Дежурный анекдот
2014-12-26 11:30:23
У Зильберманов гости. Все приходят в восторг от нового рояля.
— О, должно быть, ваши ...
+ развернуть текст сохранённая копия
У Зильберманов гости. Все приходят в восторг от нового рояля.
— О, должно быть, ваши очаровательные дочки играют на нем в четыре руки? — спрашивает кто-то из гостей.
— В четыре руки?! — возмущенно кричит хозяйка дома. — Слава Б-гу, мы не обезьяны!
Тэги:
анекдоты,
еврейские,
юмор
Дальше живите сами / This Is Where I Leave You
2014-12-25 12:33:36
...
Описание.
Еврейская семья, которая не ... ), под чрезмерной опекой
еврейской мамы.
+ развернуть текст сохранённая копия
Год выпуска: 2014
Страна: США
Жанр: драма, комедия
Продолжительность: 01:43:18
Перевод: Профессиональный (многоголосый, закадровый)
Cубтитры: нет
Режиссер: Шон Леви / Shawn Levy
В ролях: Джейсон Бейтман, Тина Фей, Адам Драйвер, Роуз Бирн, Кори Столл, Кэтрин Хан, Конни Бриттон, Тимоти Олифант, Дэкс Шепард, Джейн Фонда
Описание. Еврейская семья, которая не особо привыкла соблюдать традиции своей веры, вынуждена выполнить последнее желание своего отца — им нужно будет провести вместе период траура, целую неделю, и решить свои проблемы. Четверо взрослых братьев и сестер, изрядно побитых взрослой жизнью, вынуждены вернуться в свое детство домой. Им предстоит опять жить вместе под одной крышей в течение семи дней траура (шивы), под чрезмерной опекой еврейской мамы.
Трейлер:
свадьба в морском стиле или как правильно организовать и оформить свадьбу...
Тэги:
драма,
евреи,
еврейские,
комедия,
свадьба,
фильмы
Сказки о ворах
2014-12-24 14:11:13
+ развернуть текст сохранённая копия
Безвинно сидит
Один вор отсидел в тюрьме шесть лет. Вернувшись домой, он застал жену с десятимесячным ребенком на руках. Ребенок был очень слаб и спустя две недели тихо угас.
Умер ребенок, похоронил его наш вор, пришел домой, согласно закону сел “шиве” и заметил со вздохом:
— Я в своей жизни много раз сидел, но так безвинно, как сейчас, впервые.
Виноват врач
Один богач однажды в пятницу привел с собой из синагоги ойраха. Во время трапезы хозяин увидел, что ойрах потихоньку положил себе в карман серебряную ложку, но сделал вид, будто ничего не заметил. Через час гость положил в карман вторую ложку. Тут хозяин не выдержал и сделал ему замечание. Но вор не смутился и сказал:
— Видите ли, балебос, у меня, не про вас будь сказано, такая желудочная болезнь, что врач велел мне принимать каждый час по столовой ложке.
Поймали вора
Поймали однажды вора и стали его избивать. Бьют и приговаривают:
— Погоди, мы тебе покажем, как воровать!
Вор говорит:
— Этого-то мне и надо, чтобы вы показали, как воровать.
Я, наверное, плохой вор, иначе не попался бы.
Воровской интерес
Однажды спросили вора:
— Тебя так часто бьют. Какой тебе интерес воровать?
Вор ответил:
— Если бы меня так часто не били, то воровской промысел стал бы убыточным, потому что все взялись бы за воровство.
Тем более
Вора как-то спросили: почему он залезает в чужой карман? Он ответил:
— Посудите сами: если в мой карман, куда чужому залезать нельзя, мне можно, то в чужой карман, куда чужому сунуть руку можно, мне можно тем более.
Молитва вора
Спросили вора: дескать, в Йом Кипур, когда все евреи молятся о пропитании для себя и своих детей, о чем молится он, вор? И вор, улыбнувшись, ответил:
— Так как в Йом Кипур на Небесах подписывается участь всякого, в том числе утверждается список тех, кому в предстоящем году суждено быть обворованным, я молю Бога, чтобы все эти кражи дано было совершить мне.
Мицва и кража
У одной еврейки выпал кошелек. Шедший за ней человек поднял кошелек, отдал его женщине, потом, продолжая за ней идти и улучив удобную минуту, украл у нее тот же самый кошелек.
Люди, видевшие это, спросили с удивлением:
— Почему это, Мойше, вы поначалу вернули ей кошелек, а потом все-таки украли его?
