Дни свободы и достоинства
2014-11-18 20:18:25
... то мне вспомнился
еврейский праздник свободы — ... ближайший по календарю
еврейский праздник достоинства ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Автор: M. Bruk
18.11.2014 10:24
У нас появилось несколько поводов снова обратиться к теме еврейско-украинских параллелей.
Тема в Интернете
В эти дни в Интернете открывается очень ценный сайт: www.jewishnews.com.ua, посвященный этой теме, который будет как освещать новостные события, так и давать аналитические обзоры.
Я получил приглашение вести на этом сайте религиозно-духовно-аналитическую страницу.
Скажу несколько слов о редакторе нового сайта. Это Юлия Эйдель — бывший главный редактор одного из моих самых любимых сайтов «Частный корреспондент» — www.chaskor.ru, который собирает очень интересные и глубокие статьи по темам из различных областей жизни и с которым сотрудничают очень хорошие авторы.
Сайт jewishnews.com.ua будет освещать не только украинский контент, но и различные еврейские реалии в разных частях мира.
Новый праздникНесколько дней назад президент Украины Петр Порошенко подписал указ об учреждении нового праздника для Украины, который будет отмечаться 21 ноября. Праздник этот — День достоинства и свободы.
Дата связана с началом майданных событий, когда первый раз украинцы вышли на Майдан, чтобы поддержать процесс движения Украины в Европу.
Как сообщил президент Украины, этот праздник посвящен двум Майданам — 2004 года (Оранжевая революция) и 2013–2014 годов, который привел к новым реалиям в стране.
Когда я услышал о новом празднике, у меня возникла в сознании интересная параллель. Так как этот день включает концепцию свободы, то мне вспомнился еврейский праздник свободы — Песах, а также ближайший по календарю еврейский праздник достоинства — Ханука.
У нас появилась ценная возможность провести параллели и пролить свет из одного контекста в другой.
В дни Хануки евреи боролись за свободу и независимость, а их главным врагом были греко-сирийцы под руководством Антиоха Эпифана.
Имя Эпифан означает «сумасшедший». Интересно, что эпитет, которым наградили греко-сирийцы своего царя, очень подходит к нынешнему российскому лидеру, который ведет себя не весьма адекватно с точки зрения мировой политики.
Когда, празднуя Хануку, мы говорим, что Всевышний дал победу малому народу над большим народом и т. д. — это очень напоминает также противостояние Украины и России и пожелание победы Украине в этой странной войне.
С другой стороны, наш праздник выхода на свободу — это Песах.
Сравнивая два праздника свободы — еврейский и украинский, я лучше понял суть праздника — это день, который помогает нам как народу сформировать свою идентичность.
Рассмотрим Песах. Евреи вышли на свободу из египетского рабства и стали независимым народом. В Песах у нас есть два важных и связанных ритуала: застолье — пасхальный седер и текст, который мы читаем во время седера, — Пасхальная агада.
Смысл ритуала седера и текста агады — помочь евреям в формировании идентичности через ритуал и через текст.
В тексте агады не упоминается имя Моше, но подчеркивается, что евреев из Египта вывел Б-г. Рождение народа в агаде связывается с Б-жественным Провидением вне упоминания личностей.
Украинцы могут создать свой «седер» и свою «агаду».
Уйти от прошлогоНам легко ругать украинцев, вспоминая их прегрешения прошлого. И поэтому нам тяжело искренне желать им светлого будущего, когда темное прошлое цепляет нас.
А теперь сравним ситуацию с описанием в Торе евреев перед Исходом из Египта.
Единственный (!) эпизод, который Тора выбрала (Шмот, 2:13–15) для описания «подвигов» евреев, — это сюжет, в котором два нечестивых еврея ссорятся и предают Моше, сообщая фараону о том, что Моше убил египтянина (спасая одного из них). То есть все «заслуги» евреев в Египте, найденные Торой, — это внутринародные разборки и предательство евреями будущего вождя. И несмотря на это, Всевышний выделяет евреев и строит для них «светлое будущее», невзирая на «темное прошлое».
Так же и мы не должны зацикливаться на прегрешениях украинцев в прошлом и можем искренне пожелать им построения достойной страны.
Кстати, мой коллега рав Тамир Зальцман недавно написал на украинском языке новый «Гимн Майдана», взяв музыку песни «Переведи меня через Майдан» и придумав очень позитивные, светлые и одухотворенные слова.
Вы можете найти исполнение этой песни через мою фейсбук-страницу.
Пожелаем лучшим представителям евреев и украинцев получить достойную страну (Израиль и Украину) и достойную жизнь.
