Не ставьте заслон на пути собственного благополучия, раздражаясь или завидуя, если кому-то живется лучше, чем вам. Не делайте замечаний по поводу того, кто и как тратит деньги. Это вас не касается.
Каждый живет, подчиняясь закону собственного сознания. Займитесь-ка лучше собой. Благословите удачу, улыбнувшуюся другим, и твердо знайте, что в мире всего для всех предостаточно.
Вы, случайно, не скупец? Не жалеете чаевых? Не читаете нотаций уборщицам? Не забываете в канун Рождества о швейцарах в офисе и о консьержке? Не экономите, когда нет необходимости, покупая несвежие, лежалые овощи и вчерашний хлеб? Не делаете покупки в захудалом магазинчике? Не заказываете в ресторане самые дешевые блюда?
Знайте, что существует закон "потребностей и их удовлетворения". Потребности - прежде всего, а уж деньги обладают способностью приходить туда, где они нужнее. Заметьте, что даже очень бедной семье обычно удается собрать деньги на похороны. (с) Луиза Хей
Начальное сценарное программирование происходит в период грудного вскармливания младенца и осуществляется в виде коротких "протоколов", которые впоследствии могут быть развернуты в запутанные драмы. Обычно это сцены, разыгрываемые между матерью и ребенком при небольшом числе зрителей или вообще без них, которые можно озаглавить "Публичное представление", "Еще рано", "Когда будешь готов", "Когда я буду готова", "Побыстрее", "Тот, кто кусается, может быть отшлепан", "Пока мама курит", "Прости, телефон звонит", "Ты никогда не наедаешься", "Почему он нервничает?", "Сначала одно, потом другое", "Он кажется бледным" , "Пусть ест, сколько хочет", "Разве он не замечательный?", "Золотые моменты любви и удовлетворения" и "Колыбельная".
В некоторых семьях это могут быть немного более сложные сцены на горшке: "Иди посмотри, какой он милый", "Пора", "Ты уже?", "Можешь сидеть, пока не закончишь", "Поторопись", "Какой нехороший", "Пока мама курит", "Пока мама говорит по телефону", "Клизма", "Если не станешь, напою касторкой", "Вот твое слабительное", "Если не станешь, заболеешь", "Пусть делает по-своему", "Вот хороший мальчик", "Вот хо-о-ро-о-о-оший мальчик!" и "Я спою, пока ты это делаешь". На этой стадии более часты трехсторонние "протоколы", включающие, например: "Я ему говорила, что он не готов", "Не позволяй ему отделаться этим", "Я его заставлю это делать", "Попробуй ты", "Ты его беспокоишь", "Почему бы тебе... Да, но..." и "На этот раз у него точно получится".
Достаточно легко предсказать, кто станет Победителем, а кто Неудачником. "Разве он не удивительный?", подкрепленное два года спустя "Вот хороший мальчик", обычно лучше, чем "Чего он возится?", подкрепленное год спустя "Клизмой"; аналогично "Колыбельная", вначале при кормлении, потом на горшке, гораздо предпочтительнее, чем "А мама пока поговорит по телефону". Именно в это время имплантируется ощущение благополучия и неблагополучия и умение различать их; именно это ощущение отличает настоящих и условных Принцев от настоящих и условных Лягушек. "Разве он не замечательный?" – это направленный на достижение успеха сценарий будущего Принца, который часто, но не всегда бывает первым ребенком. Условный Принц, в отличие от Принца прирожденного, остается Принцем, пока кажется умным и быстро справляется с делами. Условная Лягушка – "Тот, кто кусается", "Какой нехороший" и "Он бледен, нужно дать ему слабительное" – перестанет быть Лягушкой, если не будет кусаться и не будет выглядеть бледным; с другой стороны, у прирожденной Лягушки вряд ли это когда-нибудь получится. Трогательны Лягушки, которые продолжают стараться, "Пока мама курит" или "Пока мама выпивает". Только катастрофа может превратить прирожденного Принца в Лягушку; только чудо поможет прирожденной Лягушке стать Принцем.
Б. Убеждения и решения
К тому времени как ребенок добирается до "Давай я тебе помогу, милый", или "Поднимай задницу с кровати", или даже "Я выбью тебе мозги, которых у тебя нет!", у него уже складываются определенные убеждения на свой счет и на счет окружающих, особенно родителей. Эти убеждения, вполне вероятно, останутся с ним на всю жизнь, и их можно свести к следующим четырем вариантам:
Я о'кей (я в порядке, я хороший и т.д. и т.п.)
Я не о'кей (я не в порядке, я плохой и т.д. и т.п.)
Ты о'кей (ты в порядке, ты хороший и т.д. и т.п.)
Ты не о'кей (ты не в порядке, ты плохой и т.д. и т.п.)
