...
... ощущения. Умелые лапки
— универсальное орудие, ... хроник: «
украл у ...
Еноты чрезвычайно милы, но их обаяние не единственное качество, благодаря которому эти симпатичные американские нахалы потихоньку захватывают Старый Свет (вот уже столетие как они поселились и в России). Другие их адаптивные свойства не так бросаются в глаза, но эффективное оружие и не должно быть заметным.
Название — от генеты Еноты попали в Россию в XIX веке. Правда, вначале не живьем, а в виде шкурок. Таких шкурок тут раньше не видели, но решили, что хвостом они напоминают генету. Ныне забытая генета — небольшая изящная родственница мангустов, в средневековой Европе ее держали дома как альтернативу кошкам-крысоловам, а также ради меха эффектного леопардового окраса. Хвост енота и правда похож на полосатый хвост генеты. Так шкурку енота сначала стали называть генетовым мехом, а ее обладателя, появившегося у нас позже, — генотом. Ну а сделать из генота енота — дело нехитрое.
Кисти — от бобра и мартышки Среди животных самые ловкие передние конечности у приматов и бобров. У приматов для удобного захвата и тонких манипуляций отставлен в сторону большой палец, а бобры достигли потрясающего мастерства в возведении плотин и хаток благодаря мизинцу, способному легко отодвигаться в сторону. Эти варианты модернизации кисти имеют свои достоинства и удобны в разных ситуациях. Еноты взяли оба: на их передних лапках обособлены и мизинец, и большой палец. При этом кисти настолько похожи на человеческие, что одно из индейских названий енота переводится как «маленький медведь с человеческими руками». Зачем же еноту настолько развитые передние конечности? Для осязания. Енот — тонкий кинестетик, и если завязать ему глаза, то он ничего не потеряет, так важны для него тактильные ощущения. Умелые лапки енота — универсальное орудие, открывающее любые двери, форточки и крышки, расстегивающее палатки и распечатывающее упаковки. Вторжение на территорию человека приносит еноту немало мелких радостей, ведь он не только любопытен и изобретателен, но и всеяден.
Ночное зрение — от кошки Кроме совершенного тактильного аппарата енот может похвастаться острым слухом и отличным ночным зрением, как у кошки. Это позволяет ему вести ночной образ жизни, и весьма активно: животное умеет с большой скоростью перемещаться в почти полной темноте. При его хулиганских повадках такая способность бесценна.
Плавание — от выдры Еноты, подобно выдрам, любят воду и стараются селиться неподалеку от нее. Они превосходно плавают, мать начинает учить этому детенышей очень рано, уже на втором месяце жизни. Кстати, воспитанием крошек енотов занимается исключительно мать, отец никакого участия в судьбе отпрысков не принимает. Более того, у самцов и самок енотов разные брачные стратегии. Самки моногамны и за брачный сезон, как правило, спариваются с единственным самцом. А вот их партнеры стремятся выжать из этого периода максимум возможного и спариться с как можно большим количеством самок. Енотихи же, оставаясь верными своему первому (в сезоне) самцу, обычно отказывают остальным претендентам.
ОСОБЕННОСТИ. Водные процедуры Страсть енотов к полосканию в воде еды и вообще всего, что попадется, вплоть до собственных детенышей, ученые пытаются объяснить по-разному, но ни одна из гипотез до ранга полновесной теории не дотягивает. Одна гласит, что в воде енот лучше воспринимает тактильные нюансы предметов, а ведь осязание для него — второе зрение. Другая — что таким образом он удаляет посторонние частицы. Приверженцы третьей уверены, что с помощью воды зверь размягчает пищу. Четвертая гипотеза предполагает, что енот просто тщательно ощупывает все предметы двумя руками, поскольку одной ему неудобно, а вода вообще вторична — просто она постоянно под рукой (вернее, под лапой). Словом, у науки до сих пор нет точного ответа, почему енот — полоскун.
Лазание — от белки Хотя енот и выглядит слегка неуклюжим, по деревьям он лазает не хуже белки. Опять же, чуткие развитые пальцы позволяют цепко держаться даже за тонкие ветки. А благодаря тому, что ступни легко поворачиваются на 180 градусов, енот уверенно сдает норматив по спуску по стволу вниз головой. Награда за такие умения достойная — доступ к самым зрелым плодам на верхних ветвях и птичьим гнездам с яйцами и птенцами.
Жир — от сурка Енот-ракоед из субтропиков Центральной и Южной Америки и расслабленные еноты Карибских островов не особенно озабочены запасами на зиму. А вот полоскуну, обитающему в умеренном климате, приходится много об этом думать, как и сурку, например. С аппетитом и накоплением подкожной клетчатки у енотов все настолько хорошо, что, попав в тепличные условия зоопарка, звери немедленно зарабатывают ожирение. У енота толстеет даже хвост! Например, в Московском зоопарке живет полоскун, которого раньше звали Шустрик, но постепенно переименовали в Портоса, и вовсе не за перевязь для шпаги.
Спячка — от медведя В регионах с холодными зимами еноты засыпают на зиму. Правда, их спячка не такая глубокая, как низкотемпературная гибернация ежей и грызунов, которые цепенеют и почти не дышат. Еноты спят не так крепко и могут просыпаться среди зимы, особенно в оттепель. Но, в отличие от медведя, енот-шатун не представляет опасности ни для кого: его обычная добыча — черви, членистоногие, лягушки, рептилии, мелкие грызуны и насекомоядные — крепко спит в надежном месте. Так что часто енот снова засыпает, особенно если холода возвращаются.