Тэги:
брук,
еврейско-украинские,
меир,
параллели,
рав
Еврейские рассказы об эпикойресах
2014-11-16 16:45:50
- Галлерз.ру: фотография Пyтинa с коалой- такого вы ещё не видели! Мини блог — галерея последних ...
+ развернуть текст сохранённая копия
- Галлерз.ру: фотография Пyтинa с коалой- такого вы ещё не видели! Мини блог — галерея последних событий
Отец, сын и борода
Отец, благочестивый еврей, пишет сыну, живущему в большом городе: “Дорогой сын! Пуще всего береги свою бороду — символ благочестия, символ нашей веры״.
Прочитав письмо, сын сбрил бороду, вложил ее в конверт и написал отцу так: “Дорогой отец! Я очень занят и не могу как следует беречь бороду. Посылаю ее тебе. Ты ее сбережешь лучше, чем я”.
Благочестивый конь
— Он так благочестив, что по субботам не ведет никаких будничных разговоров.
Ему на это заметили:
— Тогда конь еще более благочестив — он не ведет никаких будничных разговоров даже в будни.
Отец в гробу
Некто выкрестился. Стали его укорять:
— Неужели вам отца покойного не стыдно? Он от позора, должно быть, перевернулся в гробу.
— Ничего, это пустяки. На днях должен выкреститься мой брат — тогда наш папа снова перевернется и ляжет как лежал.
Он боится
Одного эпикойреса спросили, почему он пугается, когда во время грозы грохочет гром и сверкает молния.
— Видите ли, — ответил он, — когда Господь Бог дал евреям Тору на горе Синай, Он это проделал под аккомпанемент грома и молний. Вот почему я боюсь. Я опасаюсь, как бы Бог не дал нам еще одной Торы.
Она шутит, а он толкается
Женщина переходила через речку по доске. Затрещала доска, чуть не упала женщина в воду, испугалась и обратилась к Меиру-чудотворцу:
— Если перейду благополучно через речку, подарю синагоге фунт свечей.
Дошла до середины, видит, что напрасны были опасения — доска надежная. Тут она и подумала: “Целый фунт свечей? А одной свечи тебе мало?”
Задумавшись, потеряла равновесие, снова чуть не свалилась и испуганно вскрикнула:
— Посмотрите-ка на него, на реб Меира! Я шучу, а он уже толкается!
Напомнил
Шел еврей в местечко Чортков. Идет и повторяет про себя наизусть Мишну. Вдруг остановился, стал вспоминать: куда же я иду? Забыл…
Встречает мужика и спрашивает:
— Не знаешь ли, куда я иду?
— А кто тебя знает, куда ты идешь?
Встречает другого мужика:
— Добрый человек! Может бьггь, ты знаешь, куда я иду?
— А Бог тебя знает, куда ты идешь?
Встречает еще одного мужика, снова спрашивает:
— А не скажешь ли, куда я иду?
— А черт тебя знает, куда ты идешь! — ответил тот сердито.
— Ай, спасибо! Правда, таки правда. Я иду в Чортков!
Я тоже бондарь
Некий хазан приехал в одно местечко. Но не понравилось людям, как он пел. По окончании молитвы подошел к хазану местный бондарь реб Арье и, протянув руку, сказал:
— Шолом алейхем.
— Алейхем шолом, — ответил хазан. — Кто вы такой?
— А я тоже бондарь, — ответил реб Арье.
Слабительное
У одного хасида ребенок заболел запором. Побежали мать и отец к цадику. Цадик велел хасиду читать псалмы. Прошло два дня, и ребенок выздоровел.
Через год ребенок вновь заболел. На этот раз поносом. Опять побежали отец и мать к цадику, и снова цадик велел читать псалмы.
Посмотрела мать на цадика с укором и удивлением:
— Ребе! Псалмы ведь — слабительное!
Лучший татарин
Заболел ребенок. Собрались к матери на совет ее подруги.
— Надо вызвать старого фельдшера, он — почти профессор, — сказала одна.
— Лучше позвать татарина. Так лечить детей, как он лечит, никто не может, — возразила другая.
— Только псалмы, — категорически сказала третья. — Из всех татар Господь Бог — лучший татарин.
Черт знает на что
Женщина пришла к цадику, уплатила рубль и стала жаловаться на бедность, уверяя, что она вместе с детьми умирает с голоду.
— Откуда же, — спрашивает цадик, — ты взяла рубль, чтоб уплатить мне?
— Что вам сказать, ребе? Вы ведь сами знаете: денег нет, а черт знает на что всегда найдутся.
