2017-04-18 16:43:36
Беседа на тему "Погребение", в рамках ТВ программы "Новая жизнь". Мои собеседники - Орен Леви, зав. ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Беседа на тему "Погребение", в рамках ТВ программы "Новая жизнь". Мои собеседники - Орен Леви, зав. издательским отделом на иврите, Ница Мазоз, ведущая семинаров по коучингу. Предыдущие выпуски программ: Беседы о новой жизни, ч.847 Беседы о новой жизни, ч.846 Беседы о новой жизни, ч.845
2017-04-14 14:37:45
Вопрос: Каким образом мезуза символизирует духовную силу, охраняющую душу? Ответ: В мезузе есть ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Вопрос: Каким образом мезуза символизирует духовную силу, охраняющую душу? Ответ: В мезузе есть четыре компонента, которые вместе олицетворяют полную АВАЯ: йуд-кей-вав-кей, то есть высшую систему. Человек, желающий уподобиться Творцу, включается в такую систему полной АВАЯ. Это его дом, материнское лоно, в котором он развивается. Система АВАЯ символизирует доброе отношение к нам высшей силы, Творца. Достигая […]
Иудаизм обязывает еврея к исполнению многих заповедей: благословения, кашрут, миква, молитвы, множество разных действий. Считается, что иудаизм - самая сложная религия, просто необычайно трудная. И все это предназначено для того, чтобы день за днем каждый миг напоминать себе этими действиями о связи с высшей силой и необходимости все время поддерживать ее. Вопрос: Вы сказали, что […]
2017-04-12 16:36:34
Есть два уровня связи с системой высшего управления. На обычном уровне человек самостоятельно никак ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Есть два уровня связи с системой высшего управления. На обычном уровне человек самостоятельно никак не влияет на высшую систему, а действует в ней инстинктивно. Система задействует его свыше, и он инстинктивно реагирует на ее воздействие, связанный с ней бессчетным числом нитей. Но возможен более высокий уровень связи с высшей системой управления, которым обладают каббалисты. И […]
Заповедь Торы – рассказывать в пасхальную ночь о выходе из Египта и о чудесах, которыми удостоил нас Творец. Источник заповеди
Эту заповедь учат из слов Торы в книге Исход (Шмот, 13, 8):
И расскажешь ты своему сыну в тот день…
Кому следует рассказывать?
Агада, рассказ о выходе из Египта, ПесахЕсли есть сын или дочь, следует рассказывать им. Если нет сына или дочери, нужно рассказать кому-то другому, а если человек один, он должен рассказывать самому себе. И даже если все присутствующие большие мудрецы Торы, которым превосходно известны чудеса, явленные Всевышним еврейскому народу во время его Исхода из Египта, они также должны рассказывать друг другу об этих событиях. Каким образом следует рассказывать?
Несмотря на то, что каждый день и каждую ночь есть обязанность упоминать о выходе из Египта, как сказано в книге Второзаконие (Дварим, 16, 3): «… чтобы помнил ты день исхода твоего из земли Египетской во все дни жизни твоей», — несмотря на эту обязанность, заповедь рассказа об Исходе из Египта в пасхальную ночь отличается тем, что ее следует выполнять именно в форме рассказа.
Почему?
Особенность повествования об Исходе заключается в том, что рассказчик проникается мыслями, чувствами, переживаниями героя Агады, о котором он читает, он чувствует себя с ним один целым: страдает его страданиями и радуется его радостями. Это сопереживание и есть цель, которую мы стремимся достичь рассказом об Исходе нашего народа из Египта в седер Песах, ибо эта ночь отличается от всех других ночей: в пасхальную ночь мы должны видеть себя такими, как будто мы сами в этот час и в эти мгновения выходим из Египта. Так сказано в Агаде:
В каждом поколении человек обязан рассматривать себя, будто он сам вышел из Египта
Эту обязнность наши мудрецы учат из того, что сказано в Торе: «И скажи сыну твоему в тот день так — это ради того, что сделал со мною Г-сподь при исходе моем из Египта». Отец рассматривает, что Г-сподь сделал чудеса с ним самим.
Следующие средства служат для достижения этой цели:
* Рассказчик старается, чтобы повествование было прямым ответом на вопрос сына.
* Повествование начинают с чего-то отрицательного, негативного и заканчивают радостным, позитивным.
* Рассказывают о выходе из Египта со всеми подробностями.
* «Иллюстрируют» рассказ.
Постараемся растолковать каждое из этих суждений по отдельности.
Ответ на вопрос
Ответ на вопрос сына, агада, песахСказано в Торе в книге Исход (Шмот, 13, 14):
И вот, когда спросит тебя в будущем сын твой, говоря: «что это?», то скажи ему: «силою руки вывел нас Г-сподь из Египта, из дома рабства».
Мы видим, что рассказ об Исходе должен быть в качестве ответа на вопрос сына.
Если сын сам не задает вопросы, нужно постараться пробудить его интерес к теме рассказа, и это достигается привлечением его внимания: во время пасхального седера он видит немало необычных и странных вещей.
Все же, если сын не задает в конце концов свой вопрос, его отец должен сам рассказать сыну о событиях Исхода из Египта.
Начинают с отрицательного
Для того, чтобы «захватить» человека, привлечь его чувства к рассказу, необходимо, чтобы повествование начиналось с чего-то отрицательного, с какого-то всеобщего горя, беды, которая заставит слушателя сопереживать, ибо, чувствуя недостаток, дисгармонию, человек желает ее восполнить и, тем самым, когда наступит радостный конец, он будет ему искренне рад. И так сказали наши мудрецы в Мишне:
Начинает (рассказывать) об отрицательном и заканчивает прославлением (Творца).
В Агаде есть два отрицательных момента, с которых мы начинаем:
«Вначале идолопоклонниками были наши праотцы» — это отрицательное начало в духовном плане. Однако в финале мы заканчиваем словами: «А сейчас приблизил нас Творец к службе Ему».
«Рабами были наши праотцы в Египте» — это отрицательное начало в материальном, физическом плане. И это начало преодолевается, и в завершение темы мы заканчиваем словами: «И вывел нас Г-сподь оттуда рукой сильной и мышцей простертой».
Рассказывают о выходе из Египта со всеми подробностями
Следует рассказывать о выходе из Египта «просторно» и со всеми деталями. Благодаря такому тщательному повествованию человек связывает свою судьбу с рассказом и осознает себя частью Агады. Об обязанности рассказывать «просторно», с толком и со многими деталями сказали наши мудрецы в Агаде:
И каждый, кто просторно рассказывает о выходе из Египта, достоин похвалы.
«Иллюстрируют» рассказ Сказали наши мудрецы, что повествование об Исходе должно звучать в то время, когда маца и марор, которые как бы «иллюстрируют» наше горькое рабство и избавление из него, находятся перед глазами рассказчика. Вот почему, когда мы переходим в Агаде к части рассказа о выходе из Египта, мы должны открыть мацу. автор текста: рав Реувен Куклин