На основе этих убеждений ребенок принимает жизненно важные решения. "Этот мир хороший, но когда-нибудь я сделаю его еще лучше" – с помощью науки, общественной деятельности, поэзии или музыки. "Этот мир плохой, и когда-нибудь я с собой покончу" – или убью кого-нибудь другого, или сойду с ума, или уйду в себя. Возможно, это посредственный мир, и в нем нужно делать что удастся, а в промежутках стараться позабавиться. Или это скучный мир, и в нем нужно надеть белый воротничок и перебирать бумаги других людей. Или это жестокий мир, в котором нужно гнуться, изворачиваться, торговаться и бороться за жизнь. Или это тоскливый мир, в котором остается только сидеть в баре и надеяться, что что-то произойдет. Или это безнадежный, бессмысленный мир, в котором вы перестаете сопротивляться.
В. Позиции: местоимения
Решение, каким бы оно ни было, основывается на позиции, основанной на глубоко укоренившихся убеждениях; эта позиция включает взгляд на весь мир и на людей в нем, которые являются либо друзьями, либо врагами: "Я убью себя, потому что это гнусный мир, я ни на что не годен, но и все остальные такие же, и друзья не лучше врагов". На позиционном языке это передается так: "Я не о'кей. Ты не о'кей. Он не о'кей. Кто в таких условиях не покончил бы с собой?" Это самоубийство от безнадежности. Вариант: "Я убью себя, потому что я не о'кей, а остальные о'кей" – самоубийство меланхолика. (Самоубийство в данном случае имеет широкий смысл: от прыжка с моста или автомобильной катастрофы до обжорства и пьянства.) Или: "Я убью их или прогоню, потому что я о'кей, а они нет". Или: "Мы с тобой о'кей, поэтому давай закончим работу и пойдем повеселимся".
"Но, – говорят некоторые, – мы-то с тобой о'кей, а вот он – не о'кей". На детском языке это значит, что "мы будем играть в пасочки, а ты с нами играть не будешь"; в крайней форме и с применением более совершенных технологий эта позиция может впоследствии привести к созданию лагерей смерти.
Простейшие позиции двусторонни: ты и я. Они восходят к убеждениям, которые ребенок впитал вместе с материнским молоком. Если для краткости обозначить "о'кей" плюсом, а "не о'кей" минусом, убеждения выглядят так: я+ или я–; ты+ или ты–. В результате перебора вариантов мы получаем четыре основных позиции, которые разыгрываются в играх и сценариях и которые программируют человека, указывают ему, что он должен говорить, после того как сказал "Здравствуйте".
Я+ ты+. Это здоровая позиция, наиболее пригодная для достойной жизни, позиция подлинных Героев и Принцев, Героинь и Принцесс. Люди, стоящие на других позициях, всегда чувствуют себя в той или иной степени Лягушками; родители предписали им быть Неудачниками, и если они не преодолеют это предписание, они снова и снова будут падать вниз; в крайних случаях они потратят жизнь впустую, если их не спасет чудо психиатрического лечения или если они не сумеют излечиться сами. Я+ ты+ – именно это пытается сказать хиппи полицейскому, когда дарит ему цветок. Но всегда остается сомнение, подлинное ли это я+ или человек только религиозно в это верит и согласится ли полицейский с позицией + или предпочтет быть в позиции –. Я+ ты+ – человек либо постигает это в самом раннем возрасте, либо добивается тяжелым трудом впоследствии; эту позицию нельзя приобрести простым желанием.
Я+ ты–. Я Принц, а ты Лягушка. Это позиция типа "нужно от него избавиться". Есть люди, которые играют в "ты виноват" – в свободное время, для забавы, или совершенно серьезно. Это те, кто издевается над супругами, отправляет детей в школы для трудновоспитуемых, а в терапевтических группах любят находить недостатки в друзьях и близких. Такие люди начинают крестовые походы, постоянно ищут реальных или воображаемых врагов. Это позиция "высокомерия"; в худшем случае – позиция убийцы, в лучшем – человека, который постоянно вмешивается в дела других и "помогает", когда в его помощи не нуждаются. Но по большей части это позиция посредственностей, в клиническом смысле – параноидальная позиция.
Я– ты+. Психологически это депрессивная позиция, политически и социально – позиция самоунижения, передаваемая детям. В профессиональной жизни такая позиция заставляет унижаться и с мстительным чувством наслаждаться своим унижением. Окружающим приходится дорого платить за ощущение "со мной все в порядке" для такого человека. Люди с такой позицией меланхолики; Неудачники, называющие себя игроками, предпочитающие избавиться от себя, а не от другого, изолирующие себя в меблированных комнатах или пустынях, тюрьмах или психиатрических лечебницах. Это позиция "если бы только" и "я должен был бы".
Я– ты–. Это позиция безнадежности или "почему бы и нет?" Почему бы не убить себя? Почему бы не сойти с ума? Клинически это шизоидная или шизофреническая позиция.
Эти позиции универсальны для всего человечества, потому что все люди впитывают их с материнским молоком; позже эти позиции укрепляются, когда ребенок усваивает правила поведения, будь то в джунглях, в трущобах, в отдельной квартире в большом городе или в замке предков. Даже в небольших бесписьменных обществах, которые антропологи изучают ради их "культуры" и в которых всех воспитывают в соответствии с одинаковыми жесткими правилами, существует достаточное количество индивидуальных различий между матерями (и отцами), чтобы дать достаточный материал для статистики. Победители становятся вождями и шаманами, полководцами и капиталистами, владельцами тысяч голов скота или сотен тысяч гектаров земли. Неудачников можно встретить в психиатрических больницах, а может, в тюрьме. Каждая позиция имеет свой сценарий и свой финал. Даже в нашей стране, располагающей десятком тысяч "культур", финалы в сущности мало чем отличаются от финалов в других странах.
