«Приучи юношу идти по пути его, и в старости он не уклонится от него». (Мишлей)
Объяснение
Виленский Гаон же дает следующий комментарий: ребёнка следует воспитывать в соответствии с его характером («путь его»). Если его поведут тем путём, который ему подходит, он и в старости не сойдёт с этого пути. Если же заставлять его изменить свою природу, свой характер, он, может быть, в данный момент и послушается — из страха. Но позже, когда «его шея освободится от ярма», обязательно сойдёт с этого пути, потому что он не может переломить свою природу. 2. Как правильно делать детям замечания?
«Есть два вида упрекающих: есть те, кто говорят сурово и строго и срамят слушателей, и поэтому их слова не принимаются. Но мудрец говорит добрыми, утешающими словами и приближает людей к Торе» (Виленский Гаон)
Объяснение
Эта цитата подробно объясняется в статье «Как повлиять на других?» 3. Важность воспитания
«Каждый, кто не обращает внимания на то, что делают его жена, дети и домочадцы, не предостерегает их и не следит за их поступками постоянно, пока не убедится, что они совершенны и свободны от всякого греха и проступка, – сам является грешником» (Рамбам)
Объяснение
Эта цитата подробно объясняется в статье «Сколько усилий надо приложить, чтобы воспитать детей?» 4. Изучение – не в тягость
«(Обрати внимание), чтобы изучение Торы было детям не в тягость, а только с добрым настроем: ведь выученное остается у человека в памяти лишь тогда, когда он умиротворен и спокоен». (Из послания Виленского Гаона жене)
Объяснение
Человек в состоянии понять и усвоить только те вещи, которые ему интересны и которые он любит. Поэтому важно, чтобы учеба не была детям в тягость, а изучаемый материал был им интересен. 5. Будь лаконичным!
«Когда человек обучает других, следует, чтобы его речи были предельно лаконичны». (Псахим, 3 б)
Объяснение
Раши объясняет, что лаконичный, четко сформулированный материал запоминается учениками гораздо легче. По этой причине преподаватель должен формулировать излагаемый материал с предельной лаконичностью.
Подробнее о важности быть кратким читайте в статье «Краткость – сестра таланта. Есть ли в Талмуде что-то подобное?» 6. Создать у детей желание получать
«Вовеки левая рука должна отталкивать, а правая приближать». (Сота, 57а)
Объяснение
Мы обязаны давать ребенку много тепла и заботы. Но для того, чтобы он ценил их, они не должны быть в его глазах само собой разумеющимися. Поэтому вначале мы должны сформировать в нем желание получить те блага, которые мы намерены ему дать, чтобы он ощутил в себе их недостаток. Этот эффект недостатка наши мудрецы образно называют левой рукой, которая вначале отталкивает.
После того как мы вызвали у ребенка сознание недостатка благ и желание их получить, мы можем уже восполнить ему недостаток. Этот эффект восполнения недостатка наши мудрецы образно называют правой рукой, которая приближает.
Проще говоря, ребенок должен испытывать потребность в тех благах, которые мы намерены ему дать.
В любом случае, следует не забывать, что правая рука сильней, чем левая, поэтому приближать нужно с большей силой, чем отдалять. 7. Индивидуальный подход
«О четырех детях говорит Тора: праведнике и грешнике, мудром и простаке». Пасхальная Агада
Объяснение
Этими словами мудрецы обучают нас важному принципу: каждому ребенку следует объяснять вещи по-разному, в соответствии с его интеллектуальным и духовным уровнем. Информация и метод ее подачи, которые подходят мудрому, не подходят человеку недалекого ума. Информация и метод ее подачи, которые подходят высокодуховному человеку, не подходят человеку, который пока еще далек от Творца.