«В моих мозгах — революции. В глазах — война за испанское наследство. В сердце ...
Последствия бол ...
... американского трезвого рассудка
обнажается, как ... трезвого рассудка
сама себе ...
«
Тогда они попробовали вскарабкаться на мою голову сзади, стараясь влезть на неё по волосам. Один из них, забравшись мне на лоб, закричал: «Хекина дэгуль!», и остальные повторили этот возглас, который, как я потом узнал, означал: «Какое чудовище!» Еще один из человечков захотел залезть ко мне в левое ухо, и тут я сделал такое резкое движение рукой, что мне удалось её высвободить. Вся толпа маленьких человечков, окружавшая меня, закричала, словно стая испуганных птиц. Мне между тем удалось оторвать свободной рукой с левой стороны волосы от земли, к которой они были каким-то образом прикреплены, но тогда один из толпы закричал: «Толью фонак!» – и я почувствовал, как целая сотня маленьких стрел вонзилась мне в руку, точно сотня комаров ужалила её. Следующие стрелы попали мне в лицо. Человечки пробовали также колоть меня в бока своими маленькими мечами, но на мне был кожаный жилет, и все их усилия пропали даром».
Так описывает Ламюэль Гулливер первые минуты своего пробуждения на берегу страны Лилипутии, куда он был выброшен могучим штормом.
Книгу Джонатана Свифта «Приключения Гулливера» называют сатирико-фантастическим романом, «в котором ярко и остроумно высмеиваются общественные пороки». Добавим, что имеются в виду пороки Великобритании середины XVIII столетия. Однако бессмертные произведения оттого и живут вечной жизнью человеческого духа, что в них отражён вечный человек с его вечными грехами. Велико ли отличие сцены пробуждения Гулливера в ХVIII веке от реакции политиков Европейского союза на появление Дональда Трампа на мировом политическом небосклоне в веке ХХI?
Главный шок лилипуты испытали оттого, что неведомый пришелец являлся «Человеком-горой». Пришелец был невообразимо далёк от партийных страстей, пронизывавших схватки низкокаблучников и высококаблучников Лилипутии, он с едва скрываемым сарказмом относится к персоне самого императора и, о Боже, ему было глубоко наплевать, с какого конца разбивать яйцо – с тупого или с острого! А ведь войны между тупоконечниками и остроконечниками носили безжалостный характер!
И разве «культурный шок» свифтовских лилипутов не похож на шок современных европейцев, увидевших в Дональде Трампе «Человека-гору», которому безразличны их лилипутские устои жизни?
Ведь он начал с заявления о том, что блок НАТО устарел!
Эффект от этого заявления в Европе можно приравнять к реакции язычников на осквернение в капище их главного идола. Тысячи современных лилипутов в натовских униформах и без них, кормящихся от этой непомерно раздувшейся структуры, надсадно заверещали: не позволим посягнуть! Президент Франции лепечет что-то пафосное и патетическое насчёт совместной обороны, но «Человека-гору» героически выпяченная грудка французского президента нисколько не трогает. Хотя он, наверное, даже и не знает, что много лет назад во время подписания Акта о капитуляции фашистской Германии фельдмаршал Кейтель, увидев за столом французскую делегацию, спросил своего адъютанта: «Что, французы тоже нас победили?» Если бы знал, он бы очень смеялся.
Ну ладно, французы известны задиристым нравом. Однако и старый атлантист из битой-перебитой Германии, министр Вольфганг Шойбле тоже трубит так громко, чтобы «Человек-гора» услышал: НАТО не трогать! Блок всегда служил залогом нашей общей безопасности!
А Дональд Трамп, судя по всему, давно понял, что европейские лилипуты сначала устраивают себе опасные ситуации, а потом борются за свою безопасность. И при этом не стесняются залезть в американский карман. Еще неизвестно, кому принадлежала инициатива расширения НАТО до российских границ – Европе или США. Очень может быть, что это дело европейских лилипутов. А платить за эти военные приключения придётся Америке, которую Трамп планирует перевести на рельсы хозяйственного возрождения. Ему натовские расходы ни к чему, и такие извилистые пути обеспечения безопасности кажутся слишком сложными.
Вообще, Дональд Трамп приверженец простых решений. И он, не стесняясь, о них говорит: да, блок устарел; да, европейцы вносят в него мало денег; да, североатлантическое хозяйство нужно перетряхивать.
