По причащении народа, которое, как указывалось выше, не должно откладываться после окончания Литургии, как в некоторых областях Востока, совершаются следующие действия.
1) Священник уносит святую Чашу в алтарь и ставит ее на престол.
2) Отирает платом лжицу.
3) Диакон (или за его отсутствием — сам иерей) всыпает в Чашу все оставшиеся на дискосе частицы: Божией Матери, девяти чинов и вынутые из просфор за живых и усопших. Если не бывает причастников мирян, это производится тотчас по причащении священнослужителей в алтаре до возгласа "со страхом Божиим и верою…". Это действие производится так: дискос берется обеими руками, и с него осторожно всыпаются частицы прямо в Чашу. Ладонями рук следует оградить дискос, чтобы не рассыпать частицы по антиминсу. Потом, держа дискос левой рукой, священнослужитель губой отирает дискос, следя, чтобы ничто не запало и не забылось в гравированных углублениях или чеканенных украшениях дискоса. В старинных ризницах редко встречались дискосы с особым желобком на краю, благодаря которому очень легко всыпать все его содержимое в святую Чашу. Священнослужитель должен внимательно осмотреть, не осталось ли крупиц Святого Хлеба на антиминсе, и собрать их перстом или при помощи лжицы и всыпать в Чашу.
При всыпании частиц читаются следующие молитвенные песнопения:
а) "Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу…"
б) "Светися, светися, Новый Иерусалиме…"
в) "О Пасха велия, и священнейшая, Христе! О Мудросте, и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего".
г) "Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих".
В этих молитвах Церковь исповедует свое литургическое сознание того, что причастие и евхаристическая жизнь есть залог вечной жизни. Еще святой Игнатий Богоносец в начале II века писал Ефесской Церкви: "Евхаристия есть лекарство бессмертия, не только предохраняющее от смерти, но и дарующее вечную жизнь в Иисусе Христе". Мы причащаемся здесь, в этой земной жизни, Божественных Тела и Крови, чем совершаем свое обожение. Мы веруем, что это причастие не прекратится и в будущей жизни, "в невечернем дни Царствия" Христова. Причастие, кроме того, есть мистическое соединение не только тех, кто на этой именно Литургии приступил к Чаше, но и всех вообще живых и усопших. Это соединение частиц, над которыми прочитаны были имена их, с честною Кровию Агнца есть мистическое очищение грехов всех помянутых.
4) Священник после этого благословляет народ словами 27 псалма: "Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое".
5) Священник кадит трижды святой престол, говоря про себя: "Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя". В некоторых изданиях служебника эти слова псалма (107:6) изменены так: "Вознесыйся на небеса". Это, второе, чтение неправильно, т. к. лишено сказуемого. На это верующие отвечают стихирой (2 гласа) из службы Пятидесятницы: "Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную, Нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть". Т. к. в этом песнопении говорится о приятии Святого Духа, то в период от Пасхи до Троицы оно не поется, а заменяется: в дни Пасхи — гимном "Христос воскресе", а в праздник Вознесения со всем его попразднством — тропарем Вознесения. Что касается субботы перед Пятидесятницей, то практика не согласованна: одни поют уже "Видехом свет истинный", другие заупокойный тропарь — "Глубиною мудрости", т. к. это заупокойная суббота (так называемая "родительская"), третьи ничего не поют.
Из слов "Вознесися на небеса…". и последующего за этим перенесения Святых Даров на жертвенник, символизирующего Христово вознесение, явствует, что мы причащаемся прославленного, вознесенного Тела Господа, как залога нашего будущего прославления и обожения в "невечернем дни".
6) Само перенесение совершается так: диакон получает от священника дискос, ставит его на голову, придерживая левой рукой; правой он держит кадильницу. Булгаков советует обратный порядок. Диакон, произнося: "зря вне ко дверем, ничтоже глаголя", — отходит к жертвеннику. Идти ему надлежит не за престолом по горнему месту, а между престолом и царскими дверьми. Придя к жертвеннику, он ставит дискос на него и ожидает священника, который придет с Чашей, чтобы кадить переносимые Святые Дары.
