Это цитата сообщения ovenca Оригинальное сообщениеБольшой мастер книжной иллюстрации Эдмунд Дьюлак / Edmund Dulac
Француз по рождению, англичанин по гражданству Edmund Dulac / Эдмунд Дьюлак (1882-1953) проявил себя в самых разных областях: рисовал карикатуры для газет и журналов, писал портреты, придумывал театральные костюмы и декорации, создавал эскизы упаковок шоколадных конфет, разрабатывал серии английских и французских почтовых марок и польских банкнот… Но делом всей его жизни была книжная иллюстрация. Именно по этой причине художник покинул родную Тулузу и уехал в "столицу иллюстрированных книг" - Лондон. Своими прекрасными иллюстрациями Дьюлак оформил около восьмисот изданий. В мировой истории книжной иллюстрации есть несколько общепризнанных имен. И одно из них принадлежит художнику викторианской эпохи Эдмунду Дьюлаку.
Что-то у меня количество перешло в качество, – в смысле, количество надоевших штампов перешло на качественно новый уровень, и мне захотелось что-то написать об этом. Штампы же эти заключаются в современном восприятии мужчин, а точнее – их якобы туповатости, примитивизма и прямолинейности. Разберём их поочерёдно.
Штамп номер раз. Мужчина практически не различает цветов. Там, где женщина назовёт коралловый, земляничный, гранатовый и массу других оттенков, мужчина тупо ответит: "тёмно-красный или светло-красный".
Штамп номер два. Мужчина – троглодит. Его интересует только одно: чтобы в тарелке лежал кусок мяса побольше, а всякие там разносолы его не колышут.
Штамп номер три. Мужчина не разбирается в моде. Всякий интерес к рюшкам-бантикам, как обобщённому образу модной одежды и погони за стилем, ему крайне чужд; его интересует только удобство и практичность, а внешний вид по барабану.
Штамп номер четыре. Мужчина исключительно прямолинеен и все вопросы решает в лоб, напролом, как бык: будет переть, пока не добьётся своего.
И, наконец, пятый штамп. Мужчина не способен интересоваться всякими красотами, любование ими – исключительно женский удел; мужчину интересуют только спорт и автомобили (опять же, обобщённо).
Все эти клише сейчас можно встретить в любом журнале, услышать с любого экрана, да и сами мужчины частенько их повторяют, считая, очевидно, что так им будет легче жить, ибо с них будет меньше спрос. Но я попробую доказать, что всё не так просто, как хотелось бы обитателям общества потребления.
(Ян Давидс де Хем, 1650 г.)
Итак, штамп номер раз. Достаточно взять любую картину хоть старого, хоть нового мастера, работавшего в классической манере, и убедиться: этот глаз способен различить множество оттенков. Количество мужчин-живописцев в разных странах и разные эпохи набирается такое, что говорить о проблемах цветового восприятия, мне кажется, нелепо.
Штамп номер два. Существует распространённое мнение, что лучшие повара – мужчины. Не знаю, подтверждается ли это статистически, но в большинстве знаменитых ресторанов шеф-повара действительно мужчины, известные блюда (салат "Оливье", бефстроганов и т.п.) изобретали мужчины. Даже в Средневековье, когда женщинам только и позволялось что проявлять свои способности в домашнем хозяйстве, главными поварами были именно мужчины. Не говоря уже о том, что и потребителями были они же! Возьмите книги XIX века, когда бытописательство уже было развито, возьмите, к примеру, "Дневник провинциала в Петербурге" М.Е. Салтыкова-Щедрина – образ героя-гурмэ или героя-гурмана более чем част. Вспомните хотя бы профессора Преображенского из "Собачьего сердца" – как смачно он обедает и как разбирается в блюдах, что с чем, что когда. А гоголевские герои? Да, у него есть мрачный обжора Собакевич – но у него есть и Пётр Петрович Петух, угощающий разнообразнейшими разносолами. Да и иностранная литература приводит соответствующие образцы. Хоть Трималхион у Петрония Арбитра подан сатирически со своими гипер-изысками, – но ведь это пример того, какой утончённой и сложной могла быть еда, – и те же мужчины её заказывали, потребляли, и могли оценить. Описаниями изысканных светских пиров изобилует любая историческая литература.