Тэги:
евреи,
еврейские,
народные,
рассказы,
сказки
The Klezmer Goys — Street Tunes (2014)
2014-11-15 16:49:27
+ развернуть текст сохранённая копия
Год: 2014
Страна: США
Жанр: клезмер
Время альбома: 51 минута
Описание: Очень даже миленький дебютный альбом клезмерского дуэта из Нью-Йорка, кларнетиста и аккордеониста Kestrel Curro и Vito Sicurella — The Klezmer Goys — Street Tunes (2014).
А вдвойне приятней не только, что данным альбомом мы с вами вносим обновление в музыкальную рубрику нашего Еврофильма, но и также крайняя доброжелательность авторов альбома — на сайте бэнда можно совершенно бесплатно прослушать все треки диска. А также, практически за символическое вознаграждение, официально скачать данный альбом и слушать его когда угодно и где угодно :)
Впрочем, те кто не любят простых путей, всегда могут найти музыку на других ресурсах. К примеру, данный диск очень даже комфортно разметился на крупнейшем русскоязычном торрент-трекере. Так что, делов-то — всего ничего! А ниже вас ждёт удобное окошко прослушивания композиций альбома The Klezmer Goys — Street Tunes (2014) ;)
Треклист:
1. The klezmer goys — Purim nigun (4:25)
2. The klezmer goys — Shver un shviger (5:04)
3. The klezmer goys — Der gasn nigun (4:54)
4. The klezmer goys — Der heyser bulgar (4:06)
5. The klezmer goys — Kandel’s hora (6:59)
6. The klezmer goys — Odessa bulgarish (2:45)
7. The klezmer goys — Baym rebn’s sude (8:50)
8. The klezmer goys — Mazel tov (giora feidman tribute) (2:19)
9. The klezmer goys — Terk in amerika (6:51)
10. The klezmer goys — Hava nagila (4:40)массажные кровати Огромные скидки, покупайте сегодня!
Тэги:
еврейская,
клезмер,
музыка
Сказка про женские грехи
2014-11-13 17:19:24
... нашел, что если
еврейская женщина при выпечке ...
+ развернуть текст сохранённая копия
В одно местечко приехал проповедник, балдаршон, и все мужское население наслаждалось, слушая его умные проповеди, его находчивые замечания, смешные отступления и трогательные сравнения.
Пришли к балдаршону три женщины — жена раввина, жена даяна и жена шойхета — и говорят ему:
— Почему вы все время проповедуете мужчинам, разве наука только для них? А если вы думаете, что женщины не смогут вас отблагодарить, — вот вам вперед три полтинника.
Согласился балдаршон сказать проповедь женщинам.
В субботу после обеда собрались женщины в синагоге на верхней галерее. И балдаршон начал проповедь так:
— Расскажу вам историю. В одном местечке жила-была женщина. Жила-жила и умерла. Умерла и похоронили ее. На следующий день после погребения приходит к раввину шамес и говорит, что тело той еврейки выброшено из могилы. Стал раввин смотреть в Святые книги и нашел, что если еврейская женщина при выпечке хлеба не благословляет теста и не “берет халу”, то в наказание после смерти земля не принимает ее.
Что же делать с покойной? И раввин велел ее сжечь. Разложили около могилы костер и бросили тело в огонь. А оно не горит.
Начал раввин перелистывать Святые книги и нашел, что та женщина, видимо, преступала повеленье Божье о молитве над субботними свечами. В книгах написано, что преступившую это повеление женщину после смерти никакой огонь не берет. Что же делать с покойной? И раввин велел бросить ее в воду. Привязали к рукам и ногам четыре больших камня и бросили в воду. Но тело тут же всплыло, и волна выбросила его на берег. Снова стал раввин перелистывать Святые книги и сказал: “Эта женщина преступила повеление Божье об обязательном омовении в микве, и поэтому ее и вода не принимает».
Тут все собравшиеся женщины начали громко плакать и причитать. Но балдаршон, воздев руки к небу, успокоил их, закончив проповедь следующими словами:
— Вы же, честные и набожные дщери Авраама, Исаака и Якова, не должны бояться, ибо вы исполняете все законы и повеления Господни, а раз так, то знайте же, что и земля вас поглотит, и огонь пожрет, и вода утопит. Аминь!капилляроскоп (от капилляр и греч. σκοπέω — смотрю)
Тэги:
грехи,
евреи,
еврейская,
женщина,
раввин,
рассказ,
сказка
Сказка о раввине, попавшем в Ад
2014-11-12 12:12:03
- Студия иностранных языков "Language Art": http://language-art.ru. Первоклассные опытные ...