Священник берет в правую руку Чашу, начертывает ею над антиминсом знак креста и говорит про себя: "Благословен Бог наш", поворачивается к народу, возгласно произносит: "Всегда, ныне и присно и во веки веков". При этом он поднимает в царских вратах Чашу (иные чертят в воздухе ею знак креста) и медленно уносит ее к жертвеннику, где и поставляет ее. Диакон кадит идущего с Чашей священника. Священник принимает кадильницу от диакона, кадит поставленные на жертвенник Святые Дары, кадит диакона; перекрестившись и поклонившись Святым Дарам, а потом и диакону, который в это время кадит его, отходит к престолу. Диакон же, поклонившись иерею, идет на солею говорить последнюю ектению. На ходу он обычно раскрывает сложенный у него на груди орарь и утверждает его на левом плече, как это имело место с начала Литургии до "Отче наш".
Поднятие Чаши священником перед народом знаменует то, что Спаситель, "егда благословляше их (учеников), отступи от них и возношашеся на Небо" (Лк. 24:51).
7) На слова священника "всегда, ныне и присно…". певцы отвечают: "аминь", — и потом поют: "Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися Святым Твоим, Божественным, Безсмертным и Животворящим Таинам: соблюди нас во Твоей святыни, весь день поучатися правде Твоей. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа". В этом песнопении выражается благодарность народа за то, что Господь удостоил верующих причаститься Святых Таин. Это песнопение должно служить народу побуждением к тому, чтобы не только присутствовать при Литургии, но и активно в ней участвовать, т. е. причащаться. Этот гимн введен в литургию в VII в. Патр. Сергием.
Следует заметить, что при служении одного священника без диакона иерей переносит на жертвенник и Чашу, и дискос. При этом сначала он возглашает: "Всегда, ныне и присно…", — а потом берет дискос в левую руку и переносит оба священных сосуда на жертвенник.
8) Диакон говорит на солее последнюю ектению, в которой он выражает также благодарение Господу за удостоение причаститься Святых Таин. "Прости (т. е. прямо, с прямым взором, с добрыми делами, как говорит святой Герман Царьградский), приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих, Страшных Христовых Таин, достойно благодарим Господа", — "Заступи, спаси, помилуй…", — "День весь совершен, свят, мирен и безгрешен испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим". На Литургиях, начинающихся с вечерни (в навечерие Рождества Христова, Богоявления, Благовещения, Великого Четверга и Великой Субботы), надо это последнее прошение начинать словами: "Вечера всего совершенна, свята…".
9) Священник в это время, начертав антиминсной губой знак креста над антиминсом и положив ее в середину антиминса, складывает сам антиминс. При этом следует наблюдать такой порядок:
• сначала верхнюю часть антиминса
• нижнюю
• левую
• правую
10) Священник берет обеими руками Евангелие, стоящее за антиминсом, начертывает Евангелием над сложенным уже антиминсом знак креста и полагает Евангелие на антиминс так, как оно лежало до начала Литургии. Во время начертывания знака креста священник возглашает после окончания ектении: "Яко Ты еси Освящение наше, и Тебе славу возсылаем…". Этим еще раз исповедуется вера в освящающую силу Евхаристии.
11) Иерей: "С миром изыдем".
Певцы: "О Имени Господни".
Диакон: "Господу помолимся".
Иерей исходит со служебником читать заамвонную молитву.
Во всех только что указанных действиях священнослужителей наблюдаются следующие отличия в восточной практике по сравнению с русской.
После слов священника "Спаси, Боже, люди Твоя…". диакон, стоя рядом с ним перед престолом, произносит: "Вознеси, владыко" (ϋψωσον, Δέσποτα), — на что священник, кадя, и произносит трижды: "Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя".
После возгласа "Всегда, ныне и присно…". певцы поют только: "аминь", — а тропарь "Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи…". на Востоке не поют. Этот тропарь, введенный, как уже было сказано, в VII веке Патриархом Сергием Царьградским, перестали петь, как предполагают, в XV веке.
Ектения диакона после причащения Святых Таин очень древнего происхождения. Обычай произносить ектении в этом моменте богослужения находим в литургиях древнего времени: СА VIII, апостола Иакова, апостола Марка.