И тогда в него летят стрелы, и маленькие человечки пытаются колоть его своими мечами.
Не меньший переполох вызвало заявление «Человека-горы» о намерении обложить немецкие автомобили БМВ 35%-ной пошлиной при ввозе их в США из Мексики. Чем закончатся эта и другие подобные истории, пока можно только гадать, но совершенно понятно, что экономический миропорядок, который устраивал транснациональные корпорации, нового президента США во многом не устраивает. Он будет и его перетряхивать.
С появлением Дональда Трампа в мире неожиданно обнаружилась интересная и удивительная вещь. Для масштабов западной политики это действительно «Человек-гора». Он легко рушит стереотипы, на которых выросли целые поколения западных политических деятелей, которые положены в основу современных международных финансов и «нового мирового порядка».
Хотя никаких чудес здесь нет. Неординарность Трампа происходит из качества, которое американцы называют common sense – здравый смысл, трезвый рассудок.
И вот на фоне проявления признаков этого американского трезвого рассудка Европа обнажается, как страна Лилипутия, которая ввиду отсутствия реального демократического контроля над экономикой валится в пропасть олигархического общественного строя. При отсутствии в правящем классе коллективного трезвого рассудка Европа сама себе создаёт внутренние и внешние угрозы, чтобы потом с ними бороться.
Этим же до появления Трампа занимались и правящие элиты США. Однако его избрание, явившееся, без сомнения, знаком очень крупных перемен, выводит Америку на новую историческую позицию. Президент Дональд Трамп - антиглобалист, он намерен построить сверхдержаву с национально ориентированной экономикой и политикой, движимой национальным интересом. От этого нового американского национализма миру едва ли станет легче, но это уже будет другой мир, другое, более понятное мироустройство.
А Европу ждут сложные времена. Амбициозность её правящего класса, заскорузлого в своей корпоративности, едва ли позволит ей быстро перестроиться. Вот почему реакция этого класса на появление «Человека-горы» так напоминает первую главу романа Джонатана Свифта. Отживший класс упорно цепляется за устои Лилипутии.
И если в недрах этого класса не найдутся люди, способные понять всю масштабность надвигающихся перемен, жёсткое столкновение Европы с интересами США неизбежно.
Пока заявления главных лилипутов Евросюза говорят о том, что они намерены шагать прежним путём.
Тогда, судя по всему, нас ждут интересные времена.
Продолжение следует
ДМИТРИЙ СЕДОВ, fondsk.ru
... вдруг Трамп бросит
перед лицом таинственных ... Дональд Трамп спугнул
». Неясно теперь ...
Интервью Дональда Трампа самым тиражным изданиям Великобритании и Германии
(Bild и Times - прим. fluffyduck2) вызвало у европейских политиков и журналистов шквал неконтролируемых эмоций.
Надежды на то, что «мстительный олух» (в оригинале даже крепче: хам, отморозок) станет теперь «более серьезным и предсказуемым», рухнули, написала, потеряв внутреннее равновесие, руководитель берлинской студии общегерманского канала ARD Тина Хассель. В унисон высказался ветеран Партии зелёных Юрген Триттин: «Трамп… стоит за ненависть, раскол и банальный расизм». Председатель Партии зелёных Кем Эздемир заговорил о тревожном сигнале, председатель комиссии бундестага по внешней политике Норберт Рёттген (ХДС) – о политической близорукости Трампа.
Однако как бы ни третировали Трампа его европейские оппоненты, они вынуждены считаться с тем, что имеют дело с президентом США; его позиция во многом определит будущее и ЕС, и Атлантического союза. В Великобритании Тереза Мэй укрепляется в своей склонности к «жёсткому» варианту выхода из Евросоюза и предлагает заключить с Брюсселем «новое и равноправное партнерство». Считая своим приоритетом высвобождение из-под контроля Брюсселя за потоками мигрантов, Лондон готов пожертвовать доступом на рынок ЕС, членством в таможенном союзе, членством в высшей судебной инстанции ЕС – Европейском суде.
