Новейшие события в истории требуют от нас создания более сложных моделей социальной организации. Очень упрощая, можно сказать, что мир делится на «сложных» и «простых» людей, которые обладают очень разным включением в жизнь. Сообщества «сложных» людей стремятся к созданию системы, позволяющей им свободно развивать свою «сложность».
Сообщества «простых» людей тяготеют к системе с авторитарным лидером, дающим им порядок, покой, стабильность и социальную защищенность. Каждая модель имеет «обратную сторону». Одиозный лидер может повести своих «простых» подопечных в сомнительном направлении. Инициатива «сложных» может стать неуправляемой и опасной.
Еврейские модели В европейском еврействе эти тенденции выражены в движении литваков и хасидов. Хасиды строят модель вокруг авторитетного лидера (цадика) и относительно простых «подопечных». Литваки стремятся дать сложному индивидууму инициативу и свободу самовыражения.
Украина и Россия Глядя с этих позиций на кризис между Украиной и Россией, мы можем глубже понять суть ситуации. Интересно, что когда-то именно в Украине появился хасидизм как еврейская версия для «простых» евреев. Но в наше время Украина решила пробудиться в направлении «сложности». Майдан стал инструментом на этом пути. Бывший президент Янукович оказался катализатором, ополчившись против которого, Украина выбрала путь системы для «сложных». Интересно, что новым президентом Украины стал человек с максимально недиктаторским подходом. Даже его бизнес производителя конфет ярко выражает противоположность авторитаризму. С другой стороны, Россия после сумбурных лет перестройки возжелала пойти по пути системы для «простых», консолидировавшись вокруг фигуры своего президента. При этом Россия создала медиа-систему, которая поставляет своим «простым» гражданам идеологию, где они себя чувствуют «в своей тарелке». Важно отметить, что обе страны лучше всего выражают суть своих устремлений, подчеркивая непохожесть. С этой точки зрения, конфликт Украины и России частично напоминает конфликт литваков и хасидов. Еще раз подчеркнем, ни в коем случае нельзя пытаться отвергать один из этих путей в пользу второго. Часть народов нуждается в авторитарном лидере, и деструктивный пример «арабских весен» показывает, что после свержения вождей эти страны не прогрессировали, но скатились в архаичный сценарий насилия. Даже при эволюции человечества обе модели будут оставаться востребованными. Каждый народ должен познать свою сущность, чтобы выбрать подходящую ему модель.
Комплексный подход Нужно понимать, что нет стран только с «простыми» или только со «сложными» гражданами. Демократия как защита прав меньшинств должна обеспечить два сценария. С одной стороны, свободу и защиту прав творческого меньшинства в авторитарной стране. С другой стороны, наличие подходящего лидера — вождя для тех жителей «творческих» стран, которые чувствуют себя адекватнее под «сильной рукой» авторитета. Картина напоминает символ инь-ян, где в белом полукруге есть черная зона, а в черном – белая. Кстати, Донбасс и Крым – это островки авторитарной модели внутри Украины. И поэтому в идеале Украина должна найти способ создать среду обитания для «простых» сограждан. В России, особенно в Москве, Питере и других крупных городах, живут много «сложных» граждан. И Путин в целом не слишком ущемляет их права, особенно если интеллигенция не идет на путь прямой конфронтации с властью. Интересно, что Трамп выглядит в том числе как вождь для «простых» в стране, претендующей на роль лидера «сложного» мира. автор текста: р. Меир Брук
Неспокойные отношения евреев с египтянами на протяжении тысяч лет После столетий в египетском рабстве Б-г вывел евреев из Египта со знамениями, чудесами и даже более великими чудесами, которые мы отмечаем во время празднования Песаха.
Впоследствии евреи пережили волнительные отношения с Египтом. Вот девять увлекательных фактов о евреях и Египте.