Возглас священника "с миром изыдем" — также очень древнего происхождения. Литургия СА VIII кончается словами диакона "идите в мире". В литургии апостола Иакова стоит: "В мире Христовом пойдем". В Византийской литургии времен святого Иоанна Златоуста этот возглас давался также диаконом: "Ступайте в мире". На Западе месса кончается возгласом "Ite, missa est!" ["Идите, месса окончена"] Этим давалось народу официальное благословение покинуть храм, что вполне согласуется со всем строем евхаристического богослужения — уходить каждому чину молящихся соответственно с их положением в Церкви и только после получения благословения предстоятеля. В самом деле, в древних литургиях (например, СА VIII, Евхологии Серапиона и др.) был такой порядок:
1. Ектении об оглашенных в конце литургии оглашенных, благословение их епископской молитвой с простиранием рук на них, возглас диакона: "Ступайте, оглашенные, в мире!" После этого момента они исходили из храма, т. к. дальнейшее пребывание их не было совместимо с институтом катихумената, запрещавшим им оставаться при совершении Таинства.
2. Ектении об одержимых, молитвенное их благословение епископом с простиранием рук и диаконское "Ступайте, одержимые!"
3. Ектении о просвещаемых, молитва, благословение и затем такое же — "Ступайте, просвещаемые!"
4. Ектения о кающихся, молитва, благословение и диаконское возглашение "Изыдите, кающиеся!"
Всем этим разрядам верующих не было дозволено причащаться, т. е. и присутствовать при Таинстве, т. к. они были еще не крещены или были под запрещением. Естественно, что по окончании всей Литургии читается благодарственная ектения о причастившихся, — ибо предполагается по духу Литургии, что все оставшиеся на Литургии обязательно и причащались, — возглас "с миром изыдем" и благословляющая (заамвонная) молитва епископа или иерея.
Источник: http://vsemolitva.ru
comments
אֲבָנִים שְׁלֵמוֹת תִּבְנֶה אֶת מִזְבַּח יְדֹוָד אֱלֹקֶיךָ וְהַעֲלִיתָ עָלָיו עוֹלֹת לַידֹוָד אֱלֹקֶיךָ
וְזָבַחְתָּ שְׁלָמִים וְאָכַלְתָּ שָּׁם וְשָׂמַחְתָּ לִפְנֵי יְדֹוָד אֱלֹקֶיךָ
וְכָתַבְתָּ עַל הָאֲבָנִים אֶת כָּל דִּבְרֵי הַתּוֹרָה הַזֹּאת בַּאֵר הֵיטֵב
Из целых камней построй жертвенник Господу, Б-гу твоему, и вознеси на нем всесожжения Господу, Б-гу твоему.
И заколешь ты мирные жертвы, и будешь есть там и радоваться пред Господом, Б-гом твоим.
И напиши на камнях все слова Учения этого, изъясненное хорошо (очень ясно).
Господь повелел Израилю воздвигнуть жертвенник из цельных камней. На камнях, из которых был составлен жертвенник, очень ясно писались заповеди Божьи.
Принося жертву, каждый понимал, ради чего приносится жертва. Читая заповеди и оценивая свою жизнь, каждый мог принести соответствующую жертву: кто жертву за грех, кто жертву повинности, кто жертву благодарения, кто жертву усердия. В то время у большинства людей не было книг, и большую роль играл жертвенник, на котором были написаны требования Божьи к человеку.
Ясная заповедь — правильная жертва.
Жертва приносилась не для того, чтобы умилостивить Бога, как это делается в язычестве. Жертва Богу Израиля приносилась для того, чтобы выразить свое отношение к Его заповедям. Для этого было необходимо, чтобы заповеди были написаны ясно и понятно, иначе у души человеческой не будет возможности принести нужную жертву и получить милость Божью. Без понимания воли Божьей нет ясности, реального богопознания и возможности знать, угодил ли человек Всевышнему или, наоборот, идет против Него. Бог дал нам Тору (заповеди) не для того, чтобы запутать, а наоборот для того, чтобы дать нам возможность вырваться из запутанных ситуаций и развязать затянутые узлы жизни, оценить свое мышление в свете Божьей истины. Всевышний дает нам ясность, чтобы мы знали, какую жертву Он желает от нас и почему. У жертвенника к человеку должна приходить ясность.