На что вор ответил так:
— Понимаете ли, возвращение потерянного — это мицва. Если мне случается исполнить мицву — я делаю это с радостью. Ну, а воровство — моя профессия. Одно другому мешать не должно.Рустам Улубаев говорит, что проблемный актив "очистили" выходцы из петербургской компании. Это надо знать!
Тэги:
вор,
евреи,
еврейские,
народные,
рассказы,
сказки
Восемь свечей Хануки как восемь уровней осмысления праздника
2014-12-23 22:40:01
... . Ей противостоит
еврейский монотеизм.
еврейских текстов частично был ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Ханука – праздник полный явных и скрытых смыслов, посланий евреям и народам мира. Каждый год нам хочется увидеть в этом празднике новые грани, смыслы, параллели с сегодняшними событиями. В последний день Хануки попробуем посмотреть на мир сквозь восемь ханукальных свечей.
Восемь свечей можно рассматривать и как восемь ступеней развития человека: от маленького ребенка до лидера мирового масштаба.
Свеча 1: Детская
Свеча 2: Военно-патриотическая (Подростковая)
Свеча 3: Ритуальная
Свеча 4: Храмовая (высший Храм, Храм внутри нас)
Свеча 5: Идентификационная («Мы – это не они»)
Свеча 6: Интеграционная («Мы берем лучшее от них»)
Свеча 7: Антикризисная («На ошибках учимся»)
Свеча 8: Лидерская
Восемь тем-свечей делятся на две группы (по четыре «свечи»-темы):
Первая группа – это классический мир еврейства с его темами, доступными большинству.
Вторая группа – это «пост-пост-модерн», работа «по-взрослому», в рамках которой еврейский взгляд становится:
1) уместным для народов мира;
2) обогащенным мудростью народов мира;
3) защищенным от происков темных сил;
4) видна готовность взять ответственность за судьбы мира.
Свеча 1: Детская
Очень важно, чтобы из детства на нас смотрели позитивные и красивые, теплые и яркие сюжеты. Потом, будучи взрослыми, мы будем опираться на них, но не ограничивать себя только детским опытом.
В случае Хануки, это:
Наш «материальный» интерес к делу в виде хануке-гелт (в переводе с идиша «ханукальные деньги», на иврите — дмей Ханука), подарков, с помощью которых взрослые поддерживают наш интерес к теме.
Кстати, даже при советском режиме многие дедушки и бабушки давали Хануке-гелт своим внукам. Это было в том числе безопасно, так как не имело ярко выраженных еврейских атрибутов, и ребенок не мог «заложить» доброго дедушку в попытке «разложить» внука религиозным опиумом.
«Вкусовые» спецэффекты. Взрослые косятся на суровые требования диет, исключая, в первую очередь, жирное и жареное, а ханукальное меню – именно таким и балует. Но дети еще могут себе позволить чистую радость от жареных в масле латкес и пончиков с повидлом... и пронести воспоминания об этой радости в своей памяти через всю жизнь.
«Эстетические» спецэффекты (привет от греков-эстетов). В Хануку всегда все устраивали концерты, так как это не праздник из Торы, когда нельзя включать электричество и есть другие ограничения. В Хануку всегда все ходили на такие мероприятия, запоминая артистов на сцене, а в антракте - пончики и латкес.
«Игровой» символ Хануки – вертящийся волчок, называемый «дрейд» или «савивон».
Ну и, наконец, главное воспоминание – свечи или масляные светильники на окне, когда внутри дома тепло и уютно, а за окном – холодно, хмуро и негостеприимно. Очень контрастная картина – живой огонек свечи на фоне сугробов и ветров. Идеальная картинка для «загрузки» в память ребенка.
Детская Ханука – это радость, свет, тепло, вкусно и монетки звенят в кармане. К сожалению, «советские» евреи детский этап недополучили, но мы сейчас можем дать его нашим детям...
Свеча 2: Военно-патриотическая (Подростковая)
Из всех еврейских праздников только Ханука имеет в себе военно-победный аспект. Вообще и для большинства самих евреев и для европейцев, среди которых жили и живут евреи, далеко не очевиден факт того, что евреи могут быть воинственными.
Дадим кратчайший обзор еврейского героизма.
Авраам ввязывается в мировую войну, чтобы высвободить племянника Лота, и побеждает в этой войне.
