После Йом-Кипура приходит Суккот.
Ключевая тема этого праздника - тема радости.
Поговорим о радости и о том, чему мы можем научиться из концепций Суккота.
Поводы к радости это очень разнообразная тема, разные люди могут радоваться разным вещам.
Есть простые виды радости – еда, отдых и др.
Тема Суккота подскажет нам более нетривиальные (ВЗРОСЛЫЕ) идеи радости.
Суккот входит в две связки:
Песах-Шавуот-Суккот.
Рош аШана-Йом Кипур-Суккот.
«ЭЛИТНЫЕ» РАДОСТИПервая связка может быть раскрыта через три ценности:
Свобода(Песах)-Мудрость(Шавуот)-Радость(Суккот).
Чему это нас учит?
Есть радость, требующая мудрости (или опыта).
Например, чтобы радоваться классической музыке - нужно в ней разбираться.
То же самое относится к живописи, к литературе и др.
Мудрость это те знания, которые помогают нам оценить "высокое искусство" и другие ценные вещи, например духовные аспекты бытия и умение радоваться им.
Какая роль свободы в этой связке?
Дело в том, что большинство людей не могут СВОБОДНО ВЫБРАТЬ для себя путь постижения "высокого искусства".
Их приземлённая часть личности будет сопротивляться и бунтовать.
Эти люди принадлежат к миру "массовой культуры".
Они не хотят "напрягаться" и "мучать" себя мудростью, так как масс-культурные радости доступны и понятны БЕЗ УСИЛИЙ.
То есть приземлённый человек находится в рабстве своей приземленности и путь через мудрость к высокой радости для них не свободен.
Как говорил классик "Рожденный ползать летать не может".
Добавим «штрих» к теме.
Раньше "высокое искусство" было также и почти недоступным для массовой аудитории.
Интернет создал уникальную ситуацию.
В бесплатном доступе через Интернет находится возможность приобщиться к «взрослым» формам искусства и духовности.
В youtube есть музыкальные и театральные материалов, оцифрованы картины музеев и тексты классиков.
Есть доступ к комментариям на Тору и к каббалистическими текстам (даже в переводе).
И поэтому оправдания про отсутствие доступа у людей сейчас нет и в самом маленьком городке можно смотреть и слушать, читать и изучать, радоваться и наслаждаться "высокими" радостями.
РАДОСТЬ ОТНОШЕНИЙВторая связка праздников может быть "расшифрована" следующим образом:
Осознание отношений(Рош аШана)-Очищение отношений(Йом Кипур)- Радость от исправленных отношений(Суккот).
Важной формой получения радости являются наши отношения: любовь, дружба, сотрудничество, партнёрство с другими людьми.
Триада праздников выражает идею ОТНОШЕНИЙ с Б-гом.
В Рош аШана - мы говорим "Б-г с нами" - как Царь, как Родитель, как Партнер.
Мы осознаём наличие отношений.
Но..... В отношениях существуют "подводные камни".
Мы нередко попадаем в конфликты в отношениях - и не "разруливаем" их.
Возникшие обиды (и другие вредные качества) "падают" на уровень подсознания и отравляют отношения помимо нашего осознания.
Расчистив эти «баррикады», мы получаем новый уровень радости в отношениях.
Иудаизм выстраивает эту модель по отношению к Б-гу.
Но мы должны научиться проработать эту модель в трех измерениях: к Б-гу, к Себе (что тоже важно), к другим людям.
Итак, мы имеем на базе Суккота две идеи освоения «продвинутых» форм радости жизни.
И этот опыт уместен не только для евреев, но является ценностью для всего человечества, даром евреев народам мира.
Желаем читателям в наступающем году приблизиться к освоению «высокой» радости и «очистить» и возвысить свои отношения с ближними.
авор текста: р. Меир Брук (США)
Тэги:
брук,
еврейский,
календарь,
меир,
мир,
суккот
Наш календарь
2015-09-24 14:51:13
... приблизились к апофеозу
еврейского календаря — ... их от
еврейской мудрости на основе ...
+ развернуть текст сохранённая копия
автор статьи: рав Меир Брук (США)
Мы приблизились к апофеозу еврейского календаря — празднику Йом Кипур.