Официальный Берлин, подвергнутый Трампом самой резкой критике, оказался в куда более трудном положении, чем британский кабинет. Согласиться с Трампом и признать свою миграционную политику «катастрофической ошибкой» канцлер Ангела Меркель не может, не поставив этим признанием крест на собственной политической карьере. Всё, что ей остаётся, это пытаться отстаивать имидж многоопытного и незаменимого кризисного менеджера, замалчивая то обстоятельство, что миграционный кризис – дело её рук. Одна из граней её имиджа – канцлер в амплуа борца за ценности демократии, которому вместо поддержки от союзников приходится выдерживать их нападки. Поэтому Меркель будет пробовать держать удар и призывать к сплочению Евросоюза.
Сплочению вокруг Германии, разумеется. Именно немцы вертят сейчас европейскими правилами по своему усмотрению: диктуют условия Brexit; вводят пограничный контроль в Шенгенской зоне, чтобы потом поставить вопрос о возвращении к Дублинскому соглашению. Или вот ещё: а не создать ли нам, в Европе, своё ФБР – дееспособную европейскую полицию для всего Европейского союза, предлагает председатель Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер. Впервые такую идею он высказал в апреле прошлого года, но сейчас снова вернулся к ней (а вдруг Трамп бросит Европу перед лицом таинственных и необозримых угроз на произвол судьбы?). Раскошелиться на укрепление обороны предлагают европейцам опять-таки из Берлина.
В ответ на опубликованные в Bild и Times заявления Трампа, повергшие атлантистов в шок, канцлер Меркель подбадривает единомышленников: «Мы, европейцы, держим судьбу в своих руках». Вот это поворот! Ангела Меркель, для которой трансатлантические связи всегда были превыше национальных интересов, которая всегда равнялась на Вашингтон, решила вдруг, что европейцы – хозяева своей судьбы? Меркель имела в виду, что НАТО – это тоже судьба, а тут вдруг новый президент США объявляет альянс… устаревшим! Такое трудно переварить! Социал-демократ Франк-Вальтер Штайнмайер, нынешний глава внешнеполитического ведомства и без пяти минут президент ФРГ (ожидается, что смена поста произойдет в феврале) после беседы с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом признал, что слова Трампа вызвали у него и его коллег из стран Евросоюза «изумление и озабоченность». В официальном заявлении по итогам встречи Штайнмайер говорит: «Прежде всего, мы постановили сегодня, что трансатлантические отношения – как с германской, так и с европейской точек зрения – ни в коем случае не должны утратить своего веса. Трансатлантические отношения – это фундамент Запада и мы должны работать над тем, чтобы этот фундамент остался в неприкосновенности».
В надежде сохранить опору на «фундамент» Мекель и выражает готовность «сотрудничать с ним [Трампом. – Н.М.] на всех уровнях». Если она не притормозила сотрудничество с американцами даже после скандала с прослушкой её личного телефона, то и обвинения из уст нового президента США в «катастрофической ошибке» не могут поколебать вассального менталитета. Хотя её удручает обнаружившееся отсутствие со стороны США «вечных гарантий тесного сотрудничества с нами, европейцами».
Вице-президента Европарламента Александра Ламбсдорфа заботят протекционистские идеи Трампа, которые могут привести к торговой войне между США и Европой. Того же опасается и президент Кильского института мировой экономики Деннис Сноуэр (этот один из ведущих экономических институтов Германии возглавляет американец). Мнение Сноуэра приведено в статье с броским названием «Дональд Трамп спугнул Европу». Неясно теперь, что станет с планами ведущих немецких концернов в отношении американского рынка. Скажем, ведущий германский химический концерн Bayer был намерен инвестировать в США 8 млрд долларов, но Трамп – не сторонник поддержки иностранных производителей. Или захочет ли новый президент США развязывать узел, завязанный ранее претензиями Вашингтона к немецким автомобилестроительным компаниям? Пока не похоже, что захочет.
Переполох, поднятый в европейском семействе последними заявлениями Дональда Трампа, затронул большей частью верхний слой политического класса. Все понимают, что отношения между Вашингтоном и европейскими столицами вряд ли останутся прежними, но страхи подогреваются искусственно. Тот же Александр Ламбсдорф оснований для паники не видит: «Американцы останутся нашими политическими друзьями». Князь Фредерик Ангальтский верит, что «Трамп станет лучшим американским президентом всех времен». Бывший генеральный инспектор бундесвера (немецкий эквивалент должности начальника генерального штаба) Харальд Куят полагает, что Трамп «войдет в историю как великий реформатор».
…Европа напряглась и застыла в ожидании.
НАТАЛИЯ МЕДЕН, fondsk.ru
О причинах непри ...