Это цитата сообщения Panter_Woman Оригинальное сообщениеБудуар Марии-Антуанетты или секреты жизни по-французски
Мари́я-Антуане́тта Marie-Antoinette (1755 — 1793) урождённая Мария Антония Йозефа Иоганна Габсбургско-Лотарингская, — королева Франции, супруга короля Франции Людовика XVI.
Norma Shearer в роли Марии-Антуанетты,1938
Мария-Антуанетта – Последняя Королева Франции – Первая настоящая француженка и парижанка, икона французского лайфстайл, до сих пор будоражущая воображение и вдохновляющая современных французов. Это она создает пост Министра Моды для организации ежесезонного ритуала коллекций, это она прививает моду на макаруны (или макароны) при дворе короля Франции, и это она закладывает на века определенный стиль жизни настоящей француженки, независимой, обожающей вечеринки…и всегда очень чувствительной к искусству и эстетическому удовольствию.
Louis XVI
Доступ в Будуар Ее Величества был дозволен лишь самым приближённым и привилегированным друзьям королевы. За бокалом крепкого вина или за чаепитием здесь распространялись последние сплетни, обсуждалась мода и наряды, решались судьбы.
У неё был безошибочный и изысканный вкус. Красивые предметы, пренадлежащие ей, так же как и наряды, которые она носила, по сей день вызывают восхищение. Коллекция одежды была огромной. В Версале были выделины целых 3 комнаты для её хранения.
Мода
Марие-Антуанетте выделялась фиксированная сумма в 120 000 ливров в год на одежду и аксессуары, огромная сумма, которой ей впрочем было недостаточно, она тратила 258 000 ливров в год. В соответствии с этикетом она заказывала каждую неделю по 18 пар пастельных тонов перчаток, с ароматом фиалки, гиацинта и гвоздики и 4 новые пары обуви. Одной из её любимых вещиц был комплект: белый кошелёк, расшитый жемчугом и пара таких же изящных туфель.
Она имела слабость к дизайнерским творениям Роз Бертен, каждое из её великолепных платьев, с романтическими названиями "Нескромное удовольствие", "Волнение сердца", "Сдержанные вздохи", стоило от 1 000 до 6 000 ливров... Платья заказывались десятками, вместе с ними обувь, ридикюль ((фр. réticule) — женская сумочка на длинном шёлковом шнуре, украшенная вышивкой; надевалась на руку), который полагался к обуви, парфюм,перья и экстравагантные украшения для волос.
Покупки для гардероба Марии-Антуанетты должны были быть ограничены до заказа 36 платьев на лето и 36 на зиму, но Королева обожала моду и заказывала на много больше!
В течении дня она трижды меняла наряд. Формальное платье из шёлка или бархата для утренней мессы, более лёгкое из хлопка на остаток дня и наконец великолепное вечернее платье для ужина, концерта или бала.
Королева очень любила ридикюль, её сумочки поражали воображение замысловатой вышивкой и искусной работой мастера.
Она предпочитала лёгкие ткани и бледные, пастельные тона (мягкий лимонно-жёлтый, серый с голубоватым отливом, бледно зелёный и лиловый).
Уход за собой
Мария-Антуанетта заботилась о себе не меньше, чем о своих нарядах.
Каждый день она принимала ванну, в которую добавлялась смесь из очищенного сладкого миндаля, сосновых орехов, льняных семян, корня алтея и луковиц лилий. Вместо мочалки королева использовала небольшой мешочек с отрубями. Безупречной гигиены требовала Мария Антуанетта и от своих придворных, поэтому вскоре ее окружение стали в шутку называть «парфюмерный двор». Засыпала Королева в перчатках, пропитанных воском, розовой водой и маслом сладкого миндаля. Она тщательно ухаживала за своими волосами, используя для мытья шафран, куркуму, сандаловое дерево и ревень, дабы подчеркнуть свой соломенный оттенок.
Прежде чем наносить косметику, она тщательно очищала и отбеливала кожу с помощью лучших косметических средств того времени. На лицо наносилась парфумированная пудра и немного румян. Для предания блеска губам использовалась помада с ароматом розы, гвоздики и ванили.
В апартаментах Марии-Антуанетты стоял аромат свежих цветов, попурри, масел и ароматизированных саше. Она предпочитала свежие ароматы апельсина лимона,розы,лаванды и фиалок.
Любимая туалетная вода Королевы Eau De Fleur d'Oranger содержат простые ароматы фиалки, розы и нарцисса, в духах присутствуют нотки ванили, муската, лаванды, ириса и жасмина. Куда бы она ни шла, она хотела быть окружена великолепмыми ароматами!
Она очень любила цветы и в конце жизни назвала их своей истинной страстью. У нее был свой небольшой садик, «Маленький Трианон» (Petit Trianon), где она собственноручно выращивала разнообразные цветы.
Пусть эта королева была расточительна, но в хорошем вкусе ей не откажешь. По ее заказам всегда делались уникальные вещи необычайно высокого качества. В XIX веке французы ненавидели свою королеву, но сегодня признают, что она занимает в их истории особое место...