Наш духовный календарь структурируется двумя способами. Шаббаты и рош-ходеши делят год на одинаковые фрагменты — на недели и месяцы. При этом сам период может по-разному соотноситься с выделенным днем. Так, например, есть три системы отсчета. По одной из них (самой популярной) — шаббат завершает неделю. Он как бы подводит итоги, позволяя нашему подсознанию «упаковать» недельный опыт в единый «блок».
Кстати, это немного напоминает сон, когда мозг не занят делами и освобождается для переосмысления прожитого дня.
В шаббат мы не работаем, и это дает подсознанию возможность осмысления. Вторая система расчета рассматривает шаббат как начало недели. Мы заряжаемся в шаббат духовной энергией и потом расходуем ее в течение недели. И наконец, есть третья система, по которой неделя начинается в среду, после трех дней шаббат становится центром недели, и потом проходит еще три будних дня после шаббата.
Это мы говорили о регулярных делениях календаря. Но есть и второй формат — специальные дни.
Есть пять основных дней из Торы — Рош Хашана, Йом Кипур, Песах, Шавуот и Суккот. Они делятся на два блока, причем Суккот входит в оба блока. Каждый праздник многомерный и в зависимости от зрелости и духовного уровня человека раскрывается несколькими измерениями.
Треугольник Песах — Шавуот — Суккот в «первом чтении» символизирует триаду: свобода — мудрость — радость. При этом все три категории очень многослойны, и мы можем ежегодно осваивать их более продвинутые версии.
Кстати, эти три концепции праздников связаны.
Свобода нужна для чего? В том числе для возможности свободного доступа к мудрости. Мудрость нужна для чего? В том числе для получения мудрой радости в жизни. Кстати, современные манипулятивные технологии создают очень мощные «лишатели» свободы — на ментальном уровне, загоняя человека в очень жесткую клетку восприятия реальности.
Многие советские евреи внутри себя содержат механизм, отталкивающий их от еврейской мудрости на основе накопленных стереотипов, предрассудков, и этот фактор также является несвободой. Как говорилось в перефразированном лозунге, Let my people know.
И наконец, интересующая нас триада праздников: Рош Хашана — Йом Кипур — Суккот. Кульминацией ее снова является Суккот и идея радости. Но уже в другом аспекте.
Мы рассматриваем Всевышнего как особо любящего нас и поэтому желающего нам радости. Но большинство людей имеют конфликты с Б-гом. Нам может помочь лучше понять это метафора. Сравним Б-га с родителем. У нас нередко бывают конфликты с родителями. Родитель хочет счастья своему ребенку, но мы, дети, не хотим принимать от них любовь к нам. Здесь похожая ситуация с Б-гом.
Первый праздник — Рош Хашана — это family reunion, первая «встреча» с Б-гом, и шофар знаменует эту встречу. Это напоминает сюжет картины «Возвращение блудного сына». Но, вернувшись к контакту, мы еще сохраняем в себе внутренние барьеры на психологическом и духовном уровнях.
«Зачисткой от баррикад» занимается Йом Кипур. Мы «пробиваем» барьеры и заторы, «разбираем баррикады», «проливаем свет» на «теневые происки». Кстати, «Изкор» в Йом Кипур — это параллель между памятью о родителях и связью с Б-гом. И как результат — мы не только ощущаем встречу с Б-гом, но и испытываем в праздник Суккот радость, которая вливается в нас из Источника Радости. Сука — это место радости встречи с Б-гом.
Сознательное проведение Йом Кипура — это очищение, трансформация и одухотворение еврея, восстановление связи с душой, и мы желаем читателям удостоиться этого.
Тэги:
брук,
еврейский,
йом,
календарь,
кипур,
меир
раби Хия Агадоль
2015-09-23 00:37:43
+ развернуть текст сохранённая копия
Раби Хия стал ближайшим сотрудником р. Йегуды в изучении Торы и постоянным оппонентом. Алахические дискуссии между ними приведены в целом ряде трактатов Талмуда
Раби Хия (в Иерусалимском Талмуде назван «раби Хия Агадоль») — ближайший ученик р. Йеуды Анаси; собиратель и редактор барайт, составивших основу Талмуда.
Происходил из рода Шимы, брата царя Давида (Ктубот 62б).
Родился в Вавилонии, недалеко от г. Суры (Санхедрин 5а). Переехал в Землю Израиляуже зрелым знатоком Торы, с женой и двумя взрослыми сыновьями (Седер адорот).
