─ Да ладно! Такую мазню и я нарисовать могу! Для этого не нужно быть художником! Ты, наверное, рисовать и не умеешь!
─ Не можешь. Потому что даже если нарисуешь ─ всегда найдётся мудак, который скажет: "Да ладно! Такую мазню и я нарисовать могу! Для этого не нужно быть художником! Ты, наверное, рисовать и не умеешь!" И ты не сможешь ему заткнуть рот тем, что можешь, умеешь, но не хочешь.
Наконец-то, закончила свою картину с обнажёнными китайскими нимфами. Последней рисовала нимфу слева, время заканчивалось, спешить не хотелось.
─ Прошу прощение, а можно вас сфотографировать?.. Понимаете, я никак не успеваю дорисовать...
Нимфа вскинула на меня испуганные глаза и пробормотала:
─ Ну только если в трусиках и лифчике.
─ Да-да, конечно! Благодарю вас!
Сделав несколько фотографий нимфы в белье, я дождалась, пока она снова разденется, и кинулась рисовать сиськи-письки. Пока ещё есть время.
После полудня я вернулась, закончила последнюю нимфу и нарисовала наркотический пол. Мне даже придумывать его не пришлось, это была драпировка на оттоманке для моделей. Только пропустила цвета сквозь призму наркомании.
Девочка-одногруппница научила меня взламывать замок в аудитории с помощью любой пластиковой карточки. На третьем году обучения я, наконец-то, постигла этот скилл.
Вечером пришла, закончила фон, внесла небольшие корректировки в контур моделей, добавила мелочей.
Вернулась домой, обнаружила, что в этот раз забыла ключи. Дома никого нет. Мне понадобилось 2 секунды, чтобы залезть на второй этаж и пройти в своё открытый балкон. Долго думала.
На обратном пути, пока шла по деревянному мостику через чёрное озеро, местами покрытое кувшинками, вдруг вспомнила. Как дома всегда все резко отзывались об экспрессионизме. Что это ─ не искусство, что это всего лишь высер бездарных художников, что это ради денег. Что плохо и позорно. Но знаете, впервые за много лет я ощутила, что, действительно, занимаюсь искусством. Не повторяю набор зазубренных комбинаций, а создаю мир, которого не было до меня. Что-то уникальное, что-то настоящее. Что-то, действительно, моё. Только моё.
*на фото довольно много чёрного, но чёрного в этой картине нет вообще. На самом деле, там изумрудно-зелёный, кроваво-красный и ультрамарин.
Пока рисовала, вдруг ясно осознала, что у каждого цвета есть ясное, прозрачное значение. Нет, не "красный значит любовь, а синий значит спокойствие", а какие-то свои собственные ощущения, связанные с этими цветами. Что-то очень личное. Не всегда легко определимое, но осязаемое. Например:
лимонно-жёлтый - тревожный
ярко-салатный - будто ждёт каких-то перемен
сиреневый - очень неуверенный в себе, поэтому всегда так нравился моей маме
ультрамарин - как Бэтмен, всегда придёт и всех спасёт
изумрудно-зелёный - сказочный, волшебный, обязательно с хорошим концом
кроваво-красный - счастливый
ярко-оранжевый - игривый, как щенок
бирюзовый - счастливый и наглый, как любимый всеми ребёнок
тёплый розовый - сладкий и летний
персиковый - разнеженный, сонный
фиолетовый - сексуальный и желанный
светло-синий - спокойный и уверенный в себе
Всё это так трепетно, так волнительно, так ново. В том, что экспрессионизм у нас идёт сразу за фотореализмом ─ есть невероятная мудрость. Я точно знаю, что могу рисовать, "как фотография". И теперь точно знаю, что могу совсем иначе.