Поскольку каждый человек есть производное от миллионов различных мгновений, тысяч состояний сознания, сотен приключений и обычно имеет двух родителей, тщательное изучение его позиции может выявить много сложностей и очевидных противоречий. Тем не менее обычно удается обнаружить основную позицию, искреннюю или неискреннюю, негибкую или небезопасную, на которой основана жизнь человека и исходя из которой он разыгрывает свои игры и сценарий. Эта позиция необходима человеку, чтобы он чувствовал, что обеими ногами стоит на твердой почве. Отказаться от этой позиции для него так же немыслимо, как выбить фундамент из-под своего дома. Простой пример. Женщина, которая считает себя бедной, в то время как окружающие богаты (я– они+), не откажется от этой позиции просто потому, что получит много денег. В ее собственных глазах деньги не сделают ее богатой; она будет бедняком, случайно получившим деньги. Ее подруга по школе, которая считает важным быть богатой в отличие от бедняков (я+ они–), не откажется от своей позиции, если утратит состояние; она станет не бедной, а богатой, испытывающей временные финансовые трудности.
Как мы увидим ниже, такая устойчивость объясняет жизнь, которую вела Золушка, выйдя замуж за Принца. Она объясняет также, почему люди с первой позицией (я+ ты+) обычно становятся лидерами: даже в самых крайних и трудных обстоятельствах они сохраняют абсолютное уважение к себе и к своим подчиненным. Эти четыре основные позиции: 1) я+ ты+ – успех; 2) я+ ты– высокомерие; 3) я– ты+ – угнетенность; 4) я– ты– – безнадежность – редко могут измениться под воздействием только внешних обстоятельств.Устойчивые перемены должны приходить изнутри либо спонтанно, либо под каким-то "терапевтическим" влиянием. Таковы лечение у профессионала или любовь, которая служит природной психотерапией.
Но встречаются люди, убеждениям которых не хватает стойкости; в силу этого они могут делать выбор из нескольких позиций; например, перейти от позиции я+ ты+ к позиции я– ты– или от позиции я+ ты– к позиции я– ты+. Такие личности, если рассматривать их с точки зрения позиции, являются тревожными или нестабильными. А стабильными, устойчивыми являются те, чьи позиции, хорошие или плохие, трудно поколебать. Для того чтобы знание позиций могло практически применяться в психотерапии, нельзя допускать, чтобы его ставили под сомнение колебания неустойчивых личностей. Этого достигают путем транзакционного анализа, который устанавливает, что на самом деле было сказано или сделано в данный момент. Если в полдень А ведет себя так, словно он в первой позиции (я+ ты+), мы говорим: "А в первой позиции". Если в шесть вечера он ведет себя так, словно он в третьей позиции (я– ты+), мы говорим: "В ситуации, которая сложилась в полдень, А был в первой позиции, а в ситуации, которая складывается в шесть вчера, А в третьей позиции". Отсюда мы можем заключить: а) что А неустойчив в первой позиции и б) что симптомы неопределенности проявляются у него в определенных ситуациях. Если он во всех ситуациях ведет себя как в первой позиции, мы говорим, что "А стабилен в первой позиции", откуда заключаем: а) что А Победитель, б) что если он подвергался лечению, то сейчас излечился и в) что он самостоятелен, что он не испытывает принуждения участвовать в играх, что его выбор определяется только социальным контролем; в каждый момент он сам решает, принимать участие в игре или нет. Если Б во всех обстоятельствах ведет себя как в четвертой позиции, мы говорим: "Б стабилен в четвертой позиции", откуда можем предсказать: а) что Б Неудачник, б) что излечить его будет трудно и в) что он не может отказаться от игр, в которых доказывается, что в жизни нет надежды. Все это можно сделать, тщательно проанализировав реальные транзакции, в которых участвовали А и Б.
Сделанные прогнозы легко проверить дальнейшими наблюдениями.
Г. Победители и Неудачники
Чтобы подтвердить прогноз, нужно определить, что мы понимаем под успехом, кого считаем Победителем и кого Неудачником. Победитель – это человек, добившийся успеха в том, что собирался сделать. Неудачник – тот, кто не смог сделать то, что собирался. Человек, который говорит: "Я отправляюсь в Рино и буду там играть", просто должен туда поехать, независимо от того, выиграет он или проиграет. Но если он говорит: "Я отправляюсь в Рино и на этот раз выиграю", он становится Победителем, если выигрывает, и Неудачником, если проигрывает. Все зависит от того, сколько денег у него в кармане, когда он выходит из казино. Разведенная женщина еще не Неудачница; Неудачницей она становится, если прежде говорила: "Я никогда не подам на развод". Если она заявляет: "Однажды я брошу работу и никогда больше не буду работать", то алименты, которые она получает от мужа, свидетельствуют, что она Победительница, потому что добилась своего. Поскольку она не говорила, каким способом этого добьется, никто не сможет назвать ее Неудачницей.