В городе Шхем происходит изнасилование дочери Яакова – Дины. Влюбленный в нее принц, сын начальника города, берет девушку силой. Шимон и Леви – братья Дины и сыновья Яакова – вырезают весь город (не без помощи хитрости), демонстрируя, что нельзя оставлять безнаказанным подобные происки.
Далее, будучи в рабстве, евреи растеряли свой пыл.
Во время выхода из Египта в роли великого полководца был ближайший ученик Моше – Йеошуа бин-Нун, который начал свою военную карьеру, сражаясь с амалекитянами, напавшими на евреев в пустыне. В дальнейшем, когда евреи вошли в Землю Израиля, Йеошуа возглавил всю военную операцию по изгнанию и уничтожению хананейцев.
В первую эпоху, до имперского периода истории, начавшегося с вавилонского изгнания, у евреев было немало героев. Самые яркие: пророчица Двора, организатор разгрома хананейцев, Шимшон (Самсон) – великий воин, Царь Давид – самый выдающийся полководец всех времен и народов (по совместительству – величайший поэт, автор-исполнитель своих псалмов).
Далее, началась эпоха, когда великие империи – Вавилон, Персия, Греция, Рим – владели почти всем миром, и Израиль стал провинцией в империи, потеряв государственность.
Евреи лишились репутации воинственного государства, но в частном порядке охотно воевали (часто, как наемники) в разных сражениях, и были весьма знамениты.
Ханукальный сюжет пробудил новое измерение боевого духа евреев.
Они боролись за саму возможность духовной самоидентификации. Греки, будучи народом с богатыми культурными традициями, обычно не навязывали силой свои ценности, их нравы мирным путем распространялись весьма эффективно и даже среди евреев было очень много эллинизировавшихся, привлеченных внешним блеском культуры эллинов.
Но тут «вмешался» Вс-вышний. Среди императоров греко-сирийского государства объявился религиозный фанатик, который решил силой навязать евреям греческий уклад и запретить еврейский образ жизни.
Это, конечно, плохо для евреев, что их заставляют отказаться от своего пути. Но в случае Хануки, к великому счастью евреев, они имели ярких вождей, семейство Хашмонаим, которые подняли народ на борьбу и победили греков, сохранив свои традиции и народное достоинство. К евреям вернулась вера в свои силы, они почувствовали поддержку Вс-вышнего.
В истории было множество чудес, приводивших евреев к победе. Ведь главный режиссер истории – Вс-вышний – знает, как развить сценарий в правильную сторону. Кстати, подобные чудеса помогли евреям победить и в наше время – в Шестидневную войну.
А что было между античностью и современностью?
Во времена Рима евреи были славными воинами, но Вс-вышний уже имел другой сценарий. И хотя героизм евреев был особенно ярко выражен (вспомним Массаду и восстание Бар-Кохбы) в борьбе с римлянами, но было суждено им проиграть в войне и отправиться в изгнание - галут, чтобы распространиться по миру и прославиться не воинскими доблестями, а чем-то более серьезным.
Евреи несли свет миру, но мир еще не был готов оценить свет, идущий от евреев. Почти две тысячи лет евреи в период активности христианской традиции в Европе усиленно принижались. Образ еврея превратился в слабого и беззащитного.
С одной стороны, евреев обижали дикие средневековые европейцы. С другой, христианская доктрина самоутверждалась за счет подавления еврейского духа, делала из еврея вечного «козла отпущения» и пытаясь стать «Новым Израилем», угнетала иудеев. Важно осознать, что до ХХ века евреи многие века свыкались с ролью униженных, а соседи евреев злоупотребляли этим положением.
ХХ век многое изменил в мире.
Что касается нашей темы, то стоит обратить внимание на две войны. В первой мировой войне евреи получили возможность воевать в обоих лагерях, и многие евреи совмещали чудеса героизма с еврейской смекалкой, прославившись как великие и мудрые воины.
Во второй мировой войне еврейский сценарий поменялся: фашизм развязал Холокост, но в антифашистской коалиции было множество евреев и, более того, у них появился объективный повод не просто воевать, а реально ненавидеть врага, что придавало их доблести еще больше героизма.
Многие из тех великих воинов стали костяком армии Израиля (ЦАХАЛ). Вс-вышний поддерживает нашу доблестную израильскую «военщину» и в современном мире: образ слабого и беззащитного еврея сменяется на образ израильтянина-воина.
Свеча 3: Ритуальная
Главное украшение Хануки - ритуал зажигания свечей.