1. Не возвращайся! Тора запрещает евреям возвращаться в Египет: «ибо Б-г сказал вам:«Вы уже не вернётесь в эту землю» в землю, где вас поработили (Дварим 17:16). Египет исчерпал себя. Евреи не должны были иметь никаких отношений с этой страной, даже когда они поселились в соседней земле Израиля.
Когда Ассирийское царство пригрозило вторгнуться в Северное царство Израиля, царь Ошэйа бен Эйла обратился в Египет, чтобы с ним заключить союз против Ассирии. Пророк Йешайягу предостерегал против обращения за помощью к Египту, вместо того, чтобы обращаться к Б-гу: «Горе тем, кто ниспускается в Египет за помощью…» (Йешайя 31:1). В результате Ассирия захватила северную часть Израиля и изгнала десять племён, живших там.
Прискорбно, что не в последний раз евреи древнего Израиля обращались за помощью в Египет. После разрушения Первого Храма, небольшое количество евреев во главе с Йохананом бен Кареахом отправились в Египет искать поддержку в союзе против могущественной империи Вавилона. Пророк Йирмиягу призывал их не ходить: «Если вы обратите своё лицо, чтобы пойти в Египет… тот самый меч, которого вы боитесь, настигнет вас там» (Йирмия 42:15-16). Его пророчество сбылось, когда Вавилон захватил Египет, стерев с лица земли тамошнюю еврейскую общину.
После того, как Римская империя разрушила Второй Храм и разорила Иерусалим, она вторглась в Египет, убила и изгнала бесчисленное количество жителей. Есть такие законодатели, которые считали, что сейчас, когда Египетской империи больше не существует, евреям уже разрешено жить в Египте. Разрешено посещать Египет без намерения жить в нём, как когда-то перебирались туда из стран третьего мира (по мнению многих мыслителей, это не нарушало библейского запрета о возвращении в Египет из земли Израиля).
2. Процветающая еврейская община в Александрии
ДЕВЯТЬ ФАКТОВ О ЕВРЕЯХ И ЕГИПТЕ Греческий царь Птолемей I правил древним Египтом, начиная с IV века до н.э., основав там греческую культуру. Вскоре в Александрии возникла еврейская община. Александрийские евреи говорили по-гречески и занимали многие видные места в греческом правительстве и бизнесе. Община была большой; некоторые учёные полагают, что в то время насчитывалось до миллиона человек.
Александрийские евреи продолжали расцветать во времена Римской империи. Еврейский историк Иосиф Флавий описывал полуавтономную общину: «В их главе стоит этнарх, который управляет и судит народ». Он также отметил, что александрийские евреи досконально следовали соблюдению закона в своей общине.
Египетские римляне восстали против александрийских евреев в жесточайших антиеврейских мятежах в 38 году н.э. Долгое время евреи были предметом назревающего конфликта, будучи униженными в годы пребывания царя Агриппы в Александрии. Разодетый клоун, насмешливо чествующий Агриппу как царя — это тот образ, который высмеивал его правление в пантомиме того времени. Неевреи Александрии присоединялись к насмешкам и просили местного римского правителя воздвигнуть статую римского императора Калигулы во всех синагогах. Массовая чернь требовала ещё больше ограничить права евреев, запрещая им голосовать, и, в конечном счёте, настаивала на постановлении о принятии участия в восстании против евреев Александрии. Сжигались и уничтожались еврейские здания и магазины, а бесчисленное количество евреев было
зверски убито. Местный правитель собрал вместе 38 глав еврейских общин и публично высек плетями, а некоторых забили до смерти. Права евреев восстановили только после того, когда император Клавдий снял Калигулу с должности в 54 году.
3. Рав Саадия Гаон
Рав Саадия Гаон бен Йосеф, известный как Саадия Гаон (Саадия Гений) родился в Египте в 882 году н.э. в небольшой деревне близ города Файюм, традиционно называемой древним городом Питом, который построили еврейские рабы тысячи лет назад.