биография
смотреть фильм
* * *
Серия сообщений "Историческая личность": Часть 1 - История династии Романовых Часть 2 - Жозефина-женщина моей судьбы ... Часть 31 - Корону за Любовь | Эдуард VIII и Уоллис Уорфилд Часть 32 - Не забывай никогда, мой ангел...| Виктор Гюго - Жюльетте Друэ Часть 33 - Будуар Марии-Антуанетты или секреты жизни по-французски
Это цитата сообщения ovenca Оригинальное сообщение«Я еще не умел ходить, а уже любил женщин»... История любви Огюста Ренуара (1841-1919) и Алины Шариго (1859-1915)
Катание на лодке (Алина Шариго и Ренуар), 1880-1881
Secret Garden - The Promise
«Я еще не умел ходить, а уже любил женщин», – говорил Огюст Ренуар. Он считал, что именно женщины приносят в мир красоту и радость, а эти два явления – главнейшие в искусстве: «Для меня картина… должна быть всегда приятной, радостной и красивой, да – красивой! В жизни достаточно скучных вещей… Я знаю, трудно добиться признания того, что большое искусство может быть радостным».
Алжирская женщина, 1881
Ренуар любил женщин, женщины любили Ренуара, и, если перечислить его возлюбленных, дав самую краткую биографическую справку о каждой, список составил бы увесистый том. И про каждую, вероятно, можно было бы снять не менее драматический фильм, чем только что вышедший на российские экраны фильм «Ренуар. Последняя любовь», рассказывающий о его любви к Андре Хеслинг. «Ренуар не создан для брака, – говорила одна из самых знаменитых муз художника, актриса Жанна Самари. – Он сочетается узами брака со всеми женщинами, которых пишет, через прикосновение своей кисти». И все, кто знал Огюста, были уверены в ее правоте. До тех пор, пока Ренуар не женился на Алине Шариго.
Катулл Мендес, 1888
Из всех представителей богемы почему-то именно художники реже всего бывают счастливы в браке. И когда встречается исключение из этого неписаного правила, оно кажется таким удивительным, что хочется разобраться: почему? Почему Огюст Ренуар и глубоко провинциальная ученица модистки Алина Шариго, совершенно, казалось бы, неподходящие друг для друга, были такой счастливой парой? Почему по-крестьянски благоразумная Алина не бросила легкомысленного Огюста и почему Ренуар с его обостренным чувством красоты так и не охладел к располневшей и подурневшей с годами Алине? Наверное, потому что просто любили друг друга…
На концерте, 1880
Любовь окружала Ренуара с рождения. Он появился на свет 25 февраля 1841 года в Лиможе в семье портного, вскоре перебравшегося в Париж. Огюст, точнее Пьер-Огюст, был шестым ребенком. Отец едва мог прокормить всю эту ораву, мать с трудом могла обеспечить сносный быт, однако родителям хватало любви, чтобы оделять вниманием и нежностью каждого из своих отпрысков. Как и многие талантливые люди, Огюст был в детстве нервным и впечатлительным, однако Леонар и Маргарита Ренуар сочувственно относились к чудачествам своего отпрыска. Отец прощал ему, когда Огюст утаскивал у него карандаши и портновские мелки, мать – когда он рисовал на стенах. Собственно, Огюст рисовал везде: учителя постоянно бранили его за разрисованные школьные тетрадки…
Габриэль и Жан, 1895
Алина Шариго в свои двадцать лет – круглолицая, розовая, полнотелая, с рыжевато-белокурыми волосами – являла собой идеал Огюста Ренуара. Ренуар пригласил Алину позировать. Она согласилась. И вскоре была уже влюблена в художника… И готова была позировать ему вечно. «Я ничего не понимала, но мне нравилось смотреть, как он пишет, – много позже рассказывала Алина своим детям. – Я только знала, что Огюст был создан, чтобы писать, как виноградник – чтобы давать вино. Стало быть, хорошо ли, плохо ли, с успехом или без него, он должен заниматься живописью».
Габриэль с ювелирными украшениями, 1910
Огюст, разумеется, тоже был влюблен, еще бы, ведь девушка была так прелестна и обладала кошачьей грацией, которую он особенно ценил. «Ее хочется погладить по спине, как котенка, и почесать у нее за ушками!» – говорил он друзьям о своей новой натурщице. Он не переставал восхищаться ее миндалевидными глазами, которые, по его мнению, «многое говорили о ее очень уравновешенном рассудке», ее легкой походкой – «она приминала траву, не ломая ее», – ее бодростью и жизнерадостностью, принесенными, по мнению Ренуара, с «родных полей, овеваемых легким восточным ветром», ее изяществом и тем, как она умела уложить локон в прическе с наспех закрученным пучком восхитительно-округлым жестом, за которым художник обожал наблюдать, сокрушаясь, что не может этот жест запечатлеть на бумаге…
Madame Paul Gallimard nee. Lucie Duche, 1892
Но для него это пока еще не было столь серьезным чувством, как для Алины. Для него это не было выбором. Мадам Шариго поняла, что дочь оказалась во власти подлинной страсти, и однажды решила сопроводить ее в мастерскую. Ей не понравились его картины и оттого, наверное, не понравился он сам. «И этим вы зарабатываете на жизнь?» – спросила она. Именно тогда Огюст решил, что ни за что не вступит в серьезные отношения с Алиной, ведь у нее такая противная мать! Однако устоять перед красотой Алины, перед ее абсолютным обожанием он не смог: они стали любовниками.
