Итак, путем всех этих срачей бесед и дискуссий выяснилось то, что в принципе было понятно и так, но теперь уточнено и проговорено.
А именно: основное, т.с., актуальное негодование борцов с "совковостью" направлено не на марксизм, не на социализм, не на реально существовавшую в прошлом советскую власть, не на связанные с ней ужасы и преступления (которые для "антисовков" являются, по большей части, просто пропагандистским орудием), даже не на нынешних ее официальных "наследников" - российских левых. Их противниками и мишенью их критики являются "совки" как ныне существующий и распространенный среди русских психологический тип. В этом типе они усматривают множество серьезнейших недостатков; и эти недостатки связывают с просоветскими политическими и эстетическими симпатиями, с чувством принадлежности к СССР по рождению и воспитанию, даже, зачастую, просто с отсутствием НЕНАВИСТИ (tm) к СССР.
Мы слышим от "антисовков", что носители "совковых" пороков не могут считаться в полной мере русскими (что, замечу в скобках, очень странно: этнический национализм стоит на том, что принадлежность к народу объективна и не может быть ни "присвоена", ни "отнята"); что они враждебны "свободным, истинно русским людям", однако расточаются, как демоны, от их приближения; что задача "истинных русских" - в том, чтобы жесткими методами перевоспитывать "совков", "поднимать их из трясины", "учить свободе" и вообще делать из них полноценных людей. Т.е. речь идет о своего рода прогрессорстве.
Какие же пороки усматривают наши оппоненты в "совках"?
Их множество, все не перечислишь, но постараюсь назвать хотя бы основные:
- "Совок" инфантилен, верит самой глупой пропаганде, не умеет думать самостоятельно, отличается сказочно-фантастическим взглядом на мир.
- Он пассивен и бездеятелен: не способен сам менять свою судьбу и мир вокруг себя, сидит сложа руки и ждет "сурового, но справедливого хозяина", который благоустроит общество за него и для него.
- Он лишен правосознания: не понимает ценности закона и справедливого суда, не видит смысла в соблюдении прав человека, не знает своих собственных прав, и т.д.
- У него сбиты настройки "свой - чужой" (прежде всего, в этническом плане): чужаков он расхваливает и перед ними заискивает - а на своих нападает, "виноватит" их во всем, что с ними происходит, и отказывает им в помощи.
- Он тратит дни и годы на увлечение вещами, не имеющими к нему отношения - но не замечает того, что творится у него под носом, и даже в тех областях, которые, казалось бы, ему интересны, не способен ни на какие реальные действия.
- Он "атомизирован" - не умеет объединяться и вести совместные дела.
- Он лишен социальных навыков - не умеет создавать организации и вести общественную работу "снизу", проявлять какую-то гражданскую активность и, особенно, инициативу в ней.
- Будучи еще с советских времен лишен какой-либо серьезной собственности и возможности заниматься бизнесом, он не умеет распоряжаться деньгами и вести денежные дела.
- Он лишен независимости и чувства собственного достоинства - готов "продаваться задешево", и не только за деньги, но и за внимание, похвалу или иллюзорную надежду на какой-то выигрыш.
- Он нетерпим и злобен, мечтает вслух о массовых расстрелах, оскорбляет своих противников, поливает их самой грязной бранью, предается извращенным тюремно-половым фантазиям, вообще производит впечатление какого-то мерзкого гопника, лишенного элементарной культуры.
- Наконец: "совок" попросту устарел, он слабеет, дряхлеет и готовится вымереть, как динозавры. Уже идет новая поросль - сильная, дерзкая, волевая молодежь, которая сметет этих старых развалин с лица земли!
Спору нет, пороки серьезные. И, действительно, они широко распространены в природе - и в отечественной природе, увы, как-то особенно.
Но вот какая тут закавыка...
Здесь я испытываю сильнейшее неудобство, поскольку дальше придется самым натуральным образом перейти на личности.
Грешно - но без этого не обойтись. Обсуждение отвлеченных философских или политологических истин не требует обращения к личности оратора, их может высказывать кто угодно - но все меняется, когда заходит речь о морали, особенно о практическом исправлении нравов. Ведь научить других "жить правильно" можно лишь одним способом - личным примером.