Жизнь и труды рава Саадии Гаона наглядно показывают конфликты, с которыми сталкивались еврейские общины на Ближнем Востоке в то время, когда мусульманские вожди ввели статус еврейской второсортности, а еврейским общинам приходилось отстаивать свои права, подчас даже посредством конфликта. Большая часть ранних трудов рабби Саадии Гаона была направлена против караимов, еврейской секты, отвергнувших Талмуд и установивших свои собственные обычаи и религиозные традиции. Со временем Саадия столкнулся с ещё большим гонением со стороны караимов: они ворвались в его дом и уничтожили его книги и писания. Ему пришлось бежать в Израиль и жить там, поселиться в Сирии, а затем вновь вернуться в Египет прежде, чем он стал главой знаменитой еврейской академии Суры в Вавилоне. 4. Зимми: второсортные граждане
ShowImageПоскольку Египет перешёл от Римского правления к мусульманскому, ряд законов вытеснил евреев на задний план, присвоив ему статус «зимми». Евреев заставили носить жёлтый цвет, символизируя их низший уровень. Их вынудили платить ежегодный налог, а способ оплаты подчёркивал их низший статус. Уполномоченные лица заставляли евреев ждать, когда те приходили оплачивать налог, кричали на них, отшвыривали и даже били. Евреям, оплачивающим налог, не позволялось поднимать руку выше руки должностного лица. Им также запрещалось присутствовать на нееврейских свадьбах, праздниках, похоронах и иных публичных мероприятиях.
Несмотря на эти унизительные ограничения, жизнь евреев в Египте процветала, хотя и за закрытыми дверьми. Евреи наслаждались вечерами и щедро принимали гостей во дворах своих домов. Сохранившиеся многочисленные документы повествуют о том, как евреи собирались вместе после обеда в Шаббат поиграть в настольные игры. Популярным времяпрепровождением были голубиные гонки: на крышах некоторых синагог располагались голубятники, и евреи посылали голубей друг другу из Александрии в Каир. Даже жёлтое одеяние, в которое они облачались по принуждению, не умаляло их чувство стиля. В письме, датированном XI веком от некого еврейского жителя Египта Саламы бен Муса бен Ицхака, описывается жёлтая рубашка в Йом Кипур: «короткая, подчёркивающая фигуру, соткана из тонкого, негрубого материала». 5. Рабби Йегуда Галеви в Александрии
ДЕВЯТЬ ФАКТОВ О ЕВРЕЯХ И ЕГИПТЕРабби Йегуда Галеви — великий еврейский учёный, писатель и поэт, — родился в Испании в 1975 году. Его философская работа «Кузари» продолжает оставаться классикой еврейской литературы, а его возвышенная поэзия до сих пор вдохновляет многих. Йегуда жаждал посетить Израиль перед смертью:
«Моё сердце на Востоке,
Запад приковал к себе.
Как еды вкусить истоки,
Коль она пришла во сне?»
В этих строках он описывает жажду целых поколений евреев, желающих увидеть землю Израиля.
В 1140 году рабби Йегуда наконец-то отправляется со своим зятем покорять землю Израиля. В те дни любое дальнее путешествие было необычайно сложным: морские суда часто подвергались риску кораблекрушения, а также становились жертвами пиратов. Сам рабби Йегуда много раз
помогал собирать средства для выкупа еврейских пассажиров, которых похитили в море. Предвкушая страх подобной участи, он сочиняет такие строки:
«Корабль в бурю как песчинка:
Его штормит и вверх, и вниз.
И мачта гнётся как тростинка,
Балласт сорвёт — лишь прикоснись.