В Талмуде сказано: «В древности, когда Тора стала забываться в Земле Израиля, пришел Эзра из Вавилона и вознес ее на прежнюю высоту. Когда Тора снова стала забываться в народе, пришел Гилель из Вавилона и вознес ее на прежнюю высоту. Снова стала забываться — пришли раби Хия и его сыновья и подняли Тору на прежнюю высоту» (Сукка 20а).
Совершенствовался в постижении Торы вместе с р. Йеудой Анаси, главой Санхедрина. Раби Хия стал талмид-хавером р. Йеуды — его ближайшим сотрудником в изучении Торы и постоянным оппонентом: алахические дискуссии между ними приведены в целом ряде трактатов Талмуда (Нида 14б, ИТ Пеа 8:4; см. Седер адорот).
Раби Хия явился связующим звеном между двумя эпохами: он на равных спорил со своими старшими современниками — мудрецами Мишны (Бава меция 5а), и вместе с тем Талмуд приводит его законодательную полемику с мудрецами новой эпохи.
Раби Хия и его ученик р. Ошая (см.) собрали и отредактировали многочисленные барайты — законы, не вошедшие в кодекс Мишны, — и как утверждается в Талмуде (Хулин 141аб), абсолютным авторитетом и достоверностью обладают лишь те барайты, которые отредактированы ими. По ряду мнений (Рамбам, Предисловие к разделу Зераим; Абарбанель, Предисловие к Нахалат авот), р. Хия и р. Ошая завершили также составление Тосефты.
Ближайшим учеником р. Хии был Рав (см.), глава мудрецов Вавилонии (Хулин 110а). Талмуд говорит: «Раби был гигантом своего поколения, а раби Хия дорос до его плеча; раби Хия был гигантом своего поколения, а Рав дорос до его плеча» (Нида 24б).
В мидраше раби Хия назван «великим и святым человеком» (Берешит раба 33:3) — он был настолько праведен, что в течение многих лет ангел смерти не мог даже приблизиться к нему. В Талмуде рассказывается, что однажды ангел смерти облачился в покровы бедняка и, постучавшись в дверь р. Хии, жалобно попросил: «Вынеси мне хлеба!». Р. Хия поспешил выполнить его просьбу. Сказал ему ангел смерти: «Если ты уж так сострадателен к беднякам, почему ты не жалеешь меня — ведь я уже столько лет не могу выполнить свое поручение». И Р. Хия сжалился над ним (Моэд катан 28а).
Он похоронен в Тверии, у ворот старого города; в той же пещере, справа и слева от него, погребены его сыновья — Йеуда и Хизкия (Седер адорот).
С разрешения издательства Швут Ами
Тэги:
<<еврейские,
александр,
биографии,
брайта,
кац,
мишна,
мудрецы>>,
рав,
раввинов,
талмуд,
темы:,
цикла
Купите у себя…
2015-09-22 21:53:06
Большой модерированный бесплатный каталог бесплатных онлайн игр для девочек. Очень много игр на ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Большой модерированный бесплатный каталог бесплатных онлайн игр для девочек. Очень много игр на логику и обучение, чобы легко познавать мир и учиться в школе.
Купите у себя...Зима. Снег. Мороз. Лавочники у своих лавок топают сапогами, пытаясь согреться. Лавочницы сидят в дверях, держа ноги возле горшков с горячими углями.
На улице пусто, покупателей нет. Гершеле, удрав от жены, причитавшей все время по поводу голодных детишек, направляется через рыночную площадь в молельный дом.
— Что желаете купить? — зазывают лавочницы, полагая, что он покупатель.
Гершеле останавливается, замечает, что у одной течет из носу и спрашивает:
— Чем торгуете?
— Чем душе угодно!
— И носовыми платками?
— А как же, — с достоинством отвечает лавочница.
— Тогда, — говорит Гершеле, — сделайте одолжение, купите сами у себя носовой платочек и утрите, будьте так добры, нос…
—-
Дубина из далека
На большой нарядной подводе ехала свадьба: молодожены, родители невесты, шаферы и друзья. Жених был не из местных и хотя до седьмого колена из знаменитого рода, дурак невероятный. На подводе находился и Гершеле — родители невесты позвали его веселить гостей.
Гершеле сразу все про жениха понял и огорчился за невесту. Но его совета не спрашивали — происхождение жениха заморочило всем головы.