Misia, 1904
Ренуар возил свою юную подругу на пикники в обществе художников, катал на лодке, научил плавать. Алина любила танцевать, он – не умел, но водил ее на танцы, с удовольствием смотрел, как она вальсирует с другими, и у него даже мысли не было ревновать ее. А вот мысли избавиться от этого наваждения, пока не стало поздно, пока она не забеременела и пока ее жуткая мать не заставила его жениться, признавался Ренуар, у него появлялись все чаще. Алина стала важной частью его жизни, она практически поселилась у Ренуара, она готовила воскресные обеды для его друзей: правда, она умела готовить только лимскую фасоль с томатами и оливковым маслом, но это было горячее и сытное блюдо, которое с удовольствием поедали вечно голодные холостяки.
Портрет Габриэль (также известный как молодая девушка с цветами), 1900
Алине так хотелось окружить любимого мужчину всесторонней заботой, что она вместо прачки стирала его белье, а однажды даже перестирала все занавески, и оказалось, что они не темно-серые, а голубые. Но все же Ренуар не хотел сдаваться. И когда Алина, в своем простодушии, предложила ему переехать из Парижа в Эссуа, где он мог бы жить в доме ее семьи и писать в свое удовольствие, он возмутился – она предложила ему едва ли не содержание! – и порвал всякие отношения с девушкой.
Сидящая купальщица, 1883 -1884
Чтобы забыть Алину, Ренуар отправился в давно планируемое путешествие: Алжир, Италия, Испания, все самые знаменитые музеи… Но чем дольше он находился в разлуке со своей светловолосой любовницей, тем сильнее тосковал. На Капри он написал одну из самых знаменитых своих картин: «Белокурую купальщицу». Это был портрет Алины… Возвращаясь, он послал Алине телеграмму. Сухую: просто известие о том, когда и каким поездом он приезжает в Париж. Если бы она чувствовала себя обиженной, ждала от Ренуара раскаяния, пожалуй, ничего бы у них не получилось. Но Алина встретила художника на перроне – и больше они не расставались. Своего первого ребенка, Пьера, Алина родила в 1885 году, еще не будучи обвенчанной с Огюстом. В качестве оплаты доктору Лати, принимавшему роды, Ренуар расписал потолки в его квартире цветами.
Две сестры, 1889
Их совместная жизнь было на удивление спокойной и счастливой. «Она знала ненависть мужа к «уборкам», – вспоминал Жан Ренуар. – Поэтому полы подметались и кровати заправлялись, едва Ренуар исчезал за поворотом площади Пигаль, отправляясь к Дюран-Рюэлю узнать, не клюнула ли удача. Окна квартиры распахивались настежь и словно по мановению волшебной палочки на подоконниках повисали простыни, на веревках в кухне салфетки и белье. По возвращении Ренуар заставал свою жену за чисткой моркови. Это он допускал. Кормить род людской – благородное занятие! Тревожить пыль щеткой вредно для легких. Художник подсаживался к жене и начинал тереть морковь. Ощущение счастья заставляло ее петь, «изрядно фальшивя», признавалась она мне впоследствии. Он откладывал в сторону нож, доставал карандаш и набрасывал портрет жены, – писал Жан Ренуар.
Сидящая молодая женщина, 1890
Именно рождение сына, а не упреки мадам Мелани Шариго, которая практически содержала их семью и хотела видеть свою дочь порядочной замужней женщиной, заставили в конце концов Огюста отвести Алину в церковь и в мэрию. Но это произошло лишь в апреле 1890 года, когда Пьеру шел уже пятый год, После рождения Жана Алина настояла, чтобы они переехали на окраину Парижа и поселились в одном из домов, совокупно носивших название «Замок Туманов». По мнению Алины, воздух там был чище, там было тише, там проще было заботиться о детях, и Огюсту там лучше работалось.
Первый шаг, 1876
Ренуар ценил заботы жены и повзрослевшим сыновьям рассказывал: «Она давала мне возможность размышлять. Она умела поддерживать вокруг меня деятельность, которая соответствовала моим заботам». А забот у него было немало. Он искал свой собственный творческий почерк, переживая периодами то увлечение акварелью, то подражание Энгру… Поиск стиля, поиск жанра… Но вот его картины наконец начали продаваться. Исчезла унизительная зависимость от мадам Шариго. У Алины появилась возможность нанять служанку и кухарку, она пригласила себе в помощницы кузину Габриэль. Алина очень располнела после первых родов, еще сильнее – после вторых, и уже не могла позировать в качестве красавиц и купальщиц. Только как жена художника. И Огюст охотно писал портреты своей погрузневшей и постаревшей жены – так же любовно, как когда-то ласкал кистью на холсте линии ее юного цветущего тела.