Молитва к Б-гу о спасеньи
Мечта любого без сомненья»
Наконец рабби Йегуда прибыл на свою первую остановку по пути в Израиль — прибрежный город Александрия в Египте. Много веков спустя учёные обнаружили кучу писем, написанные александрийскими евреями за несколько месяцев до его прибытия. Множество поклонников известнейшего человека, казалось, застыли в ожидании, кому же выпадет честь оказывать гостеприимство и находиться в компании великого поэта. Остальные же, с нескрываемым разочарованием, досадовали, когда сосед удостаивался чести принимать Йегуду. Приехав незадолго до Рош а-Шана, рабби Йегуда остался в Александрии на весь курортный сезон, но мысли о предстоящем морском путешествии тревожили его сердце. «Может быть,» — размышлял он, — «мне следует держать путь в Израиль караваном?». И стал собираться в путь.
Тем временем рабби Йегуда наслаждался красотой еврейской общины в Александрии, сочиняя свои новые прекрасные стихи:
«Трепетно время одежду снимает,
Чтобы одеться в богатство и роскошь.
Так же и землю оно покрывает
Славным убранством золота броско»
Пробыв несколько месяцев в Александрии, Йегуда забронировал место на корабле, откуда и отправился в Израиль после Песаха. 7 мая 1041 года он отплыл в израильский порт Акко. Имеются противоречивые сведения, что произошло дальше: кто-то утверждает, что корабль рабби Йегуды затерялся в море, другие указывают на свидетелей, которые видели его прибывшим этим летом в Иерусалим ко дню оплакивания разрушенного Храма. По некоторым данным, вскоре, после прибытия в Израиль, Йегуда Галеви умер от того, что его сбил арабский всадник. 6. Маймонид: царский лекарь
ДЕВЯТЬ ФАКТОВ О ЕВРЕЯХ И ЕГИПТЕРав Моше бен Маймон, известный как Рамбам, был одним из величайших еврейских мудрецов. Родился в 1135 году в Кордове, Испания. Когда ему было тринадцать лет, он вынужденно бежал со своей семьёй от фанатичной мусульманской секты альмохадов, которая захватила Кордову и принуждала насильно принимать ислам под страхом смерти. Ещё следующие 12 лет семья Рамбама скиталась по христианской Испании, а потом переселилась в Фес в Марокко. Но и там она столкнулась с притеснением иудаизма, где каждый еврей предавался смерти, и вновь двинулась в Каир, где могла свободно исповедовать веру своих отцов.
К тому времени Рамбам уже был автором и величайшим раввином. Также он стал врачом и работал на первого султана Египта и Сирии Саладина (Салах ад-Дина). Письмо, написанное Рамбамом, выражает высокое почтение, которое он испытывал к семье султана, неевреям Каира и еврейской общине, где его почитали как своего раввина:
«Я живу в Фустате (еврейская часть Каира), в то время как султан живёт в Каире (около мили). Мне назначена трудная встреча с султаном, где предстоит его видеть на заре каждого дня. Во время болезни султана, одного из его сыновей или кого-то из его придворных, я не могу покинуть Каир и проводить большую часть дня во дворце. Тогда мне требуется следить за гвардией султана…»
Когда Рамбам возвращался домой, он объяснял: «Как только я, голодный как волк, прихожу домой, я вижу, что мои залы заполнены язычниками, знатными и простыми, судьями и магистратами вперемешку с толпой… я спускаюсь с горы, умываю свои руки и уговариваю их немного подождать, пока не перекушу чего-нибудь. Затем отправляюсь исцелять их, выписывая каждому свой рецепт, в чём больной имел нужду. Иногда тратятся все мои часы на их врачевание…, а порой моя усталость настолько велика, что мне приходится разговаривать с больными уже лёжа… С наступлением ночи я чувствую себя настолько опустошённым и уничтоженным, что уже не могу вымолвить ни слова».
В Шаббат Маймонид целый день проводит за обучением со своими еврейскими прихожанами, отвечая на все их вопросы и руководя общиной. Вдобавок он вёл достаточно оживлённую переписку с еврейскими общинами всего мира, излагая насущные вопросы. Многие проницательные ответы Рамбама до сих пор читаются и хранятся среди евреев по всему миру. 7. Каирская гениза
jewish-schechter-genizaДревнейшая синагога в Египте, а, по некоторым сведениям, старейшая синагога в мире, — это синагога Бен Эзры в Каире. Традиция повествует, что она была основана писцом Эзрой в VI веке до н.э. и, что она стоит на месте, где дочерью фараона был найден Моше. (Воды Нила до сих пор продолжают топить подвал синагоги). Это здание весьма древнее, хотя оно и было недавно отреставрировано; коптская церковь её продала еврейской общине в IX веке и её переделали в синагогу.