В светском мире понятие ритуал было очень искажено. Ритуал в еврейской традиции – это инструмент взаимодействия между мирами – земным и Высшим. Ханукия и огонь ханукальных свечей - очень выразительны. Масло символизирует множество сакральных смыслов, включая идею Мошиаха (в переводе - помазанника [ритуальным маслом]).
Самые мощные возможности хранятся в мистических интерпретациях ритуалов.
Восемь свечей символизируют выход в бесконечность. Кстати, на языке математики бесконечность изображают как лежащую восьмерку.
С другой стороны, в каббалистической системе сфирот есть десять сфирот: из них семь считаются «приземленными», то есть более доступными нам, а начиная с восьмой сфиры – три верхние – принадлежат к Высшему миру, доступ к которому требует духовного опыта.
Свеча 4: Храмовая
Напомним, что духовная часть Хануки строится вокруг сюжета зажигания Меноры в Храме.
Когда греки захватили и осквернили Храм, они лишили его еврейской сущности. И когда евреи зажгли Менору с освященным маслом, они как бы заново оживили Храм.
Храм – как материальная реальность – остался в прошлом. Но как духовная концепция – существует в высшей реальности... Освящение Храма (ханукат а-байт) – возможность для каждого из нас раскрыть в себе новые горизонты – на фоне холодно-зимней ночи внешнего мира.
Изучая строение Храма, мы можем понять то, как мистики видят духовное устройство человека. Огонь и свет, идущие из Меноры, выражают, в том числе, суть и проявления души человека.
Храм – внутри нас.
Менора – внутри нас.
Масло – внутри нас.....
Свеча 5: Идентификация
Когда возникает духовный конфликт между системами, это позволяет глубже задуматься каждому носителю системы: что же нас определяет, чем мы отличаемся от наших оппонентов.
Именно Ханука дает нам повод задуматься о сути еврейского подхода к миру.
Что мы принесли миру? Что Вс-вышний вложил в понятие «еврейский народ»?
Интересно, что история говорит о двух этапах в греческом мировоззрении.
Первый этап - языческая Греция с множеством богов на Олимпе. Ей противостоит еврейский монотеизм.
Многобожие позволяет человеку оправдывать свои слабости, маневрируя между «интересами» богов.
Еврейский монотеизм имеет мощную этическую составляющую, которая освящена Б-гом и системой Заповедей, мы рассматриваем их как данные Вс-вышним и развитые нашими мудрецами.
С другой стороны, более поздняя Греция является родиной науки и логики.
И греки в своем мировоззрении не оставили места «чуду».
Мы же, евреи, верим в то, что Вс-вышний управляет миром и, хотя законы мира функционируют, Б-г себя не ограничивает законами. И чудо с ханукальным кувшинчиком с маслом символизирует мир, в котором есть место чуду и в котором разум не отменяет веру и выстраивание глубинных отношений со Вс-вышним.
Свеча 6: Интегральная («Мы берем лучшее от них»)
В первой половине ХХ века еврейская мудрость обогатилась подходом рава Кука, который разработал теоретическую методологию, позволяющую евреям черпать ценные инструменты у других систем, сохраняя свою идентичность.
Но сам процесс начался задолго до рава Кука.
Еврейский народ смог интегрировать множество греческих наработок, «откошеровывая» их и одухотворяя.
Согласно мнению исследователей, способ глубинного комментирования еврейских текстов частично был заимствован из греческих методов анализа текста, в частности, гомеровских творений; каббалистическая система сфирот была заимствована из греческой философско-мистической системы эманаций, разработанной неоплатониками, а Рамбам ввел в иудаизм логические подходы, взятые у Аристотеля.
При этом связь между подходами евреев и греков отражает благословение из Торы, данное сыновьям Ноаха. Сказано, что «Яфет (греки) будет жить в шатрах Шема (евреи)», то есть мудрость «греческого типа» станет ресурсом, развивающем еврейскую мудрость.
Свеча 7: Антикризисная («На ошибках учимся»)
Зрелые системы проходят в своем процессе развития через кризисы. Этот процесс стимулирует появление новых аспектов, а также требует умения защищаться от «происков» сил, злоупотребляющих ситуацией. В истории Хануки была масса поучительных моментов, изучая которые мы можем многому научиться.
Свеча 8: Лидерская
Для серьезных процессов очень важно наличие достойных лидеров. В истории Хануки семейство Хашмонаим и, в частности, Йегуда Маккаби являлись ярким примером лидеров, которые вели народ к победе. Лидер должен брать на себя ответственность за народ и за ситуацию. Он должен быть готовым к принятию неординарных решений. Ханука напоминает об этом.