(Ричард Соквелл "Портрет графа Дорсета")
Штамп номер три. Что касается моды, – так это вообще глубокое заблуждение. Большую часть европейской истории занимают времена, когда мужчины не меньше, а порой и больше женщин заботились о своём внешнем виде. Почитайте Шекспира – как часто его герои обсуждают, что надеть, сравнивают своё состояние или настроение с элементами одежды ("Я передаю привет французским пряжкам твоих башмаков!"), заботятся о нарядах и причёсках! Приведу цитату из того же Шекспира по памяти, но достаточно близко к тексту: "Что же это за чудовище такое – мода, которая каждому от четырнадцати до сорока головы кружит!" – обратите внимание, что не "каждой", а "каждому". Любой элемент костюма и украшений был значим, нёс смысловую нагрузку, и отвечал тогдашним представлениям о красоте. На протяжении XVI, XVII, XVIII веков мужчины наравне с женщинами использовали и косметику, и прекрасно с ней справлялись, и разбирались в ней. Кстати, тогда не существовало современного заблуждения, что от мужчины должно пахнуть едким и резким парфюмом – мужчины употребляли самые разные запахи, и всё было прекрасно.
(Дмитрий Левицкий, портрет)
Что там далее? Штамп номер четыре – о прямолинейности. Ну, здесь можно было бы устроить целую галерею из различных царедворцев, политиков, интриганов и прочих затейников, выдумывавших многоступенчатые ходы и сложнейшие цепочки взаимовлияющих друг на друга поступков. Стоит сказать хотя бы то, что католической церковью всегда управляли мужчины – и именно она на протяжении многих сотен лет была одним из главных интриганов Европы.
Ну и наконец последний штамп. Что-то в голову приходит сразу столько примеров, что даже не знаю, на ком остановиться. Думаю, все, начиная от Гая Мецената, были бы недовольны, если бы их обвинили в непонимании красоты и любви к грубым и простым развлечениям – и Лоренцо Магнифико, и Эхнатон, и Павел Третьяков, и Иван Дягилев, и Иван Цветаев, и многие-многие другие.
Так что же можно сказать в сухом остатке? Я думаю, что основы для перечисленных мною штампов на самом деле не существует, а они навязываются масс-культурой для упрощения сознания современного человека. Недаром я в начале употребила термин "общество потребления" – именно оно создаёт усреднённые, двухмерные типажи мужчин и женщин, чтобы легче манипулировать их интересами, желаниями и вкусами.
Мужчина более чем способен различать цвета и тонкие вкусы; невозможно объяснить количество тех же живописцев наличием у всех них избытка женских гормонов (встречалась мне такая теория) – иначе останется сказать только, что настоящих мужчин нет вообще, если такое их количество мало отличается от женщин. Только недостаток образования, развития в конкретных областях не даёт им такой возможности; это да гендерный стереотип. Ну и, конечно, то, что многие банально упрощают себе жизнь: ведь легче жить, объявив себя троглодитом, которому нужно всё без наворотов, с такого и спрос меньше. Здесь снова всё упирается в развитие сознания – но это уже разговор другого порядка.
Карандаш, несмотря на всю свою простоту, является, наверное, самым универсальным инструментом для живописи. Ведь с его помощью можно нарисовать даже самые сложные изображения, которые выглядят совершенно реалистично и необычно. Этим и занимается нидерландский художник Рамон Брюин (Ramon Bruin).