В синагоге Бен Эзры находилась потайная комната — гениза, что в переводе с иврита означает «тайное место», в которой хранились тысячи религиозных книг, писем и других документов. Поскольку все эти труды содержали Б-жье имя, литературу нельзя было просто выбросить. Вместо этого, в течение нескольких поколений, все письменные источники разместили в генизе. Обычно подобные документы хоронят, но, к счастью для будущих историков, каирская община их сохранила. Прохладный сухой климат в помещении создал идеальные условия для хранения нежных страниц рукописей.
Со временем гениза обросла легендами. Говорилось, что со всяким, кто попытается прикоснуться к тайным документам, произойдёт нечто ужасное. Но, несмотря на это, кажется, в XIX веке, некоторые антиквары наткнулись на генизу и похитили часть её содержимого, продавая коллекционерам на чёрном рынке.
В 1986 году два брата-христианина выкупили некоторые украденные документы из генизы и доставили профессору Талмудической литературы в Кембриджском университете Соломону Шехтеру. Он посчитал эти рукописи весьма важными еврейскими текстами и повёл группу учёных в Каир, где сам тщательно изучил писания и возвратил их в коллекцию Кембриджа (где большинство из них хранятся и по сей день).
Документы из генизы обрисовывают яркую картину вековой жизни евреев. Существует рассказ очевидца о том, как крестоносцы обыскивали Иерусалим: «В этот день я была с ним и видела их убитыми зверским образом… Я, больная женщина, обезумела от пика голода, проникнувшего в мою семью; со мной маленькая девочка и эта ужасная весть о моём сыне».
Есть и более прозаичные документы. Старейший из известных еврейских свадебных контрактов — непревзойдённая находка. Другой документ — это письмо женщины к мужу, которая устала жить с его родственниками, платя им арендную плату, что наносило ей тяжкие душевные раны. Он переехал, но возвращался каждый Шаббат к своей жене. (Жена, очевидно, не была рада этому и пообещала найти более подходящее место для их проживания). 8. Второй Исход
В ноябре 1945 года антиеврейский студенческий протест привёл к мятежу в Каире, который быстро распространился в Александрию и за её пределы. Тысячи египтян, проезжая по улицам Каира, пронзительно вопили: «Смерть евреям!». Разграбили еврейские магазины, сожгли дома, предали огню синагоги, а из свитков Торы и других еврейских книг соорудили огромный костёр. В этом погроме было убито шесть человек, сотни получили ранения.
В отчёте Еврейского Телеграфного Агентства того времени сообщалось: «Этот корреспондент видел, как молодые египтяне выходили из еврейских магазинов, волоча за собой рулоны шерсти, обувь, полотенца, можно было наблюдать и другие предметы, выпирающие из их карманов. А египетская полиция… оставалась в стороне и наблюдала за ними или попросту отворачивалась». В эпицентре мятежа уполномоченные пяти арабских организаций представили послание всем иностранным дипломатам Египта: «Мы просим уведомить вашу страну, что весь арабский мир, начиная с сегодняшнего дня, ведёт активную борьбу против сионистов, которые угрожают арабскому миру своим существованием в Палестине».
Их слова стали пророческими: безудержная дискриминация вскоре стала нормой для древнееврейской общины. Начиная с 1945 года, евреи постепенно были вынуждены уволиться с общественных работ. В 1947 году еврейские школы поставили под наблюдение и ввели учебную программу, ориентированную на арабов. В 1948 году еврейские организации вынудили подать списки своих членов властям. В 1949 году евреям запретили поселяться близ любого дворца правителя Фаруха.