Д. Трехсторонние позиции
До сих пор мы имели дело преимущественно с двусторонними позициями – "я" и "ты". Но идея позиции напоминает аккордеон: ее можно растягивать, и она способна включить огромное количество вариантов, помимо четырех основных, – почти столько же, сколько людей на земном шаре. Если мы перейдем к анализу трехсторонних позиций, то получим следующие комбинации:
1а. Я+ ты+ они+. Позиция демократического сообщества или обычной средней семьи. Своего рода идеал, к которому стремятся многие. Его можно выразить словами: "Мы любим всех".
1б. Я+ ты+ они–. Позиция сноба или демагога, выражаемая в словах: "Да кому они нужны?"
2а. Я+ ты– они+. Позиция агитатора и недовольного, а также миссионеров различных типов. "Вы, ребята, гораздо хуже их".
2б. Я+ ты– они–. Позиция одинокого праведного критика, позиция высокомерия в чистом виде. "Все должны склоняться передо мной и подражать мне, насколько это доступно таким ничтожествам".
3а. Я– ты+ они+. Позиция кающегося святого или мазохиста, позиция меланхолика в чистом виде. "Я самый недостойный человек в мире".
3б. Я– ты+ они–. Подобострастная позиция человека, который выслуживается не по необходимости, а из снобизма. "Я унижаюсь, а ты наградишь меня, а не тех ничтожных людишек".
4а. Я– ты– они+. Позиция холопской зависти и иногда политического действия. "Они нас ненавидят, потому что мы не так хороши, как они".
4б. Я– ты– они–. Пессимистическая позиция циника или человека, который верит в предопределенность или первородный грех. "Никто из нас ни на что не годится".
Существуют неопределенные трехсторонние позиции, некоторые из них гибки и дают человеку возможность измениться. Например:
1? Я+ ты+ они?. Это позиция евангелиста. "Мы с тобой в порядке, а насчет остальных не знаем, пока они не предъявят свои доказательства или не перейдут на нашу сторону".
2? Я+ ты? они–. Позиция аристократа. "Большинство людей никуда не годится, а что касается тебя, подожду, пока ты не представишь доказательства".
Таким образом, мы имеем четыре двусторонних позиции, восемь трехсторонних – всего двенадцать; математически возможно существование такого же количества позиций с одним вопросительным знаком, еще шесть с двумя вопросительными знаками (я+ ты? они?; я– ты? они? и т.д.) и одна с тремя вопросительными знаками. Человеку в последней позиции трудно было бы взаимодействовать с другими людьми. В целом получается тридцать одна позиция – вполне достаточно, чтобы сделать жизнь интересной. Это многообразие бесконечно возрастает, если мы вдумаемся в значение плюсов и минусов, которые, как мы помним, означают "о'кей" и "не о'кей". Здесь мы сталкиваемся с огромным количеством пар хороших и плохих определений, качеств и комбинаций, которые наполняют формулы жизнью и делают реальную жизнь по-настоящему интересной.
Е. Позиции: предикаты
Простейшие позиции, с которыми труднее всего иметь дело и которые наиболее опасны для общества, основаны на паре определений "о'кей" – "не о'кей": черный – белый, богатый – бедный, христианин – язычник, умный – глупый, еврей – ариец, честный – мошенник. Каждая из этих пар может быть разложена на четыре варианта. Эти варианты определяются в каждой семье путем раннего программирования.
Я богат +, ты беден – (снобистская, высокомерная позиция).
Я богат –, ты беден + (бунтарская, романтическая позиция).
Я беден +, ты богат – (негодующая, революционная позиция).
Я беден –, ты богат + (снобистская, холопская позиция).
(В семьях, где не придают большое значение деньгам, противопоставление "богатый – бедный" не становится полярным, и вышеуказанная схема к таким семьям неприменима.)
Чем больше определений-прилагательных включает каждый плюс и минус, тем сложнее становится позиция, и тем больше терпения и сообразительности нужно, чтобы с ней разобраться. Так для черных богатый белый мошенник может быть очень плохим ("в нем все плохо" – – –) сравнительно с богатым черным мошенником ("он по крайней мере черный" – – +), или с богатым честным белым ("он по крайней мере честен" – + –), или с бедным белым мошенником ("по крайней мере он так же беден, как мы" + – –).
Похоже, что выбор местоимений я, ты, они, плюс, минус или вопросительный знак определяет судьбу индивидуума, включая развязку его сценария, в зависимости от того, какие прилагательные и предикаты он обозначал плюсами и минусами. Так, человек с позицией я+ ты– они– (позиция 2б) почти всегда заканчивает жизнь в одиночестве: в келье отшельника, в тюрьме, в больнице или в морге, независимо от того, чем он гордился: религией, богатством, расой, полом и т.д., в то время как человек с позицией я– ты+ они+ (3а) кончит, чувствуя себя несчастным, может, даже склонным к самоубийству, независимо от того, какие обстоятельства его расстраивают. Таким образом, местоимения определяют развязку сценария, делят людей на победителей и побежденных. А предикаты решают, чему будет посвящен сценарий, каков будет стиль жизни: религия, деньги, раса, секс и т.д., но к развязке не имеют никакого отношения.