Первый замысел картины возник у художника еще в 1883 году. после долгих раздумий, в 1884 году , он приступил к его воплощению. Тогда все казалось понятным и продуманным, Ге даже поставил себе задачу закончить полотно к передвижной выставке 1885 года. Вот только дочь художника тревожили бесконечные переписывания и переделки. В изнуряющей работе прошло полгода, картина не выстраивалась, но надежда поспеть к выставке сохранялась. Спустя короткое время - понял, чтобы сделать что-то настоящее, времени потребуется гораздо больше. Тогда художник не предполагал, что работа займет десять лет, и что переписывать ее он будет еще девятнадцать раз. Первые варианты были очень зрелищны и призывали потрясти зрителя самим фактом чудовищной казни. Крест на высокой скале. Умирание Христа в невыносимых муках. Разбойники отсутствуют, лишь края перекладин их крестов видны по краям холста. Под скалой толпа расходящаяся после казни. Мария Магдалина ухватилась за край скалы и не в силах оторвать взгляд от чудовищного зрелища. У подножия креста группа воинов делит одежду казненных. Голова Христа, запрокинутая в предсмертной муке. Глаза вылезают из орбит, открытый рот на поллица - черный провал, жуткий крик. Художник не удовлетворен. Он переносит кресты на задний план, повторяя в чем-то композицию картины Иванова. Затем отказывается и от этого, понимая, что смысл распятия ускользает от него. На выявление смысла уходят годы. Самым неожиданным стало то, что постепенно, рядом с фигурой Христа, вырисовывается еще один герой, весьма далекий от идеала - разбойник. Холст раздвигается вширь, разбойники оказываются на картине и трактуются почти традиционно. Разбойник, издевавшийся над Христом, в бесчувствии. Разбойник, в смертный час пожалевший Спасителя, обратил плачущее, сострадающее лицо ко Христу. С каждым новым вариантом картины, хулящий Христа разбойник все меньше интересует художника. В конце концов Ге срезает его вместе с полоской холста, чтобы не отвлекал внимание зрителя. Идея противопоставления отступает.На первый план выдвигается идея прозрения, столь важная для каждого христианина. Работа на холсте продолжается. Меняются ракурсы фигур, форма крестов, время с дня меняется на ночь и обратно. То распятия высоко, почти в небе, а вот фигуры уже сняты с крестов, лежат на земле, у подножия крестов. Скорее всего, незаконченная "Голгофа" - тоже вариант все того же долгого поиска. Ге неутомимо и мучительно ищет композицию. Вот дух уже умершего Христа целует разбойника, в то время как безжизненное тело висит на кресте. Снова не то. Слишком нарочито. Однажды Ге почти закончил картину. На фоне темного неба т-образные кресты. Изломанный силуэт изможденного страданиями Христа. Остро согнутые, сведенные судорогой колени, застывшее лицо, искаженное мучительным криком. Рядом - выпрямившийся невероятным усилием разбойник с состраданием смотрим на него. Но нет. Снова поиск. Вопреки всем традициям, он ставит Христа на землю. Спаситель и разбойники не висят, они стоят, привязанные к низким крестам. Не Христос, разбойник прочно притягивает взгляд. Уродливая фигура с разбухшим животом, вывернутыми плечами с оттопыренными ушами на бритом черепе, с вытаращенными глазами и ртом, разверзнутым в зверином крике. Он орет дико и бессмысленно, потому что рядом умер тот, кого звали Сыном Божьим. Тщедушный и беспомощный, Он не смог спасти даже себя. И, может быть, единственный на всей земле, кто пожалел разбойника, кто обратился к нему со словами любви в минуты страшных мучений, когда впору проклинать весь мир, обрекший его на такие мучения. Он кричит и тянется к этому источнику любви, он жаждет услышать еще хоть слово. Не суждено.
Хорошо бы, чтобы прозрение наступало раньше, чем за минуту до смерти. Хотелось бы...
2013-06-13 17:05:58
Знаменитое полотно Казимира Малевича — это шарлатанство или зашифрованное философское послание? ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Знаменитое полотно Казимира Малевича — это шарлатанство или зашифрованное философское послание? Совсем необязательно быть великим художником, чтобы нарисовать черный квадрат на белом фоне. Да любой так сможет! Но вот в чем загадка: «Черный квадрат» — самая знаменитая картина в мире. … Читать далее →