+ развернуть текст сохранённая копия
- Студия иностранных языков "Language Art": http://language-art.ru. Первоклассные опытные преподаватели. Обучение по многим языковым направлениям.
Умер шкловский раввин. Похоронили его с подобающими почестями. Вскоре сын раввина сильно стосковался по отцу. А в Шклове на старом рынке день и ночь стояли балаголы, которые любого домчат на подводе куда угодно. Подходит к такому балаголе сын раввина и спрашивает:
— Сколько будет стоить поездка на тот свет?
— Это вам будет стоить, — отвечает балагола, — десять рублей, как один коржик одна копейка.
Нанял сын раввина балаголу и сказал, чтоб тот отвез его в Рай. Он был уверен, что его святой отец находится там, где пребывают все праведные души.
Выехали из города. Смотрит сын раввина и видит, что едут они дорогой, почти сплошь заросшей бурьяном. Видать, мало кто ездит по этой дороге. Ехали-ехали и приехали.
Сошел сын раввина с подводы, подходит к маленькому приземистому домику. Долго искал дверь, наконец нашел, а она вся заросла мхом и паутиной. Открывает дверь и видит — стоит покойник-сторож, с ног до головы облаченный в саван. Молча, ни слова не говоря, покойник пропустил его в дом. Вошел сын раввина и видит длинный стол, а вокруг стола сидят старики и изучают Гемару; около каждого под столом стоит ящик с мацой. Если кто проголодается, может, нагнувшись, взять кусок мацы и поесть, не прерывая изучения Гемары. Стал сын раввина спрашивать стариков:
— Не знаете ли вы, рабойсай, где находится мой отец, знаменитый шкловский раввин?
Отвечают ему ученые:
— Твоего отца мы не видели и не слыхали про него.
Молодой человек был ошеломлен:
— Как же так, неужели моему отцу, этому святому, по свидетельству всех знавших его, человеку, нет места среди ученых людей, допущенных в Рай? Неужели у знаменитого Шкловского раввина были тайные грехи, из-за которых Господь не допустил его в это место?
Что делать? Надо сыну раввина возвращаться. Выходя, видит он: висит над дверью большая полка, а на ней сидит старый еврей с длинной бородой, в руках у него горшок с кашей. Старик тот кричит:
— Есть хочу! — но кашу не ест.
Сын раввина вышел из домика, сел в подводу и вернулся в Шклов. Вернулся и думает: “Десять рублей я уже потратил, израсходую-ка еще десять рублей и поеду в Чистилище. Может быть, у отца моего был какой-нибудь незначительный грех и его временно поместили в Чистилище с тем, чтобы потом перевести на постоянное пребывание в Рай”.
И он снова нанял того же балаголу и поехал теперь уже другой дорогой, которая вела из Шилова в Чистилище.
Едет сын раввина и дивится разнице между дорогой в Рай и этой дорогой в Чистилище. Дорога в Рай была пустынна, заросла травой и бурьяном, а эта дорога — настоящая, благоустроенная, красивая дорога, и по ней с шумом и свистом мчится множество подвод.
Подъехали к высокому, красивому дому. Был уже вечер, окна к дома ярко сияли, так что свет был виден за версту.
Вошел сын раввина в Чистилище и сразу же увидел знакомых — шкловских музыкантов: вот Бейнеш-скрипач, вот Берче-барабанщик, вот Шмул-Иосеф-флейтист, а вот много красивых щ молодых девушек, которые танцуют под музыку клезмеров, старых клезмеров, которые на этом свете играли очень хорошо и еще лучше играют на том свете. А красивые девушки хорошо у танцевали на этом свете и, видать, еще лучше танцуют на том свете. И безгранично веселье, и бесконечны танцы.
— Реб Бейнеш, реб Берче, реб Шмул-Иосеф! — обрадовался сын раввина. — Как дела? Как вам здесь живется? Я вижу, у вас тут не жизнь, а сметана: сплошная музыка, сплошные танцы, это мне очень по душе. Объясните мне, что все это значит?
Отвечают ему музыканты:
— Мы бы тебе подробно ответили, друг наш, но, увы, сзади нас стоят черти. Так вот, пока мы играем, они стоят спокойно, но стоит на секунду отвлечься, как нас хватают за горло и начинают душить. Вот уже двадцать восемь лет мы играем без перерыва, не останавливаясь ни на минуту. Мы уже заболели, играя, мы уже тысячу раз падали в обморок от усталости! Посмотри, какие огромные капли пота текут по нашим лицам, каждая капля — с горошину!
Тогда сын раввина спрашивает у клезмеров:
— Мой отец недавно умер. Искал я его в Раю и не нашел. Верно, он здесь, в Чистилище, не знаете ли вы, где мне его найти?