Следует признать, что во всех этих рассуждениях нет ничего такого, чего бы не понял шестилетний ребенок, по крайней мере, в применении к самому себе. "Мама сказала, что я не должен с тобой играть, потому что ты (грязный, низкого происхождения, плохой, католик, еврей, итальянец, ирландец и т.д.)" означает просто я+ ты–. "С тобой я буду играть, а с ним не хочу, потому что он жульничает" есть я+ ты+ он–, на что исключенный из игры отвечает: "Я бы и не стал с вами играть, потому что вы неженки" = я+ ты– он–. Но требуется, однако, достаточно сообразительности (больше, чем обладает большинство), чтобы понять ключевой принцип позиций: единственное, что имеет значение, это местоимения и знаки плюс и минус: предикаты и прилагательные – просто удобное средство для структурирования времени. Предикаты дают людям тему для разговора после того, как они поздоровались, но не имеют отношения к тому, что произойдет: плохо или хорошо проживут они жизнь и каковой будет окончательная развязка.
Например, многие не могут понять, как ревностные нацистские полицейские становились в Восточной Германии не менее ревностными коммунистическими полицейскими: ведь эти две партии как будто противоположны друг другу. Но противоположны здесь только определения. Позиция нациста такова: я+ (нацист), он– (предатель), поэтому его нужно убить. Позиция коммуниста: я+ (коммунист), он– (предатель), поэтому его нужно убить. В обоих случаях, хотя предикаты противоположны, позиции одинаковы: я+ он–, поэтому его нужно убить. Правило таково: изменение предикатов, каким бы оно ни было радикальным, не изменяет позицию или сценарий: в обоих случаях человек становится убийцей, и именно это для него важно, а не то, каких именно людей он убивает. Поэтому для фанатика нет ничего легче, чем при умелом поводыре переметнуться на другую сторону.
Этот пример иллюстрирует также тот факт, что позиции очень важны в повседневном социальном общении. Первое, что люди чувствуют друг в друге, это позиции, и здесь обычно подобное тянется к подобному. Люди, которые считают себя и мир хорошими (+ +), обычно предпочитают проводить время с такими же людьми, а не с теми, кто жалуется. Те, кто считают себя лучше других (+ –), тоже собираются в собственные клубы и организации. И Неудачники, которые считают себя пострадавшими (– +), собираются вместе, обычно в барах для Неудачников. Те, кто считают свою жизнь бесполезной, тоже встречаются в дешевых пивных и на улицах. В западных странах одежда более ясно указывает на позицию человека, чем на его социальное положение. (+ +) одеваются аккуратно, но не кричаще; (+ –) любят мундиры, украшения, драгоценности и особый покрой, чтобы подчеркнуть свое превосходство; (– +) ходят в потрепанной и дешевой одежде, но не обязательно неаккуратной, они могут даже носить чужую "форму"; а (– –) демонстрируют своей "формой" пренебрежение к одежде и ко всему, что она символизирует. К этой группе относится и "форма" шизофреника, которая соединяет поношенное и элегантное, неуклюжее с изящным, стоптанные туфли с бриллиантовым перстнем.
Мы уже говорили об упорстве, с которым люди цепляются за свою позицию при смене обстоятельств: богатая женщина не становится бедной, если теряет деньги – она остается богатой, испытывающей временные финансовые затруднения; бедная девушка, получившая много денег, не становится от этого богатой. Негибкость позиции, проявляясь в повседневной жизни, может вызывать раздражение и смущение: "Я хороший человек (хотя и совершаю плохие поступки)". Тот, кто занимает такую позиции, ждет, что с ним всегда будут обращаться как с хорошим человеком, и чувствует себя оскорбленным, если сталкивается с другим отношением.
В этом частый источник супружеских раздоров. Так, Марти Коллинз утверждает, что он хороший муж, хотя каждую субботу напивается и избивает жену. Что еще поразительнее, его жена Скотти поддерживает его утверждение, говоря: "Как можно сердиться на человека, который в прошлое Рождество подарил мне цветы?" С другой стороны, Скотти абсолютно убеждена в своей честности, хотя откровенно лжет и крадет деньги из бумажника мужа. И он всю неделю поддерживает ее позицию. Только в субботние вечера она называет его бездельником, а он ее – лгуньей. Поскольку брак основан на взаимной договоренности не замечать несоответствий, каждый из них возмущается, если им указывают на эти факты; а если угроза позиции "все о'кей" становится слишком велика, неизбежен развод. Развод происходит потому что: 1) один из супругов не может выдержать, что его видят таким, каков он есть, или 2) другой супруг не может лгать с честным лицом, чтобы избежать такого разоблачения.