Желаю всем читателям, чтобы свет Хануки одухотворил нас и помогал в течение всего года быть достойными людьми и достойными евреями.Меир Брук, Бруклин
Тэги:
еврейские,
прздники,
ханука
Рассказы о шадхенах
2014-12-21 19:16:14
+ развернуть текст сохранённая копия
Единственный недостаток
Шадхан пришел к одному холостяку сватать ему невесту.
— Позвольте, — сказал жених, — я ее знаю, она ведь хромая!
— Ну и что ж? — ответил шадхан. — Ведь это хорошо для вас.
Она не будет бегать за вами, не будет следить, куда вы ходите и где бываете.
— Но она ведь и подслеповата!
— Тем лучше — она не увидит, когда вы будете гулятьс другими женщинами.
— Но ведь она и глуховата!
— Это тоже большое достоинство — вы сможете говорить при ней все что захотите.
— Позвольте, но она, кажется, и немая!
— Это тоже неплохо — в доме будет полная тишина.
— Да, но у нее ведь падучая.
— Что да, то да, — согласился шадхан, — но что же вы хотите — чтоб у невесты все-таки не было ни одного недостатка?
Она хочет
Старый богатый вдовец вызвал к себе шадхана:
— Реб Лейб! Я вас пригласил ради сватовства.
— Ох, почему нет? У меня таки есть для вас порядочная женщина…
— Какая женщина? Мне нужна молодая девушка, и притом, чтоб она была красива!
— Молодая? Почему нет? У меня как раз для вас есть такая на примете. Красива как свет. Но я не знаю, сумеете ли вы ей доставить то, что она хочет.
— Пустяки. Я ей доставлю все, что она захочет. А что именно она хочет?
— Сейчас она молодая девушка, но хочет не позже, чем через год-два после свадьбы, стать молодой вдовой.
Нынешние девицы
Шадхан пришел к холостяку.
— Есть у меня для вас особенная девица.
— Не надо, — запротестовал холостяк, — знаю я нынешних девиц!
— О нет, вы ошибаетесь! — возразил шадхан. — Это девица не нынешняя, а сорокалетняя.
Иногда
Шадхан расхваливал девицу: и красива, и богата, и знатна, и скромна.
Сказал будущий жених:
— Все это хорошо, но я хочу знать, какие у нее недостатки. Ведь не бывает невест без недостатков.
Шадхан горячо похвалил жениха:
— Вот умница! Верно. Есть у невесты небольшой недостаток, но он проявляется только время от времени.
— Но все-таки, скажите, какой?
Шадхан осторожно кашлянул и сказал:
— Я слыхал, что иногда у нее бывают тяжелые роды.
Стоит ли сравнивать?
Шадхан предложил почтенному виленскому еврею невесту для сына из местечка Калинковичи. Выслушав восторженные похвалы шадхана, отец жениха решил сам съездить в Калинковичи, чтобы на месте убедиться в достоинствах невесты. Приехал. Расспросил одного уважаемого человека. Еще одного. Все говорят:
— Что вы! Она ведь гуляет со всеми врачами и всеми чиновниками нашего местечка!
Вернувшись в Вильно, отец жениха набросился на шадхана с упреками:
— Какая наглость — предлагать такую невесту моему сыну!
Шадхан медленно вынул табакерку, понюхал раз, другой и сказал примирительно:
— Что вы, реб Айзик, сравниваете Калинковичи с Вильно? Сколько в Калинковичах, прости Господи, чиновников и врачей?
Только доктора!
Дочь одного богача заупрямилась: она, мол, хочет в женихи только доктора! И каких он ей ни предлагал женихов, она одно заладила: доктора, и все тут.
Шадхан выбился из сил, подыскивая доктора.
Однажды он пришел сияющий: нашел для нее почти доктора — фельдшера. Услыхала это девица, скривилась и говорит:
— Нет! Только доктора!
Шадхан исчерпал весь запас доводов и наконец выдвинул последний, самый убедительный:
— Разве на лестницу поднимаются одним прыжком? Все делается постепенно: сначала надо выйти замуж за фельдшера, а затем, в добрый час, за доктора.Депиляция для мужчин москва Гигиена тела, очень важна для человека!
Тэги:
евреи,
еврейские,
народные,
рассказы,
сказки,
шадхен