Я, по классификации "совкоборцев", отношусь именно к "совкам" - и, видит бог, отнюдь не считаю себя образцом нравственности или социальной эффективности. Поистине, я очень, очень далека от совершенства! И никогда не отказываюсь научиться чему-то новому. Никакие идейные разногласия, никакая даже неприязнь не становится помехой, если вижу в ком-то или в чем-то хороший для себя пример. Возьмем недавнюю партию "Свобода": многие украинские русские пеняли мне за слишком доброе к ней отношение, и со своей стороны были правы - однако эта волшебная картина: "Люди применяли такие-то социальные технологии - и добились успеха, и этот успех можно воспроизвести и повторить!" - для меня затмила все остальное.
И, если встречу человека, который действительно _покажет_ мне, как качественно измениться к лучшему, как стать сильнее, независимее, эффективнее работать на благо народа, лучше защищать свои интересы - да будь он красный, хоть белый, хоть серо-буро-малиновый, я обо всем забуду и пойду за ним на край света.
Собственно говоря, однажды это уже произошло. ;-)
Но что мы видим? Кто сейчас предлагает (и даже навязывает) мне и всем прочим свои услуги по перевоспитанию, перековыванию, вытаскиванию из трясины и прочим прогрессорским операциям?
Look who's talking now.
Кто говорит о советских динозаврах, коих сметет бесстрашная молодежь, волевая, чоткая и дерзкая? Молодой человек, утыканный комплексами, словно ежик иголками, неспособный даже с себя самого смести 30 лишних кг. Ценю его публицистический талант, но силе духа и воли определенно поучусь где-нибудь в другом месте. Там, где он сейчас, я была лет семь-восемь назад - и не испытываю ни малейшего желания туда возвращаться.
Кто призывает меня отказаться от инфантильных фантазий, трезво смотреть на мир и жить реальной жизнью? Анонимный и сильно законспирированный уроженец Духовной России, расположенной где-то в мире невидимом и ждущей своего воплощения на нашей планете. Что ж, порой после тяжелого дня я и сама не отказываюсь выйти в астрал - надеюсь, он там как-нибудь составит мне компанию. :-) Однако здесь, на грешной земле, предпочитаю четко отличать реальность от мечтаний и сновидений.
Кто обещает раскрыть неведомые мне тайны гражданской активности и социальных технологий? Интернет-бойцы, которых, кроме как в интернете, никто никогда не видал. Кто проповедует свободу, гражданское мужество, благородную готовность самому решать свою судьбу? Люди, чья смирность и робость среди их знакомых вошли в пословицу. Кто упрекает "совков" в неумении зарабатывать деньги и распоряжаться деньгами? Здоровые лбы, сидящие на шее у родителей (я в их возрасте тоже училась, но это не мешало мне одновременно работать и себя обеспечивать). Кто предлагает обращать больше внимания на реальный мир и не стесняться изменять его своими руками? Те, кто все свободное время посвящает теоретической болтовне в сети.
Кому претит "совковый" недостаток во мне правосознания? Аффтару, на голубом глазу сообщающему, что привлекать к ответственности неверных ментов и неправедных судей не следует, поскольку это отвлекает от борьбы с Системой. (Прямо сейчас он мечется в комментах и объясняет, что не это имел в виду - однако слово не воробей. :-))
Кто заявляет, что у меня "сбиты настройки свой - чужой", что я нападаю на своих и пресмыкаюсь перед чужими? Люди, готовые день и ночь чморить и "виноватить" своих братьев-русских за неправильный образ мыслей - и одновременно расхваливающие свидомых украинцев, латышей, эстонцев, бог знает кого еще с такими интонациями шакала Табаки, что, должно быть, самим хвалимым от этого противно делается.
Кто говорит, что "советские" лишены гордости и достоинства, "продаются задешево", смиренно сносят унижения и издевательства и даже им радуются? Человек, 50 минут в прямом эфире терпящий такое похабное измывательство над собой, от которого через 2 минуты следовало бы встать и уйти.
О кровожадности "советских" рассказывают люди, обуреваемые садистскими фантазиями; об их вздорной картине мира - поклонники странных оккультных учений; на их извращенность жалуются гомосексуалисты; на их неприязнь к русскому народу - любители Ватника; на их гопничество и бескультурье - граждане, плохо владеющие родным языком и неспособные два слова связать без перехода на крик и брань...