Ж. Выбор сценария
Следующий шаг в развитии сценария – поиск сюжета с соответствующей развязкой, ответ на вопрос: "Что происходит с такими, как я?" Ребенок знает, поскольку его этому научили, будет ли он Победителем или Неудачником, как он должен относиться к другим людям, как будут обращаться с ним другие и что значит "быть похожим на меня". Рано или поздно он услышит историю о ком-то, "похожем на него", и эта история растолкует ему, к чему он стремится. Это может быть сказка, прочитанная матерью, рассказ бабушки о предках с Золотого Берега или услышанная во дворе легенда о местных хулиганах. Но когда он слышит это, его осеняет и он говорит: "Это обо мне!" Эта история становится его сценарием, и всю оставшуюся жизнь он проведет, стараясь ей соответствовать.
Так, на основе раннего опыта, у груди или у бутылочки с молоком, в ванной или в туалете, в спальне, на кухне или в гостиной ребенок проникается убеждением, принимает решение и занимает позицию. Потом, по тому, что он услышал или прочел, он формирует "предсказание" или план жизни: будет ли он Победителем или Неудачником, где и в какой форме произойдет "развязка". Это и есть первая версия жизненного сценария.
(с) Из книги Эрика Берна "Люди, которые играют в игры"
Нужно научиться любить всё, что происходит. Вот что я называю зрелостью. Нужно любить то, что уже есть. Незрелость всегда живёт в «вот если бы» или «хорошо было бы», но никогда не в «есть», а «есть» — реальность. Всё, что «было бы хорошо», вам только снится.
Какой бы ни была реальность - она хороша. Любите её, радуйтесь ей и расслабьтесь в ней. Если что-то уходит, проститесь. Всё меняется… жизнь течёт и меняется. Никто не остаётся прежним; иногда открываются широкие просторы, иногда двигаться некуда. То и другое хорошо. То и другое — дары существования. Нужно научиться такой благодарности, которая благодарит за всё, что бы ни случилось.
Просто наслаждайтесь происходящим — оно, и ничто другое, происходит прямо сейчас. Завтра, может быть, что-то одно изменится и будет другое; тогда наслаждайтесь другим. Послезавтра, может быть, случится что-то третье. Наслаждайтесь третьим. Не сравнивайте с прошлым, с бесполезными фантазиями о будущем. Живите в этот миг. Иногда жарко, иногда очень холодно, но то и другое необходимо; иначе жизнь исчезнет.
Открыла для себя Александра Давыдова. Заслушиваюсь сейчас его видео (отлично идет под Фотошоп)). Человек исключение - из правила что первое мнение о человеке самое правильное. Самое первое было - что за мудак? Я вот серьезно признаю, что иногда вот так вот могу, как все живые люди, судить несдержанно и категориями. Большей степенью это в мыслях конечно и я это не озвучиваю. Другой вопрос - что я потом с этим работаю и пытаюсь осознать, что задевает конкретно меня и почему. Я наверное попала на его одно из самых жестких видео, которое посмотрела первым (Про Веды, духовную и реальную жизнь). Мне сложно воспринимать мат и надменный тон (я там уловила нотки), но что-то заставило меня дослушать до конца, слух выцепил вещи с которыми я согласилась (да, даже когда неприятно я слушаю человека и пытаюсь уловить что он пытается донести, а не фыркаю, ставлю непоколебимое клеймо и остаюсь сама вся в белом). И если закрыть глаза на манеру подачи, то с сутью я была согласна. А суть в том, что очень многие развиваются духовно, убегая от проблем и отказываясь от денег, секса и др. благ. Это хорошо - развивать Душу, но не надо забывать и о теле. Этим мы его отрицаем. Оно обижается и болеет. Если бы нам надо было развивать только Душу, то выглядели бы несколько иначе и жили бы в другом измерении, где нет гравитации (куда мы собственно все попадем в свое время, но зачем же торопиться). Мы родились на этой Земле и в этих телах и должны в первую очередь научиться пользоваться ими, проявлять в жизни материальные вещи. А то действительно получается, что есть желание из садика сразу в институт попасть, без экзаменов. Потому что в школе не очень комфортно, долго и может быть больно. Можно и нужно развивать все одновременно, чтобы не было перекоса и дисбаланса, тогда и будет так всеми искомая гармония.
Вобщем к видео я не осталась равнодушной, пусть оно было и не совсем со знаком "+". И все же высказанные мысли побороли манеру подачи и моё любопытство взяло вверх, я пошла посмотреть чего он там еще говорит. Когда узнала что он ведет женские тренинги, посмеялась и ткнула в первое попавшееся, ну чтоб разоблачить в своих глазах, ясен пень. А потом еще в одно ткнула и еще... Местами очень смешно, местами начинаешь узнавать себя, местами задумываешься, а местами думаешь "да откуда он это знает, это женский секрет")) И кстати, там видео не только для женщин и очень много приличных без мата, или совсем чуть-чуть) Я решила принять Александра таким какой есть, и потому что реально говорит очень ценные и мудрые вещи. И потому что так правильно, принимать людей как есть, без своих правил, стереотипов и взглядов на то каким должен быть мир и люди.
Я надергала несколько видео, но рекомендую поглядеть его канал, возможно найдете там что-то интересное и полезное для себя.
Осторожно, местами присутствует ненормативная лексика.
Видео для мам. Как перестать за$##@$#вать своих сыновей
Как превратить серьезные отношения в легкие и вкусные
Работаешь в офисе, а устаешь так, как будто вагоны разгружаешь?