Мадам Thurneyssan мадам и ее дочь, 1910
Изменял ли Огюст жене? Об этом много сплетничали. У него появлялись новые музы. Он даже влюблялся… Но все эти плотские интрижки и романтические влюбленности никак не угрожали положению мадам Ренуар: ведь она была матерью его детей и хозяйкой в его доме. Алина безупречно вела хозяйство и ограждала супруга от любых забот, не связанных с творчеством. Она заботилась о нем, когда он болел, а болел Огюст часто: постоянно простужался. Алина снисходительно и терпеливо относилась к его изменам, считая, что у художников иначе и не бывает. И Ренуар платил ей уважением и искренней, духовной любовью. «Когда старишься вместе, – терпеливо объяснял Берте Моризо, не понимавшей, почему он с обожанием смотрит на подурневшую жену, – перестаешь видеть друг друга. Исчезают морщины и полнота. Впрочем, любовь – это очень много, и я недостаточно мудр, чтобы все объяснить, но в нее входит и привычка».
Женщина с зонтиком, 1873
В 1897 году Огюст Ренуар упал в дождливый день с велосипеда и сломал правую руку. Перелом был сложный. К счастью. Ренуар владел одинаково и правой, и левой рукой, и мог продолжать писать, ведь именно сейчас он был востребован, и перерыв в творчестве скверно сказался бы на его карьере. Алина помогала ему, как могла, чистила палитру, мыла кисти, она даже научилась удалять краску с неудавшихся участков полотна. Но боли в правой руке не проходили, потом заболела спина, потом – все суставы, и диагноз был не просто неутешительный, а трагический для художника: артрит. В те времена лечить эту болезнь не умели, и Ренуар был обречен на неподвижность. Болезнь прогрессировала очень быстро… Скоро Ренуар мог передвигаться по дому только в инвалидном кресле на колесиках. Однако писать он продолжал. И крутил интрижки с моделями. И жену вниманием не обделял: в 1901 году Алина родила третьего сына, Клода.
Молодые девушки у фортепиано, 1892
Супруги Ренуар переехали в усадьбу, окруженную садом с пятисотлетними оливами. Алина выращивала в огороде прованские травы. На большее у нее уже не хватало сил. Последние роды дались тяжело, появились проблемы с сердцем, болела поясница, Алина страдала одышкой и ходила с трудом. И все же они с Огюстом были по-прежнему счастливы. Ренуар, кажется, вообще никогда не падал духом. «Что ни говорите, я – счастливчик!», – говорил он. Его творчество было востребовано, он все еще мог писать и ценил каждый час, который мог провести с кистью в руке. «Болезнь отступала, когда он выбирался на природу, – вспоминал его сын. – На ладонь Ренуара клали кисть, на которую он указывал взглядом… Эту, нет… ту, которая рядом… Мы смотрели на него. Он улыбался и подмигивал нам, как бы беря нас в свидетели того согласия, которое устанавливалось между травой, оливами, натурщицей и им самим. Спустя мгновение он уже писал, напевая. Для Ренуара начинался день счастья…
Габриэль носит ожерелье, 1906
Вдохновение его не покидало, он только сокрушался о своей немощи: «Именно сейчас, когда у меня больше нет ни рук, ни ног, мне хотелось бы писать большие полотна!» И он писал большое полотно, «Купальщиц», и каждый мучительный для художника-инвалида мазок кисти добавлял красоты обнаженным женским телам. Анри Матисс, который был моложе Огюста на двадцать восемь лет, спросил: «Огюст, почему вы не оставите живопись, вы же так страдаете?» – на что Ренуар, со свойственным ему благодушием, ответил: «Боль проходит, красота остается…» Алина же была счастлива, потому что видела счастливым Огюста. В нем и в сыновьях была вся ее жизнь. Она обожала вечера, когда они с мужем садились друг напротив друга и вели долгие, спокойные беседы о прошлом и настоящем, о детях и природе, об искусстве. Прожив рядом с художником столько лет, проникнувшись всеми его заботами, крестьянка Алина Шариго научилась неплохо разбираться в живописи.