После провозглашения независимости в 1948 году тысячи евреев арестовали и поместили в лагеря. Синагоги, еврейские дома и принадлежащие евреям предприятия подвергли бомбардировке. По мере того, как еврейское государство вновь начало своё существование, в надежде на бегство, начался второй Исход. Несмотря на законы, запрещающие египетским евреям перебираться в еврейское государство, между 1948 и 1968 годами, свыше 70 тысяч евреев сумели бежать из Египта в Израиль. 9. Последние евреи Египта
ДЕВЯТЬ ФАКТОВ О ЕВРЕЯХ И ЕГИПТЕВ 1948 году из более ста тысяч евреев осталось менее сотни. Во время службы в Рош а-Шана в 2016 году Магда Харун, глава еврейской общины Каира, сообщила приглашённому репортёру: «Уже не знаю, останутся ли в следующем году члены еврейской общины». Помимо г-жи Харун, которой 64 года, все евреи в Каире — это женщины, которым за 80 лет. В то же время в Александрии жили трое других пожилых еврея. Когда скончался предыдущий глава каирской еврейской общины Кармен Вайнштейн в 2013 году, оставшимся евреям пришлось лететь в Париж за раввином для осуществления надлежащих похорон.
Г-жа Харун объяснила, что сегодня жизнь в Египте для еврея весьма сложна. Хотя она и является полноценной египтянкой, её вероисповедание напечатано на её удостоверении личности. Египтяне зачастую отказываются верить в то, что какой-либо египтянин может быть евреем. «Иногда в банке заявляют,» — говорит г-жа Харун, «“Мы должны получить разрешение в посольстве“. Я спрашиваю: „О каком посольстве идёт речь? Я и не подозревала, что в Египте существует египетское посольство!“»
Сегодня в Египте по-прежнему царит антисемитизм. «Вероятно, это единственная идеологическая составляющая, с которой согласны все египетские фракции, будь то исламисты, светские или даже те, которых Запад считает либералами или демократами,»- объясняет политолог Самуэль Тадро. «Антисемитизм сегодня — это язык, на котором говорит Египет».
2017-04-04 12:05:41
... во многие времена евреи Украины задаются вопросом ... , чтобы не делали евреи, их всёравно сделают ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Политбайки: украинские политики и их личная жизнь. Если ты политический деятель, твоя личная жизнь должна быть безупречна! * * * Сегодня как и во многие времена евреи Украины задаются вопросом: должны ли мы занимать активную позицию и поддерживать те или другие силы в их борьбе за власть? На этот вопрос нет однозначного ответа, но мне кажется, чтобы не делали евреи, их всёравно сделают крайними... Так, Александр Грант критикует президента Всеукраинского еврейского конгресса Вадима Рабиновича за то, что тот неизменно поддерживает существующую власть, хотя одни политические силы очень быстро сменяют другие. Находясь на территории Украины не безопасно выступать против власти, так как это может обернуться бедой для всей еврейской общины. А депутат Кнессета Рины Френкель, так вообще призывает премьер-министра Израиля подготовить целый план экстренной эвакуации евреев Украины, что расценивается некоторыми как пророссийские провокации.
Я думаю, что мудро поступают те, кто проповедует принять евреям никакой политической позиции и не поддерживают кандидатов той или иной политической партии. Лучший план для евреев Украины — это сотрудничать с теми политиками, которые существуют при власти на данный момент. Думаю, что тут нет никакого предательства, если в многих синагогах страны будут висеть израильские и украинские флаги и произносят молитвы за существующие правительство.
У этой позиции есть своя красная черта, которую нельзя переходить ни при каких обстоятельствах, и это умиротворение зла.