После того как я понаехал в Москву 3 года назад — я почему–то начал дичайше уставать на совершенно ровном месте, и ни я, ни врачи не могли найти причину. После 2–х лет поисков тривиальная и легко исправимая причина нашлась, и на мой взгляд — в группе риска находятся практически все люди, работающие в офисе. Ситуация усугубляется двумя советскими обычаями.
Итак, если у вас один из следующих симптомов (расположены в порядке усугубления ситуации) — прошу под кат :–)
1) Летом все ок, а зимой — апатия, ничего не хочется делать. Это любят называть сезонной "депрессией". 2) Утром все ок, а к вечеру на работе — мозги "не варят", ничего не хочется делать — только уютные бложики листать. Приходите домой — и с дичайшей усталостью падаете в кресло. Сил хватает только лазить в интернете до ночи. Этот пункт — касается и работодателей. 3) Даже если вы просыпаетесь без будильника — вы не высыпаетесь. 4) Кофе и прочие стимуляторы — не дают бодрости, лишь делают вас злее. 5) Сны все время короткие и не запоминающиеся, или их нет вообще. 6) Вы замечаете, что даже 1 вещь вам иногда трудно удержать в голове. Мы иногда можете даже забыть что вы сейчас хотели сделать. 7) Вы просыпаетесь уже с дичайшей усталостью. 8) Вам кажется, что в комнате темно и все несколько не резкое. 9) Легли спать, и не проснулись. RIP. Надеюсь у вас до этого не дошло.
Причина всему — отравление углекислым (не угарным!) газом Я намеренно использую слово "отравление", наперекор устоявшемуся представлению, что углекислый газ считается безобидным и безвредным. Углекислый газ — выделяется в процессе метаболизма, частично связывается с гемоглобином, частично растворяется в крови — и удаляется с дыханием. Причем, процесс "вдыхания" запускается именно ростом концентрации углекислого газа в крови. Но чем больше углекислого газа в воздухе — тем больше его останется в крови => тем больше средняя кислотность крови (респираторный ацидоз). А при изменении кислотности крови — абсолютно все процессы в организме идут наперекосяк. Одно из следствий — появляются выраженные симптомы кислородного голодания не смотря на то, что концентрация кислорода в воздухе меняется незначительно, хотя почему именно так получается — достоверно выяснить не удалось. В табличке симптомов — чем ниже — тем более выражены симптомы кислородного голодания.
Понятно, что все знают, что человеку нужен свежий воздух, и нужно регулярно вентилировать квартиру. Но как часто? Четких и обоснованных цифр я до сих пор не видел. Теперь они появятся.
Допустимые уровни и динамика процесса В конце 80–х в воздухе в среднем было 350ppm углекислого газа (ppm = part per million, 0.03% ), сейчас — уже в среднем 400ppm. Человек абсолютно идеально себя чувствует при уровнях CO2 700ppm и ниже. При уровне 1000ppm — если на свежую голову зайти в комнату — уже будет чувство несвежего воздуха, становится немного душно. При росте до 2500ppm становится все более и более душно (не смотря на то, что уровень кислорода изменяется незначительно, с 20% падает примерно до 19.75% ), и далее по нарастающей с возникновением упомянутых выше симптомов кислородного голодания. Т.е. когда вы думаете что вам душно и не хватает кислорода — на самом деле просто слишком много углекислого газа.
100,000 ppm — летальный уровень. Всего 10% углекислого газа в воздухе — и вы труп.
Человек в помещении производит примерно 35.2 грамма CO2 в час, и соответственно, если комната площадью 20 м2 высотой 2.5 метра, то без хорошей вентиляции каждый час концентрация углекислого газа будет расти на 584ppm каждый час. Но так как изменения происходят очень медленно — человек к ним привыкает, и легко может не заметить — точно также как не замечают отравления угарным газом (хоть это и быстрее).
Про народные привычки В советском союзе было модно на зиму заклеивать окна бумагой — "чтобы не дуло". Однако, если не будет дуть — то куда денется выработанный углекислый газ? Он будет накапливаться, что и приводит к тому, что зимой люди страдают от углекислого газа. Особенно это касается детей — "чтобы не простудились". Детям углекислый газ точно также опасен, как и взрослым и неизбежно осложняет учебу. Лучше дома одеваться теплее.
Вторая привычка — "включили кондиционер — закройте окна". Холодный воздух!= свежий. Воздух, охлажденный в знойный день до 18С никак не решает проблему углекислого газа, вентиляция с той же скоростью нужна все равно — и весь новый поток воздуха придется охлаждать.
Количественное измерение уровня углекислого газа До недавнего времени это было весьма дорогое удовольствие, но сейчас появились относительно дешевые датчики уровня CO2K–30 на основе бездисперсионной инфракрасной спектроскопии, и законченные приборы на их основе, например MIC 98128 и другие (ищутся по словам CO2 monitor, цена вопроса порядка 150$):
Измерения показали, что в комнате 20м2 с одним человеком в покое — уровень с 400 до 1500ppm растет за 3 часа, а с двумя людьми — соответственно за 1.5 часа. Это означает что ни 1 ни 2 проветривания в день проблему углекислого газа не решает.