Габриэль штопает, 1908
Счастье кончилось в 1914 году, с началом войны. Пьер и Жан записались в армию добровольцами. От переживаний за детей Алина заболела диабетом. Эту болезнь тогда тем более не умели лечить, прописывали больным то голодание, то чистый спирт по стакану три раза в день… Алина скрывала свой недуг от Огюста: ведь он тоже мучился из-за сыновей, ведь он тоже боялся за них. Она старалась казаться сильной и неунывающей. Не потеряла самообладание, даже когда пришло известие о ранении Пьера, а следом – о ранении Жана. Она ездила навещать мальчиков в госпиталях: Пьера в Каркасоне, а Жана – в Люсоне. Вернулась совершенно измученной, слегла…
Габриэль с голыми грудями, 1907
Она умерла 27 июня 1915 года. Прежде чем она испустила последний вздох, Огюста в инвалидном кресле отвезли попрощаться с ней. Он долго смотрел на лицо той, с которой счастливо прожил тридцать пять лет. А потом быстро поцеловал ее в губы и скомандовал сиделке: «Пошли!» Он попросил отвезти его в мастерскую, где немедленно сел к мольберту, на котором был закреплен неоконченный натюрморт с розами – и взялся за кисть. Огюст плакал и резкими мазками рисовал эти розы, словно утверждая торжество искусства над смертью. Когда ему сообщили, что Алина скончалась, он не прервал работу…
Габриэль с открытой блузкой, 1907
Все ожидали, что смерть жены убьет Огюста, что без Алины он просто зачахнет. Все ошибались… Ренуар слишком любил жизнь и живопись. И были другие женщины, в его жизни всегда были другие женщины, даже когда он был почти полностью парализован… Его последней влюбленностью стала Андре Мадлен (Катрин) Хеслинг: круглолицая, рыжеволосая, шестнадцатилетняя возлюбленная и будущая супруга его сына Жана. Однако Алину Огюст вспоминал каждый вечер. И каждый вечер требовал, чтобы его инвалидное кресло на колесиках поставили напротив ее уютного, розового, обтянутого потертым бархатом кресла. И Огюст говорил – не с ней, нет, но о ней, лишь бы нашелся собеседник, и из этих рассказов сыновья узнавали о матери больше, чем за все время, когда она, живая, была рядом с ними. Он пережил ее на четыре года.
Габриэль с розой (Сицилийская женщина), 1899
Габриэль за чтением, 1906
Девушка с мандолиной, 1918
Женский портрет, 1911
Женщина в красной блузке, 1908
Женщина с ожерельем, 1910
Женщина с розой, 1875-1876
Женщина, играющая на гитаре, 1896
Жюли Мане, 1894
Кристина Lerolle, 1897
Мадам Henriot, 1876
Мадам Thurneyssen, 1908
Мадам Гастон де Вилле Бернхайм урожденная Сюзанна Адлер, 1901
Это цитата сообщения кофейный_променад Оригинальное сообщениеМарина Цветаева/ ... КЛАВИШИ
“Клавиши я — любила: за черноту и белизну (чуть желтизну!), за черноту, такую явно, — за белизну (чуть желтизну!), такую тайно-грустную, за то, что одни широкие, а другие узкие (обиженные!), за то, что по ним, не сдвигаясь с места, можно, как по лестнице, что эта лестница — из-под рук! — и что от этой лестницы сразу ледяные ручьи — ледяные лестницы ручьев вдоль спины — и жар в глазах...
И за то, что белые, при нажиме, явно веселые, а черные — сразу грустные, верно — грустные, настолько верно, что, если нажму — точно на глаза себе нажму, сразу выжму из глаз — слезы.
И за сам нажим: за возможность, только нажав, сразу начать тонуть, и, пока не отпустишь, тонуть без конца, без дна, — и даже когда отпустишь!
За то, что с виду гладь, а под гладью — глубь, как в воде, как в Оке, но глаже и глубже Оки, за то, что под рукой — пропасть — из-под рук, за то, что, с места не сходя, — падаешь вечно.
За вероломство этой клавишной глади, готовой раздаться при первом прикосновении — и поглотить.
За страсть — нажать, за страх — нажать: нажав, разбудить — всё ...
За “клавиатуру” — слово такое мощное, что ныне могу его сравнить только с вполне раскрытым крылом орла ...
За “хроматическую гамму” — слово, звучащее водопадом горного хрусталя... За хроматическую, которую я сразу предпочла простой: тупой: сытой: какой-то нянькиной и ванькиной. За хроматическую, которая тут же, никуда не уходя, ни вправо, ни влево, а только вверх, настолько длиннее и волшебнее простой, насколько длиннее и волшебнее наша тарусская “большая дорога”, где можно пропасть за каждым деревом — Тверского бульвара от памятника Пушкина — до памятника Пушкина.
За то, что — это я сейчас говорю — Хроматика есть целый душевный строй, и этот строй — мой. За то, что Хроматика — самое обратное, что есть грамматика, — Романтика. И Драматика.
Эта Хроматика так и осталась у меня в спине.
Больше скажу: хроматическая гамма есть мой спинной хребет, живая лестница, по которой все имеющее во мне разыграться — разыгрывается. И когда играю — по моим позвонкам играют ...
За слово — клавиш. За тело — клавиш. За дело — клавиш."
Это цитата сообщения Alexandra-Victoria Оригинальное сообщениеНет любви бескорыстней и безусловней, чем любовь родителей к своим детям. | Письмо Чарли Чаплина дочери Джеральдине.
пост:"Цыганские корни Чарли Чаплина"
Чарли Чаплин, отец 12 детей, в 1965 году, будучи умудренным стариком 76 лет, написал письмо своей двадцатиоднолетней дочери Джеральдине, ищущей себя в танце на парижской сцене. Письмо эмоциональное, глубоко личное, но в то же время подходящее каждому из нас.