Умение замереть — от опоссума В жизни каждого животного случаются ситуации, когда самое разумное — притвориться мертвым. Эта реакция называется танатозом, мнимой смертью. Несколько минут животное абсолютно не шевелится, практически не дышит и внешне не отличимо от трупа. Такая уловка очень популярна у членистоногих, рептилий и амфибий, а вот среди млекопитающих ее освоили только сумчатые опоссумы (у американцев даже есть выражение «играть опоссума») и еноты.
Гроза курятников: ловкое похищение яйца Дело в том, что умирать понарошку для млекопитающего не так просто, как может показаться. Принципиальное отличие танатоза зверей от танатоза более простых эволюционных форм показала энцефалограмма: в состоянии мнимой смерти нервная активность членистоногих действительно падает, а вот мозг млекопитающих продолжает работать, и на бешеных оборотах. Чтобы не проколоться, бедный зверь контролирует себя изо всех сил. Да, он выглядит дохлым, но чего ему это стоит! Поэтому млекопитающие могут быть в танатозе очень недолго, обычно меньше минуты. Причем опоссуму это дается проще — он сумчатый, то есть довольно примитивный. А вот еноту «играть опоссума» нелегко, но помогает желание выжить (и, не исключено, большой актерский талант).
Талант расселяться — от ондатры
Еноты акклиматизировались в Европе в первой половине ХХ века и во многих ее регионах стали процветающим видом. В том числе и синантропным, то есть живущим рядом с человеком и часто за его счет, подобно ондатре. В городах и пригородах животных гораздо больше, чем в лесах. Причем настолько, что в некоторых местах Германии наглость и многочисленность енотов довели склонное к порядку население до точки кипения. Например, жители города Кассель через прессу обзывают енотов пушистыми фашистами и требуют от правительства принять против них решительные меры. Причем фашистами еноты в глазах добропорядочных немцев стали не просто так. По некоторым сведениям, в 1934 году Герман Геринг распорядился расселить в германских лесах енотов-полоскунов, чтобы обогатить и разнообразить местную фауну. Страсть рейхсмаршала к обогащению и разнообразию через 80 лет обернулась газетными заголовками «Наци-еноты маршируют по Европе», «Меховой блицкриг» и «Кассель — это только начало».
А Японию еноты захватили с помощью мультфильма. Они никогда там не водились — до тех пор, пока в 1977 году не вышел аниме-сериал «Арайгума Расукару» с енотом в главной роли. После этого японцы словно помешались на полосатых зверьках, и предприимчивые торговцы стали поставлять их из США. Когда правительство спохватилось и наложило запрет на «импорт», было поздно. На руках у местных жителей оказались тысячи полудомашних зверей, часть из которых сбежали на волю и в отсутствие естественных врагов расплодились так, что наводнили японские острова. И с тех пор благоденствуют, не забывая притеснять и объедать аборигенную фауну — сов, лис, енотовидных собак. Суровая правда жизни: хорошо устроиться на новом месте и стать успешным инвазивным видом проще всего за счет населения.
Вороватость — от обезьяны Природа «надела» на морду енота черную маску воришки, и зверь вовсю ею пользуется. В умении открыть что угодно и унести с собой все интересное с ним сравнится только обезьяна. Еноты наведываются на поля и в курятники, забираются в дома, потрошат мусорные баки, проводят рейды по кухням ресторанов. Воруют прежде всего еду, но не только. Интернет полон видеороликов с названиями в стиле деревенских криминальных хроник: «Енот украл телефон», «Енот украл у туристки розовый клатч», «Енот украл корм у кота». Последнее, кстати, бывает часто: рядом с объектом кражи всегда стоит миска с водой для его полоскания.
Диапазон реакций на эти бесчинства очень широк: фермеры отстреливают енотов, а рестораторы делают из их визитов аттракцион для посетителей. Если что-то нельзя победить, надо придумать, как этим воспользоваться.
Нежелание приручаться — от поссума Есть такой экзотический полудомашний зверек — сахарный летающий поссум, или сумчатая летяга. Хотя поссумов давно уже разводят дома, приручить их можно только малышами. Та же история и с енотом. Даже рожденный в неволе енот не домашнее животное. Он не проходил селекционный отбор на совместимость с человеком, как это было со всеми домашними видами. Однако природное дружелюбие и неприхотливость позволяют держать енотов и в таком первозданном состоянии. Но с одним условием: енот попадает в дом совсем юным, в возрасте месяц-полтора. Если до полутора месяцев контакт с человеком не был установлен, зверь уже не станет ручным и в ответ на попытки обращаться с ним, как с котиком, будет только шипеть и огрызаться. И даже пожив под одной крышей с человеком, енот может уйти в дикую природу и прекрасно приспособиться к естественным условиям. Так что победное шествие енотов по миру продолжится. Ведь если где-то заводят изобретательное животное, которое может убежать и адаптироваться в дикой среде, оно обязательно убежит и адаптируется. А еноты — гении адаптации. И к тому же чертовски симпатичные гении.
Евгения Тимонова.
ertata