Вдруг, как это случается в дороге, сломалось дышло. Возница отправился в лес, долго не появлялся и, наконец, притащив жердину, кое-как приладил ее, чтоб доехать до ближайшего села. Отец невесты рассердился, что дорога затягивается, и набросился на возницу:
— Так далеко ты ходил искать дышло?
— А почему бы нет? — вмешался Гершеле. — Вы же издалека привезли дубину! — И показал на жениха.
—-
Как не упасть с коня
Проходя однажды мимо помещичьего фольварка и видя, что помещику подают дорожный плащ и хлыст, Гершеле остановился поглядеть, каков из помещика наездник.
Вывели из конюшни коня, помещик сел в седло, но конь был норовистый и сбросил всадника. Гершеле вздохнул и покачал головой. Помещик обиделся.
— Ты чего головой качаешь?
— Видите ли, ваше благородие, я бы с коня не упал.
— Такой ты хороший наездник?
— Я? Что вы!
— Тогда почему же?
— А я бы и не сел на него…
Тэги:
анекдоты,
гершеле,
девочек,
евреи,
еврейские,
игры,
острополер
ЕДА ПЕРЕД ЙОМ-КИППУР
2015-09-22 11:35:13
В преддверии Йом киппур нам вменено в обязанность — из Торы — есть и пить. То есть, в этот вторник ...
+ развернуть текст сохранённая копия
В преддверии Йом киппур нам вменено в обязанность — из Торы — есть и пить. То есть, в этот вторник кушать — мицва, а не просто полдник.
И, конечно же, мицва засчитывается только тому, кто имеет в виду, что вот сейчас выполняет волю Творца. А кто забыл, тот не выполнил. Абыдна.
Поэтому есть смысл сделать себе напоминалочку, или в телефоне, или на бумаге, чтобы в глаза бросалось.
Эта заповедь не дана в Торе прямым текстом, она учится Талмудом из противоречия: в одном месте Тора велит поститься 9 и 10 тишрея, а в другом — только десятого. И решается это противоречие так: тот, кто ел девятого, говорит Талмуд, тому засчитывается, как-будто он постился девятого и десятого! То есть, наша еда девятого равноценна посту!
Это сложно понять; что, Тора нас так мотивирует, чтобы обязательно покушали перед суточной голодовкой? Тора — первая «а-идише мамэ» «Ещёложечку»? В принципе, у нас и своей мотивации через край.
Подумалось мне, что здесь таится нечто большее. Что эта еда девятого тишрея не только равноценна, но и сама ТОЖЕ ПОСТ. ...У евреев же всё особенное, вот и пост у нас может быть в виде еды без ограничений. Почему пост? Ну, судя по описаниям того страха перед грядущим Судным днем, какие можно прочитать в мемуарах евреев живших сто-двести лет назад, вполне можно представить себе, насколько девятого тишрея «кусок не лезет в горло» от страха. И еда не в радость, даже в тягость. ...Ясен пень, мы уже далеки от таких эмоций, увы, но были, были раньше другие евреи.
Этим же можно объяснить и требование Талмуда исповедоваться в грехах (Б-гу, не раввину) перед специальной девятитишрейной трапезой. Талмуд пишет, что это из опасения, что, мол, есть шанс подавиться во время еды (человек же пребывает в страхе перед ЙК, помните?), и еврей, не дай бог, умрет не покаявшимся. Объяснение непонятно: тогда стоит каяться каждый день перед сном, да и вообще почаще; а то неровен час... Однако, если вот эта еда — сама считается постом, становится понятно: раскаяние — неотъемлемая часть поста Йом киппура, а девятое, таким образом, его первый день из двух!
...Есть мнение, что в этот день так мало слихот, чтобы напомнить нам об обязанности есть и пить. Такие напоминалки встречаются в алахе. К примеру, в рош ходеш к чтению свитка Торы выходят четверо, хотя, казалось бы, все работы разрешены, как в будни. (Чем больше работ запрещено в этот день, тем больше количество вызываемых) И Йаавец пишет, что это дабы напомнить мужчинам о том, что у женщин есть обычай не работать в рош ходеш. И т.п.
Короче, кушайте, пейте, помните о том, что это мицва. И для женщин, по части мнений. (С одной стороны, связано со временем, но с другой — поститься же всем надо в ЙК)
Тэги:
еврейский,
еда,
йом-кипур,
календарь,
мицва,
пить,
пост