Это пример отцовской любви и заботы, грусти и радости, гордости и переживаний, накопленной мудрости и сохранившегося в нем детства. "Я никогда не был ангелом", писал гений кинематографа, "но я всегда стремился быть человеком. Постарайся и ты". Прочитайте это письмо и подумайте, чему научили вас ваши родители, и чему вы хотели бы научить ваших детей.
Джеральдина Чаплин
«Девочка моя! Сейчас ночь. Рождественская ночь. Все вооруженные воины моей маленькой крепости уснули. Спят твой брат, твоя сестра. Даже твоя мать уже спит. Я чуть не разбудил уснувших птенцов, добираясь до этой полуосвещенной комнаты. Как далеко ты от меня! Но пусть я ослепну, если твой образ не стоит всегда перед моими глазами. Твой портрет – здесь на столе, и здесь, возле моего сердца.
А где ты? Там, в сказочном Париже, танцуешь на величественной театральной сцене на Елисейских полях. Я хорошо знаю это, и все же мне кажется, что в ночной тишине я слышу твои шаги, вижу твои глаза, которые блестят, словно звезды на зимнем небе.
Чарли Чаплин с женой Уной, дочерьми Джеральдиной и Жозефиной.
Я слышу, что ты исполняешь в этом праздничном и светлом спектакле роль персидской красавицы, плененной татарским ханом. Будь красавицей и танцуй! Будь звездой и сияй!
Но если восторги и благодарность публики тебя опьянят, если аромат преподнесенных цветов закружит тебе голову, то сядь в уголочек и прочитай мое письмо, прислушайся к голосу своего сердца.
Я твой отец, Джеральдина! Я Чарли, Чарли Чаплин! Знаешь ли ты, сколько ночей я просиживал у твоей кроватки, когда ты была совсем малышкой, рассказывая тебе сказки о спящей красавице, о недремлющем драконе? А когда сон смежал мои старческие глаза, я насмехался над ним и говорил: «Уходи! Мой сон – это мечты моей дочки!»
Я видел твои мечты, Джеральдина, видел твое будущее, твой сегодняшний день. Я видел девушку, танцующую на сцене, фею, скользящую по небу. Слышал, как публике говорили: «Видите эту девушку? Она дочь старого шута. Помните, его звали Чарли?» Да, я Чарли! Я старый шут!
Сегодня твой черед. Танцуй! Я танцевал в широких рваных штанах, а ты танцуешь в шелковом наряде принцессы.
Эти танцы и гром аплодисментов порой будут возносить тебя на небеса. Лети! Лети туда! Но спускайся и на землю!
Ты должна видеть жизнь людей, жизнь тех уличных танцовщиков, которые пляшут, дрожа от холода и голода. Я был таким, как они, Джеральдина. В те ночи, в те волшебные ночи, когда ты засыпала, убаюканная моими сказками, я бодрствовал.
Я смотрел на твое личико, слушал удары твоего сердечка и спрашивал себя: »Чарли, неужели этот котенок когда-нибудь узнает тебя?» Ты не знаешь меня, Джеральдина. Множество сказок рассказывал я тебе в те далекие ночи, но свою сказку – никогда.
А она тоже интересна. Это сказка про голодного шута, который пел и танцевал в бедных кварталах Лондона, а потом собирал милостыню. Вот она, моя сказка! Я познал, что такое голод, что такое не иметь крыши над головой.
Больше того, я испытал унизительную боль скитальца-шута, в груди которого бушевал целый океан гордости, и эту гордость больно ранили бросаемые монеты. И все же я жив, так что оставим это.
Лучше поговорим о тебе. После твоего имени – Джеральдина – следует моя фамилия – Чаплин. С этой фамилией более сорока лет я смешил людей на земле. Но плакал я больше, нежели они смеялись. Джеральдина, в мире, в котором ты живешь, существуют не одни только танцы и музыка! В полночь, когда ты выходишь из огромного зала, ты можешь забыть богатых поклонников, но не забывай спросить у шофера такси, который повезет тебя домой, о его жене. И если она беременна, если у них нет денег на пеленки для будущего ребенка, положи деньги ему в карман. Я распорядился, чтобы в банке оплачивали эти твои расходы. Но всем другим плати строго по счету. Время от времени езди в метро или на автобусе, ходи пешком и осматривай город.
С мужем - чилийским кинематографистом Патрисио Кастильо и дочерью Уной.
Приглядывайся к людям! Смотри на вдов и сирот! И хотя бы один раз в день говори себе: «Я такая же, как они». Да, ты одна из них, девочка! Более того. Искусство, прежде чем дать человеку крылья, чтобы он мог взлететь ввысь, обычно ломает ему ноги.
1966 год, кадр из фильма "Доктор Живаго"
И если наступит день, когда ты почувствуешь себя выше публики, сразу же бросай сцену. На первом же такси поезжай в окрестности Парижа. Я знаю их очень хорошо! Там ты увидишь много танцовщиц вроде тебя, даже красивее, грациознее, с большей гордостью. Ослепительного света прожекторов твоего театра там не будет и в помине. Прожектор для них – Луна. Вглядись хорошенько, вглядись! Не танцуют ли они лучше тебя?
