Иногда требуется чтиво, способное интеллектуально встряхнуть. Именно таким чтивом является книга Михаила Елизарова "Бураттини. Фашизм прошел" (М.: Астрель: АСТ, 2011). Она совершенно неполиткорректная и вполне может стать объектом травли со стороны какой-нибудь ортодоксальной группы. Это чтение для зрелых людей.
Сие издание представляет собой сборник неформатной эссеистики, в которой преимущественно рассматриваются мультфильмы и сказки. Например, в заголовок вынесено название статьи, в которой сказочный герой Алексея Толстого Буратино сравнивается с вождем итальянского фашизма Бенито Муссолини. Истоки названия кукольного театра "Молния", которое в итоге получает наша кукла, ищутся в рунических надписях. А сама "деревянная" личность, по мнению Елизарова, становится вождем марионеточного народа. К тому же для него не существуют женщины. Вот вам набор авторских аргументов.
Еще один пример. Сказка о трех поросятах трактуется исключительно в конспирологическом ключе. Третий поросенок строит каменный дом, следовательно, он - вольный каменщик, масон. Три поросенка, треугольник со всевидящим оком - символика, которую Елизаров обнаруживает в этой истории. Очевидно для автора, но совсем не убедительно для читателей.
Другая история. Цикл советских мультфильмов "Возвращение блудного попугая" рассматривается писателей в контексте истории Советского Союза и диссидентского движения. Попугай Кеша наделяется конкретной национальностью и интерпретируется в качестве персонажа-диссидента. Это - вечно бунтующий интеллигент, не желающий работать, но тяготеющий к удобству и претендующий на исключительность. Далее в этих мультфильмах, по словам автора, иносказательно обнаруживаются все детали взаимоотношений советской администрации с диссидентами. Надо полагать, писателю совсем не чуждо творчество античного баснописца Эзопа. Но мы-то с вами живем в эпоху постмодернизма, когда прямо в глаза кому угодно можно сказать все, что захотите.
Читать или нет тексты Елизарова? Решайте сами. Но если все же решитесь на это, то включайте на полную мощь критическую составляющую своего ума. Иначе попадете под обаяние концептуальных деликатесов автора. А вам это совсем не к чему, ибо лучше сохранить в первозданной невинности свой детский опыт чтения, нежели потом до конца своих дней подозревать любимых сказочных героев в тщательно скрываемых пороках и ненасытной жажде власти.
2012-09-04 16:39:30
Миша Елизаров - Девушка с Проспекта ... /> Михаил Юрьевич Елизаров - (род. 28 января ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Миша Елизаров - Девушка с Проспекта Мира
Михаил Юрьевич Елизаров - (род. 28 января 1973, Ивано-Франковск, УССР) — русский писатель. Окончил филологический факультет университета в Харькове и музыкальную школу по классу оперного вокала. С 2001-го года по 2003-й жил в Ганновере, где учился в киношколе на телережиссёра. С 2003-го по 2007-й жил и работал в Берлине. В настоящее время живёт в Москве. В 2001 году в издательстве Ad Marginem вышел сборник «Ногти», привлекший внимание к писателю. В сборник вошли 24 рассказа и одноимённая повесть, главными героями которой являются два воспитанника интерната для слабоумных детей. По словам автора, рассказы из сборника он писал с девятнадцати до двадцати семи лет. Повесть попала в шорт-лист литературной премии Андрея Белого, Лев Данилкин в журнале «Афиша» отнёс сборник к лучшему дебюту года. Неоднозначные оценки получил роман Елизарова «Pasternak» (2003), где поэт Борис Пастернак представлен в образе демона, «отравляющего» сознание интеллигенции своими произведениями. В 2007 году был опубликован роман Елизарова «Библиотекарь», включённый в лонг-лист премии «Русский Букер». Как отмечалось в журнале «Знамя», «проза Михаила Елизарова, похоже, эволюционирует подобно прозе В. Сорокина: от скандальной эпатажности к интеллектуально насыщенной беллетристике». В декабре 2008 года роман стал лауреатом «Русского Букера». Здесь представлена ещё одна сторона творчества Михаила Елизарова - музыкальная, точнее песенная. Тексты песен очень необычные, сразу чувствуется интелектуальный багаж писателя (а в данном случае - поэта). Отдаленно напоминает творчество Шиша Брянского и Псоя Короленко.
Наконец-таки, я прочитал знаменитый роман Михаила Елизарова "Библиотекарь", изданный еще в 2007 году и получивший премию "Русский Букер" в следующем году. Каковы мои впечатления? Книга - этакий мистический постпанк, созданный на советском материале. Возможно, я при этом ошибаюсь, но как еще можно назвать публикацию, повествующую про неудавшегося певца соцреализма Громова и тайную жизнь его книг.
Как оказалось, художественные произведения, описывающие трудовые будни колхозников и рабочих, при правильном чтении вызывают особые состояния силы, власти, болевой устойчивости, целеустремленности. И из-за них кровопролитно воюют между собой секты, которые называются библиотеками и читальнями.
В конце этого витиевато-мутного повествования выясняется, что все громовские опусы необходимо непрерывно читать в уединении. И тогда некое абсолютное зло отступит от России. И таким чтецом, заточенным в бункер, становится гланый герой обсуждаемого романа.
Неизбежно возникает вопрос - а что ценного несет роман "Библиотекарь" для читателей? Применим ли он для библиотерапии?
Во-первых, на мой взгляд, он наделяет наше отвергаемое историческое прошлое мистическим подтекстом, тем самым примиряя с ним читателя с ним и избавляя последнего от чувства вины.
Во-вторых, роман повышает ценность литературы в целом, нивелированную в наши дни телевидением и Интернетом. Ну, а что, как не вдумчивое чтение предлагается сейчас вам в качестве терапевтической альтернативы традиционному психологическому консультированию.
В-третьих, это произведение предлагает некий глобальный контекст. Хотите, назовите его своеобразным патриотизмом. Однако именно этот скрытый смысловой фон способен, по моему мнению, хотя бы кратковременно вырвать читателя из засасывающей пучины сиюминутных проблем.
"Библитекарь" для библиотерапии? Неплохо, на мой взгляд.