utro.ru/articles/2011/11/30...3832.shtml
"Высоцкий. Спасибо что живой"
Россия, 2011
Режиссер: Петр Буслов
В ролях: Владимир Высоцкий, Сергей Безруков, Андрей Панин, Иван Ургант, Максим Леонидов, Оксана Акиньшина, Андрей Смоляков, Дмитрий Астрахан, Владимир Ильин.
Пять дней гастролей Высоцкого в Узбекистане в июле 1979-го и клиническая смерть ровно за год до ухода из жизни потребовали пять лет работы компании "Дирекция кино", основанной продюсерами Первого канала Константином Эрнстом и Анатолием Максимовым.
На сегодня это самый амбициозный и масштабный проект создателей мегапопулярных телесериалов и главных отечественных блокба$теров, поскольку компьютерных эффектов на единицу экранного времени в новом фильме больше, чем в "Парке Юрского периода".
Задолго до выхода ленты вокруг нее начали бродить слухи, связанные с исполнителем главной роли. Премьера показала, что пиар-ход оказался не таким уж банальным трюком – в титрах действительно указан Высоцкий в роли Высоцкого, поскольку точно идентифицировать актера нам так и не удастся, он результат синтеза компьютерной графики, грима и звуковых спецэффектов.
Даже точно зная, что главного героя играет Сергей Безруков, зритель не сможет разглядеть никакого подвоха, и это, на мой взгляд – единственное неоспоримое достижение фильма. Во всех кадрах, где мы видим героя, не устаешь удивляться портретному сходству с прототипом, как говорится, до степени смешения.
Что до остальных достоинств картины, то они весьма спорны. С одной стороны, это фильм не о выдающемся барде, а о его гнусном окружении, подсадившем некогда "простого" алкоголика на иглу, чтобы делать огромные бабки на его "левых" концертах. Весьма разумно было снимать не банальный байопик о знаменитости, а почти детективную историю о свите короля. Ведь она-то, как известно, знает всю подноготную. Так что к основному заходу сценария придраться трудно. Для меня весьма пугающим было бы чисто биографическое кино о Высоцком, ведь у любого, кто вырос на его песнях, в голове уже снят собственный фильм.
С другой стороны, в этих нескольких днях жесточайшей наркотической абстиненции, столь подробно расписанной на экране, почти ничего не осталось от небывалой харизмы самого любимого артиста в стране.
Впрочем, кинематограф любит истории смерти кумиров, о любом рано ушедшем символе поколения на Западе сняты неплохие ленты, так что желание восполнить пробелы в отечественном кино вполне объяснимо. Факт гибели артиста от передозировки уже сам по себе обостряет сюжет, но конкретно то, о чем сын поэта Никита написал сценарий, вызывает у меня слишком много вопросов.
С одной стороны, я понимаю, что так и было: Высоцкий под конец жизни был законченным наркоманом, и перед нами реальная история его гибели. С другой, в упор не вижу никаких признаков достоверности именно этого эпизода в деталях повествования. С третьей стороны – зачем, спрашивается, рисовать удивительный компьютерный клон артиста и воссоздавать с нуля его "Мерседес", а рядом ставить совершенно немыслимых для того времени персонажей. Правда, так густо перемешанная с вымыслом, вызывает у людей, живших в советское время, когнитивный диссонанс.
Ну не мог в 1970-х полковник КГБ носить современную прическу а-ля Брюс Уиллис: менты на улице любого бритого налысо тормозили, а секретным сотрудникам полагалось быть незаметными. А между тем это второй главный герой.
Зачем на друзей – Леонидова и Урганта – нацепили идиотские парики, делающие из них клоунов?
Елки-палки, да к концу жизни популярность Владимира Семеновича была столь велика, что его нельзя было не узнать на улице или в самолете даже наряженным в халат и тюбетейку. Представьте себе, не знаю, Аллу Пугачеву, гуляющую по базару...
Вряд ли бы даже очень красивую девушку-блондинку пустили в 1979-м в транспортный военный (!) самолет. К тому же с сумкой, набитой доверху ампулами с морфием. Да и откуда ему (военному борту) взяться на гражданском аэродроме? И вообще – всего 30 лет прошло, а уже никто не помнит элементарного сленга тех лет, говорят герои на совершенно нехарактерном для их среды нашем современном новоязе.
И как же переигрывает всю дорогу вроде бы неплохой актер Андрей Панин в роли личного врача погибающего барда. Это же постараться надо – так выбиваться из общего актерского ансамбля!
Собственно, фильм-то вовсе не о Владимире Семеновиче, а о нескольких его друзьях и одной любовнице, которую неплохо сыграла Оксана Акиньшина, во всяком случае, не сильно кривляясь. То, что с ее реальным прототипом (девушка, говорят, была жуткой стервой) удалось договориться о правах на историю, – большая победа продюсеров, так как речь шла об имевшем место криминальном эпизоде.