Также я измерил уровень в городе и в метро: в целом, все оказалось лучше, чем я думал, на улице рядом с дорогой выше 500ppm не видел, в метро в переходах и в "советских" вагонах метро — не выше 1000ppm, в том числе и в больших переходах в час пик, т.е. вентиляция совершенно адекватная. А вот в новых вагонах с кондиционерами на кольцевой линии — из–за принципа "кондиционер работает — закройте окно" — 2500ppm и выше, потому воздух там хоть и холодный — но "тяжелый" и душный.
Уровень CO2 по городу должен также контролировать Мосэкомониторинг, но единственная станция с датчиком CO2 у них не работает.
Что же делать
Кто–то мог подумать о кислородном концентраторе, который я все–же купил (в основном конечно ради экспериментов). Как оказалось, кислородный концентратор отделяет не только азот с аргоном, но и углекислый газ — по результатам измерений на выходе вместе с кислородом всего 45ppm CO2. Но в любом случае, человек без фатальных заболеваний не нуждается в большей концентрации кислорода в воздухе, потому покупать концентратор не стоит.
Может нужно больше времени проводить на открытом воздухе? К сожалению, это также не может радикально решить проблему. Если вы 70% времени проводите в помещении с высоким уровнем углекислого газа, и 30% — на свежем воздухе, то вы и получите 70% вредного воздействия (растворенный углекислый газ в крови очень быстро следует за уровнем углекислого газа в воздухе, нагуляться "впрок" не выйдет). +–5% тут ничего не решают.
А нужна — банальная постоянная вентиляция. Летом прокатит _постоянно_ открытая форточка или балкон, зимой — либо продолжать держать открытым форточку и одеваться теплее, либо покупать систему приточной вентиляции которая будет подогревать воздух. Сэкономить электричество можно используя вентиляцию с рекуперацией тепла — но такие системы пока относительно редкие и дорогие для "не промышленного" применения.
Это касается и офисов: если это переделанное под офис помещение без правильно работающей вентиляции, то проблемы гарантированы. Особенно это касается маленьких переговорок, в которые набиваются по 20 человек. Если в переговорку на 20 квадратов сядут 20 человек — то за час концентрация углекислого газа вырастет уже до 10тыс ppm — а это уже уровень, при котором мозги перестают работать.
На санэпидстанцию рассчитывать не приходится — они мало того, что проводят измерения не в вечерний пик углекислого газа (он как раз перед тем как все начинают расходится по домам), так еще и предельно допустимая концентрация углекислого газа в России — ~13 790 ppm, что фатально много.
Как был обнаружен корень проблемы Как оказалось, с этими симптомами к врачам было ходить бесполезно, никто "не угадал". Со своей подругой–врачем мы долго меня мучали анализами, и параллельно устраняли все возможные причины. Коварство состояло в том, что пока ты идешь на анализы — надышишься свежего воздуха, и первичные признаки стираются, остаются только следствия. Один из анализов в качестве одной из причин (наряду с раком) указывал на ацидоз. Ну а дальше все просто — находим респираторный ацидоз, находим форум по углекислому газу на ixbt, заказываем монитор углекислого газа (по началу чуть не пошел в неправильном направлении и не купил монитор кислорода — он конечно ничего особенного бы не показал). После перехода к постоянной вентиляции все первые 8 ступеней симптомов пропали в течении недели.
Резюме 1) Сезонная "депрессия" — она не только от недостатка света (с этим–то у меня все отлично), но и потому что люди сидят дома и недостаточно вентилируют помещение (т.к. холодно) — и в итоге страдают от отравления углекислым газом. 2) Максимально комфортный уровень углекислого газа — 1000ppm, удержать его на таком уровне можно только постоянной вентиляцией — постоянно открытой форточкой или системой приточной вентиляции. Без вентиляции этот уровень будет превышен уже через 2 часа при нахождении в комнате 1 человека. 3) "Больше проводить времени на свежем воздухе" впрок — не выйдет. Сколько времени проводите в не вентилируемом помещении — столько негативных последствий и получите. 4) Как оказалось, известный многим Ноотропил — похоже просто компенсирует кислородное голодание в не вентилируемых помещениях, потому и оказывает положительное влияние там, где врачи его не ожидают. Лучше и безопаснее просто иметь хорошую вентиляцию. 5) Каждый рубль сэкономленный на офисе с хорошей вентиляцией — будет с лихвой отплачен сниженной работоспособностью сотрудников в конце рабочего дня. 6) В маленьких переговорках без постоянно дующей вентиляции со свежим воздухом (не кондиционер!) допустимое время нахождения 5–10 человек без снижения когнитивных способностей — не более 10–20 минут. 7) Холодный воздух!= свежий воздух. Наличие кондиционера никак не снижает требования к вентиляции. Закрывать окна только потому что работает кондиционер — нельзя, газенваген получается. 8) Детям свежий воздух зимой нужен не меньше, чем летом. Опять же, проветривания 1 раз в день — недостаточно.
Что–ж, теперь вы остались один на один со своей ленью и кофеиновой зависимостью :–)