Откуп от Бога.
Многие, принося жертвы, не ведают, что творят. Порой для них жертва Богу — это некое подобие откупа от милиции или ГАИ, которые уловили тебя. Ты осознаешь, что неправ, и поэтому важно договориться, ведь все мы люди. Господь дал нам заповеди не для того, чтобы подловить и осудить, а для того, чтобы мы пришли к осознанию Его любви и милости, чтобы мы полюбили Его волю, но не через насилие и запугивание, а потому что мы увидели Божью любовь, которая проявлена через заповеди, и полюбили Законодателя.
Как нам осознать, что Он нас любит? Через заповеди. Ведь Он заключил всех в непослушание, чтобы всех помиловать. У жертвенника человек осознавал свое непослушание и принимал жертву милости от лица Божьего. Заповеди и жертвенник — это узы Божьей любви.
Почему же заповеди — это проявление Божьей любви? Все дело в нашем грехе. Господь желает нас помиловать, но не может этого сделать, пока нет осознания греха. Не зря Господь говорит к нашему народу:
12 Иди и провозгласи слова сии к северу, и скажи: возвратись, отступница, [дочь] Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Господь, - не вечно буду негодовать. 13 Признай только вину твою: ибо ты отступила от Господа Бога твоего и распутствовала с чужими под всяким ветвистым деревом, а гласа Моего вы не слушали, говорит Господь. 14 Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами, и возьму вас по одному из города, по два из племени, и приведу вас на Сион. (Иер.3:12-14)
Господь просит Свой народ признать только вину свою. Заповедь помогает нам осознать свою неправоту и попросить о милости Божьей. Где есть покаяние с человеческой стороны, там есть милость с Божьей стороны. Вспомним блуждающего сына, который ушел из отцовского дома. Он не мог вернуться в объятия отца, пока не осознал, что согрешил перед Богом Небесным и отцом земным. Осознав свою неправоту, сын проснулся от своего сна и вспомнил, что у него есть дом. У жертвенника мы просыпаемся от своих снов. Суета и ложь стирают в нас память того, что у нас есть любящий Отец Небесный. Наши амбиции и стремление утвердить свою волю уводят нас от познания того, что мы не беспризорники, а созданы для того, чтобы называться и быть детьми Божьими. Чтобы проснуться, необходимо было прийти к жертвеннику.
Пробуждение для открытия себя.
Живя в этом мире, человек пытается победить и утвердить себя. Основа учения Мессии — это потеря себя ради Божьего. Божьего невозможно приобрести и укоренить без потери части себя.
39 Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. (Матф.10:39)
25 ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее;
26 какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? (Матф.16:25,26)
Когда мы осознаем свою неправду в отношении Бога, тогда есть шанс ожить из мертвых. Господь предупреждает, что Он пробудит всех и разрушит мечты их. Люди видят себя с позиции своих мнений, намерений, планов и ожиданий. Многие уже поняли, что их план в этой жизни будет подвержен корректировкам и, какие бы старания не прикладывались, он временен и оборвется при завершением их земной жизни. Все, живущие на этой земле, в определенный момент проснутся для осознания той реальности, которая стоит за земной реальностью. Некоторые осознают при жизни на земле, другие осознают уже после окончания их земной жизни. Господь пробудит все души, поскольку все они оживлены Им. Он даст понять всему, что имеет дыхание жизни, что без Его жизни не было бы никакой жизни. Вне Его воли и законов нет жизни. Он до времени допустил, чтобы мы жили по желаниям сердца своего, дабы проявилась наша сущность и выбор. Поэтому Всевышний взывает к Израилю и каждой душе:
19 Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое,
20 любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им. (Втор.30:19,20)
Без покаяния нет возможности узнать себя.