И так далее, и тому подобное ad infinitum. (Прошу прощения за демонстрацию совкового бескультурья - сами видите, перед вами динозавр. :-))
Что же сказать по этому поводу?
Вот что я скажу вам, друзья-"антисовки". Те пороки, против которых вы ратуете, бесспорно, существуют в нашем народе - и безусловно, они очень серьезны и сильно осложняют жизнь русскому народу в целом и конкретным его представителям в отдельности. Кому, как не вам, этого не знать? Ведь эти зияющие провалы бросаются вам в глаза всякий раз, когда вы смотрите в зеркало.
Не обманывайте себя, убеждая себя в том, что вы эти пороки уже преодолели и теперь можете, как бы с некоего пьедестала, учить и "вытаскивать из трясины" других. Вы так остро воспринимаете "трясину" и так негодуете по этому поводу именно потому, что сами в этой трясине захлебываетесь. Все мы в одной лодке, и лодка дает течь; единственный путь к спасению - вычерпывать воду и грести к берегу _вместе_.
Сами видите: избранный вами метод борьбы с пороком несостоятелен. Можете до посинения обличать Сталина - благо Сталин уже точно ничего плохого вам не сделает; все эти инвективы будут приятно щекотать вашу самооценку, но не сделают вас ни на волос сильнее или смелее, не придадут ни социальной эффективности, ни власти, ни способности менять мир и вести за собой других.
Скажу вам парадокс: создатели Сталинобуса - пока что лучшие граждане, чем вы. Они действовали из ложных побуждений и с ложной целью - однако действовали именно как граждане: самоорганизовались снизу, задумали пропагандистский проект, спланировали его и поэтапно осуществили, сами нашли на него средства, сами провели сложные переговоры с рекламными агентствами и т.д. А вы сидите и ругаете их в интернетике, точь-в-точь "советские рабы" на своих кухнях. :-) Можете ли вы назвать мне подобный или хотя бы сравнимый акт массовой агитации в "реале", связанный с националистическими идеями?
Что-что? Ага, слышу ответ, унылый и жалобный: "Ну-у-у, это же совсем другое дело, нам же ничего такого никогда ни за что не разрешат..."
Да. Рабское самосознание - в самом деле большой порок.
"Врачу, исцелися сам" - сказал много лет назад один очень мудрый человек. А другой, тоже не дурак, признавался, что каждый день по капле выдавливает из себя раба - но ни слова не говорил о том, что надо хватать за горло окружающих и приниматься насильно выдавливать раба из них.
Вы выбрали себе ложную цель и попали в психологическую ловушку. Ненавистные вам пороки вы жестко связали с "советской" самоидентификацией, которую, так или иначе, разделяет большинство русских - по объективным причинам, просто потому, что эти люди родились в определенное время в определенном месте и выросли в определенной обстановке. Достаточно, мол, публично отказаться от этой самоидентификации, в самых драматических выражениях проклясть ее и все, что с ней связано - и "совковость" исчезнет, как черт от ладана! Ну а кто этого не делает - тот, значит, остается "совком" и продолжает плавать в трясине.
Ага, щас.:-) Если бы все было так просто.
Только один есть способ "поднять из трясины" своих близких, свой народ, вообще тех, кто вокруг тебя. Способ этот известен с древних времен, но сложен в исполнении, поэтому мало кто ему следует. Вот он: "Спасись сам - и вокруг тебя спасутся тысячи".
Покажите мне, как надо быть человеком и гражданином, самостоятельно решать свою судьбу, изменять общество к лучшему. Не болтайте об этом - просто покажите. Научите меня этому на примере. Скажу даже так: соблазните красотой и обаянием вашего нового, "несовкового" самосознания и образа жизни. Если вы сумеете это сделать - народ оставит старых кумиров и с радостью пойдет за вами.
Но не пытайтесь унижать меня, "ломать" психологически, превозноситься надо мной, объявлять недочеловеком, требовать, чтобы я отреклась от своих корней или прокляла своих предков вам в угоду. У меня-то с чувством собственного достоинства все в порядке - и эти приемы, возможно, привычные для вас и вам подобных, на меня не действуют.
И помните: то чувство, которое вы должны вызывать в "совках", чтобы достичь своей цели - должно быть чувство восхищения. А не ненависти, не омерзения, не желания от вас защищаться или держаться подальше, чтобы не испачкаться и уж точно - не презрения, смешанного с жалостью.