Курс российского рубля заметно вырос на торгах, прошедших 30 марта. Так, по результатом межбанковских валютных сделок курс рубля достиг максимума с июля 2015 года. Курс доллара США установился на отметке 56,34 руб. Такая ситуация стала возможной благодаря росту мировых цен на нефть. При этом ожидания, что «черное золото» вернется на уровень 55 долларов за баррель […]
The post Курс рубля заметно укрепился на фоне роста цен на нефть appeared first on Торгпроминфо.
2017-03-22 11:09:34
... >). Когда потом евреи соберутся вместе, они ... очередь страдает сам еврей, цепляющийся за свою ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Автор текста: M. Bruk
На днях в украинско-еврейской газете «Хадашот» появилось интервью Иосифа Зисельса об отношениях евреев и украинцев сегодня. Эту статью легко найти в Интернете, и я всем рекомендую ее прочесть.
Автор, с которым мы знакомы много лет, подчеркивает важность конструктивных шагов и умение сделать так, чтобы историческая память о взаимных обидах не блокировала возможность новых форм сотрудничества. Эта тема очень продуктивна и к ней следует регулярно возвращаться.
Я же сейчас хочу выделить один чрезвычайно важный аспект, который сможет помочь всем нам в нашем духовном развитии. Существует важное понятие – идентичность, оно описывает, как сам человек себя себе представляет. При этом в области идентичности существует масса подвохов. Человек может неосознанно вкладывать в идентичность чрезвычайно травматичные аспекты, и это будет отравлять его жизнь. Простейший пример – человек считает себя неудачником (лузером), и это мешает ему добиваться успехов в жизни. Или же пример оптимиста и пессимиста.
Вернемся к евреям и украинцам. Евреи, которые родились и провели часть жизни в Украине, – идентифицируют себя как «украинские евреи». И при этом большинство наших земляков твердо уверены, что украинцы – не любят евреев и что, живя в Украине, мы несем на себе бремя нелюбви к нам украинцев, среди которых мы жили. Это естественно, если исходить из того букета травм и обид, которые нанесли украинцы евреям. Но… сейчас мы меняем «угол восприятия». Говорят наши мудрецы, что Б-г разбросал евреев среди разных народов, чтобы евреи почерпнули от этих народов ценные качества (на языке каббалы – искры). Когда потом евреи соберутся вместе, они принесут с собой все ценные качества, разбросанные по миру. Сейчас в Израиле, а также в Нью-Йорке и частично в Москве, можно встретить букет разных евреев, несущих в себе разные искры.
Украина – это весьма особое место для евреев. Недаром на украинских землях возникло уникальное движение хасидизма, которое почерпнуло множество украинских искр (включая музыкальные искры). И я высказываю идею о том, что когда еврей застрял на идее обиды на украинцев, он не может полноценно «раздуть огонь» из своей искры, которую Б-г ему дал, поместив среди украинцев. Чувство обиды блокирует процесс развития этой искры, и от этого в первую очередь страдает сам еврей, цепляющийся за свою обиду. Эта обида застряла в его идентичности, что неправильно. А какие же искры мы как украинские евреи почерпнули от Украины? В свое время я читал замечательную статью великого ученого из Тарту Юрия Лотмана, где он разбирал антитезу «окраина-центр». Он объяснял, что если в системе центр стремится к устойчивости, на окраинах возникает процесс вызовов и порождения нового.
Само название Украины (Окраины) подчеркивает (в том числе), что живущие на территории Украины более креативны и готовы созидать новое и оригинальное. Именно таким новым был в свое время хасидизм для иудаизма. И сейчас мы видим, как Московский Центр, стремящийся к стабильности, испугался украинского майданного порыва, устремленного к поиску новых перспектив. В современном мире – поиск и нахождение нового это жизненно важное качество.
Мы — эпоха стартапов. И мудрый еврей с украинским умением находить это новое – это наиболее востребованное сочетание для мира, ищущего новые решения насущных проблем. Отодвинув обиды на украинцев в сторону, мы должны осознанно опереться на этот Б-жественный дар, на эту «искру Б-жию» в нас и принести миру новые идеи и решения.