Без покаяния человек не может узнать самого себя. Он живет в своем мире, где Господь — это нечто чуждое и противное его натуре. Для покаявшегося человека происходит преображение, о котором говорит Петр:
1 Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие,
Т.е отложить свое прежнее "я" и начать воспринимать Божью истину о том, как жить и мыслить, как истину. Иешуа дал ясно понять, что Он вкладывает в понятие истины:
17 Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. (Иоан.17:17)
Иешуа говорит, что Тора Господа — это истина. Ради обновления Торы и записи ее на сердце Израиля Он посвятил Свою жизнь. Поэтому Петр просит всех, кто будет читать его послание, от всего сердца возлюбить чистое словесное молоко. Это будет нашим ответом на жертву любви Мессии, когда Он отдал себя за нас. Если мы не возлюбим чистое молоко закона Божьего, то не сможем на практике проявить любовь к Всевышнему и к Мессии Иешуа и, конечно, не сможем возрасти во спасение.
2 как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко (Закон Божий), дабы от него возрасти вам во спасение;
3 ибо вы вкусили, что благ Господь.
4 Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному,
5 и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иешуа Мессией.
6 Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.
7 Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна,
8 о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.
9 Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
(1Пет.2:1-9)
Иешуа устремляет нас приходить к жертвеннику, поскольку Он уже заплатил полную цену за наши преступления. Теперь основная наша задача — это приносить духовные жертвы, угодные Мессии, и тем самым устраивать дом духовный. Может показаться, что эти требования носят элемент тайны и мистики. Но, если мы далее посмотрим контекст того, о чем говорил Петр, то увидим, что он также толковал закон в его практическом применении. Ведь теперь закон должен быть ясно написан на человеческих сердцах, чтобы исполнилось Писание. Рассмотрим, как Петр раскрывает и стремится сделать хорошо ясными некоторые из заповедей:
11 Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу,
Петр вдохновляет не нарушать заповедь: не пожелай.
12 и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения.
Здесь речь идет об исполнении большинства заповедей, через которые мы выражаем любовь к ближнему, чтобы неверующие увидели добрые дела и прославили Бога.
13 Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти,
Этот стих говорит об уважении и послушании властям, которые поставлены Господом и совершают на земле Божью волю. В этом списке могут быть родители, работодатели и т.д.
14 правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, -
15 ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, -
16 как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии.
17 Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите.(1Пет.2:11-17)
В семнадцатом стихе Петр вкратце перечисляет все заповеди Торы и делает акценты, в частности на первых трех, которые касаются служения Богу и избегания идолослужения.
Все учение писаний Нового завета зиждется на заповедях Божьих. Иешуа и все апостолы стремились привести людей в Божье царство, которое не мыслимо без царя и Его заповедей.
Пробуждение начинается с жертвенника.
К жертвеннику приходил человек, который осознавал свою нужду в милости Божьей и приносил основополагающую жертву — это жертва осознания и сокрушения. Когда человек приходил к Богу через жертву милости, говоря: "Куда мне идти? У тебя источники и слова жизни вечной." Эти признаки были свидетельством того, что душа человека оживает для Всевышнего. В этом месте душа человека приходила к осознанию, что, как умирает жертвенное животное для того, чтобы загладились грехи, так должна умереть его прежняя натура, чтобы ожил человек, сотворенный по воле Божьей.
Мессия — это наш жертвенник.
Приход к жертвеннику напоминает путь к Мессии Иешуа. Всякий, приходящий к Нему, вначале слышал слово (Тору) — живое и верное слово о Царстве Божьем. Далее все, желавшие дальше знать Мессию, получали откровение о том, что Он будет жертвой за наши грехи. Это было следующей частью пробуждения. Желавшие далее следовать за Мессией получали откровение о жертве. Как Мессия стал жертвой за нас, так и мы теперь должны стать жертвой Божьей ради Иешуа, письмом, читаемым всеми. От Иешуа мы учимся, как посвящать наши жизни Богу и ближнему. Вспомним некоторые места Писания, говорящие об этом.
3 вы показываете собою, что вы - письмо Мессии, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца. (2Кор.3:3)
14 Ибо любовь Мессии объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли.
15 А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего. (2Кор.5:14,15)
Приходя к нашему жертвеннику Мессии, мы приобретаем свое настоящее, Божье естество, которое живет не временным, а вечным, и поэтому может приносить угодные Богу жертвы в этой временной жизни.