Отвечают ему клезмеры:
— Тут его нет, это мы точно знаем.
Услыхав это, сын раввна был потрясен: как это так? — для святого шкловского раввина не нашлось места ни в Раю, ни в Чистилище!
Выходя из Чистилища, сын раввина опять увидел полку над дверью, на которой сидел знакомый длиннобородый еврей. Как и в Раю, он держал в руках горшок каши и, не притрагиваясь к каше, кричал:
— Есть хочу!
Вернулся сын раввина в Шклов и думает: “Но ведь где-нибудь мой отец должен же быть! Если его нет в Раю, нет в Чистилище, то он, наверное, в Аду. Раввин ведь не может совсем пропасть! Поиски отца уже обошлись мне в двадцать рублей, пусть будет потрачено еще десять: поеду в Ад и найду отца!”
Нанял он того же балаголу, уплатил ему десять рублей и поехал.
Выехав на дорогу, которая вела в Ад, сын раввина восхитился ее красотой, шириной, оживленным движением, шумом. Подводы, дроги, коляски, кареты. Кажется, сама дорога бежит, мчится, плывет. Подвода остановилась у огромного стоэтажного дома. Все окна в доме были освещены электричеством, свет нестерпимо слепил глаза.
Сын раввина приоткрыл дверь и увидел, что привратником служит сам праотец Авраам. Вошел сын раввина в прихожую и спросил разрешения войти в дом.
— Если ты обрезанный — проходи беспрепятственно, — сказал Авраам.
Войдя в дом, сын шкловского раввина остановился в растерянности, не знает, куда идти, где искать отца.
— Кого ты ищешь? — спросил его праотец Авраам.
Сын раввина рассказал ему о своих поисках, просит показать, где ему искать своего отца.
— Да, — сказал праотец, — он действительно здесь. Работает кочегаром. Подкладывает дрова в топку. Можешь с ним повидаться.
И он дал сыну пропуск в кочегарку.
Когда сын раввина вошел в кочегарку, его поразило огромное вращающееся колесо. На том колесе тысячи крюков, и на каждом крюке висит раввин. Колесо крутится, и раввины вместе с ним: один вверх, другой вниз — вращение безостановочно — пар вертит колесо, а сам шкловский раввин беспрерывно подбрасывает дрова в топку.
— О, папа! Здравствуй! Еле нашел тебя — искал в Раю, в Чистилище, вот, наконец, нашел тебя здесь. Рассказывай, как ты здесь живешь?
Продолжая подкладывать дрова, шкловский раввин сказал:
— Я свое уже отбыл. Всего месяц висел, как все эти, на колесе. Теперь меня сняли, и основное наказание закончилось. Я стал “вольным”, и меня назначили на “вольную” работу. Одно плохо: жалко мне глядеть на всех этих раввинов, висящих на колесе…
И ни слова, почему он попал в Ад. Ни слова о том, почему здесь столько раввинов.
Несколько часов пробыл сын с отцом. Вдоволь наговорились. Пришло время уходить, ибо по закону, кто из гостей остается в Аду после полуночи, останется там навсегда. Выходя из Ада, сын раввина и здесь заметил над дверью полку, и на полке, как в Раю и Чистилище, сидел тот же самый длиннобородый еврей, в руках его тот же самый горшок с кашей. Но на этот раз он с таким аппетитом уплетал кашу, что с него градом катился пот.
Сын раввина не удержался и спросил голодного обжору:
— Реб еврей! Почему вы не хотели есть в Раю, где так тихо и спокойно, а забрались в Ад, где так шумно, и так противно, и жалко смотреть на страдания раввинов?
— Я отвечу, сын мой, на твой вопрос. У меня была каша в горшке. Каша была мясная, а ее перемешали молочной ложкой. Возник ритуальный вопрос, но ни в Раю, ни в Чистилище не оказалось раввинов, чтобы разрешить его. Не было там ни одного раввина, все они попали в Ад. Голоден я был смертельно, а есть ведь невозможно, пока раввин не разрешит. Каша в руках, а есть нельзя. Ну, я и кричал не своим голосом. Но вот я пришел сюда, и что я вижу? Это колесо, все утыканное раввинами. Все они здесь за то, что запрещали бедному люду есть сомнительную пищу. Здесь они, конечно, не посмели объявить мою кашу трефной и разрешили мне ее есть.
Тут-то сын шкловского раввина и понял, почему такой святой человек, как его отец, попал вместе с другими раввинами в Ад.
Тэги:
евреи,
еврейская,
раввин,
рай,
рассказ,
сказка