Признайся, моя девочка! Всегда найдется такой, кто танцует лучше тебя, кто играет лучше тебя! И помни: в семье Чарли не было такого грубияна, который обругал бы извозчика или надсмеялся над нищим, сидящим на берегу Сены. Я умру, но ты будешь жить. Я хочу, чтобы ты никогда не знала бедности. С этим письмом посылаю тебе чековую книжку, чтобы ты могла тратить сколько пожелаешь. Но когда истратишь два франка, не забудь напомнить себе, что третья монета – не твоя.
Она должна принадлежать незнакомому человеку, который в ней нуждается. А такого ты легко сможешь найти. Стоит только захотеть увидеть этих незнакомых бедняков, и ты встретишь их повсюду. Я говорю с тобой о деньгах, ибо познал их дьявольскую силу. Я немало провел времени в цирке. И всегда очень волновался за канатоходцев.
Но должен сказать тебе, что люди чаще падают на твердой земле, чем канатоходцы с ненадежного каната. Может быть, в один из званых вечеров тебя ослепит блеск какого-нибудь бриллианта. В этот же момент он станет для тебя опасным канатом, и падение для тебя неминуемо. Может быть, в один прекрасный день тебя пленит прекрасное лицо какого-нибудь принца.
В этот же день ты станешь неопытным канатоходцем, а неопытные падают всегда. Не продавай своего сердца за золото и драгоценности. Знай, что самый огромный бриллиант – это солнце. К счастью, оно сверкает для всех. А когда придет время, и ты полюбишь, то люби этого человека всем сердцем.
Чарли Чаплин с женой Уной
Я сказал твоей матери, чтобы она написала тебе об этом. Она понимает в любви больше меня, и ей лучше самой поговорить с тобой об этом. Работа у тебя трудная, я это знаю. Твое тело прикрыто лишь куском шелка. Ради искусства можно появиться на сцене и обнаженным, но вернуться оттуда надо не только одетым, но и более чистым. Я стар, и может быть, мои слова звучат смешно. Но, по-моему, твое обнаженное тело должно принадлежать тому, кто полюбит твою обнаженную душу.
Не страшно, если твое мнение по этому вопросу десятилетней давности, то есть принадлежит уходящему времени. Не бойся, эти десять лет не состарят тебя. Но как бы то ни было, я хочу, чтобы ты была последним человеком из тех, кто станет подданным острова голых.
Я знаю, что отцы и дети ведут между собой вечный поединок. Воюй со мной, с моими мыслями, моя девочка! Я не люблю покорных детей. И пока из моих глаз не потекли слезы на это письмо, я хочу верить, что сегодняшняя рождественская ночь – ночь чудес.
Мне хочется, чтобы произошло чудо, и ты действительно все поняла, что я хотел тебе сказать. Чарли уже постарел, Джеральдина. Рано или поздно вместо белого платья для сцены тебе придется надеть траур, чтобы прийти к моей могиле. Сейчас я не хочу расстраивать тебя. Только время от времени всматривайся в зеркало – там ты увидишь мои черты.
В твоих жилах течет моя кровь. Даже тогда, когда кровь в моих жилах остынет, я хочу, чтобы ты не забыла своего отца Чарли.
Я не был ангелом, но всегда стремился быть человеком. Постарайся и ты. Целую тебя, Джеральдина. Твой Чарли. Декабрь 1965 г.»
Творческая встреча с Джеральдин Чаплин
Творческая встреча актрисы, дочери Чарли Чаплина Джеральдин Чаплин со студентами Летней киношколы в рамках третьего Одесского кинофестиваля. Джеральдин Чаплин - актриса, дочь Чарли Чаплина. Дебютировала в возрасте восьми лет, сыграв в фильме отца"Огни рампы". Среди самых знаменитых ролей -- Тоня в фильме Дэвида Лина "Доктор Живаго" (1965) и Катерина в картине Педро Альмодовара "Поговори с ней" (2003).
Фильм "Чаплин"
Фильм основан на автобиографии Чаплина. Главную роль (самого Чаплина) исполнил Роберт Дауни-младший. В роли матери Чаплина снялась его дочь, Джеральдина. режиссер - Ричарда Аттенборо, 1992 США, Великобритания, Франция, Италия В главных ролях: Энтони Хопкинс Джеральдина Чаплин Роберт Дауни-младший Дэн Эйкройд Кевин Клайн Мойра Келли
Жизнь - это трагедия, когда видишь ее крупным планом, и комедия, когда смотришь на нее издали
В отличие от Фрейда я не верю, что секс является определяющим фактором в комплексе поведения человека. Мне кажется, холод, голод и позор нищеты гораздо глубже определяют его психологию.
Все-таки жаль немого кино. Какое удовольствие было видеть, как женщина открывает рот, а голоса не слышно.
Женщина может сделать миллионером любого мужчину-миллиардера.
Жизнь - это лишь проявление желаний, и никто никогда не бывает ею удовлетворен.
Жизнь без споров была бы очень скучна. Все, что живет, взывает к обсуждению.