Кстати, именно в этом кроется определенная, причем весьма продуманная, стратегия. Личность, овеянную такими легендами и столь почитаемую, как Высоцкий, очень трудно "сыграть" в принципе, это авторы хорошо понимали.
У протагониста довольно маленькая роль, да и ведет он себя странно – если не на сцене, то, в основном, угрюмо молчит. Мы наблюдаем за развитием отношений внутри компании его врагов и прихлебателей – это по большей части искупает сюжетную невнятицу и неправдоподобность, поскольку обнажает привычную человеческую мелочность, тупость и скудоумие, дает пищу для драматургии.
Так вот: сияние, буквально исходящее от умирающего Высоцкого (многим, кто не жил в СССР, это трудно оценить), столь очевидно его окружению, что ребята просветляются и под навернувшиеся у зрителя слезы из иуд превращаются в ангелов.
По сути, авторы признаются, что им не под силу описывать нрав великого человека, они задались иными вопросами: как наглядно дать современной молодежи понять, что наркотики разрушат личность и доведут до могилы даже Глеба Жеглова.
Всю дорогу меня не покидало двойственное чувство. Первые полчаса восхищаешься качеством спецэффектов, остальное время сидишь и не понимаешь, почему надо было приглашать, скажем, именно Петра Буслова ("Бумер 1, 2"), если вся режиссура полностью подчинена воле продюсеров.
Это коммерческий продукт, законно претендующий на роль лидера проката (среди российских лент в этом сезоне), с очень точно рассчитанным зрительским потенциалом, с хорошим бюджетом, с выверенными кинематографическими ходами, с невероятной рекламой, с игрой на ностальгических позывах публики. Но какое отношение все это имеет к тому наследию, которое осталось от самого популярного в народе певца? Ничего, кроме желания заработать на костях знаменитости, в голову не приходит. А это, по большому счету, авторов не красит.
предсказание Апокалипсиса является не чем иным, как вольной трактовкой надписи на каменной табличке времен майя, найденной в руинах древнего города Тортугеро в мексиканском штате Табаско.
Однако ученым из Национального института антропологии и истории Мексики удалось обнаружить еще одно упоминание даты 21 декабря 2012 года. В развалинах города Комалькалько, относящегося к временам майя и расположенного совсем рядом с Тортугеро, археологи нашли кирпич с уникальной надписью, пишет "Компьюлента".
Представитель института Артуро Мендес рассказал, что фрагмент надписи был обнаружен и изучен несколько лет назад. Он хранится в запасниках института. Объявить о том, что удалось выяснить при анализе надписи, ученые решились только сейчас.
Надпись представляет собой «календарный круг» — комбинацию дней и месяцев, которая повторяется каждые 52 года. На календаре отмечена дата, соответствующая окончанию тринадцатого бактуна. Бактун — это период, охватывавший примерно 394 года, а 13 — священное для майя число. Один из вариантов календаря майя под названием «Длинный счёт» начинается в 3114 году до н. э., а тринадцатый бактун завершается в районе 21 декабря 2012 года.
Установлено, что надпись едва ли можно считать пророчеством, так как в ней нет указания на будущее – в иероглифах употребляется настоящее время. «Третий глиф на кирпиче читается, похоже, как глагол huli, который означает буквально «он/она/оно грядет». Однако специальных пометок, означающих будущее время высказывания, в тексте нет, что, по-моему, указывает скорее на отсылку к прошлому, чем пророчество», - успокаивает специалист по иероглифике майя из Техасского университета в Остине Дэвид Стюарт. «Некоторые коллеги предлагают другую трактовку надписи, но им меня не переубедить», - написал он.
Ученые подводят итог – таинственного и пугающего все-таки многовато: пластина из Тортугеро и кирпич из Комалькалько созданы были примерно в одно время – 1300 лет назад и написаны одним языком, сообщают Аргументы.ру. Надпись из Тортугеро намекает на что-то, что произойдет в 2012 году при участии Болона Йокте, таинственного майянского бога, отвечающего в их пантеоне и за разрушение, и за созидание. Эрозия, которая поработала над артефактами, не позволяет прочесть что-либо более вразумительное, чем «Он спустится к нам с неба». Кирпич из Камалько не менее загадочен – похоже, он был повернут надписями внутрь стены при строительстве и его пророчества были скрыты от людей.
Впрочем, многие эксперты сомневаются, что речь идет о конце света: в представлении майя временные циклы начинались и заканчивались без какого бы то ни было апокалипсиса. Однако чтобы разобраться в существующих интерпретациях пророчеств древних майя, Национальный институт антропологии и истории Мексики намеревается организовать круглый стол с участием шестидесяти специалистов.