Как легко попадается человек на удочку самой маленькой любезности - очень трудно разжигать в себе злобу.
Как-то на приеме Чарли Чаплин исполнил для собравшихся гостей очень сложную оперную арию. Когда он закончил, один из гостей воскликнул: – Потрясающе! Я не подозревал, что вы так великолепно поете. – Вовсе нет, – улыбнулся Чаплин, – я никогда не умел петь. Я всего-навсего подражал сейчас знаменитому тенору, которого я слышал в опере.
Количество глупостей, совершаемых по велению рассудка, гораздо больше, чем количество глупостей, совершаемых по глупости.
Кто никогда не был ребенком, никогда не будет взрослым.
Младенцы и собаки - лучшие актеры в кино.
Нам больше не нужно бояться споров, конфронтаций, проблем с самими собой и с другими людьми. Даже звезды сталкиваются, и из их столкновений рождаются новые миры. Сегодня я знаю, что это – «Жизнь».
Ненавижу слонов: такие сильные и такие послушные.
Нет ничего легче, чем записывать воспоминания, которые вылетели из головы.
Одиночество отталкивает. Оно овеяно грустью и не может вызывать в людях ни интереса, ни симпатии. Человек стыдится своего одиночества. Но в той или иной степени одиночество - удел каждого.
Одно убийство делает человека преступником, миллионы убийств – героем. Всё дело в масштабах.
Очень трудно вести себя естественно, если ум ничем не занят.
Писать о настоящей любви – это значит испытать самое прекрасное из творческих разочарований: ее невозможно ни описать, ни выразить.
Рассказывают: однажды Эйнштейна и Чаплина приветствовали восторженные американцы, и великий артист сказал великому ученому: «Вам они аплодируют за то, что никто вас не понимает, а мне за то, что я понятен всем».
Самое печальное, что может быть в жизни, — это привычка к роскоши.
Способность думать, подобно игре на скрипке или рояле, требует ежедневной практики.
Только нелюбимые ненавидят.
Чтобы сделать комедию, мне нужен лишь парк, полицейский и красивая девушка.
Я верю, что могущество смеха и слез сможет стать противоядием от ненависти и страха.
Я не нахожу в бедности ничего привлекательного и поучительного. Она меня ничему не научила и лишь извратила моё представление о ценностях жизни.
Переодеться деревом – это всякому понятно, но вот сыграть дерево!
В мои три с половиной года мне все казалось возможным. Если Сидней, который был на четыре года старше меня, умел показывать фокусы, мог проглотить монетку, а потом вытащить ее откуда то из затылка, значит, и я мог сделать то же самое и не хуже. В доказательство я проглотил полпенни, и матери пришлось вызывать доктора
Я,как и всякий другой,есть то,что я есть:единственная в своем роде и неповторимая личность,итог пробуждений и устремлений моих предков,а также моих собственных желаний,мечты и опыта
Это цитата сообщения Tatjanuschka Оригинальное сообщениеНаш поход в театр
В конце прошлой недели мы с молодёжью нашего русско-немецкого общества посмотрели современный балет в нашем театре. Балет называется "27" и посвящен певцам, которые умерли в возрасте 27 лет по разным причинам, но чаще всего из-за наркотиков. Их так и назвали "Клуб 27"
В балете использовалась музыка и песни известных групп, певцов и музыкантов Brian Jones, Jimi Hendrix, Janis Joplin, Kurt Cobain und Amy Winehouse. В течение всего представления играл известный гитарист из г. Лейпциг Arto Mäkelä. Постановщик спектакля художественный руководитель балета Сильвана Шредер. Она часто ставит спектакли на тему искусства. На этот раз, на примере истории некоторых певцов и рок-групп, в частности Kurt Cobain иAmy Winehouse, балетмейстер еще поставила социальную проблему о молодежи, о досуге, употреблении кокаина и т.д. Очень злободненая и актуальная тема современности.
Главный герой хочет быть похожим на своих кумиров и во всех проявлениях жизни придерживается их девиза:"Живи быстро, люби сильно, умирай молодым".
Он посещает различные дискотеки, тусовки музыкантов и хочет быть похожим на них, начинает пить, курить травку и потом употреблять наркотики. У него, как и у его друзей начинают проявляться признаки беспричинного веселья, агрессии, вплоть до драки с любимой девушкой. Затем апатия к жизни, потеря всяческого интереса и т.д. И, в конце концов, он умирает на коленях своего друга-гитариста, который говорит ему:"Это конец, мой прекрасный друг" В спектакле использованы цитаты и кадры интервью рок-музыкантов, которые когда-либо злоупотребляли наркотиками, их откровения и переживания.
Вот такая грустная история была нам рассказана с помощью танца. Конечно, это не классический балет, но мы были под глубоким впечатлением. Очень эмоционально танцоры рассказали нам о другой стороне жизни современной песни и рока. Для молодежи - очень поучительно. Кстати, в зале было больше половины молодых людей до 25. Зрители очень долго благодарили артистов горячими аплодисментами. Вообще, город Гера очень любит балет, будь он классический или современный.